Издательство Фордевинд от рождения до исчезновения. Часть II (падение)

Продолжение. Вторая часть заметок, рассказывающая о второй части жизни издательства Фордевинд в обществе и охватывает период с 2014 по 2015 год. И, в общем-то, мы уже можем наблюдать, что происходит, и предсказать, к чему приведет...

 

05.04.2014. ЗАПЛАТИЛ НАЛОГИ — НЕ СПИ БОЛЬШЕ НИКОГДА!

Когда я создавала издательство, мне виделся малый бизнес в его порицаемом, самом что ни на есть либеральном, виде: позволяющий создавать то, что тебе нравится, оставляющий время для жизни и творчества, доставляющий радость лично мне, коллегам и непременно читателям. Я не бизнесмен, поэтому — безо всяких идей о скорейшем превращении в «средний», без погони за «прибылью», формализма и строго графика работы.

Тогда я выбрала налоговый режим «УСН» — упрощенную систему налогообложения, подразумевающую, что я просто отдаю государству 6% со своего оборота (не с прибыли!), а оно за это позволяет мне вести упрощенную документацию, не вдаваясь в нюансы бухгалтерского учета «по правилам большого», ровно на достаточном для меня уровне, ну и еще дает ряд послаблений… Однако за четыре с половиной года многое изменилось в нашем законодательстве...

При этом я совершенно не против изменений, законов и правил, если они происходят «к лучшему». В моем опыте жизни — слишком долгий период «перестройки», чтобы спасовать перед периодом «турбулентности» или наивно надеяться на период какой-нибудь «стабильности». До последнего мне точно не дожить. Турбулентность — постоянная составляющая моей жизни. Я даже умудряюсь находить в ней преимущества: такие, как отсутствие застоя и связанной с ним скуки, а также необходимость постоянно развлекать свой мозг «кроссвордами» и новыми вводными.

Хотя, надо признать, отсутствие определенности и каких-то наконец-то «сложившихся», понятных и удобных правил игры не может немного не раздражать психически здорового человека. Более того, психически здоровый человек, желающий работать на благо родины, просто не в состоянии иногда понять, кому и зачем это нужно: учитывать каждый чих и докладывать о нем государству.

Начнем с того, что за эти годы в жизни малого бизнеса появился БАЛАНС. И ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ. Со всеми вытекающими последствиями: полное ведение бух.учета. Которого, спешу напомнить, раньше у малого бизнеса не было. То есть вот представьте, живете вы живете, и вдруг, как снег на голову: «А сдайте-ка нам в следующем году баланс. Что у вас там в активах и пассивах?». Первым делом вы на месяц погружаетесь в изучение учебников по бухгалтерии и понимаете элементарную вещь: чтобы на конец года у вас был баланс и движение, исходные цифры надо иметь уже на начало года. Которых у вас нет и быть не может, потому что до этого момента вы со дня своего рождения никакого учета не вели.

Конечно, вы заглядываете в свой кошелек и пишете: на расчетном счету в начале года столько-то рублей. Поднимаете долговые расписки. Вспоминаете, что должны тысячу Васе и пять тысяч Петру Петровичу. Но как оценить все то, что у вас есть? Шкафы, стулья, старенький телевизор, новенький айпод, стоимость любимых рваных кроссовок, купленных в 1992 году? И уж тем более, как оценить целый склад вещиц, созданных вами за долгие годы?

Когда проходит первое потрясение, и вы находите все счета и квитанции за всю свою жизнь и более-менее складываете все цифры, вы вдруг понимаете, что и этого недостаточно. Теперь вам следует написать Учетную политику и План счетов, чтобы параллельно с той, удобной для вас базой учета, вести еще один учет, вероятно, удобный для государства.

Кому и зачем нужно это новое введение? — третий вопрос, который вы задаете себе после того, как осознали мировой опыт ведения бухгалтерии от Рождества Христова и собственноручно написали многостраничный документ, объясняющий каждому желающему, по каким именно принципам ведете бух.учет и что в нем (и почему) отличается от закрепленного законодательством. . И так как у вас отличается практически все (ибо законодательно закрепленный бухучет идеально подходит для фирмы типа «купи-продай» или гигантского завода, а вовсе не для вас) — у вас получается вместо документа роман.

Так вот, вы задаете себе этот вопрос, потому что непонятно, зачем вообще государству знать о движении средств вашего крошечного предприятия. Учитывая то обстоятельство, что вы отдаете ему 6 процентов со своего оборота и при доступе к информации банка у государства есть возможность в любую секунду это проверить. Также непонятно, на кой дьявол ему ваш копеечный баланс, если все ваши активы в виде остатков на складе и дебиторской задолженности — всего лишь рискованные остатки на складе и опасная дебиторская задолженность? То есть этот баланс может рассказать хоть что-то владельцу предприятия (собственно, чего я не знала без него?), но совершенно точно ни о чем не говорит больше никому.

Второе изменение - чудесная сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи. То бишь, через интернет. Само собой, такое нововведение не может не радовать! В чем был смысл? В простоте, быстроте и удобстве. Ага.

Во-первых, про отчетность.

Отчетность — это то, что вы сдаете в разнообразные бюджетные учреждения, в которые отправляли деньги в текущем году. Как это было «до» (на примере упрощенной компании, на момент создания). Мы сдавали в год:
- 4 отчета в Фонд социального страхования (это там, где, в теории, оплачиваются больничные листы и пособия по родам; так как фирма мизерная, родить из нас за пять лет никто не удосужился, а наш свободный график работы позволяет нам работать безо всяких больничных: заболел - лежишь дома, чего париться-то? Но деньги мы отправляем в фонд все равно.)
- 1 Заявление о подтверждении основного вида деятельности (туда же)
- 1 отчет в Пенсионный фонд (вот столько денег заплатили людям, вот столько взносов на них насчитали, вот столько перечислили вам)
- 1 декларацию про оборот и налоги.
- 1 среднесписочную численность (необходимую для того лишь, чтобы знать - больше или меньше у вас 100 сотрудников). При этом существует огромнейший документ, объясняющий правила расчета этой среднесписочной, с учетом времени работы каждого сотрудника, его больничных и опозданий, прогулов и командировок, не выхода на работу по причине сдачи крови или, например, участия в митинге. Все это прекрасно для огромного завода, работающего с 7 до 18, и штатом в сотню людей. Рассчитать «среднесписочную», расплачиваясь с авторами «роялти» и не имея строго графика работы — практически невозможно. Честно говоря, и не надо вовсе. Ибо разницы, один у меня по среднесписочной, пять или семь человек — вообще никому не интересно. Однако рассчитывать надо и бумагу такую — сдавать.
- 1 раз в год — расчет НДФЛ на каждого человека, получившего зарплату, роялти или оплату услуг.
- 1 квартальную декларацию по НДС (если вас угораздило его заплатить).
Итого, на начало деятельности - до 10 пачек документов в год.

Однако количество отчетов с каждым годом растет. Сейчас приблизилось к 24–26 пачкам бумаг для самого малюсенького бизнеса, то есть подросло ровно в два с половиной раза! (А работать когда?!) Честно говоря, даже не смотря на количество, я бы моталась с ними с удовольствием и дальше - за долгие годы у меня сложились теплые отношения со многими сотрудниками принимающих деньги и отчеты органов.

Но законодательство вывернуло все так, что из-за одной случайной декларации по НДС (которую отныне и впредь принимают ТОЛЬКО в электронном виде) мне пришлось погрузиться в пучину телекоммуникационных каналов передачи — и мне уже есть, что сказать по поводу, как это работает.

Для того, чтобы только подключиться, получить электронную подпись и лицензию на использование специальных программ для передачи данных, следует совершить десяток поездок. Заключить договор не только с компанией, также с ПФР и Росстатом… Наконец получить флешку-подпись и диск. (Думаете, один раз — и все? Да нет же! Программа рассчитана на год!) Установить на компьютер. Сутки промучиться с заполнением (ну ведь я же не дура!) — понять, что, видимо, дура, позвонить в тех.поддержку, решить все за пять минут… Да, если вам когда-нибудь придет в голову сдавать отчетность в электронном виде, очень рекомендую: ЗАО "Удостоверяющий центр" — редко встречаешь адекватную, внимательную службу поддержки, моментальное реагирование и людей, умеющих пользоваться тим-вьюер. Так и что же меня не устраивает, спросите вы.

Ну, во-первых, в Росстат мне надо сдать ровно одну бумажку. Так как, чтобы подключиться к Росстату, все равно надо туда съездить, заодно сдали и бумажку. Вообще не пригодилось.

Во-вторых, в ФСС надо сдавать и отчетность, и подтверждение основного вида деятельности. Кстати, сайт ФСС — единственный, кто просто разместил форму создания отчетности на сайте. Заполнил, сохранил в нужном формате, отправил в ФСС. Честь и хвала этим людям. То, что надо для малого бизнеса! Но! Сдать заявление о подтверждении основного вида деятельности все равно можно только обычным путем, ибо такой электронной возможности нет. Ну вот умно же, да? Рационально? (И в целом, можно было поступить так же, как с Росстатом.)

В-третьих, программы ПФР. О, это отдельная песня! С помощью программ ПФР я стала практически программистом. ) Для каждой отчетности существовала своя бесплатная программа (а если вы малый бизнес — вы пользуетесь бесплатными государственными программами, естественно), которая обновлялась в связи с постоянными турбулентностями едва ли не ежеквартально, и каждый раз приходилось не только устанавливать обновления, но и ломать голову над их заполнением. С этого года все отчеты наконец-то запихали в одну программу (большой жирный плюс), но базы данных из предыдущих в нее не конвертируются (огромный жирный минус). И что придется качать в следующем квартале/году — никому не известно.

Это примерно, как если бы вы, желая приготовить яичницу, приходили на кухню, и каждый раз у вас были новые условия: то плита стояла у окна, холодильник — у двери, а яйца лежали в морозилке, то вдруг плита оказывалась на потолке, холодильник — на балконе, а яйца уже на сковородке, но сковородку надо взять у соседей… Вы никогда не знаете, какие ингредиенты у вас будут, и каждый раз читаете очередной талмуд «Как приготовить яичницу в первом квартале 2014 года», вникая в возникающие нововведения и подробности, хотя на самом деле никакой сложности в приготовлении яичницы быть в принципе не должно!

Собственно, я не понимаю, кто и зачем плодит все эти отчеты, формы, правила. Иногда мне кажется — какие-то старикашки, имеющие представления о бизнесе времен 1970 года. Иногда — что студенты, которые плохо учились в институте. Опять же как руководитель предприятия я знаю одну вещь: бесконечные отчеты — всего лишь иллюзия контроля. Такой объем информации не переварить, да даже не проглотить. Большое количество бесполезных бумаг — это просто создание рабочих мест и признание собственной беспомощности.

Но самое чудовищное — отчеты отнимают время. А время — это единственный ценный ресурс, который у нас есть, чтобы работать, создавать, заставлять крутиться цифры на расчетных счетах и платить с них налоги. Если по налогам я в этому году заплачу меньше, чем в прошлом, то знайте — это от того, что вместо работы и творчества я год занималась сложноподчиненным сексом с государственной турбулентностью. Вместо того, чтобы издавать книги, я превратилась в бухгалтера, юриста и программиста.

Конечно, я знаю, что никогда наше поколение не доживет до тех времен, чтобы обе стороны научились как-то доверять друг другу. Но, может, я доживу хотя бы до того момента, когда бизнес наконец-то перестанет восприниматься чиновниками непременно как завод с толпами рабочих, отбывающих с 8 до 5? С десятками программистов и тайным отделом с вывеской «Бухгалтерия»? Малый бизнес — это просто. Очень просто. И система контроля, раз уж он вам так нужен, для малого бизнеса должна быть простой, практически элементарной.

Если вы хотите, чтобы люди платили вам деньги — сделайте так, чтобы им было удобно расставаться с ними, если вам нужны к этому документы — сделайте так, чтобы у людей не было проблем с их заполнением. Уменьшите количество операций и правил до разумного и достаточного. Эта формула работает в бизнесе, но почему-то совершенно никак не вводится в «государственном бизнесе». Ну что ж, посмотрим... должны же научиться, а? Хотя для этого надо просто перестать считать себя самыми умными и, как всем управленцам, прежде, чем принять решение, посоветоваться со специалистами. И, кстати, да: после того, как решение воплощено в жизнь в тестовом режиме — проверить на заинтересованных кроликах.

12.06.2014. 0+, 6+, 12+, 16+, ИЛИ КАК РОДИТЕЛЕЙ ОБМАНЫВАЮТ ЦИФРЫ

На днях в одном блоге, где родители обсуждали детскую книгу, прочла такой диалог: «А на какой возраст рассчитана книжка?» — «Издатели пишут 0+, так что рекомендуют уже с рождения, в 3 подойдет»… Я бы стерпела, но писал ответ человек, хорошо разбирающийся в книгоиздании. Если уж эта мама считает знак 0+ сигналом, что книга для малышей, то сколько еще людей разделяют ее заблуждение! Охватившая меня паника заставила написать этот пост.

История случилась такая: наши законодатели, не слишком задумываясь, скопировали у Запада закон о возрастном ограничении информации и перенесли на отечественную действительность в виде закона «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». В течение года специалисты разных отраслей придумывали, как его «привинтить» к конкретным фильмам, передачам, музыкальным произведениям и книгам, и, как ни странно, даже определились. Книжники теперь в курсе, как «маркировать» издания.

Но. Но никто не позаботился рассказать об этом законе «потребителям». Что все-таки значат эти цифры. А зря. Предполагаю, никто, кроме депутатов, не обращает внимания, что там написано в углу фильма или на билете в театр. Никто не выключает в машине Наше радио (12+), если рядом маленький ребенок, и тем более не сажает детсадовца послушать Эхо Москвы (6+). И только с книжками вышло по-другому. Драгоценные родители восприняли «знак маркировки» однозначно: как возраст читательской аудитории. Пора с этим что-то делать, думаю я.

Итак. Что на самом деле означают эти цифры?

Если вы внимательно прочтете закон и отдельно – инструкции к его применению, вы узнаете, что книги со знаком 0+ — это книги, где вы не встретите сексуальных сцен и сцен насилия, натуралистического описания смерти или страшных болезней, герои не станут харизматично употреблять алкоголь и смолить сигареты, переругиваясь нецензурной бранью. А теперь спросите себя: все ли книги без секса, насилия и мата действительно надо читать детям с нуля?

С возрастом эти ограничения становятся менее жесткими: постепенно вводится разрешение на «ненатуралистичную смерть», на любовные сцены без подробностей, с шести лет допускаются сцены насилия со стороны сил общественного порядка и добра, а спустя еще несколько лет — зло может и посопротивляться…

При этом вы должны понимать: ни один издатель не хочет быть оштрафованным, ни один редактор — уволенным, а категории «натуралистично–ненатуралистично», «добро–зло», «любовь–эротика» и так далее — субъективны. Что для одного первый поцелуй — для другого растление малолетних. Что для одного подушка и мальчик-аллергик — для другого гей-пропаганда. Многое зависит от личных ассоциаций… С целью «не нарваться» на чьи-нибудь ассоциации, издательство предпочтет «завысить» категорию знака. Так в безобидных с точки зрения «взрослых няшек» книгах появляются предостерегающие знаки: «6+». Или даже «12+»!

Для примера возьмем любой перл из закона. Так, например, с 12 до 15 лет, (а также с 16 до 18!) по мнению законодателей, вашему ребенку не навредит «не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера».

Говоря откровенно, обладая неслабым воображением, я все-таки затрудняюсь определить, что вообще подразумевалось создателями под ненатуралистическими половыми отношениями несексуального характера. А вы? Вы можете сказать?

Об адекватности и реалистичности этого закона было много споров и много о чем еще можно поспорить. Не хочется. Жаль тратить время и силы на пробивание железобетона — бесполезно. Моя задача сейчас: показать на примере, почему никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя ориентироваться на знаки «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+» в качестве руководства к действию: «О, моему ребенку шесть месяцев – почитаю-ка я ему эту книжку!» Собственно, как и бесполезно ограждать свое чадо от книг с маркировкой 6+ или 12+, если ему пять или десять. (Хорошая новость: если он пока не умеет читать, вы можете не хранить детективы в полиэтилене!)

Единственный знак, который в теории хоть что-то может значить для вас — 18+. Но и здесь лучше поинтересоваться: «а почему?» Вполне возможно, просто в книге кто-то целуется или думает о «половых отношения» чуть более сексуально. Возможно, именно вашему подростку эта информация не угрожает ни инфарктом, ни паникой.

Если вы хотите точно знать, «на какой возраст рассчитана книга» (мне лично это кажется странным, но я чувствую в родительской среде «тренд» - точно знать возрастные рамки художественных произведений), ваш единственный ориентир — верхняя строчка выходных сведений. «Для детей младшего и среднего возраста», «для детей среднего школьного возраста», «для чтения родителями детям». Впрочем, и они не всегда показатель… Но об этом — как и почему, благодаря каким другим законам, — пишутся эти определения, я расскажу в следующий раз…

Резюме. Я знаю, как хочется иногда облегчить себе жизнь. Чтобы кто-то за тебя решил, написал, отрегулировал… «Принимать по пять капель после еды». Однако книги для детей — не та область, где кто-то может решить все за вас. Потому что ваш ребенок – он уникальный. И ваша семья – тоже уникальна. Никто, кроме вас, не может сказать, что испугает и покалечит именно вашего ребенка. Никто, кроме вас, не определит, в каком возрасте ему что читать. Ориентируясь на своего маленького читателя, на свой жизненный и читательский опыт, на традиции собственной семьи, вам придется пройти этот путь «возрастной маркировки» самим. В одиночку. Что, когда и надо ли читать вашим дочерям и сыновьям – только ваша ответственность. И наоборот: что, когда и надо ли читать детям других родителей — только их.

