«12»: КНИЖНЫЕ ОБЛОЖКИ. Вернисаж

От Музея. В любом направлении искусства невозможно создать что-либо, не представляя, как это «что-либо» выглядит. (И из чего вообще состоит.)  Лет двадцать назад, начинающий дизайнер в поисках вдохновения лез на сайт «Амазон» (или таскал у редакторов переводной литературы зарубежные книги-образцы и каталоги). Сегодня Музей подготовил для вас вернисаж — показательных работ от дизайнеров и художников, прямо сейчас создающих обложки для книжных издательств Петербурга.

Кто эти люди, чьи имена указываются на обороте титула ВЫШЕ, чем имя автора? Чем занимается главный художник издательства? Как выглядят реальные работы? Каков необходимый уровень для книг, отправляющихся в печать? Как видит обложку Художник? И другие интересные подробности, полезные студентам и начинающим. 10 обложек «в развороте» + 2 суперобложи (с возможностью разглядеть в pdf).

Выставку подготовила: Аня Амасова
Иллюстрации, pdf и фото из коллекции Музея

Картина первая (+супер)

Вадим Владимирович ПОЖИДАЕВ

Со дня основания издательства (в середине 90-х годов XX века) и по сей день — главный художник издательства «Азбука». Главный художник важен в издательстве наравне с главным редактором. Именно главный художник задает тон, отвечая за оформление всех книг издательства (которое безошибочно позволит читателю его узнавать). Он разрабатывает серийное оформление (что-то вроде «шаблона»), а также — оформление отдельных книг. В его власти принимать решения, что «хорошо» и «плохо» для книжек его издательства. Он — высшая художественная инстанция. 

Первое, о чем мне хотелось вам рассказать (и о чем часто забывают дизайнеры), — у книг (не у всех, но у большинства) есть «КОРЕШОК». Та часть, что повернута к зрителю и смотрит с полки. При фантастических везении и таланте вам, может, удастся в какой-то мере «повторить» вот этот (недостижимый, как мне кажется) шедевр, открывший в издательском мире новый, текущий, век.


Серия «2000» издательства «Азбука», состоящая из 20 книг
Дизайн обложек, разработка концепции серийного оформления:
Вадим Владимирович Пожидаев, 2000-2001 годы

Второе — о чем часто забывают создатели электронных ресурсов для библиотек, — кроме обложки у книг бывает и суперобложка. И эти две обложки: картонная внутри и бережно укрывающая ее бумажная снаружи (над) — чаще всего не только по материалу, но визуально разные. (Обратите внимание: «просто» цвет и шрифт. Но каково?!)


Обложка Керуака (в развороте)

Суперобложка для книги Керуака (в развороте)
Серийное оформление и дизайн: Вадим Владимирович Пожидаев, 2021

[посмотреть суперобложку Керуака в pdf : 5,3 Mb]

Картина вторая (+супер)

Антон Яковлевич ЛОМАЕВ

Антон Ломаев — известный и любимый петербургский художник-иллюстратор. Созданием обложек занимается также с 90-х годов. В издательстве «Азбука» наиболее известны его работы серий отечественной фантастики и «Рэдволл» — серии детских книг. В 2009 году вышла первая книга с иллюстрациями Антона... и обложки для собственных книг он, конечно же, делает сам. Сейчас он занят этим в издательстве «Лорета».

Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание, что обложки бывают а) из разных материалов (например, это может быть какой-то особенный, фактурный, картон; или мягкий картон, или переплетная крышка создана из картона, обитого тканью...); б) на картон может быть нанесено тиснение, или слой специального лака, имитирующего что-нибудь... в) при создании оформления можно запланировать использование фольги или любой краски из палитры Pantone (эти оформительские приемы потребуют от вас отдельного векторного изображения)...

Второй интересный момент, — важный для библиотек, — надписи на корешке библиотекарю удобнее читать, когда книга стоит на полке, если они по горизонтали... Это приемы, пришедшие к нам из советских времен, когда библиотечное комплектование стояло в первых рядах государственных задач. Но, согласитесь: действительно же красиво...

Обложка книги Стивенсона с иллюстрациями Ломаева

Суперобложка для книги Стивенсона
Создатель: Антон Ломаев, 2021

[посмотреть обложку в pdf : 3,3 Mb] : [посмотреть суперобложку в pdf : 2,7 Mb]

Картина третья

Вадим ОБЛАСОВ

Еще один известный в Петербурге дизайнер обложек. В настоящее время сотрудничает с издательством «Лениздат».

Здесь я хотела бы обратить ваше внимание, что иногда обложка может и совпадать по дизайну с суперобложкой, но наличие «супера» дает вам возможность разместить на нем дополнительные материалы, потому что появляются дополнительные КРЫЛЬЯ — (третье и четвертое) — справа и слева. И опять же вам как дизайнеру не помешает пространственное мышление, чтобы в мыслях «одеть, облачить» свою книгу в обложку...

 

Суперобложка для книги Крылья
Создатель: Вадим Обласов, 2021

[посмотреть суперобложку в pdf : 18,2 Mb]

Картина четвертая

Юлия Станиславовна МЕЖОВА

Юлия Межова — главный  художник издательства «Астрель-СПб» (подразделение АСТ в Петербурге). Выпускница академии Штиглица («Дизайн среды»). Сотрудничала с издательством «Фордевинд». В этом, 2021, году Юлия стала победителем премии АСТ «Признание» в номинации «Профессионал года» за художественное и дизайнерское оформление книг.

Но я покажу обложку из коллекции 2010 года — моего абсолютного фаворита. Обложку, положившую начало целой серии. На что хочу обратить внимание: во-первых, на то, как все-таки концепт книги может быть переосмыслен и отыгран дизайнером. Да так, что все десятилетие будут помнить оформление обложки. Во-вторых, посмотрите на созданные Юлей буквы для названия. В-третьих, — нет, в обложке не применяются никакие спец.материалы, но вот какая ювелирная работа дизайнера — создать элементы, которые визуально создают эффект, как будто бы да.

Кроме того, на этом файле хорошо видны линии сгиба (или в некоторых случаях - реза).

Обложка для путеводителя по Санкт-Петербургу
Создатель: Юлия Межова, 2010

[посмотреть робложку в pdf : 43 Mb]

Картины пятая и шестая

Людмила АДУЕВСКАЯ

Людмила создает обложки с начала нынешнего века, свободно сотрудничая со многими петербургскими издательствами, в основном, — издательство «Питер». Долгое время сотрудничала с издательством «Фордевинд», поэтому в коллекции Музея много ее работ, я покажу для примера две.

На первой обложке мы хорошо видим, как дизайнер отыгрывает штрих-код, включая его в общий концепт. На второй — что обложка (за редким исключением) состоит из «лицевой» и «изнаночной» сторон. И на обеих — как дизайнер рисует названия, создавая начертанием «ручного шрифта» ассоциативные отсылки.

Обложка для энциклопедии Балет
Создатель: Людмила Адуевская, 2016

[посмотреть робложку в pdf : 562 kb]

 

Проект обложки для (невышедшей) энциклопедии Театры
В основе: картина (иллюстрация) Анны Опариной
Создатель: Людмила Адуевская, 2018

[посмотреть робложку в pdf : 3,1 Mb]

Картина седьмая

Елена ПОДУШКА

С 2009 — дизайнер-верстальщик, дизайнер издательства «Фордевинд», от начала и до конца. С 2018 года — дизайнер издательства «Книжный клуб "Фантастика"». В 2018 году вошла в шорт-лист «Пять крутых оформителей» премии Каземира Малевича за «Лучшую визуальную адаптацию».

Из всего, что создано волшебными руками Елены и находящегося в коллекции Музея я представлю на выставке одну обложку. Потому что это — обложка к набору открыток. Да: открытки, наборы открыток — тоже часть повседневной работы издательств. Нет: на обложки наборов открыток не ставится и не нужен ISBN (потому что это не книга). Единственное исключение: ваши открытки содержат на обороте текст (научный или художественный).

  

Обложка для набора открыток художника Анны Опариной
Создатель: Елена Подушка, 2018

Я бы попросила вас, стоя у этой картины, нарисовать (мысленно или карандашом) расположение обложки и текстов на ней для горизонтальной книги («альбомный формат», открывающийся снизу вверх), а сразу следом — для книги-«перевертыша»...

Картина восьмая

Арсения ЗАЙЦЕВА

А ведь кажется, совсем недавно Арсения как студент ТГУ проходила практику в «Фордевинде»... С первых дней Музея — наш волонтер. Ныне — преподаватель курса «Дизайн» кафедры книгоиздания и редактуры Национального исследовательского Томского государственного университета, готовит к деятельности в книжном мире новеньких жителей издательств... А ведь именно ее обложка открыла, задала тон, концепцию игры для нашей серии библиотечных книг от «Музея уникальных вещиц».

Что интересно в этой обложке — ее исключительная экономичность в печати. Как вы уже понимаете, обычно обложки многоцветны, то есть печать идет в четыре краски, что значительно дороже, чем в одну (черную). В этом случае на обложке вы найдете два красных привлекающих взгляд пятна, и это «чистая манжента» (M), следовательно, стоимость печати тиража обошлась значительно дешевле за счет печати в две краски (черный + M) .

 

Обложка для первой книги Музея
Создатель: Арсения Зайцева, 2019

Картины девять и десять...

Анастасия АРГУТИНА

Самый юный выпускник и волонтер Музея — дизайнер-верстальщик, который подхватил игру и продолжил открытую серию книг.

Знаете, что их отличает? Количество Cо-Создателей. Дизайнер здесь — не столько человек-художник,  индивидуалист, сколько человек-продюссер, дизайнер с функциями ведущего и технического редактора. Держать в памяти таланты и работы своих друзей, понять, как можно было бы их  объединить... Предположить, УВИДЕТЬ, что может (и должно) получиться... Вдохновиться и вдохновить: созданное — найти, несуществующее — создать. Каждому — гению фотографии, творцу леттеринга, художнику, дизайнеру штрих-кодов —  объяснить, что требуется, собрать, доработать и... ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕХ в одном произведении, сложив в единое целое... 

Вполне допускаю, что за общими играми, эдакими собраниями групп творцов, — вероятное будущее.

 

[посмотреть робложку в pdf : файл для печати, 78 Mb]


Обложки Музея уникальных вещиц
Создатель: Анастасия Аргутина, 2021  
При участии группы талантливых друзей-творцов:
Фотографов: Егора Канеева, Евгения Егорова, Евгения Бурлакова
Художников: Виктора Запаренко, Александра Горшкова. И дизайнера Арсении Зайцевой.

[посмотреть робложку в pdf : файл для печати, 82 Mb]

Заключение

Не знаю, увидели ли вы в книжном мире приемственность, которая все-таки существует... В любом случае, надеюсь, вы нашли здесь для себя вдохновение и желание ИГРАТЬ! Творите, играйте, копируйте, переосмысляйте, шаг за шагом делайте в тысячу раз интересней и лучше. И, о какой же прекрасный мир вам удастся создать!..

И вот что еще интересно спросить: на следующем вернисаже обложек — мы увидим Ваши?..

С любовью, из Петербурга.

[сентябрь, 2021]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!