Выживающим в стрессе и заточении

Жить в потоке противоречивой информации, внезапно очутиться в ограниченном пространстве на неопределенный срок, под явно-неявной угрозой никому неизвестной напасти со смертельным исходом — как ни крути, это стресс. 

Текст: Аня Амасова
Фотоиллюстрации: Егор Канеев

Как тот, кто много лет провел в условиях ограниченного передвижения и постоянного стресса, а после — прошел курс реабилитации и психотерапии, хочу поделиться советами и опытом. С «поправкой на коронавирус». Практикум по выживанию от постоянно стрессующего.

I. Информация действует на нас сильнее, чем мы думаем

(доказательная предыстория)

Помните стих: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»? Чтобы вы поняли, как сильно работает слово, расскажу историю, как в далеком году мне поставили диагноз «рассеянный склероз (?)» Уточнить диагноз нельзя (для теста в виде пункции нужны основания — явные признаки на МРТ), впрочем, и лечения не существует. Врачам оставалось наблюдать, ежегодно сканируя мозг, и выписывать таблетки «профилактики»: улучшающие память и ускоряющие работу мозга. В течение восьми лет по моей симптоматике можно было проводить учения медиков «Так развивается клиническая картина РС», хотя, как выяснилось, никакого РС у меня не было и нет!

Так как предполагалось, что в конце болезни человек все-таки умирает, а я через восемь лет всего лишь не хожу, не говорю и не способна передать лицом ни одной эмоции (кроме того, большинство обычных житейских действий вызывает панические атаки), — кто-то усомнился, а РС ли это? Разглядел, что никакой я не бизнесмен, хоть и директор издательства, а, скорее, наоборот, — и отправил к психиатру. Вот уже пять лет я «выкарабкиваюсь обратно» (и добилась впечатляющих успехов).

Пока я лежала в богоугодном заведении — Клиника неврозов академика Павлова (еще не психушка, но ее отделение), я наблюдала множество историй. Мой лучший друг в этой клинике — талантище, умница, физик и инженер, красавец и спортсмен — «выдумал» себе астматический приступ, да такой силы, что почти угодил в реанимацию. А одна тетушка «попалась» на инсульте! Вот вы знаете, какая рука «отключается» при инсульте? И не узнавайте даже! Это поможет врачу, обнаружившему все признаки, вычислить обманщика, когда ваш мозг ошибется.

Некоторые выводы

1. Мозг человека может не только «исцелить фуфломицином» или какой-нибудь «чудотворной иконой», но и артистично выдать клинику любой болезни.

2. В мире полно болезней, которые невозможно предупредить, определить и вылечить. К ним не существует ни тестов, ни вакцин, ни лекарств. (Правда, они редко заражают других.)

3. Выход из стресса, избавление от последствий занимает примерно столько же времени, сколько «вход». Это как спираль: вы закручиваетесь, закручиваетесь, закручиваетесь в тугую пружину, и — столько же времени понадобится раскрутиться, чтобы вернуть потом все обратно.

4. Чем меньше вы знаете, тем крепче спите.

II. Необходимые меры информационной профилактики

1. Прекратите серфить интернет. Перестаньте слушать телевидение. Отключите радио. Ну и: не читайте перед обедом советских газет и медицинских справочников.

2. Не позволяйте людям «грузить вам мозг». Когда кто-нибудь из врачей «озабоченно» спрашивает, не хочу ли я сходить к неврологу, я говорю: «Не начинайте сначала!»

2. Фильтруйте входящую информацию: она должна быть точной, дозированной, проходить внутренний «чек» на достоверность. Полчаса в день.

Достоверность, кстати, не всегда задается «экспертным мнением». Во-первых, эксперты тоже могут ошибаться. Во-вторых, если экспертное мнение высказано «в телевизоре» или «в газете» — оно подверглось редактуре. И вы понятия не имеете, какие «не» там сократили в тексте и какие важные детали выкинули далекие от темы люди, чья задача — подогнать мнение эксперта под политику канала и ожидания ЦА для увеличения рейтинга.

Я также прошу обратить внимание, что в качестве экспертов часто приглашаются люди ради пиара. Или — руководители/теоретики, далекие от практики и желания (возможности) рассказать о ситуации.

III. Взять все под логический контроль: паршивый вариант #1 

Нельзя делать вид, что все хорошо, что вы не беспокоитесь, запрещать себе переживать и глушить негативные эмоции. Нельзя «возьми себя в руки, тряпка» и «будь разумной — подумай логически». Вы даже не догадываетесь, куда это вас приведет. (Рассказываю на личном примере.)

