Феерия @КВАРТЕТЫ. О МЕЧТАХ БИБЛИОТЕК, или Планирование тиражей и себестоимости

Новая лекция в нашем интерактивном спектакле! На примере подписных сувениров Музея мы с вами узнаем о желаниях и запросах библиотек (в количестве экземпляров на ЦБС каждого издания), выберем оптимальные в нашем случае тиражи, увидим наглядные различия в полиграфической себестоимости на разных тиражах и поймем не только принцип планирования, но и каким образом возможно обеспечить исполнение желаний за счет заинтересованных читателей. И в конце еще некоторое количество любопытных выводов.

Лектор: Аня Амасова
Глиняный сувенир "Человечек"
Художник: Алексей Панайотти

Как узнать о желании?

Подарок хорош, если он желанен. Поэтому сначала нам важно знать, о чем на самом деле мечтают библиотекари. В отношении книг — о реальном количестве необходимых им экземпляров. Как это сделать? Разумеется, спросить! Именно с этой целью Музей создал для библиотек вот такие "Листы подписных сувениров" — файлы, содержащие минимальные необходимые библиотекам сведения, и ссылки на страницы сайта, где заведующие библиотек и ОКиО могут познакомиться с авторами и изданиями подробнее. (То есть, сначала вам надо основательно подготовиться и иметь то, что вы предлагаете хотя бы в полусозданном виде — обложки, вступительные статьи, библиографические описания, полное представление о содержании и т.д.)

 

Фрагмент из Листов подписных сувениров для библиотек

ЛИСТЫ ЖЕЛАНИЙ ДЛЯ БИБЛИОТЕК. По сост. на ИЮНЬ. (pdf)

Музей отправил их для начала ближайшим друзьям — ЦБС Санкт-Петербурга, и благодаря заведующий отдела комплектования ЦГПБ им. Маяковского Светлане Костроминой получил первый отклик.

Первый отклик

Первый отклик дает нам полное представление и о том, сколько реально книг необходимо одной ЦБС, и о том, каков потенциальный размер в экземплярах на город (или целый ряд ЦБС других регионов) для издания при удачном финансовом раскладе, который позволит «масштабировать» нашу игру.  Например, если бы мы взяли за программу-максимум обеспечение библиотек региона "Санкт-Петербург", то нам потребовлось бы взять средние цифры и умножить на количество ЦБС в городе (на количество районов).

Ну а пока мы с вами берем первые пять заявок библиотек за некий минимум, которого хотелось бы достичь, чтобы рассчитать, каким образом это сделать.

1. ЦБС Московского района СПб
Игра "Квартеты" — 5 экз.
У. Сароян. "Годы вашей жизни" — 3 экз.
Э. Гайдай. "Слова волшебника" — 3 экз.
В. Сертаков. "Отдел человеческих страстей" — 2 экз.
2. ЦГДБ им. А. С. Пушкина
В. Запаренко "Театр теней и Большое чаепитие" – 6 экз.
В. Сертаков. "Отдел страстей человеческих" – 1 экз.
3. ЦБС Кировского района СПб
Игра "Квартеты" — 100 экз.
У. Сароян. "Годы вашей жизни" — 10 экз.
Э. Гайдай. "Слова волшебника" — 10 экз.
В. Сертаков. "Отдел страстей человеческих" — 15 экз.
В. Запаренко. "Театр теней и Большое чаепитие" — 30 экз.
4. МЦБС им.М.Ю.Лермонтова
Игра «Квартеты» — 5 экз.
У. Сароян. "Годы вашей жизни" — 1 экз.
Э. Гайдай. "Слова волшебника" — 1 экз.
В. Сертаков. "Отдел страстей человеческих" — 4 экз.
В. Запаренко "Театр теней и Большое чаепитие" — 1 экз.
5. ЦГПБ им. В.В. Маяковского
Игра «Квартеты»,— 5 экз.
У. Сароян. "Годы вашей жизни" — 5 экз.
Э. Гайдай. "Слова волшебника" — 5 экз.
В. Сертаков. "Отдел страстей человеческих" — 5 экз.
В. Запаренко. "Театр теней и большое чаепитие" — 5 экз.

 

Сводные сведения по 5 заявкам от центральных библиотек и районных ЦБС города:

А0. КВАРТЕТЫ — карточная игра по операм — 115 экз.
У1. ГОДЫ ВАШЕЙ ЖИЗНИ — пьеса - лауреат Пулитцеровской премии + фотоколлекция —19 экз.
Э2. СЛОВА ВОЛШЕБНИКА — пьесы для детских спектаклей — 19 экз.
В3. ОТДЕЛ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ - современные рассказы петербургского автора — 27 экз.
В4. ТЕАТР ТЕНЕЙ и БОЛЬШОЕ ЧАЕПИТИЕ - раскраска + фигурки — 42 экз.

Это программа-минимум. Программа-максимум для библиотек Санкт-Петербурга: умножить цифры хотя бы на 4. Пока идем по "программе-минимум".

Оптимальный тираж и оптимальная себестоимость

Мне бы хотелось, чтобы при расчете НАСТОЯЩИХ тиражей вы не забывали, что у вас есть 17 обязательных экземпляров, в соответствии с федеральным законодательством РФ, которые вы обязаны направить в федеральные библиотеки. Также могут действовать территориальные законы об обязательных экземлярах, направляемых в библиотеки вашего региона (например, для Санкт-Петербурга это еще 3). Но так как мы с вами в нашем театре создаем игрушечные тиражи, которые так и так отправим в библиотеки, то при расчете своих микро-тиражей «обязательные экземпляры» мы пока не учитываем.

1. ТЕАТР ТЕНЕЙ

Себестоимость печати 1 экземпляра (и стоимость подписки) - 500 рублей.
Тираж в 42 экземпляра - ненамного дешевле — 450 рублей за экз. — 18 900.
Тираж в 100 экземпляров - уже 184 рубля за экз. — 18 400.

Очевидно, что печать тиража в 100 экземпляров вообще экономически выгодней и в целом даже дешевле, чем печать тиража 40 или 50 экземпляров. Поэтому это и будет наш "оптимальный тираж": 100.

Чтобы собрать необходимую сумму, нам необходимо найти желающих на 37 экземпляров этого сувенира (37 * 500 = 18500).

План распространения: 37 экз. читателям-меценатам + 42 экз. библиотекам + 7 экз. редакционной группе (по числу участников), остается 14 экземпляров, которые могут быть подарены автору-художнику для его встреч с читателями.

2. ОТДЕЛ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Себестоимость печати 1 экземпляра (и стоимость подписки) - 500 рублей
Тираж в 27 экземпляров (30) - 285 руб. за экз. - 8 500.
Тираж в 100 экземпляров - 170 руб. за экз. - 17 000.

Конечно, тираж в 100 экземпляров выглядит более осмысленным. А значит, нам надо найти 34 человека из числа читателей-поклонников автора, готовых приобрести сувенир по цене 500 руб., чтобы собрать необходую сумму.

План распространения: 34 экз. читателям-меценатам, 27 экз. - библиотекам, 13 экз. - редакционной группе, принявшей участие в создании. Оставшиеся 26 экземпляров могут быть частично подарены автору и частично отправлены на благотворительные программы города.

3. СЛОВА ВОЛШЕБНИКА

Себестоимость печати 1 экземпляра (и стоимость подписки) - 1000 рублей.
Тираж в 19 экземпляров - 600 руб. за экз. - 12 000 рублей.
Тираж в 50 экземпляров - 240 руб. за экз. - 12 000 рублей.

Тут очевидно, что тираж и 20 экземпляров, и 50 экземпляров обойдется ровно в одну и ту же сумму. Поэтому нет никакого смысла печатать 20-30 экземпляров, а есть смысл в качестве оптимального тиража выбрать 50 экземпляров. А значит, нам необходимо собрать желающих для приобретения 12 книг.

План распространения: 12 экз. - читателям-меценатам, 19 экз. - библиотекам, 12 экз. - редакционной группе, нашим волонтерам-добровольцам, оставшиеся 7 могли бы распределиться по двум театрам - театру марионеток им. Деммени, режиссером которого является автор-драматург, и где идет несколько спектаклей из этого сборника, и театру "Балтийский дом", где вот уже 10 лет идет спектакль "Алые паруса" из этого сборника.

4. ГОДЫ ВАШЕЙ ЖИЗНИ

Себестоимость печати 1 экземпляра (и стоимость подписки) - 1200 рублей.
Тираж в 19 экземпляров - 700 руб. за экз. - 13 300 рублей.
Тираж в 50 экземпляров - 300 руб. за экз. - 15 000 рублей.

Собственно, ситуация не изменилась. Смысла в 20-30 экземплярах нет, так как тираж в 50 экземпляров обойдется дешевле, чем в 30. А значит, нам необходимо найти 13 ценителей, которые бы приобрели издание для себя.

План распространения: 13 экземпляров - читателям-подписчикам, 19 экземпляров - библиотекам, 6 редакционных экземпляров - создателям, оставшиеся 12 могли бы стать ценными музейными экспонатами.

5. КВАРТЕТЫ

Это оказалось для меня сложным, потому что я в принципе не считала тираж больше 100 экземпляров, и, по-моему, даже типография тиражей больше ни для одной колоды не делала. Кроме того, у всего существует минимальная себестоимость - та цена, ниже которой уже не бывает. Поэтому давайте посчитать исходя из наших знаний о том, что стоимости тиража 100 экземляров - 31 000.

Себестоимость печати 1 экз. - 500 рублей.
Тираж 115 экземпляров карточной игры "Квартеты" - 35 000.

Я бы сказала, что тут мы можем рассчитывать только на средства меценатов, потому что за счет разницы в цене мы выигрываем не много. Чтобы обеспечить желаемые библиотеками 115 колод, нам необходимо найти 185 страждущих приобрести игру себе.  И хотя я вижу, что желающие приобрести игру есть, все-таки таких "объемов продаж" силами Музея не добиться. Скорее всего, мы просто уменьшим количество до средних значений.

Выводы

На что мне хотелось бы обратить внимание студентов и драгоценного книжного сообщества. Во-первых, как ни странно, "лидерами" по количеству ЖЕЛАЕМОГО для библиотек на сегодняшний день являются творческие пособия для занятий с детьми - игры, раскраски, фигурки для театра теней. Как бы совсем не то, что традиционно считается "книгой" или "в чем нуждаются библиотеки".

Также мне кажется интересным момент, что рассказы современного писателя (по крайней мере, на уровне города, жителем которого он является) отнюдь не менее востребованы библиотеками, чем классическое произведение, облдающее престижными премиями. И даже более. Это очень радостное и позитивное для меня открытие.

Впорочем, то, что пьесы современного драматурга нужны в том же количестве, что и пьеса, которая шла на Бродвее в 40-х и покорила мир, тоже радостное для меня открытие.

Все-таки самое главное в книгоиздании — делать то, что необходимо книжным людям. И если бы у книгоиздателей был бы такой ресурс распространения, как библиотеки, мы бы наблюдали сейчас совершенно иную картину по наименованиям, тиражам, жанрам, темам и направлениям, по отношению к современным авторам, по подходу к выбору и созданию книг, по стоимости книг для читателей... по всему.

Также мне хочется сделать акцент для наших законодателей и разработчиков всяких программ, что НЕВОЗМОЖНО узнать цену книги для библиотеки ДО того, как мы поймем размер ее тиража.

Некоторое количество книг, игр, раскрасок, творческих пособий необходимо библиотекам не совсем для себя, а для подарков детям — участникам всевозможных конкурсов и розыгрышей. (Если уж вы хотите, чтобы библиотеки выполняли эти функции образовательно-развлекательных центров, то это стоит учесть.)

Важное замечание: разумеется, при планировании настоящих, а не сувенирных тиражей в игрушечном спектакле, вы учитываете значительно больше составляющих — не только стоимость полиграфии. И себестоимость издания у вас определяется не по полиграфии (она — при  тиражах 1500 - 5000 экз. где-то 30% от реальной себестоимости). Но говорить о каких-то дополнительных расходах на книгоиздание есть смысл, если вы играете более масштабно. Например, на 85 регионов России. 

ПОДПИСНЫЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ,
которые пожелают сувенир для себя,
чтобы у Музея появилась возможность сделать подарок библиотекам.
(скачайте, заполните, пришлите до 15.09.2021)

Правила Подписки

Перейти к ПРАКТИКЕ ШИФРОВАНИЯ (составлению БО  и БЗ) >>>

[июнь, 2021]

События

30.09.2021
Объявлены результаты конкурса детских поэтов «Лекое перо» на соискание премии Игоря Шевчука. Шорт-лист — 19 поэтов и их произведений из 550 участников и сборников их произведений.
12.09.2021
Музей поздравляет с Днем рождения художницу Катю Бауман
09.09.2021
Правительство выделило почти 2 миллиарда рублей на комплектование библиотек и развитие детских театров в регионах России. Внесены изменения в программу «Развитие культуры»
03.09.2021
Полное собрание летнего курса лекций «Книгоиздание как Искусство» и другие новости Книжной галактики
02.09.2021
По сообщению газеты «Коммерсант», Александр Мамут продал издательский и полиграфический бизнес Олегу Новикову.