ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: лекция 2. Мариинский театр

Продолжение цикла лекций Руфины Эмануиловны Павловой — материалов к неизданной книге «Театры Петербурга». Начало. Эрмитажный театр — здесь. Сегодняшняя лекция посвящена самому известному Театру Оперы и Балета — Мариинскому. История Театральной площади в Петербурге и уникального здания, удивительные традиции, подарки балетоманов, сувениры прошлого и многое другое. Визуальный ряд лекции: работы современных художников.

Одна из версий обложки к неизданной книге
С илл. «Дон Жуан», художник: Галина Коростик
Работа в собственности Галереи Вадима Зверева
Дизайнер проекта обложки: Людмила Адуевская
Илл. по тексту: работы из коллекции Музея
Лектор: Руфина Эмануиловна Павлова
В лит. обработке редактора Маргариты Ковалёвой

КАРУСЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

По плану «Комиссии о  каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» на пересечении Торговой улицы и Морской Полковой (ныне — улица Союза Печатников и улица Глинки) проектировалась квадратная торговая площадь, которая «должна украсить город по примеру других европейских городов». Допускались на ней и народные увеселения.

С  1762 года площадь получила название Карусельной. Сюда, на место нынешнего Мариинского театра, перенесли амфитеатр, возведенный для «каруселей»* перед Зимним дворцом. Нанятые комедианты устраивали здесь «русское комедиальное зрелище», служившее развлечением для низших классов. Труды актеров оплачивались из средств полиции.

* Каруселями во Франции называли дворянские (рыцарские) турниры, включавшие поединки, состязания в силе, ловкости, умении держаться на лошадях, двигающихся по кругу.

Но деревянная сцена постепенно пришла в  ветхость, и  при строительстве Большого (Каменного) театра ее разобрали. Новый театр стал главным на площади, которую так и называли: площадь Каменного театра. Этот легендарный петербургский театр просуществовал 106 лет, с 1783-го по 1889 год.


«Балет Барокко». Художник: Галина Коростик

Миниатюра, 18х18 см Бумага, цветной карандаш

ТЕАТР-ЦИРК

Место напротив (как раз на месте Мариинского театра) тоже не пустовало: здесь, в  деревянном цирке, обосновался итальянский артист Александр Гверра со своей римской труппой. Цирк охотно посещала светская публика, бывали в нем и великие князья, поэтому его выкупили в казну и перестроили в камне. В  театре-цирке ставились и военные драмы, где романтическое действие соединялось со скачками, джигитовкой и  ружейной пальбой. Но в 1859 году случился пожар, сгорели все деревянные части театра. Жертвой пламени стали партитуры опер и  балетов. Александр II повелел архитектору Альберту Катериновичу Кавосу восстановить здание, но уже не как странное сочетание театра с цирком, а в качестве современного театра.

«МАРИНКА»

 
Мариинский театр (в проекции). Художник: Анна Ненашева

Работа для книги «Опера: маленькая музыкальная энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)

Кавос не только за год восстановил театр, который «восстал, как Феникс, из пепла сгоревшего цирка», но и  значительно его улучшил. Театр стал именоваться Мариинским, в  честь Марии Александровны, жены императора Александра II. Бледно-бирюзовую отделку зала с белыми и золочеными лепными украшениями Мариинский унаследовал от Большого театра. Такое оформление очень шло голубоглазой и светлокожей императрице.

Сцена Мариинского театра была больше сцены миланского оперного театра «Ла Скáла», уступая только Парижской опере. Но двигаться по ней нужно было осторожно: на полу прокладывали рельсы, по которым двигались колесницы, лодки и другой антураж опер и балетов. Мелом отмечали люки, из которых вырастали деревья, били подсвеченные фонтаны и куда проваливалась театральная нечисть.

Петербуржцы быстро сократили название и стали называть театр «Маринка» («Мариинкой» его называли приезжие). Бюст императрицы Марии Александровны украшает фойе театра.

СИМВОЛЫ ТЕАТРА


Зал Мариинского театра. Художник: Мария Богданова

Иллюстрация к книге «Волшебное закулисье Мариинского театра»
(Изд-во «Поляндрия»)

Австрийский художник Франчиолли расписал плафон (потолок) театра по голубому фону фигурами амуров и  танцующих нимф. А по периметру разместил 12 медальонов с  портретами русских драматургов  — от Фонвизина до Островского. За создание трехъярусной бронзовой люстры для газового освещения театра купец Константин Плеске получил «золотую медаль для ношения на шее».

