Издательство Фордевинд от рождения до исчезновения. Часть I. ВЗЛЕТ.

В ноябре 2019 года издательство Фордевинд могло бы отметить свой 10-летний юбилей. В этот день перестал работать сайт издательства. За несколько месяцев до этого в связи с отсутствием деятельности был закрыт его счет. Год назад - перестал работать последний и единственный сотрудник. В качестве прощального жеста и на память об издательстве размещаем в Музее записки издателя о жизни Фордевинда, которые публиковались на ныне несуществующем сайте. В хронологическом порядке: от рождения до прощания. Первая часть заметок: 2009 - 2014 гг.

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

[Аня Амасова — капитан издательства «Фордевинд». Этот раздел не вступительное слово, а блог. Место для размышлений о перипетиях книгоиздательской жизни и заметок о малом бизнесе. «Инсайдерская информация» от практикующего издателя для тех, кто снаружи. Ну и, конечно, место официальных заявлений: «программы, лозунги, отчеты» — куда ж без них?]

16.10.2009. ПОДНЯТЬ ПАРУСА!

Чем бы вы занялись, будь вы любящими родителями и профессионалами книжного бизнеса? Спорим, учредили бы издательство, мечтая делать книги, которых не хватает вашим детям?

Ну вот, мы так и сделали. Имея за плечами по 10-15 лет работы в книгоиздании, на шеях – детей в возрасте от 6 до 13, а в головах – массу идей, мы создали издательство-клуб. У нас нет грандиозных планов по борьбе с акулами книжного рынка. Мы не ставим перед собой задачу нравиться всем. Мы просто занимаемся тем, что нам интересно, и ищем друзей.

Приглашаем вас в КЛУБ ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ, немножко оставшихся детьми.

Если вы любите:

развлекаться,
читать книги всей семьей,
путешествовать и узнавать что-то новое,
делиться своими знаниями,
смеяться над смешными картинками,
смотреть мультфильмы,
встречаться с друзьями, общаться в интернете и пить чай-кофе с пирожными...
Давайте дружить!

16.10.2010. ИЗДАТЕЛЬСТВУ «ФОРДЕВИНД» 1 ГОД!

Ну ничего себе: блог издателя, обновляющийся с периодичностью раз в год! :) В свое оправдание могу сказать: все это время издатель работал. ) Ну вот катастрофически не хватало времени на что-либо другое! Результат за год: пять книг. Пять по-настоящему любимых нами книг. Думаю, нам есть, с чем себя поздравить!

В такой день хочется говорить всем «спасибо». Я теряюсь, в каком порядке, потому что даже не могу определить, благодаря кому и чему больше моя жизнь превратилась в такой фантастически приятный фейерверк приключений и радостных событий.

Спасибо моим дорогим сотрудникам, авторам и художникам, которые больше друзья, чем какие-то абстрактные «сотрудники», «авторы и художники». За талант, профессионализм, чувство юмора, поддержку и терпение. За вкусные обеды, ответственность, порядок в документах и папках сервера, лояльность и веру в издательство. А также женам-мужьям сотрудников, авторов и художников.

Спасибо дорогим читателям, которые тоже больше уже друзья, чем абстрактная «читательская аудитория». За ваш интерес, отзывы, письма, приятные открытки, поддержку, маленькие подарки, фотографии читающих детей... ну, в общем, я даже все перечислить не могу, но ваше внимание иногда бывает так вовремя!

Спасибо партнерам-оптовикам и магазинам: за то, что приняли и поверили в нас, за разумные цены, за прекрасный менеджмент, за талантливых менеджеров, за рекламные акции, своевременные платежи, красивые и понятные отчеты — вы прекрасно продаете наши книги! И это здорово, что вы есть!

Боюсь говорить отдельные «спасибы», так как список растянется на несколько километров. Поэтому, наверное, всем вместе: типографии, юристам, экономистам, водителям, начальникам складов, грузчикам, нашему удобному банку - всем тем, благодаря кому маленький издательский мир держится и вертится.

Хочется продолжать работать. И это — главное. Это самое замечательное, что все вы вместе даете эту фантастическую энергию жить!

