АВТОГРАФЫ. Из коллекции Ани Амасовой

Текст: Аня Амасова
Рисунок: портрет Ани Амасовой
с автографом художника Ренаты Филимоновой

Что такое автограф? Память о встрече. О том моменте, когда пересеклись две души: на пару часов или день, на год или десятилетие. Воспоминание, которое останется в шкатулке памяти. Вытаскивая ее в дни сомнений, перебираешь автографы, как открытки с видами жизни. Вновь и вновь убеждаясь: не бывает случайных встреч. Каждый человек — увлекательный роман, сплетение десятков сюжетов. Каждое событие сыграет роль, а судьба сведет тебя с людьми, даже если не было шанса пересечься.

Мой архитектор #Владимир Миронович Гительсон
начальник СУ 46 треста 36, Санкт-Петербуг

Авторграф на открытке, вторая половина 80-х

Самый первый автограф в коллекции написан рукой человека, которого судьба подарила мне в качестве деда. (Л.А. не могла держать ручку). В тощей чебурашке он увидел будущее («На месте этого котлована будет прекрасный завод»)  и с ответственностью начальников строительных управлений заложил во мне фундамент. «Преимущество новой технологии — возможность бетонирования фундамента до прибытия чертежей оборудования». Всю жизнь я расту и пытаюсь достроиться в соответствии с генеральным планом его проекта. «Как живу, с кем дружу, чем занимаюсь...» — волновало Мироныча не меньше, чем строители и прорабы, сдача объекта и «ковер» министерства. Иногда я думаю: вся моя писанина — бесконечные мои для него ответы.

Мой портретист #Рената Филимонова
художник из Старого Оскола

Автограф Ренаты Филимоновой на портрете Ани Амасовой
Автограф на обложке к набору открыток с видами Старого Оскола
Фотография художника за работой над портретом, 2019

— Что вы так смотрите? Вас никогда не рисовали? — спрашивает Рената.
Нет, до вчерашнего вечера меня не рисовали. Мой эксбиционизм не простирается дальше текстов. Мне нравится наблюдать. Для меня это странный, удивительный эксперимент: отдаться художнику, ощущая себя объектом наблюдения. Чем-то не менее значимым, чем музей или театр. Запечатлеваемым Бульваром Дружбы.
Мы впервые встретились в реальной жизни. Узнав, что Рената в Питере, чтобы сходить с сыном к врачу, я приехала. Для меня это важно: увидеть, потрогать, услышать человека. Просто побыть рядом с тем, кто убедил дюжину художников города сделать в детской библиотеке ремонт и превратить ее стены в космическую феерию.

Мой радиоведущий #Алиса Шер
ведущая радио "Модерн", жена Дмитрия Нагиева, управляющий ресторана

Автограф Алисы Шер в книге "Я была женой Нагиева"
Фотография Алисы Шер из семейного архива, 2004

Файл под названием книги несколько месяцев висел на рабочем столе моего компьютера. В возрасте четырех лет Настя подозрительно спросила:
— Хм. Мой папа — Нагиев?
Так я узнала, что мой ребенок научился читать.  Кажется, она была не против.
...На самом деле, конечно же, нет. Никто не может быть автором чужих воспоминаний. Даже соавтором (как значится за неимением термина в договоре с «МиМ-Дельтой») в воспоминаниях о жизни, которой не жил, быть невозможно. Ты просто оборудовние, инструмент. Все, что ты можешь — слушать. Структурировать объем, фильтровать по значимости, выстраивать сюжетную линию. 
Этот проект я считаю в своей жизни большой удачей. Кроме того, что «Радио Модерн» было частью моей подростковой жизни, сразу после сдачи Алисиной книги я напишу свой первый роман. Как будто вместе с автографом мне выдали "грамоту Автора"  — разрешение писать отныне и во веки веков.
Ну и самое важное: именно книга о Нагиеве в моем резюме откроет мне дверь в «Астрель-СПб».