В  1914 году художник Александр Яковлевич Головин расписал для Мариинского занавес в виде расходящихся складчатых кулис, словно сшитых из гранатовой парчи. Цвет был выбран по контрасту, чтобы «определять границу между залом и  сценой». Есть версия, что рисунок взят со шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Именно этот занавес стал одним из главных символов театра.

СКАЗКА ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТА


 «Антракт». Художник: Петр Фролов
Шелковый шарф с принтом картины
Галерея Петра Фролова

В антракте в царском фойе сервировали чай, для чего из императорской кухни отпускались ромовые бабы, бриоши, торты, чайное печенье.

На постановки не жалели средств — сэкономивший на декорациях и костюмах директор вполне мог лишиться должности. Шутили, что именно из балетов посетители театра узнавали о жизни Индии, Балкан или Египта.

Чтобы зрители узнали о спектакле, на тумбах расклеивались афиши, популярные газеты печатали подробные рецензии, часто подписанные известными литераторами.

ВСЕ В ТЕАТР!


Мариинский театр. Художник: Алиса Юфа

Иллюстрация к книге «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой»
(Изд-во «Пешком в историю»)

Учащиеся могли попасть на вечерний спектакль только в ложу, вместе с семьей. А вот утренние посещать разрешалось и без родителей, поэтому учебные заведения, например Смольный институт и Императорская Академия художеств, имели в театре свои ложи. Билет на спектакль можно было забронировать заранее, опустив письмо с указанием количества и желаемого расположения мест в специальные ящики около театра.

БАЛЕТНАЯ ПУБЛИКА

 
«Балерина». Художник: Ирина Фомина

Фарфоровая куколка.  Костюм по эскизу Льва Бакста
Работа в частной коллекции (Москва)
Фотограф: Анастасия Гусарова

Балетоманы составляли особую часть публики Мариинского театра. Они искренне любили балет и восхищались отдельными артистами. Из драгоценностей, подаренных балеринам, можно было бы составить целую коллекцию, достойную лучших музеев мира.

Золотые лавровые венки и  корзины дорогих цветов считались слишком банальными подарками. Кшесинской подносили бриллиантовые часы на платиновой цепочке, золотые чарки и  даже «серебряный жбан от четвертого яруса» (там сидели юные балетоманы).

Безумное обожание кумиров тоже перешло из традиций Большого (Каменного) театра: «тальонисты», поклонники Марии Тальони, однажды купили на аукционе ее шелковую балетную туфельку и  торжественно съели под соусом, а Марии Суворщиковой подарили сделанный по мерке ее ноги золотой танцевальный башмачок с  бриллиантовой брошкой.

ПОКЛОННИКИ

 
За кулисами. Художник: Мария Богданова

Иллюстрация к книге «Волшебное закулисье Мариинского театра»
(Изд-во «Поляндрия»)

Множились поклонники (фанаты)  — они вызывали любимцев на бис и  «захлопывали» (ошикивали) конкурентов, ждали артистов у  выхода, дарили цветы и  конфеты, кидали шубы под ноги «этуалям», впрягались в экипажи кумиров вместо лошадей. В Михайловском театре была даже особая лестница в три ступеньки, которая шла к гримеркам. Она называлась «ручка», потому что по ней поднимались поклонники, чтобы поднести любимой актрисе букет и поцеловать ей ручку. 

БЛАГОЕ ДЕЛО

 
«Балет "Жар-Птица"». Художник: Елена Карпицкая

Батик (роспись по шелку)
Работа для книги «Балет: маленькая музыкальная энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)

Лучший способ собрать деньги на благое дело — дать спектакль! Звезды театра играли в пользу «убежища для одиноких актеров», увечных воинов и жертв наводнения. Гимназисты с  помощью благотворительных спектаклей собирали деньги на обучение «недостаточных учеников».

Знаменитый занавес Мариинского театра был расписан в 1914 году именно для благотворительного концерта духовых оркестров. Его так и называли — «Концертный» или «Инвалидный» (концерт давался в пользу военных инвалидов). Кто же знал, что именно он станет легендарным?

СУВЕНИРЫ


Набор игрушек для раскрашивания «Балерина». Создатели: семья Калининых
По фотографиям из коллекции Музея
Модель: балерина Дарья Устюжанина, фотограф Егор Канеев.
(Деревянные игрушки «Фаника»)

После посещения спектакля дети играли в театр. На Рождество в лавке Дойникова в Гостином дворе за 10 рублей можно было купить в подарок «дойниковский театр». В комплект входили персонажи, декорации и ноты. В кондитерской Вольфа (Невский проспект, 18) можно было купить конфеты с  портретами артистов и  даже фигурки оперных персонажей из марципана. В  киосках продавали фотографии сцен из популярных спектаклей.


Сцена из спектакля «Золушка»
Балерина: Валерия Мартынюк. Фотограф: Светлана Аввакум
Репетиция в Мариинском театре

ОПЕРА ИТАЛЬЯНСКАЯ И РУССКАЯ

Оперы в Мариинском шли без отставания от европейских столиц. В 1862 году в Петербург приезжал сам Джузеппе Верди, чтобы руководить постановкой оперы «Сила судьбы», написанной для Мариинского театра. Но в 1885 году император Александр III не продлил контракт с итальянцами. Он счел, что, пока поддерживается итальянская опера, не развивается русская. Русская опера сначала казалась скучной и была непопулярной.

Итальянка Медея Мей (Фигнер) была исполнительницей русских партий, объединившей в творчестве традиции обеих стран. Сейчас ее бюст стоит в главном фойе театра.

Но вскоре Дирекция стала интересоваться композиторами «Могучей кучки». Цезарь Кюи писал: «Римский-Корсаков принес живописность, фантазию, опоэтизированную русскую песню; Бородин — грандиозные картины; Мусоргский вдохнул в народ жизнь, озвукотворил его чувства, стремления, страдания». Но до такой новой русской музыки надо было дорасти. Многие разделяли мнение великого князя Алексея Александровича, брата императора: «Разве это музыка: вечное дзынь-бум-бум!»

И тут на помощь публике и Дирекции императорских театров снова пришел Чайковский. Он стал как бы мостом между итальянской и русской традицией, и вскоре из 20 оперных премьер в театре 14 были творениями русских композиторов.

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» появилась на Мариинской сцене в 1882 году.

 
«Снегурочка (с подснежником)». Художник: Галина Коростик

Работа в собственности Галереи Вадима Зверева

ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

 
«Иоланта». Художник: Екатерина Чудновская

Иллюстрация к книге «Опера: маленькая музыкальная энциклопедия»
(издательство «Фордевинд»)

Заманчивым для зрителей национальной оперы было и новое отношение к постановкам. Художники стремились сделать костюмы и декорации роскошными и исторически достоверными. Впрочем, постановки зарубежных авторов не отставали. Как не отставали и оперные фанаты от балетоманов.

Поклонники исполнительницы роли Валькирии Терезы Мальтен пытались подарить ей (предварительно выкупив) «благонравную лошадь», с которой она имела такой успех на сцене. А самым трогательным подарком Шаляпину от рабочих сцены стала доска от люка, на которой актер «в первый раз поднялся из преисподней в кабинет доктора Фауста».

НОВЫЙ ВЕК — НОВЫЕ ИМЕНА

 
«Мариинский театр». Художник: Галина Коростик

Илл. к неопубликованной книге «Театр: маленькая историческая энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)

В конце XIX века с казенными театрами конкурировали не только иностранные гастролеры, но и Частная русская опера Саввы Мамонтова. Оттуда директор императорских театров переманил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, вернул в Мариинский театр Льва Бакста и Александра Бенуа. Художники превратились в соавторов композиторов и режиссеров. Некоторые спектакли Мариинского театра до сих пор идут в созданных ими декорациях и костюмах. Дебютировавший на Мариинской сцене «шестым басом» Федор Шаляпин вернулся на родную сцену исполнителем главных ролей.

Газеты писали, что с появлением Шаляпина стало трудно попасть в театр: «легче добиться конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра».

СВОБОДУ!

 
«Князь Игорь». Художник: Борис Кунин

Иллюстрация к книге «Опера: маленькя историчекаая энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)

В1917 году зрители оперы «Князь Игорь», когда солист Мариинского театра Павел Андреев запел «О дайте, дайте мне свободу!», громко зааплодировали, поднялись со своих мест и закричали «ура». Но, когда свобода пришла, театр оказался в трудном положении. От требований «переоценки ценностей» и «отражения современности» Мариинку не спас ни Художественный совет государственной оперы, состоящий из сотрудников театра, ни авторитет Шаляпина, который в 1918 году вернулся в родной театр как художественный руководитель. 

С 1917 по 1920 год он пережил все: саботаж, забастовку хора, уход артистов кордебалета, эмиграцию солистов, репетиции с голодной труппой на неотапливаемой сцене, постановку революционного балета «Красный вихрь» и бесплатные спектакли для красноармейцев.

__________________

О художниках-создателях:

Галина Коростик. Родилась в Ленинграде, член Санкт-Петербургского Союза художников (секция графики). Участница более 80 выставок, в том числе персональных, как в России, так и за рубежом. Работы хранятся в частных коллекциях и музее Владимира
Набокова.

Галина Коростик
Фотограф: ???
Для неопубликованной книги «Театры Петербурга»
________________

Алиса Юфа. Родилась в Новосибирске. Окончила отделение живописи Новосибирского художественного училища, затем РГПУ им. Герцена, отделение рисунка. Алиса живет в Санкт-Петербурге.

 
Алиса Юфа
Фотограф: Евгений Егоров
По заказу Музея уникальных вещиц
_________________

Екатерина Чудновская. Художник, художник-иллюстратор. Училась в МСХШ, окончила с отличием ГХИ им. Сурикова. Сотрудничала с самыми разными издательствами, в т.ч. иллюстрировала сказки разных народов. Нравятся исторические и этнические книги, рыцарские романы, сказки, где много костюмов, старинных или экзотических интерьеров и пейзажей.

 
Екатерина Чудновская
Обработка фото: дизайнер Елена Подушка
Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»
__________________

Елена Карпицкая. Окончила ГПУ им. Кирова, художественно-графический факультет. Работает в технике акварель, батик, живопись, графика.


Елена Карпицкая

Для книги «Балет: мал. муз. энциклопедия»

Борис Кунин. Заслуженный художник РФ. Живопись, графика, иллюстрации.

 
Борис Кунин

Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»

Анна Ненашева. «Люблю, когда в иллюстрации есть где развернуться фантазии и любви к истории — интересная архитектура, костюмы, упряжь животных и какие-нибудь чудо-корабли. Нравится иллюстрировать не только книги, но и игры и упаковку — законы там другие, поэтому очень интересно.»

 
Анна Ненашева

Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»

Петр Фролов. Персональный сайт и биография художника.

 
Петр Фролов

Для каталога Музея «Full House: Artists, their Books and Rights: "Q"»

Мария Богданова. Родилась в Твери. Закончила МГХПУ им. Строганова. Живёт и работает в Москве.


Мария Богданова

автопортрет; подарок Музею

Светлана Аввакум. «Люблю танец. Живу танцем. Снимаю танец»

 
Светлана Аввакум
автопортрет; подарок Музею

Ирина Фомина. Член ТСХ ДПИ, Член Обьединения кукольников С-Петербурга, родилась в Ленинграде в семье художника и модельера. С раннего детства научилась рисовать и шить, но образование получила музыкальное. Созданием кукол занялась в зрелом возрасте, с 2007 года, поступив в Школу авторской куклы Спб. Ежегодно принимает участие в международных и российских выставках. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. «В настоящее время делаю фарфоровые куклы и музыка прекрасного фарфора звучит в моем сердце. В этом материале я воплощаю свое представление о красоте.» 

Ирина Фомина
подарок Музею

«...Когда-то очень давно, в 70-х годах, будучи девочкой-подростком, я служила в Мариинском театре. Пела в детском хоре театра под руководством Леонида Митрофаньевича Теплякова. Мы, дети, пели не только в оперных спектаклях, но и в балетных. Таких как "Щелкунчик", "Сотворение мира". В оперных спектаклях мы пели на сцене, а в балетных — за кулисами. После репетиций в детском хоре, которые заканчивались обычно в 20 часов, те, за кем не приезжали родители — дети постарше — могли свободно перемещаться по театру. И мы с подругой, конечно же, потихоньку пробирались за кулисы и могли смотреть любой спектакль. Особенно я любила балет (кстати, я три года занималась хореографией в ДК культуры им Газа), и моим кумирами были, конечно же, Михаил Барышников и Ирина Колпакова, с которыми мы и познакомились за кулисами театра. Между выходами на сцену Михаил Барышников очень любил пообщаться с детьми, шутил, а однажды по-братски посадил меня на свои колени. Я это помню, по сей день.» — из архива Музея уникальных вещиц, воспоминания Ирины Фоминой.

[октябрь, 2020]
Приглашаем петербуржцев и гостей на спектакль Виталия Сертакова «Я хочу твою жену»
Приглашаем петербуржцев и гостей на спектакль Виталия Сертакова «Я хочу твою жену»

События

18.11.2020
Приглашение на творческий вечер Ивана Сапунова в Культурный центр Елены Образцовой.
09.10.2020
Вышла в свет книга Игоря Черкасского — сборник «легенд для книжных детей», проиллюстрированная картинами художника Светланы Корниловой. ИД «Городец»
27.09.2020
Обзор публикаций и деятельности Музея за время карантина, электронная альтернатива очередного тома «Книги Сокровищ» — для друзей Музея, которым важно быть в курсе новостей Книжной галактики. ​​​​​​​
15.07.2020
Первая церемония награждения ДИПЛОМОМ за избранный творческий проект среди библиотек.
11.07.2020
Музей уникальных вещиц разыскивает автографы для своей коллекции
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС