В ПОИСКАХ НАПОЛЕОНА: путешествие на остров Эльба

От Музея: заметки из экспедиции на Эльбу, предпринятой в 2014 году фотографом и путешественником Евгением Бурлаковым и соучредителем издательства «Фордевинд» Ириной Бурлаковой, с целью отыскать «наполеоновские места» и рассказать о них в задуманной редакцией книге... Эта часть была опубликована в том же году на ныне несуществующем сайте издательства и предвосхищает опубликованную Ко дню рождения императора часть: «Наполеоновский маршрут»: от Пьяцца делла Репубблика до Вилла «Мельница».

На фото: Эльба, задний план - Корсика
Путешественники: Ирина и Евгений Бурлаковы
Текст и фотографии: Евгений Бурлаков

Часть 1 : «География»

Если выйти на берег моря в районе города Чечины (область Тоскана, местность Маремма), в хорошую погоду можно разглядеть на горизонте гористый массив земли. Это французский остров Корсика, – родина Наполеона Бонапарта. На фоне гор Корсики более четко проступают горы поменьше – это остров Эльба, место первой ссылки Бонапарта.

По сути дела весь жизненный путь великого французского императора укладывается между этими островами, разделенными 60 километрами Тирренского моря: и Тулон, и Париж, и покорение Европы, и Египетский поход, и Аустерлиц, и Бородино, и Москва, и переправа через Березину, и сражение под Лейпцигом. После — только Ватерлоо и остров Святой Елены в Южной Атлантике...

Итак, наш путь лежит к Наполеону на остров Эльба. Сориентируемся: на абсолютно плоской Маремме *, левее Эльбы, возвышается небольшая одинокая гора. Это полуостров Пьомбино, там же расположен город и порт Пьомбино, откуда отправляются паромы на остров Эльба. Нам туда, по Аврелиевой дороге ** километров 20!

[* Маремма — бывшая когда-то житницей Римской империи, в Средние века Маремма сильно деградировала, поля сменили болота, вокруг свирепствовала малярия, люди ушли, и Маремма превратилась в прибежище для разбойников и пиратов. Такой она и была во времена Наполеона. Фактически — дыра. Нормальная жизнь вернулась в Маремму только во второй половине XIX века, когда болота стали осушать, с пиратами — бороться, построили железную дорогу, а вдоль нее выросли города. Поэтому ныне это вполне себе курортная местность, знаменитая прибрежными хвойными лесами, высаженными для защиты побережья от морских ветров.]

** Аврелиева дорога — построенная по инициативе отставного римского цензора (Это не нынешний цензор! Цензорами в Древнем Риме называли чиновников, занимавшихся финансовым контролем.) Гая Аврелия Котты, Аврелиева дорога служит людям и поныне. Разумеется, ее заасфальтировали, на перекрестках устроили круговое движение, повесили знаки и установили электронные системы контроля скорости, и теперь она называется просто Via Aurelia. Как во времена Римской империи, так и сейчас, Аврелиева дорога ведет из Рима вдоль берега Тирренского моря в город Пизу. Ближе к Пизе горы отступают от моря, и дорога проходит через Маремму.

Порт Пьомбино

Порт Пьомбино не произвел приятного впечатления, – типичный «ржавый» промышленный порт. Это понятно, ведь в городе расположен крупный металлургический комбинат Арчелор-Миттал (тут же как-то участвует наша «Северсталь»). Во времена Наполеона здесь тоже развивалась металлургия – недаром Наполеон, захватив Тоскану, вырезал этот лакомый кусочек земли вокруг Пьомбино, оформил его в виде независимого государства – Княжества Лукка и Пьомбино — и подарил своей старшей сестре, Элизе Бонапарт.

Видимо, все Бонапарты были хорошими менеджерами: Элиза успешно развивала свое карликовое государство, и за это брат сделал ее Великой герцогиней Тосканской. Пьомбинское княжество упразднили и объединили с остальной Тосканой, а Элиза со своим двором переехала во Флоренцию. (К Элизе Бонапарт мы еще вернемся в одной из следующих частей описания путешествия…)

На Эльбу из Пьомбино примерно раз в час летом и реже в остальные времена года ходят паромы двух пароходных компаний: Moby и Toremar. Если паромы Toremar оформлены строго, то паромы Moby, в противовес унылому промышленному пейзажу, веселенькие – на борту нарисованы мультяшные киты, рыбки, человечки, жирафы, львы и другие персонажи. Их автор известный детский художник, мультипликатор и карикатурист из Аргентины Гильермо Мордилло. Кстати, последний паром уходит полдевятого вечера – долго на Эльбе не засидишься!


Пролив Пьомбино
Справа — Италия, слева — Эльба, дальний план — Корсика

Плыть до Эльбы на современном пароме минут 30—40. Наполеон плыл значительно дольше и, разумеется, не из Пьомбино. Для него это было настоящее многодневное морское путешествие. 

Панорама Эльбы

Эльба – большой остров, третий по размеру итальянский остров после Сардинии и Сицилии. Издалека остров отдаленно напоминает верблюда, зачем-то погрузившегося на дно, но так, что два его горба остались торчать над водой. На нем несколько городов, и самый главный город – это Портоферрайо, который расположен между двух гор-горбов, поросших лесом. Когда подплываешь к главному городу Эльбы, становится понятно, почему Портоферрайо построили именно в этой части острова: это единственное более-менее плоское место без обрывов и к тому же с удобной бухтой.

