3.4. Подписка библиотек на периодику: Невыдуманные истории

Началась подписная кампания на II полугодие 2021 года, и новая наша статья — о комплектовании библиотек периодическими изданиями за счет средств дарителей-меценатов. Интервью с человеком, имеющим практический опыт организации таких подписных кампаний, администратором группы движения "Помощь сельским библиотекам Русского Севера" Евгенией Авер.

Беседуют: Аня Амасова и Евгения Авер

Аня: Дорогая Евгения, здравствуйте. Ваша площадка — группа «Помощь сельским библиотекам Русского Севера», — это нечто совершенно уникальное с точки зрения ответственной организации процесса и, насколько я знаю, у вас также огромный опыт в организации подписных кампаний на периодику для библиотек. Не могу удержаться от соблазна расспросить вас об этом.

Евгения: Да,действительно, два раза в год мы открываем подписную кампанию для сельских библиотек. И да, я готова ответить на ваши вопросы.

Аня: В первую очередь — практическая реализация: как происходит стыковка библиотек и меценатов? Меценаты заказывают то, что считают необходимым? Или библиотеки просят приобрести им те или иные периодические издания?

Евгения:  Подписная компания у нас проходит в два этапа. На первом этапе (если речь о весенней подписке, то с конца марта), мы собираем заявки от имеющихся в нашей картотеке библиотек. Библиотекари выбирают издания по каталогу подписных изданий Почты России Подписка.онлайн и заполняют в нашей группе специальную форму.

Аня: Это выглядит очень разумным. С уважением к библиотекам. И соответствует текущей государственной политике, когда каждая библиотека (как минимум, на уровне муниципального образования) должна самостоятельно принимать решения, чем следует комплектовать собственный фонд. Так, ну а что потом?..

Евгения: В результате, к 30 апреля у нас формируется Подписная таблица. А в начале мая начинается второй этап: мы публикуем эту Подписную таблицу в группе (на самом видном месте), а дарители могут свободно ее просматривать, что-то выбрать и, оформив подписку на сайте Почты России (исполнив заявку), заполнить.

Подписная таблица на II полугодие 2021 года

Аня: Очень интересно! Прямо вот совершенно любые издания можно заказать? И сколько душа пожелает?

Евгения: Не совсем. Есть лимиты. По количеству изданий: не более пяти заявок от одной библиотеки. А по сумме: четыре подписки мы просим уместить в 3 тыс. рублей, а вот пятая — на любую сумму.

Аня:  Речь идет о подписке на полгода, верно? То есть первые четыре издания должны быть не дороже 750 рублей на полгода? И если это ежемесячное издание, то стоимость журнала вместе с доставкой должна быть в размере 125 рублей?  Как вообще появился такой «лимит»?

Евгения:  Да, подписка на полгода, а лимит родился из практики: если библиотека заказывает пять изданий по две-три тысячи каждое, то она рискует остаться не подписанной вообще ни на один журнал.

Аня:  Ясно. То есть мы упираемся в жесткую реальность — физическую (материальную) возможность самих дарителей?

Евгения:  Да. Кроме того, многие дарители рассуждают так: «лучше я пять библиотек подпишу, например, на пять журналов "Пенсионерочка" по 500₽, чем куплю одной библиотеке подписку на издание на 3000₽.»

Аня:  Понятно. И что у нас получаются за издания, которые сельские библиотеки просят им подписать?

Евгения: Отдают предпочтение журналам просто про жизнь и бытовые проблемы: «Сваты», «Однако Жизнь», «Деревенские истории»... Я могу прислать вам таблицу, если хотите: названия изданий и запрашиваемое количество.

Топ-10 запросов библиотек в подписную кампанию на II полугодие 2021

«1000 советов»
«Пенсионерочка»
«Почемучкам обо всем на свете»
«Детская энциклопедия»
«Тошка и компания»
«3/9 царство»
«Классная девчонка»
«Мир техники для детей»
«Мурзилка»
«Непоседа»

Полный и ранжированный список запрошенных библиотеками изданий

Аня: Вот это да! 92 наименования! Я даже не знала, что у нас вообще существует такое количество... э-э-э... массовых периодических изданий... Однако треть из них, при всем богатстве вашей базы библиотек, имеет один-два или три запроса. Удивительно, что в числе этих «малопопулярных» — «Наука и Техника», «National Geographic», «Бурда», «Веселые картинки» — все то, что я нашла бы «библиотечной классикой»... Кстати, совсем не вижу отраслевых газет и журналов для самих библиотекарей, вроде «Справочник руководителя учреждения культуры» или хотя бы газеты «Литературное обозрение». Или что-то пусть не для себя, а для учителей...Ни одного толстого литертурного журнала! Но дело ведь не только в ассортиментной политике составителей каталога «Почты России»?

Евгения:  Конечно. Во-первых, дело в знаниях библиотекарей о тех или иных изданиях: мы в последнее полугодие активно рассказывали про познавательные журналы для детей и немного переломили ситуацию — они появились в запросах. Во-вторых, конечно, не последнюю роль играет стоимость подписки: издания, о которых вы говорите — очень дорогие. «Литературная газета» или «Роман-газета» на полгода — около 6 тысяч. Учитывая общий для библиотек и для дарителей принцип «лучше выписать пять по тысяче, чем одно за пять», шансов просто нет. Ну и в-третьих... я как-то хотела подписать одну библиотеку на журнал «Огонек» — библиотекарь отказалась и попросила «Невыдуманные истории». А про мои предпочтения сказала: «Не будут читать».

Аня: Мне кажется, тут играет роль маленький нюанс — «самовосприятие библиотек». В последние годы («благодаря» законодателям), действительно, стало популярным воспринимать социальные организации и их сотрудников — учителей, библиотекарей, медработников, — как «окзывющие услуги» и «удовлетворяющие спрос». На мой взгляд, абсолютно абсурдна и сама идея, и построенная на ней политика, но люди почему-то поверили в эту чушь: что задача школ и библиотек — не образование, не сохранение и передача культуры, не профессионльное информирование, не работа с читателями, а вот это — «хлеба и зрелищ». Собственно, именно в таком отношении к культуре и образованию я и вижу часть нашей общей библиотечной проблемы: в интернете «зрелища» доступны больше. Однако мне думается, с развитием интернета в регионах, с подрастанием нового «цифрового поколения» вся «ерунда» благополучно схлынет из материального мира и останется только в интернете. Собственно, я уже вижу, как книжный рынок очистился от колоссального количества ужасающих, но «читаемых населением книг» просто потому, что узнать, как лечиться мочой, с кем спит N или где в последний раз видели НЛО, удобнее в сети — для этого нет необходимости куда-то идти и тратить деньги. И вот когда это произойдет, тут-то все и вспомнят о роли и задачах библиотек...  я надеюсь.

Евгения: Согласна, что библиотеки и должны прививать хороший вкус. Почти в каждую кампанию у дарителей всплывает вопрос, почему сами читатели — а у сельской библиотеки в среднем 300 читателей, — не могут скооперироваться по 10₽, например, и выписать те же «1000 советов», если уж они их читают.

Аня: Насколько я знаю, «скидываются для себя» читатели библиотек для слепых. Сами слепые через свои местные сообщества сбрасываются на книгу и таким образом закупают ее в библиотеку... Но там другая история: книги для них (по технологии немассового производства) стоят, как крылья самолётов... и помощи ждать точно неоткуда... «Скидываются» в какой-то мере оплатой абонемента читатели частных библиотек. В отношении обычных библиотек, по разговорам с сообществом, большинство людей осознает, что вообще-то «скидывается на книги» своими налогами. Библиотеки — не частная собственность, а государственные учреждения, призванные решать социальные вопросы за счёт государственного же бюджета, формируемого из налогов. Другое дело, что «государственная сторона», оперирующая бюджетом, не шибко понимает свои задачи и обязанности в области культуры... 

Евгения: Ну, тогда стоит выбор: либо требовать отчета, куда идут налоги и как формируются библиотечные фонды — это уже политика, либо самим что-то все-таки делать. Большинство предпочитает просто на кухне ругать власть и смиряться с тем, что есть. Мы видим, у нас из года в год одни и те же люди подписывают библиотеки. У них даже складываются долгосрочные отношения. Ведь если человек оформил подписку (и у него есть личный кабинет на сайте Почте России), когда подписка заканчивается, ему приходит  предложение продлить ее. И многие ведь продлевают! А иногда и подписывают на большее число изданий, больше, чем было озвучено библиотекой. Но это все те же. А чтобы привлечь новых дарителей — надо прикладывать много времени и сил, которых у волонтеров просто нет. В прошлом году наша Маргарита Баева выступала на радио и рассказала не только о деятельности фонда «Вереница», но и о подписной кампании — вот тогда был отклик, появились новые люди. В этом году так не будет — никакой рекламы или дополнительной информации просто нет.

Аня: Евгения, кстати, о прошлым годам. Вот при всей вашей заботе о дарителях и о библиотеках, какой процент заявок «удовлетворяется»? Больше половины?

Евгения: Вчера свела в таблицу цифры и получилось, что, в среднем, чуть больше половины. И сама подписка не однородная. Есть библиотеки, которые подписывают и на больше, чем пять, подписок — иногда доходит и до десяти-пятнадцати. А некоторые библиотеки, бывает, что всего на одно издание подпишут. Это зависит и от активности самой библиотеки в социальных сетях.

Результаты предыдущих подписных кампаний:

I полугодие 2021 - 680 подписок, 251 библиотека
II полугодие 2020 - 782 подписок , 282 библиотека
I полугодие 2020 - 682 подписок, 232 библиотек

Аня: Дорогая Евгения, спасибо вам огромное. Мне кажется, мы подняли достаточно большое количество тем, над которыми теперь может поразмышлять культурное сообщество. Надеюсь, ситуация все же будет меняться в лучшую сторону. И, кстати, приглашаю читателей полюбопытствовать и открыть вверху файл с подписками для библиотек, раз уж у меня есть такая возможность.

Евгения:  Мы приглашаем всех неравнодушных присоединиться к подписной кампании и подписать любую библиотеку хотя бы на одно издание. Если сложно оформить — можно перечислить на наш яндекс-кошелек посильную сумму, мы все поступления отправляем на подписку.

Связанные статьи на сайте:

Комплектование библиотек. 3. Меценты. 3.1. Общественные движения

Междуглавие: Один день из жизни. Зарисовки сельских библиотекарей

Группы «Помощь библиотекам Русского Севера»: в ВК и в ФБ

[май, 2021]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!