Значит, смотрите: в исходной точке, в ситуации, которую психика считает для себя ЧС, вы запрещаете себе переживать, раздражаться, испытывать сильные чувства — всякие там тоску-грусть-злость-безысходность-желание покричать и поплакать. Вы думаете, что должны быть позитивны и радостны, слушать голос разума, а для этого — бинго! — «взять эмоции под контроль» и «не давать волю эмоциям».

Но история в том, что эмоции нельзя отключить «выборочно». Вы же не компьютер с галочками: «выбрать страх, раздражение, беспокойство, тревогу — delete». Нет! Можно только вырубить блок питания одного из двух «процессоров» — полушариев мозга. Целиком.

Что происходит? Внутри вас один процессор, отвечающий за разум и логику, обнаруживает, что дискомфорт причиняют все эти «неуместные сейчас переживания и слишком сильные эмоции» из второго процессора, и путем сильной воли — в ходе освободительной операции — просто шмякает второй процессор, заставляя его молчать. Воля — это что-то вроде внутренней вашей Росгвардии. 

Значит, смотрите: вы отключаете целое полушарие, оставляя включенным только процессор с разумом и логикой (это такой чипсет), а вторую коробочку «с эмоциями и чувствами» приглушаете (или изолируете напрочь — тут все зависит от «военной мощи» и полководческого таланта). Но получается, что вы грохнули не только негативную часть спектра, а весь. И можете теперь наблюдать, как из вашей жизни уходят восторг и возбуждение, нежность и уверенность, горе и сострадание, веселье и удовольствие, злость и азарт, гнев и вдохновение. Поняли, да? Эти штуки еще и парные! (И, кстати, не всегда совпадают по спектру.)

А дальше еще интереснее. Потому что вы отмечаете, что давно перестали плакать, но не замечаете, что заодно — и смеяться. Вот этот сухой нервический клекот — это же не то, что вы заливисто делали ранше? Что блестяще справляетесь с задачей не показывать печаль, раздражение, злость, но и мимики стало меньше. Правильно: эмоции, рождающие мимику, ушли, и теперь ее пытается создавать искусственным путем ваш «интеллектуальный процессор».

И вот уже это сначала какие-то гримасы, а потом — ничего не выражающий застывший лист лица, так как разум, воля и логика не справляются с задачей. Слишком много усилий прикладывается, чтобы постоянно отвечать на вопрос: какую эмоцию надо изобразить в этом случае? И что же следует сделать: растянуть губы? Поднять брови? «Интеллектуальный процессор» вообще не умеет верно отвечать на такие вопросы. (См. сериал «Обмани меня».)

Да, вы верно все поняли: первый процессор потихоньку берет функции второго на себя. Правда, ни петь, ни танцевать с помощью логики не выходит. Нокаутированная волей коробочка отключила слух и способность принимать-воспроизводить мелодию. А вместо мягких, плавных движений выходят странные, похожие на конвульсии, подергивания.

Тело перестает вас слушаться. Все больше интеллектуальных усилий приходится применять, чтобы встать, повернуться, пройтись. «Как, как, черт возьми, она это делала?» — пытается разобраться оставшаяся в одиночестве коробочка. «Шаг — это контролируемое падение», — читает она в инструкции по ходьбе, и посылает войска своей воли контролировать падение. Войска, как обычно, справляются с переменным успехом.

В конечном итоге, вы перестаете выходить из дома. Впрочем, парки и закаты вас уже не прельщают. Иногда вспоминаете, что тело человека (внешняя оболочка для разума) должно быть здоровым, а ему для этого нужен воздух. Вы как-то особенно остро понимаете, что вам надо сохранить эту штуку (внешнюю оболочку для разума), потому что разум без нее не живет (но это только пока, потом мы сможем перемещать его в компьютер!), и больше всего вас начинает волновать физическая безопасность. Вы начинаете чаще мыть руки...

Оказывается, от второй коробочки работала полезная приблуда — интуиция. То есть способность ощущать, угадывать, предсказывать будущее. Отсутствие интуиции приходится заменять логическим выводом на основе введенных данных. И так как количество данных у нас теперь безгранично (и я уверяю, не существует ни одного места, ни одной ситуации, в которой кто-нибудь когда-нибудь не пострадал или даже не помер) — все ваши войска, армия и флот, постоянно подняты по тревоге.  

Забитый сапогами Росгвардии страх, вообще-то являющийся эмоциональным выражением предупреждающего сигнала опасности, поданого инстинктом (это вроде программы Dot), перестает выполнять свою роль «беспокоящего логическо-разумную половину мозга», чтобы та включила программу рациональных действий. Вся эта ситуация, с перегруженной какой-то чушью операционкой, запертым страхом и охреневшими от круглосуточных маневров войсками приводит к паническим атакам — внезапно сбивающимся настройкам системы (вроде множества выпадающих на экране черных окон): она истошно вопит «аларм!!!» вообще на пустом и ровном месте.

С речью тоже происходит странное. Сначала пропадает дикция. Так как рот и щеки все меньше принимают участие в мимике. Вы знаете, что надо делать ртом, чтобы у вас получилась буква О? П, Б или С? И куда надо дуть из себя воздух? Я знаю! Потому что когда у вас не работает вторая коробочка, даже для того, чтобы издавать звуки, вам приходится пользоваться умом и прибегать к контролирующим органам, которые знают, как технически «человеческим инструментом» создается каждый звук.

Та же фигня теперь и с текстом. Вы перестаете воспринимать художку. О как! Оказывается, образное мышление тоже работало от второго процессора! (Зато, наоборот, с инструкциями, руководствами и «поставьте галочку напротив правильного варианта» у вас начинает получаться хорошо.) Слова (иногда вы не можете подобрать им правильное значение) распадаются на отдельные буквы. (Зато, наоборот, вдруг неожиданно начинаете понимать, что же все-таки значат эти цифры!) Самое отвратительное для писателя — вы с трудом складываете эти отдельные буквы-слова в осмысленные предложения. 

Дальше? Дальше возникают совсем интересные эффекты (вы уже не печалитесь и не ужасаетесь по этому поводу — вам нечем, — зато лихо отмечаете как любопытный факт). Например, иногда ваши мозг и речь теряют связь. Это немножко напоминает акустический эффект «плохого телефона»: вы «слышите» фразу в голове, а параллельно, с задержкой в секунды, слышите «вторую дорожку» — отстающий от «чистого разума» собственный механический голос. 

Пытаясь разобраться, в чем причина поломки, вы обнаруживаете, что у вас перебои с напором воздуха. И все чаще просыпаетесь по ночам от того, что не можете его вдохнуть. Ваш разум светел и чист, поэтому вы наблюдаете (благоразумно стараясь не потревожить близких), как инстинкты судорожно пытаются сделать вдох, но нихрена не выходит — как будто в горле перекрыли вентиль. Когда воздух все-таки врывается в легкие (благословение инстинктам!), вам приходится признать, что система рефлексов сбоит, когда первый процессор поставлен на сон. В общем, еще чуть-чуть, и будет как в том анекдоте: «Ежик шел-шел, забыл как дышать и умер».

Количество того, что приходится контролировать — всего! — уже на пределе, а получается все хуже и хуже. Из рук вон. В конце концов, все это совсем не похоже на того эффективного, исключительно рационального и абсолютно спокойного человека, каким вы хотели стать в самом начале...

...Если бы в самом начале вы знали, что эта эмоционирующая не по делу орущая коробочка, отвлекающая вас своими слезами и тревогами отвечает за

ВСЕ ЭМОЦИИ, ВСЕ ЧУВСТВА, ДВИЖЕНИЯ, КООРДИНАЦИЮ, РЕЧЬ и ИНТОНАЦИЮ, ЖЕЛАНИЯ, ФАНТАЗИИ и МЕЧТЫ, УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СЕКСА, ИНТУИЦИЮ, ЧУВСТВО ГОЛОДА, НЕРВНУЮ СИСТЕМУ, РЕФЛЕКСЫ, ОЗАРЕНИЯ и ТВОРЧЕСТВО, и при этом САМА, легко и без усилий, СОЗДАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ

— вы бы, возможно, поостереглись молотить ее кувалдой. («Если ты такой умный мозг, то почему ты такой тупой?»)

IV. Отдаться на волю эмоций — паршивый вариант #2

Обратный вариант, когда процессор «эмоции» все-таки захватывает власть, принимая управление на себя. Не желая слушать логические доводы. Да даже не ища, собственно, рациональных вариантов и логических доводов. Разумная половина сдается под напором эмоций и замыкается («Чего с этой дурой разговаривать?! Этой истеричке все равно ничего не докажешь!»), уходя в какие-нибудь путаные логические конструкции (или в бутылку).

И это тоже опасный вариант, потому что не так уж и безобидно давать волю истерике, паранойе, нагнетанию паники. Вы ведь знаете, что шквал эмоций — это захватывающий процесс? Буйство чувств, невиданные по силе эмоции — это наркотик. Пока логик нюхает какую-нибудь хрень или потеет в спортзале, чтобы ненадолго испытать хоть отдаленно похожее, — процессор «эмоция» находит очередную чрезвычайную ситуацию и генерит себе мощнейший кайф. (Контроль за трафиком, созданием и сбытом осуществляет, как мне кажется, нравственность.)

Вообщем, хорошо бы понимать, что половины рождены вдвоем совсем не для противостояния друг другу, а для того, чтобы быть вместе, РАВНЫМИ. Общаться и дружить, стремясь к равновесию и балансу.

V. Как удержать равновесие и свести баланс

Конечно, если вы дошли до последней стадии — тут без курса психотерапии и таблеток не обойтись. Но если вы в самом начале затяжной стрессовой ситуации (как сейчас) или даже уже ловите себя, что «не справляетесь с эмоциями» — возможно, вам пригодятся мои практические советы.

Первое. Ничего никуда не загоняйте и никому не давайте полную власть. Пусть эти двое внутри вас сядут и поговорят друг с другом. Одна половина мозга выскажет все свои опасения, а вторая половина предложит четкий план. Ну или хотя бы скажет: «Расскажи мне о своих опасениях, что ты там хочешь и чувствуешь, нафантазируй вариантов решений. Я подумаю об этом в течение недели, все соединю и, исходя из реальных возможностей, фактов и объективных угроз, придумаю оптимальную программу действий».

Второе. Займите эмоции и чувства творчеством. Принцип действует в обе стороны. Если вы что-то глушите — страдает вся половина мозга. Но и наоборот: развиваете что-то в ней — тоньше и лучше работает всё остальное.

Пойте. Танцуйте. Выражайте свои страхи в рассказах, переформатируйте тревожность в планы по спасению мира. Пишите картины, слушайте музыку. Гурманствуйте. Наслаждайтесь эротикой. [Из тайного хранилища Музея: [e r o t i q u e] : Егор Канеев : фото (зины)] (.pdf 2,2 Mb) Читайте художку, созданную не для анализа, а для чувств и игры воображения, не брезгуя «компенсаторной литературой» вроде героического фэнтези или любовных романов — компенсируя недостаток впечатлений и героических подвигов в собственной жизни. «Книги — вместо наркотиков.»

Третье. Пусть рациональный мозг тоже займется чем-то полезным. Изучением иностранных языков, игрой в шахматы, освоением новых компетенций или чем он у вас там любит заниматься.

Четвертое. Отправьте обоих в короткий отпуск: разгрузите, давайте отдохнуть каждому процессору во избежание перегрева. «Три дня командует один, три дня — другой. По субботам я выходной» (Рэй Бредбери. За давностью лет, не ручаюсь за точность цитаты.) Вот вам хорошее видео — для ваших медитаций. Куда ж без них. 

Пятое. Возвращайтесь в реальный момент. Оставьте разум и эмоции без контроля — пусть одни поиграют. Отпустите, не беспокойтесь, что они там делают — посмотрите вокруг себя, вспомните реальную жизнь. Мне помогает «трогать» — людей, вещи, детей, кошек. «Ощущать» — гладкое, шершавое, нежное, холодное, горячее, горькое, мягкое, волосатое... Что (кто) вас сейчас окружает? Какие они на ощупь? На запах? На вкус? Каких цветов? Различить и запомнить все удивительные, прекрасные оттенки.

Шестое. Возвращайтесь к себе. Вы — это не только ваш мозг с двумя его половинками. У вас есть тело. Реальное, физическое тело. Про которое забываешь, когда увлечен игрой любой из половинок мозга. Его можно уложить в ванну с пеной и потереть колючей горячей мочалкой. Распаренное, облить холодной водой. Намазать какой-нибудь вкусно-пахнущей фигней. А потом приготовить ему еду и ароматный кофе.

Возврат к телу я лично обычно начинаю с ног. Знаете, вот это шевеление пальцами. А, как приятно и щекотно! Покрутите ступнями. Понаклоняйте вверх и вниз. А теперь попробуйте покрутить обе ступни в одну сторону. (Только смотрите на них, потому что иногда мозг вас обманывает.) Ну как, клёво?.. А теперь — гимнастика!..

Седьмое. Вернитесь в себя. Потому что вы — это и есть ваш дом. 

Когда психиатры вводили меня в гипнотический транс, — я хорошо запомнила впечатления, — внешний мир «уходил». Он как будто постепенно стирался, растворялся, исчезал... Сжался сначала до размера города, потом — до Васильевского острова. Одна за другой исчезали его проспекты и линии, вот уже исчезла и улица за окном... исчезло само окно, аквариум, стул подо мной. Вместе с внешним миром пропадали звуки, тревоги, врачи. Пространство сжалось до размеров меня. И — миг! — я оказываюсь не вовне, а внутри. Не во внешнем — во внутреннем мире.

Что в нем?.. У меня там — на всю мою упругую бесконечность — растекался полный тишины и гармонии черный-пречерный космос...

...Откуда мы? Зачем здесь? Куда вернемся?..
И уж точно не может быть случайно, что с химической точки зрения состоим из пепла крупнейших звезд. 

Таймплас by Егор Канеев
[апрель, 2020]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!