«Китайские книжные церемонии»: доклад

Доклад подготовлен хозяйкой Музея и автором Аней Амасовой, приглашенной выступить на онлайн-конференции «Издательский завтрак» [31.03.2021], посвященной детскому книгоизданию в Китайской Народной Республике. Организатор встречи для переводчиков, редакторов и издателей — Центральная Городская Детская Библиотека им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Россия), ведущий: Людмила Витальевна Мизгирёва, зав. сектором международных проектов отдела культурных программ (секция IBBY). 

Текст: Аня Амасова
Материалы: из коллекции Музея уникальных вещиц
Слайд обложки: картинка с книжной выставки
Китай, Шанхай, 13-15 ноября 2020 года

День добрый, дорогие коллеги!

Переводчики, издатели, редакторский состав.

В силу профессиональных причин навык писать развит у меня значительно больше, чем умение говорить, поэтому я предлагаю «прослушать мой доклад» в письменном виде. Полагаю, что и у вас умение читать развито сильнее, чем навык слушать, — а значит, мы хорошо поймем друг друга. Все слайды конференции «кликабельны», все ссылки на pdf — ведут к материалам, которые можно использовать и скачать.

Знакомство

Во-первых. позвольте представить наших коллег из Китая — команду издательства, редактора и переводчика, — без общения и сотрудничества с которыми мне нечего было бы вам рассказать. 

Слайд 1. Команда Шанхайской сетевой научно-технической компании Чумай

Chuman («Шанхайская сетевая научно-техническая компания с ограниченной ответственностью Чумай») — необычно уже по названию, правда? Оно появилось в 2016 году в результате объединения бывших ключевых редакторов Издательского центра социальных и гуманитарных наук города Циндао с Сетевой научно-технической компанией Тунши из Шанхая (Shanghai Kidstone Network Technology Co., Ltd).

Это одна из особенностей китайского книгоиздания, которая очень давно привлекла мое внимание: нередко из международных книжных каталогов узнаешь, что основной офис издательства занимается, к примеру, строительством домов. Или каким-то масштабным производством... Такой, знаете ли, симбиоз двух частей мира — материального и идеального.

Слайд 2. Заместитель главного редактора
Jack Xiangjie SHI
на международной выставке в Шанхае, 2020 год

Слайд 3. Переводчик Вэй Чжен 
(с русского на китайский) с дочерью

Специализая Chuman — проектирование и издание детской литературы, связанной с развлечениями ACG (аниме, комиксы и игры), а также — публикация сетевых серийных романов *, создание электронных и аудиокниг.

* Сетевые серийные романы — это роман для взрослых, который люди читают онлайн: каждый день автор выпускает новую главу. Такие романы могут содержать тысячи глав, их основная линия — любовная или фэнтезийная. 

Но так как доклад подготовлен для детской библиотеки, то сегодня мы познакомися с серийными изданиями для детей, рассмотрев специфику создания, подготовки к печати и распространения. Как они выглядят внутри — тоже обязательно покажу!

«Секрет дворца Пани»

На 2018 год серия состояла из 18 книг и ее общий тираж в Китае на ту же дату — 2 миллиона экземпляров.

Слайд 4. 18 томов серии «Секрет дворца Пани»
Автор: Сыту Пинфнь. Художники: Юйчжоу Мучан, Сяо Ганьюй

Книги предназначены для детей и подростков — от 9 до 16 лет.  Мне кажется любопытным, что книги для детского чтения в Китае создаются очень красиво, но при этом экономно. Просмотрев несколько изданий, я обратила внимание, что каждую книгу предваряет цветная вставка на мелованной бумаге — вроде «программки», включающая форзац, титул и оборот, содержание и обязательное знакомство с главными героями.  

  
Слайд 5. Примеры страниц и цветных вставок

Полистать:

Предваряющая книгу Цветная Вставка [pdf : 8 страниц : 28 Mb]

Но основной текст, как и иллюстрации по тексту, выполнены в серой шкале (требующей при печати только одной краски) — однако в таком оформлении, что ощущение «иллюстрированности» книги остается. Просто посмотрите, как решены колонцифры и колонтитулы!

Полистать:

«Основная Часть» — ознакомиться с фрагментом [pdf : 17 страниц : 41 Mb]

Обложка, как ни странно, из того, что попадалось мне в руки — «мягкая», «как у манги». И это вызвано, как мне видится, рядом причин: не столько экономическими (на китайских мягких обложках, как я покажу дальше, запросто можно увидеть и лак, и конгрев — выпуклое тиснение, что не дешевле), сколько тем, что pocket-book легче, его удобнее носить в рюкзачке или даже в кармане куртки (этому меня научила моя дочь — мне бы самой и в голову не пришло!), удобнее читать, а кроме того — это демократично. Если в чем тут и заключается экономия — так это в расходах на логистику.

Слайд 6. Обложка первого тома «Секрет дворца Пани»

О чем история? Девочка Фэй Фэй находит в подвале у дедушки волшебную коробку, а в ней — древнюю книгу, которая приведет героиню и ее друзей в старый дом, к тайнам и приключениям. ... Я бы почитала...

«Чудесная принцесса»

Эта серия — гордость издательства, так как это первая оригинальная китайская история о принцессе, созданная автором и художником, живущими в Китае, — до этого издания в КНР были лишь истории об иностранных принцессах. Серия по состоянию на 2018 год разошлась суммарным тиражом в 6 миллионов экземпляров.

  

Слайды 7 и 8. Серия «Чудесная принцесса» 
Тома 1-8 и 9-16
Автор: Цзю Цзинь. Художники: Юань Цзы, Сань Жи Ту

Книги предназначены для детей от 6 до 13 лет. Но оформление, как вы можете видеть — то же: цветная мелованная вставка в начале, черно-белый офсет на основной текст и иллюстрации по основному тексту.

Слайд 9. Иллюстрация из основного блока книги

При этом еще ярче видно, что это «оформление в оттенках серого» (цветовая модель Grayscale) ничуть не уступает по художественности, по визуальному восприятию страницы, чем если бы она была цветная.

Полистать:

Фрагмент 1 книги серии «Мечта маленькой принцессы» [pdf : 51 стр. : 16 Mb]

Что еще интересно: у обеих серий два художника. Как я понимаю, один рисует в современном «мультяшном» стиле обложку и цветные вставки (я бы сказала — художник-мультипликатор), второй — создает вполне традиционную книжную графику. И в этом столько лично для меня «правильного»!  Это моя такая маленькая мечта: книжный мир не конкурирует с мультипликационным, традиции не вступают в конфликт с современностью, нет драматических истерик в метаниях между прошлым и будущим — есть только взаимная поддержка. Если хотите — le compromis, но мне думается — симбиоз. 

Снова он.

«Легенды о Духах Парселла» («The Legend of Saier Spirits»)

Сейчас в Chumah издаются книги, о которых я знаю уже меньше. Но вот серия, первый тираж каждой книги которой — 100 120 (Сто тысяч сто двадцать) экземпляров. Я перевела основное заглавие серии как «Легенды о Духах Парселла», но, дамы и господа, я не переводчик и не знаю китайского — поэтому название условно. В серии на ноябрь 2020 года было 8 томов.

Фактически эта серия была впервые опубликована около десяти лет назад и продана в общей сложности 4 000 000 экземпляров (всего около 40 наименований). Сейчас права от перевого издателя перешли в Chuman, и они сделали новую версию.

   
   

Слайды 10—17. Обложки серии
Автор: Ай Дзо Дзо (? неточный перевод)

У меня есть пара томов «вживую» — если кто отважится взяться за пробный перевод, можете связаться со мной, с удовольствием отсканирую необходимое количество страниц. (В плане — передать оба тома в ЦГДБ им. Пушкина, когда мы встретимся.)

И вот тут уже я могу показать, как выглядит все то, о чем писала в начале, потому что технология та же: мягкая обложка, цветная вставка, представляющая главных героев и дающая понимание, чего ждать. И, наконец, текст: в серой шкале, с хорошим дизайном и полосными иллюстрациями, представляющими собой графику.


 

Слайды 18 – 20. Фотографии 3 книги серии. «Вступление»

Это было очень интересно разбирать! Насколько я поняла, действие происходит в «альтернативной Вселенной», где у каждого жителя Парселла есть свой дух. И для духа этот житель — его хозяин.

«— Каким ты представляешь себе хозяина своей судьбы?
— С парой круглых, больших и мерцающих глаз. Я надеюсь, что маленький хозяин очень хороший, храбрый и рад помогать другим. Он будет защищать меня, мой маленький отважный герой, и будет вдохновлять расти...» — совершенно неточный перевод.

Соответственно, у каждого духа есть «разные ипостаси», вроде как «стартовая версия» — маленький, а «прокачанная версия», когда он вырос. Сами духи и их версии отличаются не только внешне, но еще по росту, по боевым навыкам и умениям... — и все это описывается вначале. Вроде, «14,3 см, 10,3 кг. Никогда не сдается. В прокаченной версии: 34,5 см, 42,9 кг. Хвостовые шипы и сила медиума. "Праведный удар"...» 

(У самой Вселенной Парселл тоже есть дух — Золотой Дух, глава Вселенной — его никто не видел, ходят только легенды, но он выглядит как мозг на ножках. Так что с чувством юмора у автора все в порядке.)

Вы, наверное, обратили внимание, что это уже похоже на классическую компьютерную игру, верно? Так и есть: истории и картинки взяты из онлайн-игры Saier, популярной в Китае десять лет назад — то есть почти каждый ребенок тогда знал ее или играл в нее. У Saier IP также есть мультфильмы и фильмы. Однако сейчас эта игра уже не так хорошо известна. 

В самой книге много от компьютерных игр: стилистика рисунков, оформление разворотов под заставку, подача персонажей — их «опции» и «версии» — перед началом... ИГРЫ!  И издание как будто предлагает детям погрузиться в нее. Только — текстом! А значит, у нас выходит, что книга — это такая игра!

 
Слайды 21 – 22. Развороты основного блока

Отдельно мне хотелось бы остановиться на оформлении того, что у нас называется «оборотом титула».

Слайд 23. Скан оборота титула

Здесь очень много любопытного. Например, тут указаны: 

- размер тиража — 100 120, при этом, как я покажу ниже, есть шанс узнать порядковый номер тиража и суммарный тираж, и вот в данном случае — речь о стартовом, первом, тираже.
- время печати: ноябрь, 2020
физический размер издания — 787 х 240 мм
доля листа — 1/32
- размер корешка (!) — 41,5 мм.
Здесь есть цена восьмитомника целиком — 160 юаней. (О том, как китайские издатели распространяют серии «комплектами» — я тоже расскажу в следующей части.)

Очень приятно и грамотно, что указан РЕДАКТОР (сразу под именем автора). Потому что для автора очевиден его (еще раз) симбиоз с редактором. Также имя редактора многое значит и в профессиональной среде: именно этот человек ответственен за принятие решения о выпуске произведения «массовым тиражом».

Верхняя часть — данные каталога «Book-in-print» (у нас тоже некогда такое было), что позволяет организациям (библиотекам) делать предзаказы на издание, существенно влияя на размеры стартового тиража.