[Первая публикация: 12.10.2014]

Часть 2 : «Прибытие императора»

То, что город Портоферрайо связан с Наполеоном, чувствуется повсюду: образ французского императора обыгрывается на рекламных плакатах (вот здесь, например, он рекламирует солнцезащитные очки), в витринах магазинчиков стоят бюсты Бонапарта, даже пешеходные дорожки помечены фигурой в синем мундире и в треуголке. Значит, мы правильно приехали! Покупаю подробную карту острова, поднимаю глаза и вижу щит с планом города. По плану бегут красные и синие стрелочки. Красные – маршрут по истории Медичи, синие – наполеоновский маршрут. Все – теперь ясно, куда идти!

Наполеоновский маршрут начинается с причала. Порт Портоферрайо расположен в небольшой бухте, от которой в гору карабкаются узкие пешеходные улочки. Вход в бухту охраняет приземистая восьмиугольная башня на каменистой косе. Именно в эту бухту после долгого морского путешествия из Франции весной 1814 года прибыл низвергнутый Бонапарт. Его сопровождали представители стран-победительниц: Великобритании, России, Австрии и Пруссии, небольшая свита и 600 верных ветеранов Старой Гвардии.

Башня крепости Stella
Когда император прибыл в город, над ней подняли
флаг Независимой Эльбы

Наполеон прибыл сюда вовсе не пленником, а в качестве Императора острова, который ради него превратили в независимое государство. Надо сказать, что союзники не решились заключить Бонапарта в какую-нибудь тюрьму, опасаясь волнений и попыток его освобождения. О казни поверженного императора в галантный XIX век речь не шла вообще! А так, вроде бы и в изгнании, но в то же время действующий император, пусть и одного небольшого острова.

Кстати, англичанам не понравилось решение отправить его императором на Эльбу. Нет, против императора острова они не возражали. Просто считали, что остров должен находиться где-нибудь подальше от Франции и от Италии, ведь в последней правили его родственники (сестра Элиза) и друзья (Мюрат в Неаполитанском королевстве). Как они оказались правы! Великобритания, впрочем, подстраховалась и держала на всякий случай военно-морской флот неподалеку.

 
Пьяцца Делла Репубблика

Сразу после прибытия Наполеон должен был официально вступить в должность Императора Эльбы. Говорят, он много думал о том, как его примут жители острова, известные своим независимым нравом. Инаугурация нового императора состоялась в церкви Рождества Девы Марии на главной площади Портоферрайо. На эту площадь, которая сейчас называется Пьяцца делла Репубблика, можно попасть из порта, если перейти набережную и пройти сквозь узкие массивные ворота с часами...

Вход в город
Возможно, именно через эти ворота входил Наполеон

В церкви собрались все знатные островитяне, бывший губернатор сложил с себя полномочия и передал их новому правителю. Наполеон в качестве уже Императора Эльбы произнес небольшую речь, подготовленную на корабле. Он заверил новых подданных, что с полной серьезностью намерен править островом, что не рассматривает Эльбу как временную ссылку, и что надеется, что эльбанцы будут его вспоминать как правителя, много сделавшего для развития острова...

Церковь Рождества Девы Марии

Так, небольшая церковь Рождества Девы Марии с розовым треугольным фронтоном на площади Республики и является пунктом № 1 «наполеоновского маршрута».

[Первая публикация: 14.10.2014]

Часть 3 : «Император и мебель»

 
Мэрия коммуны Портоферрайо

Именно здесь и поселился Император Эльбы Бонапарт Наполеон. Собственно он жил в своем офисе, тут же он и работал… императором. 

Cейчас это — здание мэрии коммуны Портоферрайо. 200 лет назад это тоже было административное здание. Мягко сказать, не совсем жилое: его строили именно как присутственное место — с коридорами, вестибюлями и маленькими кабинетами. Чтобы как-то превратить это место в подобие дворца, Бонапарт распорядился купить побольше ткани, портьер, гобеленов и зеркал, чтобы как-нибудь задрапировать казенное убожество и создать иллюзию пространства. Кроме того, император должен сидеть на троне. Был устроен смотр всех кресел и стульев мэрии. Самое приличное из них и назначили на должность трона.

Наполеон страдал без хорошей и достойной мебели. Но на Эльбе лучше было не найти. Тогда он написал письмо сестре Элизе с просьбой прислать ему хорошую мебель из Флоренции. Сестра откликнулась, и вскоре в Портоферрайо отшвартовался тосканский корабль, груженный мебелью... 

Впрочем, на этот счет существует исторический анекдот. Злые языки утверждают, что дело было совсем не так. Якобы муж Элизы, Великий герцог Тосканский плыл на своем корабле по морю и попал в сильный шторм. Его изрядно потрепало, и Великий герцог вынужден был зайти в бухту Портоферрайо — переждать бурю и кое-чего отремонтировать. Наполеон откуда-то узнал, что его зять везет на судне мебельный гарнитур, велел напоить и уложить спать родственника, а в это время солдаты Старой Гвардии перетаскали мебель из трюма в здание мэрии – благо это недалеко, практически через дорогу.

Разумеется это неправда — мы же знаем!

[Первая публикация: 25.10.2014
[Републикация в Музее: август 2020]
Социальный плакат от
Социальный плакат от "Подписных Изданий" / художник: Алиса Юфа

События

09.10.2020
Вышла в свет книга Игоря Черкасского — сборник «легенд для книжных детей», проиллюстрированная картинами художника Светланы Корниловой. ИД «Городец»
27.09.2020
Обзор публикаций и деятельности Музея за время карантина, электронная альтернатива очередного тома «Книги Сокровищ» — для друзей Музея, которым важно быть в курсе новостей Книжной галактики. ​​​​​​​
15.07.2020
Первая церемония награждения ДИПЛОМОМ за избранный творческий проект среди библиотек.
11.07.2020
Музей уникальных вещиц разыскивает автографы для своей коллекции
17.05.2020
Музей уникальных вещиц примет в дар любую БУКВУ для именного указателя - навигатора по Музею.
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС