ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: лекция 1. Начало. Эрмитажный театр

Цикл лекций «Театральный Петербург» — еще одна уникальная коллекция Музея. Материалы лекций предоставлены Руфиной Эмануиловной Павловой: они собраны ею в течении жизни в качестве преподавателя кафедры истории и петербурговедения Института Культуры и Искусств (со всей тщательностью библиотекаря-библиографа). Эти материалы должны были войти в книгу издательства «Фордевинд», повествующей об истории театров города. Книга не успела выйти при жизни издательства, но лекции публикуются в уже обработанном для издания виде.

Илл.: «Эрмитажный театр» Вера Качур
Илл. по тексту: из неопубликованной книги
Лектор: Руфина Эмануиловна Павлова
В обработке редактора Маргариты Ковалёвой

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ

Фейервек в Петербурге. Художник: Евгений Бурлаков

Невозможно представить, что когда-то театров в России не было. Появились они лишь при Петре Великом. Петр I сразу решил: театр — дело государственной важности и проводник преобразований! Так в новой столице началась театральная история нашей страны.

Раньше, при московском дворе, зрителями были мужчины царской семьи (женщинам и детям приходилось смотреть в щелочку ложи). Отныне же представления стали публичными, а театры — общественными: то есть для всех, кто готов был заплатить за вход.

Через щелочку ложи. Художник: Евгений Бурлаков 

Правда, сначала все спектакли шли на иностранных языках, и желающих приобщиться к театральному искусству было мало. Сестре Петра I, Наталье, даже приходилось заполнять свой домашний театр полицейскими. Посетителям, не знающим языков, помогали толмачи — переводчики, среди которых был и сам император Петр.

ГЛАВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Театр становился главным развлечением горожан. На Масленицу, Вербную и Пасхальную недели на Марсовом поле и Конногвардейском бульваре появлялись балаганы и уличные театры. Их устраивали для простых людей, но и аристократы с удовольствием «толкались на балаганах», смотрели на «танцорок», марионеток, слушали шутки балаганного деда.

Иногда достаточно было спуститься во двор или выйти на дачный балкон, чтобы увидеть целое представление: под звуки скрипки или лиры выступали акробаты и дрессировщики, певцам аккомпанировали шарманщики или бродячий оркестр. Музыканты раздавали зрителям листочки с текстами песен (чем не караоке?). Исполнителям бросали монетки из окон, а если с вознаграждением задерживались, то снизу раздавался крик: «Давай денег!»

УКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ

Придворный театр расцвел при Елизавете Петровне, которая старалась превратить дворцовую жизнь в вечный праздник, в том числе и театральный. Она очень боялась, что ночью может случиться политический переворот, потому ложилась лишь под  утро, отдавая ночь спектаклям и  ужинам. А  придворных, предпочитавших балету и опере крепкий сон, она штрафовала.

Штраф за сон. Художник: Евгений Бурлаков

Придворные посещали и городские театры, крупнейший из которых находился около Летнего сада (память о нем осталась в  названии Театрального моста). Вход в  него был бесплатным, а билеты выдавались «по чинам и званиям». Вступив на престол, Елизавета Петровна пригласила в Петербург из Ярославля любительскую труппу фабриканта Волкова и,  восхищенная игрой, в 1756 году подписала указ «Об учреждении Русского театра».

ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ

В 1766 году Екатерина II утвердила штат «всем к театрам... и к бальной музыке принадлежащим людям». Это управление позже стало называться Дирекцией императорских театров. Первым ее директором стал кабинет-секретарь императрицы Иван Перфильевич Елагин (владелец Елагина острова).

В ведение Дирекции вошли балет, итальянская опера, французский и русский театры, театральная школа и библиотека (последние существуют до сих пор). В ХIХ веке императорские (Александринский, Михайловский, Мариинский, Каменноостровский) театры стали главными в Петербурге.

ВОСПИТАНИЕ ТЕАТРОМ

Для Екатерины II театр стал не только отдыхом и развлечением, но и способом воспитания. Французский просветитель Вольтер писал ей, что театр — это «школа, которая способна научить нацию мыслить, чувствовать и выражать свои мысли». Поэтому воспитанники закрытых учебных заведений  — смолянки (ученицы Смольного института), кадеты, ученики Академии художеств — стали выходить на сцену, забывая о шалостях. Драматическое искусство и риторику актеры преподавали будущим офицерам, а танцы — благородным девицам.

ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ

Театральные залы проектировались в городских и загородных дворцах, особняках знати. Богатые вельможи заводили крепостные театры в имениях. Офицеры играли перед однополчанами в офицерских собраниях, солдаты — в казармах, а в городских квартирах ставили домашние спектакли. Дачная молодежь выступала в сараях, превращенных в зрительные залы, и на открытом воздухе (в «воздушных театрах»). Для любителей писали пьесы и адаптировали классику.

ПРИЯТНО И ПОЛЕЗНО

В 1841 году на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка открылся Детский парижский театр с куклами-автоматами, марионетками и «китайскими тенями». В нем разыгрывали сказки и истории на французском (получалось не только развлечение, но и обучение иностранному языку), танцевали, показывали пантомимы с превращениями.

Китайский театр. Художник: Евгений Бурлаков

Театральные представления для детей можно было организовать и дома: на именины и праздники приглашались «петрушечники» с яркими куклами и ширмами.

Свой «театр» стали устраивать представители самых разных сословий и профессий. Служащие царских конюшен участвовали в масленичных представлениях. Кадеты, будущие офицеры, ставили спектакли, на которые приезжало даже окружение императора.

ПЕРВОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ

При всех императрицах в Зимнем дворце были театральные залы, но придворных зрителей становилось больше, они просто перестали помещаться! Пришло время отдельного театрального здания, но такого, чтобы попасть в него из дворца можно было «не замочив ног».

Напротив Эрмитажа располагался второй Зимний дом, в котором жила семья Петра I и умер император. Но об этом со временем забыли, и здание было отдано под жилье музыкантам, артистам и учащимся первой русской балетной школы.

Именно эти стены и фундамент решили использовать для нового театра: это сократило время строительства и затраты. Можно сказать, что театр вырос изнутри, прямо в палатах дворца Петра I.

ЗНАТОК АНТИЧНОСТИ

Автором проекта стал Джакомо Кваренги (чтобы не «квакать», его звали Гваренги) — любимый архитектор Екатерины II, которого она называла «истинным римлянином». Кваренги был знатоком античной архитектуры.

Джакомо Кваренги. Художник: Вера Качур 

Он построил зал в форме амфитеатра от оркестра до вестибюля, взяв за образец «прекраснейший греческий театр времен Перикла». Мастер хотел, чтобы каждый зритель со своего места мог видеть все происходящее на сцене. Места в театре должны были стать «равно почетны», и каждый мог сидеть там, где ему заблагорассудится.

Стены и колонны из искусственного мрамора (он лучше сохраняет тепло, чем натуральный) украсили медальонами с изображениями поэтов и композиторов, в нишах разместили скульптуры Аполлона и девяти муз. На завершениях колонн — театральные маски.

Занавес выполнили по образцу миланского театра Ла Скала: зрители видели на нем фасад театра, в котором находились, и окружающий архитектурный пейзаж, словно гуляли по набережной Невы.

Императрица пожаловала архитектору квартиру, находившуюся в здании театра. Из нее был прямой ход в личную ложу около сцены.

КОМФОРТ ДЛЯ ГОСУДАРЫНИ

Сначала зрители сидели прямо на ступенях амфитеатра, шесть рядов которого затянули тканью и покрыли коврами зеленого бархата. Но придворные стали жаловаться, что без «заспинков» сидеть неудобно, и спинки добавили. Для государыни и ее приближенных ставили кресла, императрица всегда сама выбирала себе место.

Иногда зрительный зал казался продолжением сцены: публика была в костюмах и масках — после спектакля начинался маскарад. Случалось, что представление объединяли с обедом! Поверх скамей укладывали настил, устанавливали большой овальный стол для избранных гостей. Играл оркестр, слуги разносили кушанья, а на сцене шел спектакль.

В понедельник шла французская комедия, в среду русская, в четверг — опера и балет. Выступали европейские знаменитости. И хотя премьеры итальянской оперы получали жалование больше, чем маршалы русской армии, спектакли были бесплатными.

Премьеры — это и первые представления спектаклей, и артисты — звезды и главные исполнители труппы или театра.

ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ

Переход из Эрмитажа в театр шел по застекленной арке-галерее над Зимней канавкой. Завистники зодчего донесли Екатерине II, что сооружение очень непрочно и может обрушиться. Чтобы развеять эти слухи, императрица велела дать в галерее роскошный пир, поставив на стол тяжелую серебряную посуду. После этого придворные спокойно проходили через арку.

В начале ХХ века арку-галерею превратили в театральное фойе и украсили копиями портретов XVIII  века. Проходя по ней, можно любоваться видами города  — панорамой Невы и мостами через Зимнюю канавку.

________________

Эрмитажный театр — самый старый театр Петербурга и один из старейших в Европе.
Открыт в 1785 году. Архитектор: Джакомо Кваренги
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
_______________

НОВЫЙ ГОД В ТЕАТРЕ

Придворные играли в небольших пьесах «на злобу дня», так называемых пословицах, которые писали императрица и ее приближенные. В сюжетах легко узнавались события светской жизни, а в персонажах — известные люди того времени. Чтобы придать блеск своей исторической пьесе «Начальное правление Олега», императрица приказала выдать актерам украшения и платья императриц Анны и Елизаветы.

После смерти Екатерины II спектакли прекратились, придворные приуныли, так что Павел I был вынужден открыть театр. Но теперь билеты на спектакль получали в придворной конторе, места занимали по чинам (приближенные императора сидели в первых рядах). А так как вместимость зала определялась шириной дамских юбок, Павел решил разделить амфитеатр на два сектора — для дам и для кавалеров.

В Эрмитажном театре императорский двор встречал Новый год: на сцене накрывали столы для членов царской семьи. Сверху создавали «хрустальную палатку»: к  люстре привязывали нити граненых хрустальных бус, сплетенных в затейливые узоры. В этих сверкающих стенах танцевали или устраивали маскарады. Вокруг располагался оркестр роговой музыки.

XX ВЕК

Театр несколько раз перестраивался (в советское время — для лектория Эрмитажа), но можно считать, что он дошел к нам из XVIII века.

Эрмитажный театр. Художник: Вера Качур 

_______________

О лекторе:

См. «Наши лекторы: Знакомство»

О художниках:

Евгений Бурлаков. Родился в 1963 году в г. Пенза. Живет в Санкт-Петербурге. Окончил Пензенский Политихнический Институт. По образованию — инженер-конструктор-технолог радио-электронной аппаратуры. В школе учился в одном классе с дочерью главного художника города, поэтому развил в себе комплекс неполноценности. Немного реабилитировался в ППИ, прослушав курс «Основы художественного конструирования», качестве курсовой работы выполнив дизайн радиоприемника.  Долго искал реализацию себя в качестве художника, трудясь ведущим аналитиком. Брал уроки живописи у петербургского художника Александра Кравчука, вместе с писателем Викторией Пименовой, женой писателя Александра Кивинова. Не лучший, но ученик художника Олеси Федоренко.

Вера Качур. Петербургский иллюстратор, дизайнер, художник-график, выпускник Северо-Западного института печати. Страница на Behance.

Вера Качур // Коллекция Музея уникальных вещиц 
_______________
[сентябрь, 2020]
Социальный плакат от
Социальный плакат от "Подписных Изданий" / художник: Алиса Юфа

События

09.10.2020
Вышла в свет книга Игоря Черкасского — сборник «легенд для книжных детей», проиллюстрированная картинами художника Светланы Корниловой. ИД «Городец»
27.09.2020
Обзор публикаций и деятельности Музея за время карантина, электронная альтернатива очередного тома «Книги Сокровищ» — для друзей Музея, которым важно быть в курсе новостей Книжной галактики. ​​​​​​​
15.07.2020
Первая церемония награждения ДИПЛОМОМ за избранный творческий проект среди библиотек.
11.07.2020
Музей уникальных вещиц разыскивает автографы для своей коллекции
17.05.2020
Музей уникальных вещиц примет в дар любую БУКВУ для именного указателя - навигатора по Музею.
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС