Модель книги, или Как составить редакционный план-проспект

Любая работа начинается с проекта. Хороший проект даст хороший результат, посредственный гарантирует сложности и расходы. Книга - не исключение. Рассматривая то, что довольно часто встречается мне под видом "редакционного плана-проспекта книги" (а особенно - читая ту бессмыслицу, что по нему "создается"), хочу поделиться личным редакторским опытом, как этот план составлять. 

Текст: Аня Амасова
Фото: Ник Григорьев
Презентация проекта-модели застройки
Конюшенной площади (20 июля 2019 г.)

1. Что такое редакционный план-проспект?

Технически - это "идеальная модель" будущей книги, расписанная в виде структурного плана: о чем книга и где у нас что. Юридически - основная часть "договора заказа". С практической точки зрения именно на него при создании вы будете опираться. 
Задача редакционного плана-проспекта - согласовать работу редактора, составителя, художника, фотографа, верстальщика, скоординировать их действия. Это как важные характеристики здания, которое вы собираетесь построить, где редактор - архитектор, верстальщик - строитель, а творческая группа отвечает за исходные материалы необходимого размера, количества, фактуры, темы, смысла.

2. Кто составляет план-проспект?

Обычно это зона ответственности редактора. Но на самом деле при составлении энциклопедии или путеводителя (да, в общем, любой многогранной сложной книги) в процессе создания я рекомендую собирать "творческую группу". В ней должны участвовать и будущий автор-составитель (или несколько), и  консультант(ы). Хорошо бы привлечь к этому процессу еще художника и фотографа. 

Конечно, к моменту сбора творческой группы у редактора в голове уже должен быть "общий план книги", первая, предполагаемая структура на уровне гипотезы со множеством неизвестных, а также идея книги - что именно он собирается этой книгой донести до читателя, каковы ее цель и смысл, в чем уникальность и оригинальность проекта, на какую аудиторию он рассчитан. Но все-таки ему необходимы специалисты, которые хорошо разбираются в теме (иначе он написал бы книгу сам) - их знания позволяют расширить и дополнить деталями эту первую картину. 

Также редактор владеет важной информацией о размерах проекта (например, количество полос в серийном издании, или плюс-минус книги такого формата и объема делает издательство). 

3. Как и где это сделать?

Хорошо подходят для этих целей "неформальные рабочие совещания" - в атмосфере собранности, но и уюта одновременно. Что-то вроде мозгового штурма. Редактор выступает в роли ведущего. 
Задача редактора в ходе "неформального рабочего совещания" максимально собрать информацию по теме, задавая правильные вопросы, дополняя первую "умозрительную" структуру необходимыми деталями, внося в нее коррективы и фиксируя все интересные идеи. (На самом деле, "на фиксацию идей" хорошо бы пригласить отдельного человека, потому что сбиваешься на собственные мысли, на возврат разговора в нужное русло, либо записывать диалог на диктофон - но это некоторых немного "напрягает".)

4. Аналитико-синтетическая обработка

Собранная информация подвергается редактором аналитико-синтетической обработке. То есть весь этот объем собранной информации (а также возможности плюс "гениальные идеи") атомизируется и тасуется, перекладывается до получения "рабочей структуры книги". Того логически выверенного варианта, в котором соблюдены все последовательности (например, от общего - к частному, от прошлого - к будущему, или наоборот и т.д.), уложены все вкусности и полностью раскрыта тема. Не надо забывать, что в процессе создания что-то может двигаться и меняться - на то он и план: реальность всегда шире плана, - корректировки возможны.

5. Как составить план-проспект?

Общепринятый на сегодняшний день вариант, содержащий номер разворота, тему и "область примечаний" (как правило, остающаяся к тому же незаполненной) - явно недостаточны для детального и хорошего плана-проспекта. Предлагаю свое видение этого "документа" (первые развороты энциклопедии - далее по количеству ваших разворотов).

Пример редакционного плана-проспекта

Для удобства я предлагаю думать в формате "Один разворот = Одна тема". Развороты - это ваши блоки. Их всегда можно передвинуть. Как показывает практика, окончательный порядок (что за чем следует) складывается ближе к концу работы. Просто смотришь на эти разрозненные листочки, двигаешь их и вдруг - эврика! :) - понимаешь, что все должно стоять именно так. Вроде сложившегося по цветам со всех сторон кубика. 

Например, книга в 64 полосы - это 30 "блоков". (4 полосы минимум - это "технические полосы": титул, оборот титула, содержание и выходные сведения.)

На одном развороте, то есть в плане-проспекте - в строке, в графах 4-5, не должно быть больше 4 (максимум - 5) крупных составляющих. Потому что неминуемо появятся комментарии на полях, дополнения, выноски... В идеале - визуализировать себе объем каждого элемента (или хотя бы некоторых) - "1/4 разворота", "1/2 разворота" и т. д. (Если воспринимать в виде таблицы тяжело, можно взять 15 листов формата А4, разрезать их пополам - это у вас будут 30 разворотов, и по ним рисовать "кубики" с подписями: "текст о...", "картинка про...".)

Немаловажно привлечь и дизайнера-верстальщика, который расскажет, сколько знаков помещается на страницу. И если он сообщит, что всего на странице можно уместить два основных блока текста по шестьсот знаков или два дополнительных - по восемьсот, это означает, что, занимая треть страницы иллюстрацией, вы сможете разместить на оставшейся части, к примеру, один основной текст на восемьсот знаков. 

Бонус

А еще в редакционном плане-проспекте удобно сочинять заголовки. Вы можете из этих "чистых" заголовков хоть буриме составить, хоть поэму написать, заложить любые смыслы и придумать любую игру! )

Творчества вам и вдохновения!

И пусть ваши модели будут идеальными и осмысленными!

[октябрь 2019]

События

04.04.2022
Шестой выпуск дайджеста новостей Книжной и соседних галактик с аннотированным обозором статей Музея.
02.01.2022
Указом президента 2022 год объявлен "Годом культурного наследия народов России"
12.12.2021
Весьма объемный осенний дайджест статей Музея и новостей Книжной и соседних галактик.
21.10.2021
Репортаж с исторической встречи Жителей Театра Марионеток имени Деммени — главного режиссера Эдуарда Гайдая, актрисы Фаины Ивановны Костиной и труппы — с Жителями Библиотеки!
19.10.2021
Рост цен на полиграфические материалы в 2021 году. О реальных размерах инфляции в Книжной Галктике.