Мой иллюстратор #Виктор Запаренко
художник-мультипликатор

Автограф Виктора Запаренко, записка
Фотография Виктора Запаренко на фоне здания бывшей работы,
окно его кабинета - над головой, 2007

В первую же неделю работы в новом издательстве я познакомилась с будущим мужем и иллюстратором книг. Моя взрослая и его детская редакция были двумя столами, стоящими буквой «Т» в здании на Малой Морской. Записка была воткнута в букет из роз-переростков вместе с меню ресторана «Карл и Фридрих». На записке отражены полный редакторский состав издательства по состоянию на день предложения и их мнение по поводу перехода творческого союза (и служебного романа) в новую стадию. К слову сказать, прежде, чем мы действительно сделали это, мы подумали еще шесть лет.
И да, я вполне осознаю, что именно благодаря его иллюстрациям книги с моими текстами популярны у детей.

Мой президент #Ирина Хакамада
политик, кандидат в президенты

Автограф Ирины Хакамады редактору
Фотография Ирины Хакамады, о. Сахалин, Охотское море
(фотограф: Константин Лазарев, помощник Ирины Муцуовны), 2008

По автографам авторов моей редакции можно составить учебное пособие по этикету. Вот она: восточная вежливость королей. 
За редактором Москва обратилась в Астрель-СПб: «Здесь нужна питерская девочка». Ею выбрали меня.
Совпадние, но недавно — в 2004-м — я голосовала за Ирину Муцуовну на выборах президента.
Посвящение в книге Тонино Гуэрре объединяет подборку с предыдущей коллекцией.
В период работы над второй книгой была командировка во Владивосток и на Сахалин: Ирина встречалась с представителями бизнес-сообществ и вела мастер-классы. Яков Михайлович Хелемский подписал мне бешеные расходы на все самолеты, а на проживании во Владивостоке издательские средства удалось сэкономить: меня приютили родственники Юли Зартайской, заместителя главного редактора журнала Питерbook и руководителя информационной службы книжной ярмарки во Дворце Культуры имени Крупской.
Абсолютно уверена: без вдохновения этих мастер-классов, без вдумчивой редакторской работы над ними в виде текстов, я бы никогда не решилась открыть собственное издательство. И тем более — закрыть.
В том числе и поэтому я считаю, что из талантливых людей — политиков, ученых, преподавателей, руководителей, творцов — любыми способами надо черпать опыт, умения, знания. Превращая все это в книги. Много книг.

Мой юморист #Костя Игрунов
копирайтер, сценарист рекламы на радиостанциях
"Европа Плюс", "Ретро", "Максимум", "Рокс", "Дорожное Радио", "Радио для Двоих", "Русское Радио", "Эхо Москвы"

Автограф Кости Игрунова в книге "Кладбище у.е.", 2006 

Вот тут мне немного обидно: жаль, что мы упустили этого автора. Надеюсь, другие не упустили его как сценариста. 
Именно Косте я объясняла, почему стоит соглашаться писать «на заказ».
— Когда я писал «Кладбище у.е.», я о гонораре не думал. Мне хотелось первый раз в жизни увидеть свое имя на обложке. И вот мне предложили писать «не мое»... Почему его стоит написать?
— Смущает гонорар? Позвоните в издательство: обрадуйте, что шедевры вы пишете только бесплатно!..
На самом деле, есть масса причин, почему. Это дает писательский навык. Приучает относиться к писательству как к профессии. У тебя есть формат, тема, срок. Фабула и общие черты героя. Не ждешь вдохновения, а каждое утро садишься и пишешь.
Это отличная тренировка: этюды, пьесы, вариации. И способ разобраться с мотивами незнакомых тебе персонажей. Или хотя бы вообразить эти мотивы.
Кстати, мне нравилось, что можно писать не от себя. Отсутствие имени, псевдоним становятся ширмой. Пропадает что-то вроде страха перед публикой. Даже если все уже знают, что ты — это ты.
В процессе кое-что о себе узнаешь: в чем ты на самом деле хорош, куда стремиться. Редактор знает, чего от тебя ждать. С тобой знакомятся издатели и читатели. Все это выйдет на новые уровни: когда тебя будут продвигать другие авторы, когда ты сам станешь продвигать новых авторов. И когда станет можно все. 

Автор моего редактора #Тоня Туманова

В коллекции Музея:
Автограф Тони Тумановой в книге серии @любовь

Больше всего меня здесь поражает внимание: не только поблагодарить редактора, Катю Серебрякову, но и ее коллегу, которая мимо текста проходила (мы согласовывали друг с другом тексты в общие серии). Похоже, зря я тешу себя надеждой, что не всегда была такой язвой, как сейчас. 

Мой шеф-повар #Ева Пунш
писатель, ресторанный критик, повар

В коллекции Музея:
Автограф Евы Пунш в книге "Сам себе шеф-повар"
На фотографии: Ева Пунш и Аня Амасова в Силламяэ.
Слева - Хомяк. 2017

Ради этого автографа (и книги) я поехала в Эстонию. В силу редакторских обстоятельств я не обделена кулинарными изданиями, являясь обладателем обширной коллекции произведений Ильи Лазерсона (и Сергея Синельникова), но именно о таком издании я всегда мечтала. Даже помню, мы с Евой мечтали. (Было среди наших мечт место и для детской кухни.) В общем, я безумно рада, что мечта реализовалась, да еще так красиво! Ради этой книги и встречи стоило смотаться за границу.

Мои карамельки #Ира Зартайская, #Катя Бауман, #Люба Тярасова, #Маша Сергеева, #Полина Соколова

В коллекции Музея:
Книга "Все бабушки умеют летать" с СЕМЬЮ автографами.
Фотография автора и мамы автора (Ира Зартайская и Юля Зартайская)
на презентации книги в "Лавочке детских книг".
Фотография автора и художников, чьи автографы есть в книге,
в компании издателя, 2011
(Слева направо: Полина Соколова, Ира Зартайская, Аня Амасова,
Люба Тярасова, Маша Сергеева, Катя Бауман)

Эта книга уникальна тем, что в ней содержится СЕМЬ автографов, причем два из них очень важны, хотя имеют к книге отношение лишь «опосредовано». Так в книге (в порядке очереди) содержатся:
автограф Автора Автора: Юли Зартайской,
автограф самого Автора: Иры Зартайской,
самый первый в жизни автограф художника-иллюстратора Кати Бауман,
автографы художников Любы Тярасовой, Маши Сергеевой и Полины Соколовой,
а также автограф бабушки Полины Соколовой!
Нет, правда, ради такого стоило побывать издателем.

Мой писатель #Аня Гурова
писатель

Автограф Ани Гуровой в книге "Кукольный домик"
На фотографии: Аня Гурова и Виктора Запаренко,
Финский залив, 2015

Мой поэт #Анна Долгарева
поэт

Автограф в книге "Из осажденного десятилетия"
2017

...заполучен на Книжном Салоне, где Аня читала у стенда свои стихи.

Мой режиссер #Эдуард Гайдай
главный режиссер кукольного театра Деммени

Автограф Эдуарда Гайдая в неопубликованной книге с Пьесами
Тираж 10 экземпляров
Фотография Эдуарда Гайдая в его кабинете в театре, 2018

Мой художник #Антон Ломаев
художник

Автограф Антона Ломаева в календаре "Щелкунчик",
первом издании издательства "Лорета"
Фотография Антона Ломаева в его мастерской
2018

Мой переводчик #Арам Оганян
переводчик Рэя Брэдбери, Уильяма Сарояна, (а теперь и Армена Ватьяна)
основатель коллекции автографов

Автограф - письмо Арама Оганяна в красивой открытке
2019

Моя оперная звезда #Иван Сапунов
баритон, солист театра Санктъ-Петербургъ Опера

Автограф Ивана Сапунова на открытке с портретом
Фотография Иван Сапунов и Аня Амасова на фотосессии
по случаю интервью (фоторепортер: Виктор Завьялов)
2018

И. С.: Я не помню, как тут точно было...
А. А.: Как напишем - так и было.

Мой мим #Григур (Григорий Гуревич)
артист пантомимы

В Музее:
Автограф Григория Гуревича - подпись на Универсальном концепте
Последовательные чертежи Универсального концепта 
Дата поступления: 2019 г.

События

04.04.2022
Шестой выпуск дайджеста новостей Книжной и соседних галактик с аннотированным обозором статей Музея.
02.01.2022
Указом президента 2022 год объявлен "Годом культурного наследия народов России"
12.12.2021
Весьма объемный осенний дайджест статей Музея и новостей Книжной и соседних галактик.
21.10.2021
Репортаж с исторической встречи Жителей Театра Марионеток имени Деммени — главного режиссера Эдуарда Гайдая, актрисы Фаины Ивановны Костиной и труппы — с Жителями Библиотеки!
19.10.2021
Рост цен на полиграфические материалы в 2021 году. О реальных размерах инфляции в Книжной Галктике.