25.12.2011. НОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЯ

Наверное, новогоднее обращение – это привилегия президентов. Думаете, после двух лет жизни издательство «Фордевинд» зазналось? Нет, я в трезвом уме и здравой памяти: «Фордевинд» – не то чтобы маленькое издательство, а просто-напросто крохотное. (Хотя, я не знаю в этом городе ни одной семьи, в которой не было бы нашего путеводителя по Санкт-Петербургу. И когда думаю об этом, кажусь себе очень большой.)

Просто мне кажется важным подвести итог: а что лично ты, Аня Амасова, сделала хорошего в уходящем году? И так как все, что мне удалось, без вас было бы невозможным, я выставляю свой «годовой баланс» на всеобщее обозрение.

Во-первых, за этот год мы сделали три доп.тиража путеводителя по Санкт-Петербургу. Это сказка. Это какое-то такое чудо, на которое никто не смел и надеяться.
Во-вторых, вышедший в начале года путеводитель по окрестностям Петербурга (который я собиралась продавать пару лет), удивительным образом разлетелся за полгода и был допечатан.
В-третьих, мы выпустили книгу про то, как рисовать мультики. И хотя в нашей стране она не произвела фурора, на франкфуртской книжной ярмарке ею заинтересовались издательства нескольких европейских стран. Не знаю, чем кончатся переговоры, но тем, что в России создаются книги, не имеющие аналогов в мире и способные заинтересовать Запад, я горжусь.

Где-то по середине есть еще четвертое, пятое… Но самое главное «хорошее» случилось неделю назад. И радостно, что год закончился именно этим, таким красивым и совершенно неожиданным аккордом – «Бабушками, которые умеют летать».
Конечно, иногда бывало тоскливо. Иногда казалось, самое глупое, что можно было сделать в кризис – это создать книжное издательство. Что изменить ситуацию невозможно. На отчеты о магазинных продажах падали слезы. Иногда кто-нибудь чужой говорил или писал такие вещи, что хотелось кричать: «Не могу больше! Не хочу! Не буду!».

В это время спасали только вы: ваши письма, заказы, звонки, идеи. Кто-то просто звонил по телефону и говорил «спасибо». Кто-то писал трогательное письмо. Кто-то заказывал книжки - на класс, на друзей, на подарки, для еще одного магазина... Все ваши добрые слова ложились гигантскими листьями подорожника на мои мелкие царапины. А заказы очень вовремя добавляли денег на очередной тираж. И снова появлялись - не то чтобы крылья, но силы. Все пережить и плыть дальше.
И теперь я знаю: любые чудеса возможны, даже если все вокруг – цифры и злые феи – не сулят ничего хорошего. Если рядом есть те, кто может тебя поддержать.

Поэтому я желаю вам, дорогие друзья, чтобы в ваших семьях весь год звучали добрые слова и горели теплые огоньки любви. Это только кажется, что слова ничего не значат, а огоньки – маленькие. На самом деле, эти слова и огни - самые важные и большие. Ведь, если конец света все-таки наступит, как-то же надо будет зажечь новый свет...
С наступающим Новым годом!

23.05.2012. ПО СЛУЧАЮ ГОДОВЩИНЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С КУРЬЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ СДЭК

Сейчас мне даже страшно вспомнить, что было «до». Когда дизайнер и художник забивали книгами мою крошечную машинку, а я ночами развозила заказы. Особенно запомнилась излишне снежная зима с ее непреодолимыми сугробами. А еще весна, когда заказы на класс нужны были всем «вот прямо сегодня». Конечно же, было весело… Но как-то непродуктивно. Ну, вроде, считается, что у издателя должны быть другие забавы.

По счастью, прошлой весной в нашей жизни появился СДЭК.
Первое же открытие было приятным: коробочки СДЭКа словно созданы под размер «Фордевиндовских» книг. Вы скажете: «совпадение». Но я-то знаю, что совпадений не бывает! Второе открытие: в эти коробочки влезает книжек ровно на класс. То есть штучек 30-35 «под завязку». Какое же это совпадение? По-моему, это судьба. )

На протяжении года нашего сотрудничества меня не переставало удивлять, как иногда курьеры вообще умудряются вас находить и вручать заказы. Вы пишете: «Дом 411, корпус 6». «Детский сад, 8-ая группа, кому-нибудь из воспитателей». «Предварительно позвонить за десять минут». «Привезти не раньше пятницы». «Ориентир по зданию банка». «Заказать пропуск для вахты»…
И ведь они прибывают именно в пятницу к воспитательнице восьмой группы, расположенной в шестом корпусе от здания банка, предварительно позвонив вам за десять минут и просочившись мимо вахтера… Ну как? Как им это удается?!

Мне нравится, что доставка по Питеру занимает всего один день. Что теперь я могу отправлять заказы в Москву – и тоже рассчитывать на день или два. Мне бесконечно удобно, что СДЭК принимает наличные (теперь мне не надо умолять покупателей воспользоваться каким-нибудь банком), позволяет следить за движением заказов, предлагает массу разных тарифов, аккуратно переводит деньги и регулярно шлет документы.

Ну и, конечно же, не передать, с каким облегчением вздохнули художник и дизайнер: им больше не надо вытаскивать из офиса «многокилограммовые» коробки с книжками. Мы знаем: приедет Дима и унесет их. По две в каждой руке.

...Так что, как бы я ни любила общаться с читателями и разъезжать по ночному Питеру, развозкой вновь чего-нибудь (или кого-нибудь) займусь только на старости лет. Если вы перестанете читать книжки.

20.09.2012. А СУДЬИ КТО?

Данный материал имеет возрастные ограничения: 18+

Бывают в этой жизни вещи, противостоять которым решительно не представляется возможным: стихийные бедствия, войны, массовые психозы и законодательные акты. Не успел книжный рынок научиться жить в условиях перманентного падения, как свалилась новая напасть: защита детей от информации. Я пока не готова в официальных источниках комментировать этот документ и его предполагаемые последствия для книгоиздания в частности и человечества в целом — достаточно неофициальных мест моего пребывания. До выяснения «окончательных размеров ущерба» (а именно — принятия положений о порядке применения 436-ФЗ непосредственно к книгам) я занимаю выжидательную позицию. Но могу сказать, что документ этот в контексте книгоиздания не вызывает во мне симпатии. По ряду причин. И одна из них, свойственная любому животному: невозможность полюбить то, что ненавидит тебя.

В соответствии с 436-ФЗ: «В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:

1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;

2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.»

Таким образом, простите, «производитель» — в обиходе «издатель» — лишается права самостоятельно принимать решения. То есть любой психиатр с высшим образованием осведомлен, конечно, лучше. Думаю, мне еще предстоит выяснить, случайно или с каким-то умыслом производители приравнены к лицам, имевшим судимость. Но на сегодняшний день я считаю важным донести до всеобщего сведения следующую информацию.

1. Все книги, выпускаемые издательством «Фордевинд», имеют «историческую, художественную или иную культурную ценность для общества», а следовательно, не могут подпадать под действие 436-ФЗ. У меня, как и у большинства издателей, нет ни денег, ни времени, чтобы выпускать какие-то другие «информационные издания».

2. Редакционная работа издательств - по сути и есть та сама экспертиза. И если кого-то интересует, насколько именно я имею право принимать решения об издании книг для детей, то сообщаю о себе следующие биографические сведения:

Я, Амасова Анна Викторовна,
выпускница Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств, библиотечно-библиографического факультета со специализацией «Издательское и книготорговое дело».

За годы очного обучения сдала промежуточные и итоговые экзамены по 55 дисциплинам, включая теорию культуры, историю культуры, социологию, философию, этику, педагогику, психологию, эстетику, историю изобразительного искусства, русскую и зарубежную литературу, литературоведение, аналитико-синтетическую обработку документов, семейное чтение, социологию и психологию чтения.

Защита выпускной квалификационной работы «Факсимильные издания» — отлично.

«Данный диплом дает право профессиональной деятельности в соответствии с уровнем образования и квалификации.» (Так, по крайней мере, написано в моем дипломе. И ни слова о привлечении психиатров или психопатов к оценке моей деятельности.)

Имею стаж работы по специальности с 1994 года.

С 2009 года и по настоящее время — генеральный директор и главный редактор издательства «Фордевинд».

12.11.2012. ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЖИЗНИ...

...Наверное, только так можно стать по-настоящему взрослым. Ответственность за все — едва ли не единственное, что отличает нас от ребенка. Мы становимся ответственными за свою жизнь, за свой бизнес, за свою семью, за своих детей. Но мы также знаем, что можем принять на себя ответственность другого порядка — социальную. Ответственность за чужую жизнь — острая нужда для современного человека, живущего в России. Ведь мы испытываем в ней постоянный недостаток.

Взять, к примеру, все наши налоги. Пенсионные реформаторы каждый год выдумывают новые сборы, то увеличивая их размеры, то расширяя список лиц. Налоговики, как известно, тоже не радуют нас поблажками. Как мы к этому относимся? Как взрослые люди — с радостью. Ведь это огромная радость: иметь возможность зарабатывать и отчислять наши средства, чтобы обеспечить старость наших родителей и всех тех, кто работал до нас. Ведь это здорово — понимать, что ты делаешь в жизни что-то такое, что позволяет государству содержать армию, чиновников, полицию, больницы, детские дома; строить дороги и доступное жилье...

Но на самом деле, нас это не радует. Почему? Потому что от государства мы слышим только одно: все ваши налоги — тьфу, ерунда, на них никого не прокормить, на них ничего не построить, все деньги государство получает из собственной нефти и тратит так, как считает нужным, не лезьте! И мы чувствуем себя социально нереализованными, испытывая лишь горькую досаду, что наши с вами сотни миллионов налогов и сборов — это какая-то ерунда, которая не делает мир лучше.

Что нам остается? Строить социально ответственный бизнес, надеяться на будущие поколения, искать пути самореализации. Один из таких путей — благотворительность. Пожалуй, я не смогу сказать о ее необходимости лучше, чем президент фонда «Милосердие детям». Да, я представляю вам петербургский фонд, который объединяет наши усилия для тех, кто нуждается в помощи больше всего – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На сайте фонда вы найдете и перечень подопечных учреждений, и список самого необходимого, и другую важную информацию.

Понятно, не все мы производим мыло, пластилин или автобусы. Но, возможно, и нам есть, чем помочь: услугами, товарами, деньгами, заботой, любовью. У «Фордевинда» есть книги. Не знаю, верю ли я в какое-то «светлое будущее» и уж тем более в его прямую зависимость от книг (и даже социальную значимость книгоиздания и библиотечной деятельности государство поставило под большое сомнение!). Но если хотя бы одному ребенку они доставят радость — вот здесь и сейчас — я буду знать, что все наконец-то «правильно».

03.02.2014. ИЗ ЧЕГО ТОЛЬКО ДЕЛАЮТ КНИЖКИ?

Буквально на днях я проболталась любимому мужу, что отдаю книги в продажу по себестоимости… И получила вопрос: «Так что же, Фордевинд ничего на них не зарабатывает?» Гм. «Фордевинд живет», — ответила я, но поняла, что со стороны довольно трудно представить себе, что же такое «себестоимость». И не только моему вовлеченному в процесс мужу.

Книжники-оптовики, немного разбирающиеся в китайской полиграфической промышленности, иногда уверенно говорят, что «себестоимость этой книги должна равняться одному доллару»... Государственные мужи нет-нет да и соберутся профинансировать какой-нибудь книжный проект в размере тридцати процентов полиграфических расходов... Сами авторы и художники мечтают истребить на корню «наглую капиталистическую гидру» — издателей, оставив прямую связь «авторское издание — магазин»... Конечно же, и сами читатели негодуют: отчего это книги золотые, когда в наших лесах еще полно деревьев?!

Отсюда вывод: понятие «себестоимость», а именно — то, из каких расходов складывается цена книги (еще проще: какие действия необходимо предпринять, чтобы создать книгу и донести ее до читателей) остается для большинства людей загадкой.
Любимый муж потребовал от меня список статей расходов. Что ж, довожу его до сведения окружающих с некоторыми комментариями.

Себестоимость книги состоит из:

Стоимости лицензии (приобретение прав у автора и художника) — это уже почти ни у кого не вызывает сомнений. Да, если автор/художник жив и создает для нас с вами произведение, его труд оплачивается.

Типографских расходов — стоимости материалов и услуг полиграфии.

Арендных платежей. Во-первых, вам надо где-то работать — это место называется «офис» или «редакция», и каким бы крохотным оно не было, его аренда — ваши ежемесячные расходы. Во-вторых, вам надо где-то хранить книги — это называется «склад». Он может быть собственным или являться складом ответственного хранения, но в обоих случаях это тоже ежемесячная сумма за занимаемый метраж.

Транспортно-логистических расходов. Давно прошли те времена, когда эти расходы составляли три процента в составе себестоимости. К сегодняшнему дню они стали почти на порядок больше. Тут все понятно: это ведь оплата не только водителя, но и страхование груза, и расход бесконечно дорожающего бензина, и амортизация транспорта. К тому же Россия — довольно большая страна. Живи мы в каком-нибудь Лихтенштейне, вопрос с логистикой на территории 160 км решался бы значительно проще.

Зарплат сотрудников. Чтобы создавать книги, как минимум, нужны директор (хотя бы за тем, чтобы подписывать документы и нести за все ответственность), редактор и верстальщик. По-хорошему — бухгалтер и менеджер по продажам. Совсем замечательно, если у вас в штате будут менеджер по рекламе и администратор сайта. Впрочем, если нет бухгалтера, менеджеров по продаже и рекламе и администратора сайта, скорее всего, эти функции в вашей компании просто выполняет кто-то другой.

Редакционных расходов. Выплат тем замечательным необходимым людям, которых вы не можете принять в штат, потому что не можете завалить их работой настолько, чтобы им хватало на жизнь. К примеру, это переводчики, корректоры и дизайнеры.

Страховых взносов. Те самые сборы и взносы в различные социальные фонды, которые отчисляются от зарплат и любых редакционных выплат: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, а также на оплату Обязательного медицинского страхования.

Услуг грузчиков. До поры до времени тиражи можно разгружать самим. Но рано или поздно еженедельная физ.нагрузка в несколько тонн может порядком надоесть (хорошо, если не успеет подпортить позвоночник). И вы поймете, что профессиональные услуги грузчиков стоят пусть и дороже профессиональных услуг костоправов, но в общефизическом плане вы, несомненно, что-нибудь выиграете.

Расходов на маркетинг. (Заметьте, никто не говорит про растяжки на Невском!) Эти расходы диктует сама жизнь. Так или иначе, но вы должны представлять свою продукцию - а значит, это расходы на выставки и каталоги. Так или иначе, но вам захочется побаловать читателей, а значит, вы вложитесь в какую-нибудь продукцию, которую будете дарить. Все эти блокноты, ручки, пакеты, создание новых сайтов, командировки — их тоже «набегает» за год, и все это тоже ложится в книгу.

Проценты по кредитам. Издатели не печатают деньги. Они печатают книги. Но деньги берут там же, где и все — в банке. Просто вместо того, чтобы взять кредит на машину, они берут кредит на тираж. Вот и вся разница. Однако проценты по кредитам — это тоже расходы. И они тоже идут туда, в себестоимость.

«Прочих» расходов. То, без чего не обойтись в любой деятельности: вам нужны программы и интернет, сотовый оператор, хостинг для вашего сайта, картриджи для документов, принтер и сканер, компьютеры для сотрудников, папки для бумаг, ISBN для книг, роуминг для сети… Вы удивитесь, какое количество административно-хозяйственных договоров можно иметь даже будучи микро-издательством.

Налогов. В самом простом случае - налог на доходы или минимальный налог с доходов за минусом расходов. А также НДС, ежели таковой имеет место быть в вашей практике. В любом случае, он уплачивается в бюджет, если вы покупаете лицензию за границей, даже если в общем и целом освобождены от его уплаты.

Вам показалось, это все? Это не так. Есть менее очевидные вещи. Они не кладутся в себестоимость книги бухгалтером, но все-таки отражаются на цене. Потому что, не отражайся они в ней, производство будет убыточным.

Возвраты и брак. Когда книжка какое-то время постояла в магазинах, магазин вправе вернуть ее поставщику. Так бывает. Ну, по какой-то причине даже самые лучшие и ходовые книги в каких-то магазинах просто не продаются. Каким бы замечательным ни был магазин, даже книги «без элементов предпродажной подготовки», возвращенные обратно в издательство, имеют вид довольно поюзанный. Отчего у них нет повторного шанса. Также случается брак транспортировки (это когда паллет заваливается на бок или ножка роклы врезается в бок), брак полиграфии и брак хранения. Все погибшие книги хоронятся с почестями и эти похороны неявно закладывается в себестоимость следующих тиражей в виде процентов на брак и возвраты.

Дохлая дебиторка. Это долги магазинов. Такие долги, которые никогда уже не вернутся. Ошибка руководства или просто неблагоприятные условия, и вот мы имеем хороший магазин, который продал наши книги, но которому не чем с нами рассчитаться.

Инфляция. Сводки официальной инфляции вы можете прочесть в интернете. Каким образом инфляция затрагивает производителей книг? Ну, во-первых, редко когда издатель торгует книгами «в деньги» (то есть контрагент расплачивается здесь и сейчас). В большинстве случаев — это растянутые на месяцы отсрочки платежей. Деньги за тираж, разошедшийся за полгода, в лучшем случае вернутся за год-полтора. А если тираж продается несколько лет? В то же время за редким приятным исключением дополнительные тиражи всегда будут на 10% дороже предыдущих. И это тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Все эти расходы, налоги, проценты, страховки закладываются в каждую книжку, выпущенную издательством за год, — и вы уже понимаете, что ее цена не ограничится стоимостью полиграфии. Типографские расходы в общем случае составляют всего лишь около 30% от себестоимости книги.

Поэтому, когда государственные мужи заявляют о ФИНАНСИРОВАНИИ книжного бизнеса, подразумевая покрытие 30% стоимости типографских услуг, речь в конечном итоге идет о покрытии всего лишь 1/10 части затрат. Оно, конечно, все равно приятно, но не стоит ждать, что в глобальном масштабе (например, цена книги в магазине) в связи с этим что-нибудь изменится.

Поэтому авторы и художники, желающие избавиться от «нахлебников» в виде издательств, на мой взгляд, должны понимать, что тогда им самим придется выступить «издательством» — той организационно-финансово-производственно-торговой структурой, от которой они всячески открещиваются.

Поэтому, когда вы в следующий раз увидите книгу в магазине, разделите ее цену хотя бы на два (так вы получите примерную отпускную цену издательства) и подумайте: эта цена больше или меньше стоимости чашки кофе, которую вы выпили в кафе в выходные? Вы по-прежнему считаете, что приготовить чашку кофе - сложнее, чем выпустить книгу? )

p.s. Когда я где-нибудь натыкаюсь на вопросы, отчего издатели то и отчего издатели сё, да почему бы им и так далее — я всегда подробно отвечаю. Конечно, это взгляд исключительно с моей колокольни, с других колоколен наверняка открываются другие виды и перспективы. Однако даже самые логичные и простые доводы многие читают как-то «по-своему», переиначивая смысл. Не знаю, возможно, им просто удобно не отказываться от своих представлений. Поэтому у меня нет иллюзий, что я вот сразу, за один только пост, что-то смогу объяснить. Изменить отношение. Мне просто хочется показать, что издательство - это не шкатулка с деньгами, не машинка по оценке рукописей, не посредник между автором и типографией, не разбойник, отнимающий кровные у читателей... тут еще несколько «не»... Издательство — это непрерывный производственный процесс. И для некоторых — жизнь.

 

События

17.05.2020
Музей уникальных вещиц примет в дар любую БУКВУ для именного указателя - навигатора по Музею.
20.03.2020
Ответ Музея на вопрос "Чем заняться с детьми на карантине?" Музей предоставляет открытый доступ к образовательным материалам из своей коллекции, которые будут интересны всей семье.
26.01.2020
Граждане мира! Друзья! Музей призывает вас в путешествие, чтобы узнать чуть больше об устройстве мира — и о разных способах обустроить наш мир...
21.01.2020
Центр искусства и музыки Библиотеки им. Маяковского приглашает в путешествие.
23.09.2019
Окончил работу трехдневный Книжный фестиваль в Пассаже (СПб) - время подвести итог. Итог, к сожалению, не нов.