28.08.14. ВАКАНСИЯ: БУХГАЛТЕР (ЗАКРЫТА)
Издательство «Фордевинд» ищет сотрудника, который осчастливил бы нашу (издательства) и мою (издательскую) жизнь своим появлением.
Вакансия: бухгалтер.(Вакансия закрыта.)
Причины: экономика государства, бухгалтерия предприятия и налоговое законодательство были очень мне интересны все эти годы. Но, наверное, за пять лет я все-таки исчерпала свой интерес. Не то, чтобы мне вдруг стало совсем не любопытно, что будет дальше. Но слишком уж я эмоционально переживаю и проживаю каждое нововведение, хотя нет никакого смысла сознательно углубляться в дебри: выдающимся специалистом в этой области мне все равно не стать, да и вряд ли когда-нибудь придет в голову развивать «бухгалтерскую карьеру». Итого: после пяти лет я хотела бы передать свою бухгалтерию в руки специалиста.
Общие сведения о предприятии:
УСН, 6%, без НДС; 6 человек по штатному расписанию, вне штата – до 50 человек в год.
Сдача отчетности в электронном виде.

Количество платежек в год: до 500.
Количество накладных в год: до 1000.
Условия:
- в штат, совместитель, неполная ставка;
- з/п – по договоренности;
- доп. соц. «пакетик»: материальное поощрение сотрудников, посещающих спортивные клубы, в размере оплаты абонемента в фитнес-клуб;
- где удобно, с выездом в офис при необходимости - в конкретный день или в удобные для бухгалтера часы, в том числе – в вечернее время;
- издательство: СПб, Лиговский проспект.
- как срочно: хорошо бы мне найти вас и начать сотрудничать до конца этого года.

Работа:
Обычная работа бухгалтера: обработка первички, сверки, отчетность и декларации, з/п ведомость, налоги, книга доходов (и расходов), контроль оформления пунктов о выплатах в договорах, подготовка актов, предложения по изменению в Учетную политику в соответствии с желаниями левой ноги законодательства и реальными изменениями в работе, выдвижение предложений по реорганизации практики работы или даже системы налогообложения в зависимости от развития ситуации.
Особенные требования:
- умение работать с малыми предприятиями на УСН: баланс и отчеты малых предприятий;
- учитывать специализацию книгоиздательского бизнеса: расчет роялти, ндфл авторам и художникам, расчет себестоимости, возвраты от оптовиков, роялти зарубежным партнерам, брак, авторские и рекламные экземпляры…
Похоже, мне нужен самостоятельный человек, который не ждет от меня рассказа, что именно следует делать, а понимает сам, что сделать нужно, и делает. И – совершенно точно – говорит, что нужно сделать мне - для более эффективной работы издательства (и что сэкономит мне жизнь).
Если вам интересно взвалить на свою шею еще и маленькое издательство, пожалуйста, пришлите мне резюме: anya@fordevind.ru, и я с удовольствием с вами познакомлюсь!

16.10.2014. ИЗДАТЕЛЬСТВУ «ФОРДЕВИНД» — 5 ЛЕТ

Нашему издательству сегодня пять лет... Вы можете это представить? Что когда-то его не было? Совсем?

Что когда-то все было впервые. Первая книжка «Шкодология» с дядей Колей Воронцовым. Первый тираж путеводителя для детей и родителей по Санкт-Петербургу. Первый опыт сотрудничества с двадцатью художниками в одной книге. ... Сейчас, оглядываясь назад, становится страшно и странно: «Ура, каникулы!» уже стали легендой, «Все бабушки умеют летать» — историей, и даже закончился путеводитель «Москва»... При этом мы напечатали восемь тиражей путеводителей по Петербургу и пятнадцать тиражей Пиратов Кошачьего моря. Неужели это возможно?

Когда-нибудь (на юбилей?) я расскажу о маленьком книжном складе на старом заводе... о семнадцати тысячах рублей, заработанных за 2009 год... о первом "Книжном салоне", где на стенде была всего одна книга... и о втором, где книг было целых пять... о фурах и тиражах, разгружаемых сотрудниками вручную... о-о-о! О-О-О!!!

В общем, нам было весело! Надеемся, вам с нами — тоже. Никто не знает, что ждет впереди, но хочется верить,

30.12.2014. ПЛАНЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ФОРДЕВИНД» — 2015

Что-то подсказывает, что в 2015 всем будет непросто...

Есть вещи, которых не предсказать. Никто не знает, что станет через месяц, полгода, год. С рублями, поставщиками, покупателями, работой, зарплатами, ценами, предпринимателями, экономикой и политикой. Я как будто проваливаюсь во времени на пять лет назад. И все начинаю сначала… Это заводит.
Впрочем, есть вещи, которые я знаю уже сегодня. Закроется и умрет с дебиторкой еще одна книжная сеть. Обанкротится пара оптовиков и несколько магазинов. Бумага и полиграфия подорожают. Также неминуемо подорожают логистика и аренда. Будет меньше новинок. Мало кто отважится идти «в рост»: большинство откажется от сумасшедших по стоимости кредитов, а полученные доходы будет осмысленней распределять на дивиденды. Цены на книги поднимутся. Спрос упадет. И во всех этих условиях нам с вами придется как-то жить...

Есть ли у «Фордевинда» план? Конечно же, есть!

План покорения мира прост: сделать как можно больше книг, которые вам нужны, где вы найдете вдохновение, отдых и радость. Если повезет, это план на год. Не повезет - на два. Совсем не повезет - на три. )

1. В первый рабочий день января, вот прямо под Рождество, мы отправляем в печать пятую книгу «Пиратов Кошачьего моря» — «Сундук для императора». Предзаказ на нее таков, что единственное слово, которое тут можно сказать вам — «спасибо!» Хочется верить, подросшие дети (с выхода предыдущей книги прошло два года) не будут разочарованы. Надеемся, родители тоже: наконец-то эпопея Дженифыр кончилась! (Автор сказал: все — надо жить дальше. Чтобы было что-то еще, что рассказать.)

2. В начале весны, когда потеплеет на душе и на улице, мы выпустим первую книгу для родителей — в поддержку ваших инстаграмов и альбомов вконтакте, семейных архивов и галерей портретов на столах кабинетов. Вместе с Еленой Счастливой — преподавателем онлайн фотошколы — мы будем учиться фотографировать детей: младенцев и малышню, детсадовцев и школьников. Чтобы красиво запечатлеть и каждый важный, и каждый незначительный миг этой потрясающей жизни. Ведь не тем, как мы снова выжили в кризис, мы будем потом гордиться! Мы будем гордиться НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ, которые выросли рядом с нами. Экономика может катиться к праотцам, вспоминать мы будем не об этом. А о том, как мы были вместе, какими «они» были маленькими, а мы — счастливыми.

3.Что касается планов на безумие — нет ничего проще: этим летом мы устроим вам прогулку с биноклем и откроем новую, не всегда заметную грань Петербурга. Никаких больше «посмотрите налево, посмотрите направо». Теперь — только вверх! Вас ждут библейские сюжеты, спрятанные на фасадах города и застывшие в виде барельефов.

Древние истории и легенды требуют соответствующей атмосферы, поэтому создавать иллюстрации мы пригласили дуэт художников Бориса Владимировича Кунина и Марину Варфоломееву-Кунину, известных вам по энциклопедии «Опера». («Снегурочка» и «Князь Игорь» покорили многих читателей.)

4. Впрочем, идея создать книгу о Наполеоне — тоже не вписывается в формат «нормальных». Здесь мы черпаем опыт изменения мира к лучшему от тех, у кого почти получилось, и учимся на чужих ошибках.

5. «Герои Папенбурга» Валько. Третью книгу о картонном городе выпустить хочется. Сладкая мечта и одновременно — чистое безумие с нашей стороны. Наверное, мы подождем обстоятельств: какого-то особого расположения звезд, указующих отзывов и рецензий или непредсказуемо-счастливых финансовых возможностей.

6. Энциклопедия «Деньги». В конце года мы выпустим книгу про деньги. Потому что в кризис нам самим хочется разобраться, что же это такое. Вдруг пришло в голову, что нас учили деньги презирать или обожать, не любить и бояться, старательно экономить, копить или немедленно тратить. Нам внушали тысячу аксиом, которые через двадцать лет оказались ложными. При этом никто и никогда не рассказывал о том, что деньги — просто инструмент в жизни человека и общества, семьи и государства. И о том, «как все это работает», тоже не слишком задумывались. Чтобы в жизни наших детей не было ошибок и глупых кризисов из-за неправильного отношения к деньгам, мы готовы хорошенько поработать.

Допы и переиздания

Где-то шесть-восемь дополнительных тиражей ожидается в ближайшем будущем. Хорошая новость: вполне возможно, будет переиздание путеводителя «Москва» — совместно с замечательным издательством «Clever».

21.04.2015. ДВА ДОКУМЕНТА ПРО КНИЖНЫЙ ВОЗРАСТ

Не так давно (или уже давно?) я писала разъясняющую статью о возрастной маркировке для путающихся родителей… Удивительно, но пришло время писать статью для запутавшихся профессионалов книжного рынка. Оказалось, «благодаря» нынешнему законодательству, в библиотеках, магазинах, редакциях сидят высококлассные специалисты своего дела и — паникуют, пугаются сами и пугают других.

Итак, в нынешнем виде существует два документа, регулирующих издательскую деятельность: набивший всем оскомину ФЗ-436 и вполне себе понятный дубль бывшего ГОСТа — ТР ТС 007/2011. Основная проблема в том, что эти два документа применяются одномоментно и оба используют возрастное деление детей, но при этом не совпадают ни по смыслу, ни по сути.

Итак, чтобы не паниковать: никогда не путайте эти понятия: «Декларация соответствия» и «Возрастная маркировка»!

Декларация соответствия таможенным требованиям (и знак ЕАС).

Это ФИЗИЧЕСКАЯ безопасность продукции, предназначенной для детей, для здоровья этих детей: материалов изготовления, использованной краски и бумаги, шрифтового оформления, плотности фона и так далее…
Регулируется: ТР ТС 007/2011.
Подтверждается: протоколами испытаний.
Итоговый документ, обязательный к представлению: Декларация соответствия
Маркировка: знак ЕАС на книге.
Определяется: целевой аудиторией и видом издания, запись о которой пишет редактор вверху страницы выходных сведений: "литературно-художественное издание для детей младшего школьного возраста", "справочное пособие для детей среднего школьного возраста"... Так, максимальный «детский возраст» в соответствии с ТР ТС «старший школьный возраст» — 16-18 лет, дает вам право в справочных изданиях, ориентированных на эту аудиторию, использовать «петит»…
Применяется: для книг, предназначенных для детей до 18 лет. Исключено применение: для книг, предназначенных взрослым.

Возрастная маркировка.

Это… паникерство и идиотизм… скорее, МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ безопасность любой (!) продукции для душевного здоровья детей: сцены насилия, матерные слова, степень откровенности сексуальных сцен….
Регулируется: 436 ФЗ "О защите детей от информации"
Подтверждается: а) в судебном порядке на основе выигранного судебного процесса с помощью экспертов; б) в превентивном порядке – запросом на проведение экспертизы. В большинстве случаев – никак.
Итоговый документ, обязательный к представлению: не существует.
Маркировка: "0+", "6+", "12+", "16+", "18+".
Определяется: редактором — специальным человеком в издательстве, который готов взять на себя ответственность.
Применяется: для всех литературно-художественных книг и науч-попа, имеющего отношение к "проблемным" темам вроде секса и т.д.

Итого: книга может быть предназначена для взрослых (фраза: "литературно-художественное издание" без ссылки на возраст является показателем именно такого предназначения), но при этом не содержать жесткого секса и насилия и иметь маркировку 12+. Где у нас проблема: некоторые магазины и библиотеки, ориентируясь на наличие "детского знака", требуют Декларацию соответствия. Хотя очевидно, что в этом случае Декларация соответствия не нужна, так как книга не предназначена для детей, а знак возрастной маркировки ни в коем случае не является рекомендованным возрастом чтения.

Резюме: дамы и господа книжники, библиотекари, юристы! Убедительная просьба: если бороться с ФЗ невозможно, то давайте хотя бы не будем трепать друг другу нервы и морочить голову. Иногда для этого достаточно внимательно читать законы и регламенты и перестать уже всего бояться.

12.12.2015. 2015. «ГОДОВОЙ БАЛАНС»: УБЫТОЧЕН

«Итоговый» пост, который я пишу ежегодно. Ретроспективный взгляд на работу и попытка разглядеть перспективы. Одно и другое – не очень. Не то, чтобы отвратительный год, скорее - не вдохновивший.

Плюс ко всему по ночам мне снятся кошмары. То темные личности врываются в офис и, заговаривая зубы, складывают в свои необъятные сумки ценные для издательства вещи. То приходят вежливые люди и намекают на возможные трудности, предлагая «выступить с предложением». Звонок из Государственной Службы Переводов: «Мы не одобряем ваш перевод!», который во сне я отбила фразой «Но вас же не существует!» - стал уже в издательстве легендой.

Однако факт остается фактом: всё существует. «Общественное мнение», «родительский контроль», звонки и требования из государственных служб, мошенники, суды, вымогатели и тролли, социопаты и просто придурошные. Также существуют цена евро, бешеная инфляция, низкая покупательная способность, увеличение стоимости производства, снижение наименований, тиражей, объемов продаж и, как следствие, повышение себестоимости, что закручивает проблему от третьего пункта в спираль, каждый новый виток которой шире и ниже предыдущего.

Прогнозы прошлого года оправдались: стоимость бумаги взлетела, потому что отдавать на импорт сырье при таком курсе евро, конечно, логичней. Исчезла с лица страны когда-то величественная сеть «Буква» - красиво ушли, по-партнерски, до последнего дня оставаясь высококлассными и профессиональными, но от этого только еще тоскливей. Продажи упали. По субъективным ощущениям, за 2015 нас откинуло года на три назад.

При этом никакой моей интуиции не хватает, чтобы рассчитать отпускную стоимость книги с учетом минимум полуторагодовой инфляции (средний срок продажи тиража) в условиях офигительной непрогнозируемости этой инфляции. Никакого мозга – хоть правого, хоть левого его полушария - составить план-прогноз на ближайший год, когда расчетная стоимость ВСЕГО меняется раз в неделю в связи с стремящимися в бесконечность курсами.

Но самое страшное – весь год ускользало «вдохновение». Вот то ожидание чудес – от себя и от мира. Я больше не хочу делать детскую книгу про налоги, потому что на сегодняшний день даже я, принципиальный плательщик, вижу всю бессовестность существующей системы налогов. Не хочу про государство и малый бизнес, потому что была единственной и последней, кто с упорством кретина верил в идею о нужности второго для первого. Не могу – третью книгу про Папенбург, потому что продажи первых двух провалились (низкий поклон Лабиринту за шестьсот рублей за экземпляр). Не рассчитываю на красивые, талантливые и яркие «Карамельки», потому что остатки небольших тиражей этой серии я «слила» по цене макулатуры...

Борясь с желанием остановить «проект Фордевинд» - и не потому, что больше ничего не умею делать, а потому что понимаю, что делать это умею и люблю, - размышляю о вариантах. Здоровых, на мой взгляд, два. Первый – оставить все в режиме «книжного хобби». Перестать смотреть на издательство как на бизнес. Не может маленький производственный книжный бизнес здесь и сейчас быть «бизнесом» в том смысле слова, в каком принято его трактовать. Будут деньги – издавать, что хочется. Не будет – не издавать. Не плакать из-за магазинных продаж. Снижать тиражи. Дружить с покупателями. «Халтурить» на заказ. Минусы плана: задержки или полный отказ от доп. тиражей и редкость новинок, что, возможно, позволит некоторым просто забыть о нас…

Второй – присоединиться к симпатичному киту, который в силу своей массивности удерживается на плаву и которому нужна маленькая детская редакция. Минусы плана: несколько десятков. Но плюсов, однако, больше.

Впрочем, для любого из двух решений не обойтись без вдохновения. Драйва. Чуда. Я ищу вдохновение в себе и окружающем мире. В прекрасных дельфинах, на дне кофейных чашек, в нежных прикосновениях, в ссадинах на душе. Что-то тихо рождается и снова хочется жить. Манят проекты, тем более заманчивые и желанные в отсутствие пиастров на печать... И даже вид тонущего корабля кажется завораживающе-прекрасным на фоне эпичного неба, наконец-то опрокинутого атлантами...

Похоже, теперь я просто жду чуда.

11.11.2016. КОНТРАСТНЫЙ ДУШ КНИГОИЗДАНИЯ (ПОЗИТИВА КОРОТКИЙ ПОСТ)

Читатели ругают, что я бяка бессовестная: последний пост о жизни издательства разместила аж год назад, а чем дело кончилось — живы мы или так себе — рассказать позабыла. Простите меня, заработалась. Исправляюсь и докладываю. Год назад мы не знали, есть ли смысл продолжать работу, и сидели «в нуле». Зато этот год я могу назвать удивительно творческим и полным приятных неожиданностей. (И это заслуга не только моего психотерапевта.)

Основное, что стало понятно: после семи лет работы мы не пропадем. Невозможно пропасть, пока ты кому-то нужен! Нужен читателям — волшебным людям, которым нравятся наши книги и ко

События

04.04.2022
Шестой выпуск дайджеста новостей Книжной и соседних галактик с аннотированным обозором статей Музея.
02.01.2022
Указом президента 2022 год объявлен "Годом культурного наследия народов России"
12.12.2021
Весьма объемный осенний дайджест статей Музея и новостей Книжной и соседних галактик.
21.10.2021
Репортаж с исторической встречи Жителей Театра Марионеток имени Деммени — главного режиссера Эдуарда Гайдая, актрисы Фаины Ивановны Костиной и труппы — с Жителями Библиотеки!
19.10.2021
Рост цен на полиграфические материалы в 2021 году. О реальных размерах инфляции в Книжной Галктике.