ЖИЗНЬ ТЕКСТА ПОСЛЕ АВТОРА, или Что будет с твоим Наследием, когда ты умер? Часть I

Представляем Книжной галактике исследование нашего Музея, поднимающее не только теоретические вопросы исключительного права на объекты интеллектуальной собственности после смерти автора, но и рассматривающее практические примеры отсутствия стыковки между существующим законодательством и реальностью. Практические выходы — тоже здесь. Исследование получилось большим, поэтому — в двух частях.

Автор исследования: Аня Амасова
При участии авторов, издателей, консультантов.
Фотоиллюстрации: Егор Канеев
Наши консультанты: 
Дарья Кочетова, адвокатское объединение Frontera (Санкт-Петербург)
Михаил Родионов, юридическая компания «Усков и Партнеры» (Москва)
Данил Бенатов, патентное бюро “Benatov & Patrners” (Киев)
Вера Николаевна Григорьева, нотариус (Санкт-Петербург)

Содержание

Часть I. Вступление. — НЕСТЫКОВКИ. ЗАКОНЫ и ПРАКТИКА. — Общественное достояние. — Незащищенное право автора. — Если не наследники, то кто? — Завещание. — Исполнитель завещания. — Наследство. — Где живет автор? —  Раздел наследства. — Свидетельство о праве на наследство. — Запрос в ИТАР-ТАСС. — Наследование в долях.

Часть II. ПРАКТИКА И РЕШЕНИЯ. — Что нужно издательству? — Завещательный отказ.А, может, доверенность?Лицензионный договор. — (Примеры на двух языках.) — Иные выходы из безвыходных ситуаций. — ВЫВОДЫ.

Вступление

Нам кажется, что мы достаточно осведомлены об авторском праве. Если ты автор, издатель, художник, юрист — предполагается, должны бы все знать. Выучить наизусть IV часть Гражданского кодекса, сочинить с десяток договоров, уметь отстоять свои интересы, увидеть подвохи… На самом же деле, по моему многолетнему опыту, не понимает закона почти никто, знания весьма расплывчаты, опыт накапливается постепенно, законодательство медленно меняется в зависимости от судебной практики, но…

Есть одна область в авторском праве, которая и вовсе остается нетронутой. Темной Материей. И хотя она касается каждого, шанс получить в ней опыт — ничтожен. Именно ее мы и выбрали в качестве исследования: «Что происходит с объектами интеллектуальной собственности после смерти?», или, рассматривая тему в практической плоскости: «Что будет с твоим Наследием, когда ты умер?»

В своем исследовании мы разберем как теоретические вопросы, так и практические примеры. рассмотрим отсутствие стыковки между законами и реальной практикой, и порожденные этими казусами многочисленные черные дыры. Рассмотрев эту темную область на предмет «работает»—«не работает», «законно»—«не законно», мы также предложим читателям несколько найденных выходов из сложившейся ситуации.

НЕСТЫКОВКИ: ЗАКОНЫ и ПРАКТИКА

Общественное достояние

 

Давайте начнем с самого элементарного! В этой теме точно разбираются все! (Чур, не подглядывать в ответ!) Когда исключительное авторское право переходит в общественное достояние? (И, следовательно, может свободно публиковаться издателями «без разрешения автора или его наследников»?)

Благодаря множеству скандальных судов и внушительных сумм, каждый младенец уверен, что произведения авторов «лучше не публиковать» минимум 75 лет после смерти автора — 70 лет «по закону» и еще 5 лет на случай его участия в какой-нибудь войне. И этот ошибочный вывод он делает из этой статьи нашего законодательства:

Ст. 1281 ГК РФ. Срок действия исключительного права на произведение
1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

И это все! Знаете, чего тут НЕ ХВАТАЕТ? Пункта 6! Который бы гласил, что в случае отсутствия наследников или невступления их в наследство (ну не нужна им ваша комната в коммуналке на другом конце света!), исключительное право перестает действовать через 6 месяцев после смерти автора.

Разъясняет адвокат Дарья Кочетова:
«Произведение переходит в общественное достояние либо после истечения срока его охраны, либо в случае, если автор умер, а наследников нет. Либо есть, но они отказались от принятия наследства.»

Об этом «говорится» спустя две статьи, в самом неожиданном месте — здесь:

Ст. 1283 ГК РФ. Переход исключительного права на произведение по наследству
1. Исключительное право на произведение переходит по наследству.
2. В случаях, предусмотренных статьей 1151 настоящего Кодекса, входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние. [свеженькая добавка к пункту 2] При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.

Все это замечательно, но на практике для юристов издательств такого понятия как «общественное достояние, потому что наследников нет» не существует. Во-первых, откуда они могли бы это узнать? Во-вторых, где письменная гарантия, что какой-то наследничек не сыщется после длительного пребывания в коме (аккурат к моменту, когда книга начнет приносить доход)?

Вывод первый: Ст. 1281 ГК РФ в существующем виде вводит всех в заблуждение.

Незащищенное право автора

Очень интересный вопрос задал один из авторов Музея. А как вообще осуществляется передача прав в общественное достояние? Особенно, если автор воспринимает «передачу прав на свои произведения в общественное достояние после собственной смерти» как свое личное авторское право?

Действительно, если наличествующие наследники худо-бедно как-то еще подтверждают свои права и распоряжаются наследством (о сложностях с наследством ниже), то вот «отсутствующие наследники», разумеется, не проявляются никак.

И даже если автор громко напишет где-то в этом вашем цифровом мире: «У меня нет наследников (у меня нет наследников, которым я могу доверить свои произведения), после смерти — передаю в общественное достояние!» — это не решит его проблему. Потому что любым имуществом кто-то должен заниматься.

Вывод второй: Реального практического применения в книгоиздании у 1151 ГК РФ, упомянутого в п. 2 ст. 1283, на сегодняшний день нет.

Если не наследники, то кто?

С теоретической точки зрения, раньше такими организациями были Музеи (в книгоиздании — Музеи, Архивы, Библиотеки). Однако сегодня, когда гражданский кодекс не признает наличия культурных законов — такая деятельность стала экономически опасна. В то же время ни одна «коммерческая структура» не возьмет на себя труд заниматься вашими произведениями после вашей смерти: умершие люди не платят членских взносов, а управление общественным достоянием — сплошные расходы и убытки.

Но, допустим, у автора есть достаточно вредный друг, чтобы спустя шесть месяцев после смерти пойти и достать до печенок нотариуса требованием справки, что никто не вступил в наследство гражданина N. А потом, с тем же упорством, — обивать пороги издательств и просвещать юристов. Но сколько же здесь «но»! Но если нотариус категорически откажется… Но если юрист издательства не станет «рисковать»… Но если автор творил под псевдонимом… Но его последнее место проживание было не в этой стране (не в городе «вредного друга»)...  Но если этот друг не воображаемый... «Куды бечь»?

Завещание

«Последняя воля» — завещание — кажется традиционным способом, хоть и не применимым в массовом масштабе — никто не знает, когда и что с ним случится. Какой Дантес застрелит в 37, например. А авторы еще и мыслят себя категориями «Вечность»! То есть для них все это, с одной стороны, вообще не важно, с другой — адептам Религии Слова (написанное — сбудется) завещание вроде собственноручно подписанного приговора индивидуальному человеческому скафандру.

Но все же рассмотрим и этот вариант. Тем более, что он, как водится, тоже не без нюансов.

Исполнитель завещания

Наш ГК, рассматривая произведения как объекты интеллектуальной собственности, предусматривает возможность передачи права распоряжаться ими «исполнителю завещания». В соответствии с этой статей, автор может назначить человека или организацию в качестве доверительного управляющего, оговорив, какие действия исполнитель завещания совершать обязан, а от каких ему следует воздержаться. Кстати, исполнитель может передавать осуществление доверительного управления третьему лицу, если это не запрещено завещанием.

И, вроде бы, хорошо, но есть пара-тройка интересных моментов. Сначала читаем статью.

Ст. 1134 ГК РФ. Исполнитель завещания
1. Завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли такое лицо наследником. Исполнителем завещания может быть гражданин или юридическое лицо. Завещатель вправе в любое время произвести замену исполнителя завещания или отменить назначение исполнителя завещания. Согласие лица быть исполнителем завещания выражается в его собственноручной надписи на самом завещании, а в случае, если исполнителем завещания назначается юридическое лицо, - в собственноручной надписи лица, которое в силу закона вправе действовать от имени такого юридического лица без доверенности, либо в заявлении, приложенном к завещанию, либо в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства.
2. После открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей по требованию наследников, в том числе наследственного фонда, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей исполнителем завещания или об угрозе нарушения охраняемых законом интересов наследников в результате действий (бездействия) исполнителя завещания.

Какие три моменты, на мой взгляд, любопытны.

Первый: по мнению законодателей, люди, способные распорядиться интеллектуальной собственностью, непременно живут в том же городе, что и автор. Ведь необходимо поставить собственноручную надпись на завещании! А в практике нередко случается, что этот человек не то, что в другом городе, а даже в другой стране живет!

Второе: воля автора на самом деле никого не волнует — наследники могут исключить исполнителя и назначить собственного, если посчитают, что ИХ интересы нарушены. Я понимаю, почему эта оговорка включена, но все же: вы не находите, что получается такое весьма сомнительное «завещание»?

Третье. Доверительное управление осуществляется, согласно законодательству, в целях увеличения стоимости. То есть вариант с «передать после моей смерти в общественное достояние» — не пройдет.

Способ: ЗАКОННЫЙ. Практически: СЛОЖНОВЫПОЛНЯЕМЫЙ. Не отвечающий нуждам автора, если его интересует сохранение своего наследия и популяризация его творчества после смерти.И кроме прочего — НЕНАДЕЖНЫЙ, если интересы расходятся с интересами наследников. Теперь о них.

Наследство

Но не волнуйтесь, вашим прямым наследникам также непросто вступить в наследство! И у это есть целый ряд интересных причин. От сложных до самых банальных, которые вообще не должны вызывать вопросов!

Где живет автор?

Глядя на наше законодательство, я все время вспоминаю фильм, где в эпизоде приходит выступать на концерт Виктор Цой, а директор клуба спрашивает: «Но хоть прописка у него есть? Где он живет?» А друг героя отвечает: «Он поэт — он на белом свете живет». Однако для вступления в наследство «поэт» не может жить, где попало: несмотря на все достижения цифровизации, наследники могут вступить в наследство только «по последнему подтвержденному месту жительства» — и то, с оговорками.

Столкнувшись с реальной ситуацией, когда автор,— Владимир Свержин — публиковавшийся в России и проживавший в Петербурге являлся гражданином Украины, мы с его вдовой, писателем Анной Гуровой, обратились за разъяснениями — где открывается в  этом случае наследство (дело в том, что практика наследования объектов интеллектуальной собственности в Украине и в России еще и отличается) — к юристу компании «Усков и Партнеры», Михаилу Родионову.

Юрист по авторскому праву Михаил Родионов:
«Уточните, пожалуйста, где автор скончался? Был ли автор зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания на территории РФ на дату смерти? Открытие наследства на территории РФ может произойти только в том случае, если последним подтвержденным местом жительства автора была Российская Федерация. »

Казалось бы: много лет проживавший в России гражданин Украины регулярно, каждые три месяца, ходил в МФЦ продлевать «российскую регистрацию» и на момент кончины, здесь же, в Петербурге, имел в нашем городе временную прописку. Подтверждение же? Как бы не так...

Вот, что ответила нам петербургский нотариус, Вера Николаевна Григорьева:
«Наследство принимается до истечении 6 месяцев со дня смерти по месту последнего место жительства умершего. И если его постоянная регистрация была в Харькове, то только там.»

Ситуацию дополнительно разъясняет нам и Михаил:

Юрист Михаил Родионов:
«Если у Вас имеются подтверждающие документы, что на дату кончины автор имел временную регистрацию в СПб., то нужно предъявить этот документ нотариусу или запросить справку об этом из ФМС (это, кстати, и нотариус сам может сделать в случае сомнений).

Согласно разъяснениям пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 “О судебной практике по делам о наследовании”, местом открытия наследства следует считать последнее место жительства наследодателя ко дню открытия наследства, в том числе и место регистрации по месту пребывания (т. е. временную регистрацию).

Однако, к сожалению, нотариус прав: в случае "конкуренции" между постоянной регистрацией по месту жительства в Украине и регистрации по месту пребывания в РФ, превалирует именно регистрация по месту жительства,независимо от места смерти.»

И не говорите, что это не косяк законодательства! Но объясните мне тогда, пожалуйста, каким боком ко всему этому применяется такой перл нашего продуманного до мелочей ГК?

ГК РФ Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; ..  

В общем, если вы думаете о своих наследниках и хотите оставить им Творческое Наследие, для начала вам хорошо бы иметь постоянную прописку в той же стране, где живут ваши наследники… Иначе последствия могут быть тоже интересными.

Раздел наследства

Отринув вариант, когда живущим за рубежами наследникам глубоко безразлично ваше творчество, один из вариантов, который видится — это «раздел наследства». Тут есть много нюансов, и один из них — то, что слово в слово произносят ВСЕ нотариусы:

ВСЕ нотариусы:
«Принять наследство можно только целиком или целиком отказаться. Распределить кому что Вы сможете потом по получению свидетельств о праве на наследство по соглашению о разделе наследственного имущества между всеми наследниками.»

Обычно люди думают, речь о том, что, по условиям законодательства, наследники обязаны принять «квартиру в коммуналке, сломанный автомобиль российского автопрома, остаток средств на счетах автора», ну и заодно — исключительные права на Творческое Наследие. И хотя даже тут возникают проблемы, потому что далеко не каждому наследнику нужен этот безумный квест с бюрократией, судами и налогами ради чьей-то рухляди (другое дело — Наследие!), дело не в этом.

Дело в том, что наравне с исключительными правами на произведения наследникам гораздо чаще приходится принять на себя принадлежащие усопшему кредиты, ипотеку, долги, неоплаченные услуги ЖКХ, финансовые претензии по судебным искам… Вот что на самом деле означает «принятие наследства полностью» (но со временем, как обычно, потерялся смысл)! Нельзя взять только то, что вам надо и отказаться от того, что не нужно. Вы соглашаетесь принять «все или ничего». И в это «все» попадает творчество... которое пропадет бесследно, если вы не можете принять на себя ипотеку или заплатить налоги за движимое и недвижимое имущество...

Однако «принятие наследства полностью» трактуется всеми исключительно в «обывательском» смысле, что заставляет наследников полностью принимать наследство «в долях, указанных в законодательстве», а дальше — делить это имущество. Соглашением или через суд.

В долях! Права на Интеллектуальную собственность! Вот уж нельзя было придумать ничего более неудобного…

С вопросом о том, КАК можно в дальнейшем поделить наследство, мы обратились к адвокату из Frontera.

Адвокат Дарья Кочетова:
«Наследство может быть разделено между наследниками по их соглашению (одному — одно имущество, другому — другое). Кроме того, если наследники приняли совместно авторские права, то они впоследствии в любой момент могут заключить между собой соглашение (по аналогии соглашения между соавторами), которым урегулируют порядок использования совместно принадлежащих им произведений, распределение доходов и т. п.»

Я лично знаю массу историй о наследниках, которые регулярно судятся друг с другом. О маловменяемых наследниках, благодаря которым части Наследия некоторых авторов мы не увидим с вами никогда. О любовниках наследниц, которые способны потребовать «поделиться» частью государственного гранта на создание музея автора и убить само желание что-то там создавать… Этот абзац без имен, но, думаю, каждый издатель их знает.

Но дело не только в неудобстве, а в том, что права на текстовые произведения могут делиться ведь и иначе! В одной из наших практических ситуаций «карта наследников» ложилась так: жена — в России, дети — в Израиле, родители — в Украине. И, как мне кажется, законодательство по объектам интеллектуальной собственности (если бы оно основывалось на практике) вполне могло бы предусмотреть раздел имущества не по долям, а по языкам/территориям. Например: жители Израиля получают исключительное право издавать на иврите на территории Израиля, жители Украины - на украинском на территории Украины, а жители России - на русском. Ну и кто-то один из них, на всякий случай, получил бы весь оставшийся мир.

Но это все теория, потому что на практике сложно даже получить сам документ, который бы свидетельствовал, что кто-то является наследником объектов интеллектуальных прав!

Свидетельство о праве на наследство

Среднестатистический нотариус вообще не понимает, что делать с этими «правами автора» и как их передать вам в наследство. Даже в крупнейшем нотариальном центре в одной из двух столиц на наш с наследницей вопрос ответили: «Мы не можем заняться этим вопросом — у нас нет юриста по авторским правам». Отсутствие у нотариусов понимания в вопросе оформления наследства в виде «авторского наследия» подтверждают и наши консультанты:

Адвокат Дарья Кочетова:
«На практике у нотариусов возникают проблемы с формулировками свидетельства о праве на наследство. Не так давно я с одной клиенткой — наследницей художника — ходила к нотариусу, чтобы проконсультировать последнего относительно выдачи такого свидетельства. Нотариус вообще не понимала, как это возможно. В качестве примера я приносила ей свидетельства, полученные другими моими клиентами. В итоге она справилась с поставленной задачей.»

Мне видится, проблема не только в формулировках (хотя отчасти и в них). Видите ли, нотариус — он оперирует зарегистрированными, физически существующими объектами. Например, наличие недвижимого имущества можно подтвердить с помощью реестра такого имущества. Уточнить наличие движимого — например, в реестрах ГИБДД. Остаток по вкладам или, наоборот, кредитам — информация, которая хранится в банках…

В то время как авторское право, возникая в момент создания, как мы все знаем, не нуждается в регистрации, не проходит ни по какому реестру, и нет ни одного «банка произведений». А значит, не существует никакого подтверждающего ваши притязания документа.

Адвокат Дарья Кочетова:
«Да, проблема именно в этом. Поэтому мы с клиенткой (наследницей художника) приносили нотариусу каталог с его картинами, который она довольно внимательно изучала и даже попросила принести к ней в контору одну из картин для демонстрации (сказала, что хочет детально рассмотреть автограф художника на картине).»

А теперь представьте, что вы пытаетесь убедить нотариуса выдать вам справку о наследовании чего-то «эфемерного» (и легко поддающееся подделке) вроде текстов… Какой автограф? Какая экспертиза произведения на определение авторства? Какая почерковедческая экспертиза при тотальности ноутбуков? А, возможно, они написанны под псевдонимом. И даже (вполне возможно) не опубликованы. То есть у вас не существует даже авторских договоров с издательствами, которые ну хоть что-то могли бы подтвердить...

Тут интересен опыт Украины, где для нотариусов незарегистрированного авторского права просто нет. И вот какой выход нам предлагает наш консультант, если бы речь шла о принятии наследства на территории Украины:

Dr. Daniel Benatov (Украина):
«Вы совершенно правы,.авторское право возникает в момент создания произведения и не требует регистрации в любом государстве-участнике Бернской конвенции. Также Вы правы, что нотариус, возможно, не понимает как можно включить в удостоверение о наследстве права на Объекты Интеллектуальной Собственности, если на них нет охранного документа. Предполагаю, что Авторское Право все-таки придется зарегистрировать (при этом следует предоставить справки о изданиях из российских издательств), иначе наследство будет сложно оформить. И так как покойный не оставил распоряжений, наследство будет разделено между наследниками поровну, а уже они между собой должны прийти к соглашению и в случае с Авторским Правом подписать договор о передаче прав, который можно зарегистрировать в Министерстве экономики Украины.»

За российской традиционной практикой мы обратились к отечественным юристам. Практика разнится.

Адвокат Дарья Кочетова:
«Обычно издательствам достаточно нотариально оформленного Свидетельства о праве на наследство, в котором будет указано, что наследник унаследовал авторские права наследодателя полностью или в соответствующей части. Конкретные произведения в свидетельстве обычно не указываются.»

Юрист Михаил Романов:
«Документ, о котором Вы спрашиваете, называется Свидетельство о праве на наследство по закону и по желанию наследника оформляется нотариусом в виде отдельного документа в отношении наследуемого авторского права. В свидетельстве приводится перечень названий произведений и год публикации. Обычно для оформления наследства советские и российские нотариусы принимали справки творческих союзов, Российского авторского общества об опубликованных произведениях или справку Российской книжной палаты (для произведений, опубликованных в РФ).»

Учитывая, что большинство авторов испытывает ностальгическую ненависть ко всякого рода писательским союзам, а также тот факт, что быть писателем — это означает писать, а не состоять, мы отметаем союзы. Вся надежда на ИТАР-ТАСС. Российская книжная палата — это с некоторых пор составляющая часть ИТАР-ТАСС. [А в ближайшем будущем ее функции перейдут РГБ. — Прим. Ред.] В теории, именно эта организация должна полностью владеть информацией об изданных на территории России произведениях, так как именно она занимается выдачей ISBN, сбором и распределением «обязательных экземпляров».

Давайте пробовать! В надежде, что хоть что-то работает в этом мире, учитывая, что произведения Владимира Свержина были опубликованы в России издательствами и, в соответствии с Российскими законами и практикой, имели ISBN и обязательные экземпляры, отправленные в Книжную палату, мы с Анной Гуровой попробовали получить оттуда справку. Мы даже облегчили им задачу, отправив заполненную таблицу с данными о книгах и произведениях: названия, год издания etc.

Запрос в ИТАР-ТАСС

ЗАЯВЛЕНИЕ
на выдачу справки о произведениях Владимира Свержина
(псевдоним Фидельмана Владимира Игоревича)

Прошу выдать мне справку о зарегистрированных в ИТАР-ТАСС произведениях моего мужа, публиковавшегося в РФ под псевдонимом Владимир Свержин, с целью предоставления нотариусу для вступления в наследство по закону. К заявлению прилагаю список известных мне опубликованных издательствами произведений:
№ Год первой публикации Название произведения Комм.
<Список: 1-32 — романы, 33-42 — повести и рассказы>

Отправлено: по указанному на сайте РКП адресу info@bookchamber.ru 2020-10-05 с разъяснениями, приложением копий документов Ани Гуровой, Владимира Фидельмана и скана лицензионного договора, подтверждающего псевдоним.

Результат: ОТВЕТА НЕТ. Никакого. Вообще. Пустота. Вывод: способ уже НЕ РАБОТАЕТ.

Наследование в долях

Я споткнулась на новеньком, январском уже, дополнении в ГК — о соавторах. Еще раз процитирую часть этой статьи:

«...если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях».

А теперь, зная все вышеизложенное про сложность доказывания существования текстового произведения, представьте теперь доказывание существования нотариусу «доли» в нем… На месте нотариуса я бы вообще сошла с ума, если бы спустя семь месяцев ко мне заявилась дюжина соавторов со всего света и потребовала бы оформить им всем наследство на произведение умершего. В равных долях. Раз уж наследники не пришли.

Ещё раз: я не хочу сказать, что это непременно плохо. Я говорю: это не работает. Это НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ. Но ЗАКОННО.

И так как в мире книгоиздания для вечной жизни автора в произведениях нужны не всегда прямые наследники, и уж точно не десяток наследников, а одно лицо (или одна организация), то я вот все думаю, как бы упростить авторам и текстам жизнь, при этом исключая проблемы для издательств...

Перейти ко II части Исследования >>>>

[февраль, 2021]
Новинка издательства «Твой.Текст»
Александр Плоткин. «Сигнал» [роман-гобелен]
Новинка издательства «Твой.Текст»
Александр Плоткин. «Сигнал» [роман-гобелен]

События

21.10.2021
Репортаж с исторической встречи Жителей Театра Марионеток имени Деммени — главного режиссера Эдуарда Гайдая, актрисы Фаины Ивановны Костиной и труппы — с Жителями Библиотеки!
19.10.2021
Рост цен на полиграфические материалы в 2021 году. О реальных размерах инфляции в Книжной Галктике.
30.09.2021
Объявлены результаты конкурса детских поэтов «Лекое перо» на соискание премии Игоря Шевчука. Шорт-лист — 19 поэтов и их произведений из 550 участников и сборников их произведений.
12.09.2021
Музей поздравляет с Днем рождения художницу Катю Бауман
09.09.2021
Правительство выделило почти 2 миллиарда рублей на комплектование библиотек и развитие детских театров в регионах России. Внесены изменения в программу «Развитие культуры»
Приглашаем петербуржцев на презентацию книги
Приглашаем петербуржцев на презентацию книги "Непобедимый. Жизнь и сражения Александра Суворова"