ПОТЕХА. ЧерноеБелое

Глава 11 [ПОТЕХА], в которой Овечка получает в подарок Все Буквы, Пёсик Овечкин купается в карандашах, герои узнают, что Черного и Белого не существует, и знакомятся с художником, жителем другого Острова.

Театр благодарит меценатов: 
художника Максима Егорова
за радость и потеху для Овечки;
художника Андрея Коротаева - BoroDA
за иллюстрацию к «Красной Шапочке» (взгляд сверху);
семью Калининых за производство уникальных
деревянных игрушек "Фаника".
Автор сценария: Аня Амасова
Художник персонажей: Ирина Коноп
Фотограф-путешественник: Евгений Бурлаков

Сцена 1. Белый

Планета Театр Слов. День. Прибывает телепорт. Из него выходит Капитан Джен... Овечкин Пес носится в траве. Сама Овечка сидит на лестнице и вглядывается в Темную Материю. 

Дж.: Ты чего на нее уставилась?.. 

О.: Я думаю, он на нас смотрит...

Дж.: Кто?

О.: Паук!.. Я просто чувствую его взгляд... Он наблюдает за нами: за мной и Овечкиным, — всей своей кучей глаз...

Дж.: Насколько я помню, несмотря на «кучу глаз», у пауков не очень хорошее зрение... А вот ушей у Пауков нет совсем — зато отменный слух.

О. (вздрагивая): То есть он нас ещё и подслушивает?!

Дж.: Ну, разумеется, подслушивает... Иначе зачем бы ему волосатые ноги?..  Но вот видеть: детали, цвета и оттенки — это большинству пауков недоступно. Одними глазами они различают свет и тьму... другими — расстояние... третьими — форму. Так что не переживай: скорее всего, ты для него всего лишь сгусток яркого света... Лучше посмотри, что я тебе принесла...

 

Корабль для разных цветов - карандашей и фломастеров. 
Планета-изготовитель: Детские игрушки ФАНИКА

О.: Корабль цветов! Джен! Я всегда о  таком мечтала!!!

Дж.: Да. Этот кораблик тебе подарили мои друзья — семья Калининых: их небольшая квартирка превратилась в планету деревянных игрушек. Называется ФАНИКА. Вот тут тебе и фломастеры, и цветные карандаши, и стирательная резинка...

О.: Как-то их не слишком-то много, ты не находишь? Разве разных цветов не значительно больше? 

Дж.: Цветов вообще всего три.

О. (после паузы): Как это?

Дж.: Ну, по крайней мере, в известных мне мирах именно так: палитра мира состоит из трех цветов. В цифровой галактике правящие цвета «RGB» — Red, Green, Blue: «красный», «зеленый» и «синий». Все картинки, которые ты видишь в цифровом мире — в компьютере, переданные по спутниковой связи и даже на фотографиях — состоят из смешения этой палитры. И в известном нам реальном мире, в живописи у художников, цветов тоже всего три. Только это Красный, Желтый и Синий. Они называются "Базовыми цветами". 

О.: А как же трава, Джен? Она ведь зеленая! 

Дж.: Ага. Если смешать на палитре желтый и синий — выйдет зелёный. Но таких дополнительных цветов, получающихся от смешения базовых, тоже еще всего три: Зеленый, Фиолетовый и Оранжевый

О.: Подожди... Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый... — что-то знакомое... Что мне это напоминает? А! Это цвета радуги... Значит, ты пропустила, Джен! Есть седьмой цвет: голубой. А как получается он?

Дж.: Непонятно, как получается и откуда берется. Похоже, он сам по себе... Вообще отдельно. Но ведь что интересно: без него не получится сделать белый...

Джен берет листок бумаги, вырезает из него круг, делит на семь ровных долек, закрашивает последовательно каждую дольку красным, оранжевым, желтым, голубым, зеленым, синим и фиолетовым... затем протыкает в центре маленькую дырочку и вставляет в нее походную спичку... ракручивает на ступеньке лестницы как юлу... Джен и Овечка наблюдают, как разноцветный кружочек-листочек становится белым...

О. (не веря своим глазам): Ух ты!.. Это же не фокус? Все так и есть? Белого нет? Есть только быстрое вращение разноцветного?.. И значит,  я — не белая овца? Я — цветная?

Дж.: Вращение и свет, да. Вообще никто не белый. Все мы на самом деле цветные. Красненькие, желтенькие, синенькие, зелененькие, немножечко голубые... Всего понемногу.... 

Пес: Гав-гав-гав!

Овечка и Джен оборачиваются на лай... Там сидит Цветной Пес Овечкин. 

 

Цветной Овечкин
Художник: Ирина Коноп

О. (мотая головой из стороны в сторону): Одно из двух: или я научилась нормально видеть белый, или у меня больше нет цветных карандашей...                       

Сцена 2. Черный

Там же. Те же.

О.: Боюсь даже спрашивать, но мой логический ум не отпускает один вопрос: если белого нет, существует ли чёрный? 

Дж.: Чёрного тоже нет.

О. (с отчаяньем): Но я его вижу!

Дж.: А вот и нет! Чёрный — это отсутствие света. Либо нет освещения, либо что-то не пропускает свет. В общем, очень темно — и ты, скорее, наоборот, НЕ ВИДИШЬ. Ничего. Не знаешь, что там.

О. (озираясь, с опаской): А что там?..

Дж. (смеется): Да, в общем-то, всё. Может, разноцветные шары и зигзаги — у каждого свое.  Всё, что ты только можешь вообразить. Всё, что предстоит изучить и узнать. Я бы сказала: всё Неосвещенное, Воображаемое, Несозданное и Непознанное является Чёрным... Загадочная «Тёмная материя».. А, ну да, а ещё там Паук...

Овечка надолго задумывается...

О.: То есть, если бы было достаточно света, то черного бы не стало совсем? 

Дж.: Вероятно. К счастью, этого никто не проверял. Потому что без черного не будет и белого... Ведь нельзя узнать, что где-то светло, если нет темноты. И наоборот: ты никогда не поймешь, что вокруг темно, пока  не подарят звезду или люстру... Да и откуда ты возьмешь этот свет?.. Что заставит его добыть?... Сначала-то была Тьма, а уж потом — из нее, или в ней — появился Свет. Не знаю уж, как так вышло: может, кого-то очень бесило, что повсюду черным-черно... Однако факт остается фактом: несозданные миры — они тоже там, в темноте.

О.: Буквы в книжках — черные. Это ведь тоже факт?

Дж.: Почти. Книжный мир — единственный, где наравне с Тремя Основными Цветами существует нечто, что именуется «черный». В создании книг участвует цветовая палитра CMYK. Три краски — «Циан» (Cyan - С), «Манджента» (Mangenta - M), «Yellow» (Y) — а значит, цвет морской волны, пурпурный, как мантия императора, и желтый, как солнце, смешиваются, создавая книжные иллюстрации. И снова — всего только три! Четвертая краска в альянсе — «K». Есть две легенды, что она означает. Кто-то говорит, она — последняя буква слова «Black» (то есть именно «черный»), а кто-то, что первая слова «Kontur» (сиречь — «контур»). Но эта загадочная «К» никогда не смешивается с другими красками, не принимает участие в создании цветных иллюстраций — ею печатают только тексты и контуры... 

О.: Чтобы создать миры?

Дж.: Полагаю, что да.

О.: Верно ли я понимаю, что тексты — те же контуры? Контуры миров?

Дж.: В руках демиурга — однозначно. Говоря языком цифрового мира: слова — это «программный код». 

О.: Значит, писатели — программисты реальности?

Дж. (смеется): «Горячо»!.. На, поиграй. Смотри, не обожгись...

Буквенный цилиндр. Все русские буквы. 
Для составления слов — элементов кодов новых миров.
Планета-изготовитель: Детские игрушки ФАНИКА


О.: Надо же.. всего тридцать три буквы... а какое бесконечное множество миров и возможностей...

Сцена 3. Контур

Те же. Там же. Чуть позже.

О.: Кстати, о контурах и границах! Мы с утра сделали Маленькое Географическое Открытие. Не знаю, как ты планировала, но наша планета — Остров.

Дж.: Вот как?

О.: Да. И мне теперь любопытно: если жители Земли — земляне, то мы с Овечкиным кто? Островитяне или островяне? 

Дж.: Островень и островница не подойдут?.. О! Вспомнила! Когда-то я же открыла один Остров... Его жители называли себя «островичи».

О.: Тоже планета? Или кусочек суши в море?

Дж.: Тот Остров был город. И никакого моря там нет. Городок этот стоит на пути из Питера в имение Пушкина. Ровно на середине пути от Пскова до Пушкинских гор. Так что каждый Путешественник, решивший посетить места Великого Поэта, непременно туда заежает. Ведь всегда интересно узнать, откуда бы взяться Острову...

О.: И откуда он взялся?..

Дж.: Сначала город был крепостью на острове Великой реки. Потом вырос и перешел на оба берега. Сейчас все части города соединяют уникальные висячие цепные мосты... Такие вообще одни во всем мире...

Цепной мост города Остров 
Фотография из путешествий Джен
Фотограф: Евгений Бурлаков

О.: Ого! Так миры соединяются висячими мостами??? Планеты-острова — с другими местами и планетами?И можно путешествовать?

Дж.: Конечно! Я как раз хотела тебя познакомить с одним путешественником — художником с Острова, который теперь живет в моем Питере. Его зовут Максим Егоров. Он подарил тебе (и всем детям) три своих лабиринта и три раскраски для народной росписи. Совершенная сказочная «Петриковка», неожиданная фантазийная «Протвинка» и очень стильная Пучужская роспись... Можно повторить, а можно создать свою версию... Народная роспись на планете «Театр Слов».

Художник-путешественник
Максим Егоров, острович

О.: Раскраска — это тоже контур? В котором можно создать свой мир?

Дж.: Любой. Абсолютно. Гармоничный и совершенный. Такой, каким его видишь ты.

Библиотека Овечки:

Постраничный файл с лабиринтами, раскрасками и образцами росписи {pdf. 3,2 Мб}) 
(подарок художника-островича Максима Егорова)

Овечка и Овечкин (Собакин — ?) принимаются проходить лабиринты и раскрашивать раскраски с русской народной росписью... Один лабиринт — одна раскраска. Потом следующий... Джен глядит в сторону Темной Материи. Из глубин Темной Мастерии на нее смотрят все глаза Паука...

З а н а в е с.

[лето, 2020] 
Социальный плакат от
Социальный плакат от "Подписных Изданий" / художник: Алиса Юфа

События

09.10.2020
Вышла в свет книга Игоря Черкасского — сборник «легенд для книжных детей», проиллюстрированная картинами художника Светланы Корниловой. ИД «Городец»
27.09.2020
Обзор публикаций и деятельности Музея за время карантина, электронная альтернатива очередного тома «Книги Сокровищ» — для друзей Музея, которым важно быть в курсе новостей Книжной галактики. ​​​​​​​
15.07.2020
Первая церемония награждения ДИПЛОМОМ за избранный творческий проект среди библиотек.
11.07.2020
Музей уникальных вещиц разыскивает автографы для своей коллекции
17.05.2020
Музей уникальных вещиц примет в дар любую БУКВУ для именного указателя - навигатора по Музею.
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС