«ДОСТАВЛЕНО АДРЕСАТУ». Осмысленный дизайн почтовых открыток

Продолжаем изучать, какими удивительными картонными вещицами можно радовать мир! И одна из важных и полезных вещиц — это открытка! В предыдущей статье, посвященной почтовому искусству, мы вспомнили, что марки — это «визитные карточки страны». С развитием международного посткроссинга мы можем то же сказать и о почтовых открытках. Они — «визитные карточки»: страны, но чаще — города или учреждения культуры, художника или фотографа, автора или произведения.

Доступность цифровой полиграфии сделала создание открыток не только прерогативой издающих организаций, но и увлечением частых лиц. Пожалуй, это один из самых «доходных видов печатных изданий»  — при себестоимости производства от 3 рублей (в цифровой полиграфии — от 10) стоимость открытки в продаже вполне может быть в десять и даже тридцать раз выше! Но главное, открытка — бесценна как артефакт. Как объект художественной культуры. Если, конечно, мы будем уметь ее делать.

О чем важно знать — редакторам в издательствах, дизайнерам и художникам, — при подготовке современных почтовых открыток к печати, о том, что такое ОСМЫСЛЕННЫЙ ДИЗАЙН ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК и как будут выглядеть почтовые карточки будущего, мы и поговорим в этой статье.

Текст: Аня Амасова
Изображения: из коллекции Музея

О названии и предназначении

У «открытки» много имен. Та, что отправляется почтой, так и называлась: «Почтовая открытка», или «Почтовая карточка», или даже — «Открытое письмо». Carte Postale, реже можно встретить Postkarte или Postcard. С функциональной точки зрения это вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанный в конверт, а выполненный на специальном «бланке» из плотной бумаги или картона.

Международный почтовый язык
Кстати, если вы в оформлении используете название и планируете, что открытка предназначена для отправлена за рубеж, то официальным международным «почтовым языком» принят вовсе не английский, а французский. И почтовая карточка будет иметь название CARTE POSTALE.

Если посмотреть историю, не удивительно, что многие открытки советского периода выпущены издательствоа «Искусство»: это были репродукции картин художников, прекраснейшие архитектурные здания — например, театров; или фотопортреты — писателей, актеров и балерин... Эти великолепные открытки распространялись по всей стране через систему РосПечать, через почтовые отделения, были в каждой сувенирной лавочке многих музеев, гостиниц, других мест посещения гостями города...

Таким образом, открытка — это не только функционал (написать что-то), но, в первую очередь, возможность соприкосновения с миром культуры. Вот почему в национальных библиотеках «открытые письма» составляют коллекцию Фонда изоизданий наравне с коллекциями плакатов, гравюр, репродукций и фотографий, в мире так много посткроссеров и частных коллекционеров, а в странах, заботящихся о своей репутации «культурной страны», — издателей открыток и даже специализированных магазинов.

Связанные статьи
Игры, в которые играют дети: Международные отношения. Postcrossing
Игры, которые нравятся взрослым: Международные отношения. Англия

Отправить из другого города почтовую карточку родственникам и друзьям — традиция для людей многих культур. В России эта традиция сейчас ненадолго «ушла в подполье», — систематического и профессионального издания открыток «владельцами авторских прав» для широкого распространения не было. Но для многих европейских и восточных стран является цветущей, но мы потихоньку возвращаемся в мир...

О редакционной подготовке открыток

Итак, мы разобрались с предназначением открыток и выбором тем. Теперь вспоминаем, что у открытки есть и другая, оборотная, сторона... И если открытки — дело издателей, то значит, есть, как и в книгах, необходимый минимум «выходных сведений», «сведений об авторе» и «сведений об ответственности». Тут интересно обратиться к историческим референсам. Если приглядеться — они очень похожи на то, что мы обычно пишем в книгах.

   
   

Исторические референсы

В оформлении открытки всегда есть:
- название и автор (художник, архитектор, кто изображен и т.д.) — сведения о том, что именно изображено и о создателе-правообладателе;
- имя редактора; (возможно: другие имена создателей из редакционной группы, например, дизайнера);
- название издательства (издающей организации);
- выпускающая типография;
- место издания;
- год издания;
- тираж.

Последнее — самое ценное для коллекционеров - филателистов, собирающих открытки! Одно дело — иметь в коллекции «массовую открытку», изданную большим тиражом (не слишком ценная по меркам коллекционера вещь), и совсем другое — быть обладателем Редкой — практически уникальной — Вещицы...

Из интересных дополнительных информационных блоков, появляющихся в оформлении современных открыток, мне встречались:

- уазания сайт или на галерею (инстаграмм) художника / фотографа [например, в таком начертании: @risovulkina]
- стали появляться прямо значки ВК, Инстаграмма или ФБ [тех мест, где можно художника найти]
- если речь о художественном произведении, также укзываются год создания (а если в основе - картина, то материалы и формат, например, так: «Бум., акв., цв. кар. 25х18 см»
- все больше открытки становятся ориентированными на международные отправления, а потому содержат дублирующие сведения на английском.

  
  

Современные открытки

О практической и технической стороне

Итак, мы постепенно добрались до функционала. Кроме того, что открытка является объектом культуры, крохотным, но важным «носителем информации», и кроме того, что к этому объекту культуры и носителю информации необходимо грамотно составить описание, как мы уже много говорили, у этой вещицы есть не только информационная и творческая стороны, но и третья — практическая. То есть при создании объекта необходимо соблюдать определенные условия, продиктованные некими внешними причинами.

Размер

Традиционные форматы открыток — почтовых карточек:
минимальный размер — 10,5 × 7,4 см
минимальный, утвержденный почтовым союзом, — 14 х 9 см
максимальный (он же «стандарт») — 14,8 × 10,5 см

Еврооткрытки
10 х 20 см

Что на самом деле надо учесть?

Во-первых, почтовые условия. Например, размер щели почтовых ящиков Почты РФ. Они небольшие. 17,1 см (а в высоту, кстати, 0,6). То есть все, что больше (не лезет в ящик) можно отправить в конверте, но для этого надо отстоять очередь в отделении. А еще — размеры домашних почтовых ящиков в Европе. Они длинные и узкие. Вполне допускаю, что размеры кармашков сумки почтальона, где лежат открытки, тоже могут играть свою роль. 

Во-вторых, размеры конвертов. Иногда отправитель все-таки предпочитает положить открытку в конверт, а стандартный формат C4 у нас 16,2 х 11,4 см. (У «евроконверта» — 10 х 22 см.) Учитывая, что картон имеет плотность, мы должны учесть появление некоторой «ширины», и что еще должно остаться место, чтобы получателю было удобно вскрыть конверт.

В-третьих, необходимость хранения. У многих для этих целей специальные ящички... Правда, чаще встречаются коробки для обуви... А кто-то предпочитает использовать Альбомы для хранения открыток... И вот у этих альбомов пластиковые кармашки тоже имеют свои размеры. По слухам, довольно часто они именно 148 х 210 мм — то есть как раз на две открытки максимальным размером 148 х 105 мм. (Хотя иногда встречаются и с другими, увеличенными, значениями — например, 180 х 120 или 195 x 130.) Это «знание» также помогает нам — и в определении размеров, и в создании удобных, подходящих и поддерживающих «сопутствующих товаров».

Кстати. Для работы с организациями с большим потоком исходящей корреспонденции в почтовый обиход введены франкировальные машины. Эти машины накладывают на корреспонденцию оттиск клише — вместо марки. Это и ускоряет процесс обработки, и позволяет организациям сотрудничать с почтой, расчитываясь по безналу (так как марки можно купить исключительно за наличные): за каждый оттиск машина списывает с личного счета сколько-то средств. Технически, эти же франкировальные машины могут использваться и для франкирования открыток, что также требует вписанных в стандарт размеров и плотности. Правда, по признанию сотрудников Почты, они боятся класть современные открытки во франкировальные машины, опасаясь, что карточку «зажмет». Так что мы просто ждем нового «отраслевого стандарта», согласованного с Почтой России, так как за этим, определенно, будущее.

Плотность картона

Конечно, современные авторские открытки можно печатать и на разных видах бумаги, а сейчас они есть просто удивительные! Но для почтовых открыток, где нам важна практическая применимость, где мы учитываем наличие воздуха, атмосферных осадков, сбор, обработку, комплектакцию, доставку и т.д., применяется, разумеется, картон.

Картоны тоже бывают разные, и в том числе — под открытки. У них бывают разные покрытия: например, глянцевые или матовые, гладкие или бархатистые, и даже разные с разных сторон! Картон бывает цветным (в том числе с одной стороны) или имеет какие-то оттенки, что даст вашему изображению немного другую цветопередачу. Не говоря о том, что они бывают разных фактур... Просто надо прийти и познакомиться с многообразием! 

Обычно для открыток используется:
картон плотностью от 230 до 300 граммов. (Предлагаемый многими цифровыми компаниями 350 — часто для элитных сортов картона — тоже хорошо.)

Странным образом мне встречались «открытки» — да не где-нибудь, а в сувенирных лавочках ТАКИХ организаций! — выполненные на глянцевой бумаге. Разумеется, эта «псевдооткрытка», отпечатанная идиотом, не сможет выполнять своих функций. Кроме того, что это подделка мнется, рвется, мокнет, не может быть засунута в ящик, на ней еще и писать невозможно!

О функционале

Вот мы и добрались до, пожалуй, самой интересной темы! С точки зрения функционала, открытка — это (часто — незапечатываемое в конверт) письмо. Таким образом, на этой крохотной карточке должно быть место (помимо редакционных сведений):

- под текст письма, 
- под адрес получателя, включая индекс,
- хм, нужен ли обратный адрес?
- под марку или даже несколько марок,
- под отметки почтовых машин разных стран.

 
 
Примеры современных писем из Фонда Музея
коллекция Garbaretta

И вот тут у нас просто масса интересных нюансов, способных подвигнуть нас к разработке Открыток Нового Века! Особенно, если мы говорим о международном формате. Понять, что мы живем в мире других задач и других возможностей.

Например, осознать, что время бедных и безграмотных людей позади (поле для текста, в случае наличия полей «Получатель» и «Отправитель», позволяет написать буквально несколько строк, в то время как поле «Отправитель» необходимо, если вы хотите получить открытку обратно в случае, если ее не доставили адресату). 

Понять, что марки бывают разных форм и размеров, а для международных отправлений их требуется временами целая уйма, а еще существует такое понятие как мейл-арт...

Связанные статьи
The Art of Magic: коллекция МАРОК со всего света
Мейл-арт: МАРКИ для писем. Коллекция Музея
Как создаются марки — «визитные карточки страны»

И уж точно - попытаться выяснить, что по-настоящему ценно для любителей обмениваться открытками...

Умение подмечать, как меняется мир, обращать внимание на крохотные детали, на желания и потребности людей, находиться в историческом процессе, связывая настоящим лучшие традиции прошлого и созидая модели лучшего будущего — вот что такое «осмысленный дизайн».

Знаете ли вы, что..

- ...индексы разных стран содержат разное количество цифр?
- ...почтовые адреса за рубежом часто длиннее почтовых адресов в России?
- ...в некоторых странах существует возможность доставки писем и открыток, когда вместо адреса указывается ИНН?
- ...открытки, отправленные по системе Postcrossing, содержат обязательное поле ID?
- ...индексы не обязательно писать «по шаблону» из точек?
- у посткроссеров существуют печати с обратным адресом?
- для международных адресов на незнакомом языке иногда удобнее просто распечатать адрес на принтере, чем пытаться писать непонятные иероглифы?

...

 

Открытка Нового Века от Garbaretta
«Открытка для Посткроссинга»

Другие виды открыток

Существуют и другие виды открыток — предназначенные для бесплатной раздачи на мероприятиях, для автограф-сессий, для букетов, для подарков (включая денежные), для того, чтобы писать на них маленькие заметочки.. И под каждую из целей будет совершенно разный дизайн и формат.

А еще существуют целые наборы — тематические, исторические, по автору, по художнику (в разрезе периода, направления, произведения). 

Ах да, и конечно, книги-открытки — такие наборы, где с одной стороны — графические изображения, а с другой — тексты (в основном, это либо небольшие детские произведения, либо образовательные карточки, либо текстовое произведение является вспомогательным, созданым на основе существующих изображений).

Для детских произведений это еще и функционально при семейном чтении (и в издании): в то время как родитель читает текст с оборота карточки, ребенок видит изображение (и не обязательно делать гигантские буквы или портить прямоугольную иллюстрацию плашками, как если бы предполагалось, что двухлетка станет читать это сам).

Кстати, по правилам стандартный международный номер ISBN ставится только на наборы открыток, содержащие текст. То есть приравнены к книгам.

Наборы почтовых открыток

Наборы интересны тем, что могут сочетать в себе и «сразу много почтовых открыток», и информацию. Таким набором, его графикой, можно рассказать историю, или сделать из него учебное пособие, а обложка позволяет не только защитить открытки, но и добавить рассказ об истории создания или авторе — мы все еще продолжаем говорить об открытках как объекте культуры, национальном достоянии, предмете коллекционирования и хранения, в том числе в библиотеках, — для этого существует внутренняя сторона.

Традиционное для России оформление наборов открыток — в обложке.

  
Пример обложки к открыткам (внешняя сторона)

Кстати, еще один из интересных вариантов «набора» встретился мне в виде Календаря — 12 открыток. Обычный перекидной календарь-домик с иллюстрациями Екатерины Бровки после использования «по назначению», по задумке, превращается в открытки (нижняя часть отрезается просто). Я обожаю вещи с двойным практическим назначением! А всего-то — грамотно спроектировать дизайн, напечатать календарь на тонком картоне и выбрать цветность не 4+0, а 4+1!

Конечно, запад впереди нас: открытки могут быть собраны в подарочную коробочку, да сразу вместе с конвертами, да с прозрачной крышкой, чтобы видеть, что там внутри... Если приложить голову, можно многое придумать, чтобы радовать людей одним из самых простых и в то же время удивительно функциональных сувениров...

Никто не придумает БУДУЩЕГО за вас!
Что ещё опаснее: вы позволите создать ваше будущее тем,
у кого нет ни вашей души, ни способностей, ни таланта.
Любое неудобное, некрасивое «настоящее» — ничто иное, как пример «будущего»,
о котором никто не позаботился «в прошлом».
Есть предложение начать заботиться о будущем настоящем прямо сейчас.
Присоединяйтесь!

[октябрь, 2021]
Новинка издательства «Твой.Текст»
Александр Плоткин. «Сигнал» [роман-гобелен]
Новинка издательства «Твой.Текст»
Александр Плоткин. «Сигнал» [роман-гобелен]

События

21.10.2021
Репортаж с исторической встречи Жителей Театра Марионеток имени Деммени — главного режиссера Эдуарда Гайдая, актрисы Фаины Ивановны Костиной и труппы — с Жителями Библиотеки!
19.10.2021
Рост цен на полиграфические материалы в 2021 году. О реальных размерах инфляции в Книжной Галктике.
30.09.2021
Объявлены результаты конкурса детских поэтов «Лекое перо» на соискание премии Игоря Шевчука. Шорт-лист — 19 поэтов и их произведений из 550 участников и сборников их произведений.
12.09.2021
Музей поздравляет с Днем рождения художницу Катю Бауман
09.09.2021
Правительство выделило почти 2 миллиарда рублей на комплектование библиотек и развитие детских театров в регионах России. Внесены изменения в программу «Развитие культуры»
Приглашаем петербуржцев на презентацию книги
Приглашаем петербуржцев на презентацию книги "Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова"