Разрешение на использование для СМИ

Капитан Джен, илл Виктора Запаренко

Очень интересный вопрос задала Музею телеведущая и звезда Катя Сергеева — о том, каким документом можно было бы урегулировать вопросы авторского права в отношении книг, о которых берутся рассказать на телевидении. Как телевидение и обозреватели могли бы помогать издателям, авторам и художникам, не опасаясь за свое спокойствие и финансовое благополучие? Купить права по сублицензии или оказать рекламную услугу? Давайте разбираться.

Ответ Музея подготовлен: бывший ген. дир. 
издательства "Фордевинд" Аня Амасова
Иллюстрация: Виктор Запаренко
из серии «Пираты Кошачьего моря»

Вопрос показался Музею актуальным, так как, действительно, очень сложно в современном мире информационно помогать книгоизданию и деятелям культуры — авторам и художникам, особенно являясь заложником своего юридического существования и тем паче — будучи частично или полностью государственным учреждением.

Со стороны, на взгляд человека, далекого от книжных дел, это может показаться бредом. Как, разве телевидение не имеет права показывать сюжеты о книгах? Это же СМИ! Внутри книжного мира это кажется бредом не меньшим, однако факт остается фактом: чем надежнее «защищены» законом авторские права, тем сложнее порядочным людям взаимодействовать друг с другом. Тем страннее присылают бумаги их юротделы. Тем непонятнее, кто кому оказывает тут услугу или «безвозмездно чего-то продал». Потому что тексты, лицензии, переводы (я сейчас страшное скажу: а также шрифты, обложки и дизайн макета!) — все это не только результат творческого труда, но и охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности.

Чем разбираться, проще «не взаимодействовать» совсем. От греха, от претензий, от психов, мошенников, от судебных тяжб и жажды наживы. Как итог — имеем, что имеем. Дикий страх со стороны СМИ и издательств то ли «незаконно использовать» (претензии со стороны РАО или создателя), то ли «бесплатно прорекламировать» (претензии со стороны налоговой). Однако взаимодействовать надо, помогать друг другу — хочется, поэтому давайте начнем разбираться.

Случай из практики

Несколько лет назад один из петербургских телеканалов затеял цикл передач на тему детских книжных изданий. Прекрасная и восхищающая Лера Мартьянова на фоне иллюстраций из книг, и даже с элементами мультипликации, рассказывала об изданиях. По счастью, книги моего издательства также попали в круг интересов канала. Мы тут же предоставили иллюстрации и получили в ответ договор на безвозмездную передачу лицензии для использования... Дальше в документе начинались бред и путаница, потому что совместить нормы ГК * для коммерческого использования с истинными целями телевизионной передачи и ее каналов распространения на практике нереально.

* авторское право регулируется последнее десятилетие (чуть дольше) Гражданским Кодексом, IV часть, определяя результаты творческого труда как объекты интеллектуальной собственности, наравне с недвижимостью, ценными бумагами и другим личным имуществом человека. 

Комментарий

Тут все и верно, и неверно одновременно. Верно, что телевизионная передача для иллюстраций — это самостоятельное производное произведение. Верно, что организации разные, и юристу хотелось бы точно знать, что передаваемые материалы используются «на законных основаниях». Неверно использовать в таких документах коммерческие условия из лицензионных договоров и опираться на ГК — обзорные передачи в СМИ не призваны извлекать коммерческую прибыль, они не имеют отношения к лицензиям. Ну и как бы ровно по барабану, где вы это распространяете, какими средствами и на каких каналах, если от этого не считаются роялти.

Вообще существующая документация на «право использования» из-за некоторой ограниченности нашего законодательства, предполагает только два расклада: либо это передача лицензии от издательства телевидению или любому СМИ по сублицензии, либо, наоборот, заказанная реклама, то есть услуга, оказываемая СМИ — издательству. В обоих случаях получается, что кто-то кому-то должен, но почему-то не платит. 

На самом деле оба ответа неверны.

Чтобы вернуть безумный мир в состояние «средней тяжести», надо много работать — и с законодательством, и с юристами, и с просвещением населения, и с общественным мнением, что может занять по времени несколько жизней, поэтому я предложила бы компромиссный вариант. «Для двух хороших организаций», которые всегда могут договориться для достижения общих культурных целей.

Предлагаемое решение

В общем, перестав хохотать, я решила эту ситуацию так:

Разрешение на использование

Уважаемый Александр Викторович,
настоящим Разрешением Издательство с удовольствием предоставляет ТВ КУПОЛ право на использование иллюстраций (в т.ч. на переработку фрагментов этих иллюстраций в анимацию – такое воспроизведение фрагмента иллюстрации или персонажа, которое создает впечатление движущего изображения), с целью создания аудиовизуального произведения – информационного сюжета о наших книгах для дальнейшего показа сюжета по телевизионному каналу Телеканал «78» (свидетельство о регистр ции ЭЛ № ФС77 -71286 от 17.10.2017, лицензия на осуществление телевизионного вещания № 24478 от 21.10.2013) и распространения сюжета любым доступным вам способом


[список книг и изображений; контакты ответственного сотрудника; моя личная гарантия, что я обладаю правом давать такое разрешение  — пусть даже это «прокатывает» только в Лондоне]

С признательностью за все,
что вы делаете для нашего книжного мира, читателей и культуры России
(и самыми восторженными впечатлениями от работы вашей творческой группы.)

Посмотреть документ и его оформление целиком

И знаете, да, все случилось. И прекрасная передача вышла на канале 78, и чудесная Лера рассказывала там о наших книгах, и сотрудникам канала оказалось этого достаточно, и они ответили, что были рады читать Разрешение.

А знаете, почему?

Потому что на самом деле творческих людей страшно бесит бессмысленность, раздражают бумажки и бюрократия. Но если бумажек не избежать, то давайте писать друг другу любезные письма! Используем бюрократию как возможность послать восторженный отзыв! И кому, как не нам, организациям культуры, создавать из мрака небытия живые новые смыслы?

Книги про Петербург
«Полезное утро» на телеканале 78.RU
Видеоблог о детских книжках «Мартышка»: ютуб-канал Леры Мартьяновой
[июль, 2020]
Социальный плакат от
Социальный плакат от "Подписных Изданий" / художник: Алиса Юфа

События

09.10.2020
Вышла в свет книга Игоря Черкасского — сборник «легенд для книжных детей», проиллюстрированная картинами художника Светланы Корниловой. ИД «Городец»
27.09.2020
Обзор публикаций и деятельности Музея за время карантина, электронная альтернатива очередного тома «Книги Сокровищ» — для друзей Музея, которым важно быть в курсе новостей Книжной галактики. ​​​​​​​
15.07.2020
Первая церемония награждения ДИПЛОМОМ за избранный творческий проект среди библиотек.
11.07.2020
Музей уникальных вещиц разыскивает автографы для своей коллекции
17.05.2020
Музей уникальных вещиц примет в дар любую БУКВУ для именного указателя - навигатора по Музею.
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС
Охрана интеллектуальной собственности: Украина, Болгария, ЕС