Данные каталога «Book-in-print»

Название серии, части серии, номер тома.
Название книги
Автор
Город, издающая организация, год и МЕСЯЦ издания.
В нашем примере: Пекин, Дунфан, 2020.11
ISBN

Очень любопытны и загадочны (в том смысле, что будят и заставляют работать воображение) разнообразные надписи, вроде: «Китайское издание библиотеки CIP (2020), номер 176506». Или, вот, рубрикация: «1. Детская светская беседа. — Длинная светская беседа Китай-соверменник IV.DI287.45» — наверное, на наш язык это переводится как Детское литературно-художественное издание, серийное, современная литература Китая.

(Справочно: у нас такого по ГОСТу нет — мы не можем из наших описаний сделать вывод, серийное ли это литературно-художественное издание, современное ли, российская ли литература (где живет автор) — ББК не дает об этом представление: код принадлежности «русской литературе» определяет, в лучшем случае, «язык, на котором автор создал» — независимо от того, где находился. Но я даже затрудняюсь сказать, как в современном мире было бы правильно-то...)

Еще любопытные факты: книгу без ISBN вообще не возьмут в продажу. Но не потому, что кто-то зарабатывает на продаже этих смешных номеров, а потому, что, как и было задумано, это имеет отношение к национальной библиографии и, более того — контролю, регулированию и централизации. (По слухам — еще к цензуре.) 

Эти контроль и регулирование выражаются в том числе в следующих вещах: предпочтение национальной литературе, поддержка отечественных авторов и художников из Китая, разумное (и индивидуальное для каждой издающей организации) ограничение на выпуск иностранной литературы (кажется, это закладывается в номер ISBN: «вот столько ISBN на иностранную литературу выдается на год»). Готовые макеты — обложки, титулы, выпускные данные, блок — перед выпуском должны быть утверждены в государственных органах, получить разрешение на печать и узнать дату (месяц) публикации.

Из теоретических плюсов: отсутствие хаотичного и захламленного книжного рынка, отсутствие очевидных однотипных дублей изданий, обеспечение контроля за уровнем и качеством информации, и в некоторой степени книжный рынок Китая — это плановый рынок. А государственные библиотеки в этом плановом рынке (и вообще в формировании национального книгоиздания) играют существенную роль: приобретение ими внушительного тиража целиком или даже предзаказ на часть тиража — является эдаким поощрительным бонусом для издателя.

Похоже, именно этот ресурс — наличие государственной части книжного рынка в плане закупок — один из мощнейших стимулов воспринимать сотрудничество всерьез. Также государство поддерживает национальную литературу грантами на переводы, созданием консолидированных электронных каталогов международных прав, а также созданием площдок для международного сотрудничества.

Слайд 24. Разворот из китайского каталога
детских книг и художников, 2019 год 

Читать и смотреть:

Международный каталог китайских авторов и художников : Каталог / Сост.: Переводческая компания «Lan-bridge», отд. авторских прав, Шанхай [pdf : 41 стр. ] 

Сказки Китая : каталог 16 сборников рассказов в сопровождении аудиокниг / Сост.: Переводческая компания «Lan-bridge», отд. авторских прав, Шанхай [pdf : 2 стр. ] 

Дальше я могу многое нафантазировать, — о том, как государство согласовывает с издательством самую низкую цену, так как выкуп существенной части тиража приводит к соответственному увеличению этого тиража и снижению себестоимости, — выкупает у издательства книги, возможно, оплачивая их прямо в типографию на лицевой счет этого издательства и забирая оттуда же... — но, думаю, вы и без меня отлично справитесь... 

«Коты-пираты»
(русская версия «Пираты Кошачьего моря»)

Также китайское издательство издает и зарубежных авторов. В данном случае, например, «зарубежным автором» являюсь я и художник моей серии книг — Виктор Запаренко. Тут любопытно, что стартовые тиражи для «мировой литературы» скромнее: 9 000. Правда, через три месяца была допечатка: первые пять книг еще по 10 000 (шестая книга — второй тираж уже 4 000, и это известный эффект серии, что суммарные тиражи первых книг серии отличаются от суммарных тиражей последних томов).

Слайд 25. Первые пять томов серии «Коты-пираты»
Автор: Аня Амасова, Художник: Виктор Запаренко 

Вы сравнили стартовый тираж? На отечественного и на зарубежного автора? Разница на порядок. Хотя нельзя не заметить, что суммарный тираж, изданный в Китае за полгода, больше, чем суммарный тираж, который способно обеспечить современному российскому автору отечественное издательство за 5 лет.

Тут мне хотелось бы показать способ издания. Конечно, меня тогда потрясло, что издание детских книг — в мягкой обложке, для отечественного детского книгоиздания это (пока) не свойственно. И только когда я увидела издание — конгрев, лак, клапаны, суперобложка для первых пяти книг — мне стало окончательно ясно, что это традиция книгоиздания.

 

Слайд 26. Обложка и конгрев, клапан 
Слайд 27. Обложки и лак

Часть тиражей были изданы отдельными книгами (каждая — в пленке), а часть — собраны в комплект под одной супер-обложкой. (Да, книги 1-5 — можно рассматривать как отдельную и законченную историю, дальше — ее вторая часть.) Тоже не очень похоже на русские традиции — мы бы придумывали картонную коробочку или картонный же сундучок. А тут — бумажный супер и пленка.

  
Слайды 28 – 29. Супер-обложка для 5 книг

Пленка выполняет тут две функции: во-первых, защиты обложки, а во-вторых, удержание внутри книги дополнительных материалов: каждая снабжена закладкой-линейкой и еще одной интересной штуковиной, которую можно было бы принять за  «Открытку на память о прочитанной книге» — а это «Дневник Чтения»!

  
Слайд 30. «Открытка?»
Слайд 31. «Дневник чтения!»

Тут в заголовках столбцов написано: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятниц. А строки, соответственно: Книга 1-я, Книга 2-я, Книга 3-я, Книга 4-я, Книга 5-я. То есть предлагается что-то вроде (опять симбиоз!) дневника, самоконтроля и, вполне допускаю, соревнования. Какой тонкий ход с точки зрения психологии детского чтения! ... И я как представлю себе домашнюю коллекцию таких вот «открыток-дневников»... 

И снова любопытны выходные сведения — на этом хочется сделать акцент.

Слайд 32. Оборот титула доп. тиража 

Это — данные из второго тиража. «Сведения о тираже: 9001–19000». То есть мы сразу видим, что это уже не первый тираж, что его размер — 10000 (с такой-то по такую-то книгу) и суммарный тираж книги на рынке к настоящему моменту — столько-то. По-моему, это просто здорово!

Что еще интересно лично для меня в китайском издании: наличие в каждой книге традиционного для книгоиздания «Обращения к читателю» — авторского текста, обращенного к «международному детскому сообществу». Место расположения — в конце книги. Но мне кажется — это очень важно.

Обложки книг в КНР

У меня в Музее есть некоторое количество материалов, на которых мне бы хотелось показать отличия в эстетических представлениях об обложках у наших коллег в Китае. Потому что, мне кажется, у многих — ошибочное представление о том, что представляет собой «китайское производство». Так что тут, если позволите, просто несколько слайдов.

Детская литература.

 

Слайды 33 – 34. Материалы конференции
на выставке в Шанхае, 14 ноября 2020 года

И — книги для взрослых.

  
Слайды 35 — 37. Новая серия Shanghai Chuman,
издано в редакции Jack SHI

Заключение

Мне очень приятно было получить приглашение на этот Издательский Завтрак и выступить перед вами. Совершенно чудесно, что для этого не пришлось рано вставать, куда-то ехать или — вот уж кошмар писателя-интроверта! — записывать видео.

Я также надеюсь, что каждый из вас найдет в этом докладе то, что интересно ему. И я всегда открыта для дополнительных вопросов, просьб и предложений в письменном виде — все мои контакты.

[15 марта 2021 года]

 

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!