Катя Матюшкина. ЕЕ СЕКРЕТ

Текст: Александр Прокопович, 
главный редактор «Астрель-СПб»
Фотограф: Светлана Петрова
Баннеры: из коллекции Музея

Писать детскую литературу  — это не просто тяжело. Вполне возможно, детская книга  — первая, которую прочитает маленький, пока еще только начинающий любитель литературы. Поэтому  — никаких ссылок, метафоры — все мимо, цитаты — он не узнает, что это цитаты. Почему-то кавычки — и  на  этом все. Половина собственного словарного запаса автора  — просто не пригодится.

Словом, дело приблизительно такое же по сложности, как и попытка переплыть Днепр со связанными руками и гирей на спине.

Что делает детского писателя успешным?

Две простые вещи. Писать не для родителей, а для детей и… на их языке.

Да, есть такой, специальный, мы все на нем говорили, но, увы, теперь им не владеем — специальный детский язык.

Мне повезло издавать одного из немногих авторов, который владеет этим самым детским.

Екатерина Матюшкина. Тридцать две книги с тиражом за несколько миллионов и совершенно невозможное количество иллюстраций.

Катерина видит мир не только как писатель, но и как художник. Не все так умеют.

Все начиналось с книги «Лапы вверх», которую писала вместе с другой Катериной — Оковитой. Достаточно сказать, что эта книга переиздается до сих пор. Впрочем, это относится ко всем книгам Матюшкиной. От цикла «Кот да Винчи» до невозможно мимишного «Медвежика».

Что делает Катя? Она веселится. Кто-то может искать в ее книгах приемы и структуру, маркетинговые ходы…

Там этого нет. Прикольные истории, в которых нет ни морализаторства, ни призывов непременно слушаться родителей и  мыть руки перед едой. Здесь все иначе — нет ни одного персонажа, который не был хотя бы в  чем-то гениален, и уж точно они все странные, нескучные и, конечно же, добрые. Даже если это — самые настоящие злодеи. У Кати — так. Она так решила.

Собственно, а зачем писать иначе — не получая удовольствия от совместной жизни со  своими героями? Хочет автор или нет, а  большую часть жизни он проводит именно с ними — со своими созданиями.

Писать так, чтобы читатель угодил в ловушку книг, не зная, что читать — это важно, полезно, быть может, даже трудно.

Мало кто об этом знает, но существует несколько «режимов» чтения. Чаще — это просто следование за сюжетом. Иногда — путь эстетики: читая — находить те или иные вкусности, доступные для достаточно образованного человека. Но главное — это чтение-погружение. Когда мозг читателя не видит отличий между жизнью и чтением. Мы проживаем еще и еще одну жизнь, вместе с любимыми книгами.

Создание таких книг — это тот самый секрет, который можно изучать, даже понять, но не повторить. У Кати получилось. Как? Это секрет.

ОПЕРА ХУДОЖНИКА

Библиография

Серия «Прикольный детектив»

«Кот да Винчи»

«Кот да Винчи. Улыбка Анаконды», 2006
«Кот да Винчи. Ограбление банки», 2007
«Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря», 2008
«Кот да Винчи. Нашествие лунатиков», 2014
«Кот да Винчи. Оборотень разрушенного замка», 2017
«Кот да Винчи. Похищение в день рождения», 2019

«Лапы вверх!» (В соавторстве с Екатериной Оковитой)

«Лапы вверх», 2004
«Ага, попался!», 2004
«Носки врозь!», 2005
«Лапы прочь от ёлочки!», 2009
«Анкета сыщиков», 2011
«Ыыы, смешно!», 2012
«У-у-у, страшно!», 2016
«С Земли на Ялмез и обратно», 2017
«Звероновый год», 2018
«Фея-Колтунья и волшебный портал. Книга Кролика про Кролика», 2018

«Влипсики»

«Ага, влипли! Или Влипсики и древесный призрак», 2006
«Влипсики: Восстание корней», 2010

«Трикси-Фикси звездные куколки»

«Трикси-Фикси. Волшебница Злюня и её пакости», 2012
«Трикси-Фикси. Звездные куколки и дракон», 2012
«Трикси-Фикси и волшебный бал», 2014
«Трикси-Фикси и призрак кукольного театра», 2014
«Трикси-Фикси и заколдованный портрет», 2018

«Снумрики»

«Снумрики: Волшебная пуговица», 2015
«Снумрики: Другая сторона пуговицы», 2016

«Бенуарики»

«Бенуарики: Секреты волшебной страны», 2015
«Бенуарики: Заколдованный ключ», 2017

И еще 6 книг:

«Веники еловые, или Приключения Вани в лаптях и сарафане», 2008
«Аквадар», 2011
«Роболты», 2018. В соавторстве с Сашей Сильвер
«Новогодние сказки». В соавторстве с Екатериной Оковитой
«Мой милый Медвежик», 2018

АУДИОКНИГИ

«Кот да Винчи. Улыбка Анаконды»
«Кот да Винчи. Ограбление банки»
«Веники еловые, или Приключения Вани в лаптях и сарафане»
«Лапы вверх!»
«Ага, попался!»
«Носки врозь!»
«Роболты»
«Мой милый Медвежик»

РАДИОСПЕКТАКЛИ

«Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря»
«Ага, влипли! Или Влипсики и древесный призрак»
«Лапы прочь от ёлочки!»

СЦЕНАРИИ

«Няжки» — сценарий восьми мультипликационных фильмов. Лендокфильм, 2012—2014
«Веники еловые» — два короткометражных мультфильма. Лендокфильм, 2015—2016

СПЕКТАКЛИ

«Веники еловые, или Приключения Вани в лаптях и сарафане» — театр «Балагуры», г. Изборск.
«Ваня в сарафане» — театр Луны, г. Москва.
«Зимняя сказка» — театр Луны, Израиль.
«Приключения Вани в лаптях и сарафане» — театр-студия детского мюзикла «Северная Пальмира», Санкт-Петербург.
«Приключения в сказочном лесу» по мотивам книги Кати Матюшкиной «Веники еловые...» 23 марта 2018 (г. Сарапул) — Театр Филиал-Библиотека-Нагорная МБУК-ЦБС

МУЛЬТИКИ

«Веники еловые» — 8 серий

В настоящее время Катя Матюшкина совместно с продюсером Игорем Каленовым организовала мультипликационную студию «Горыныч»

В 2004—2005 гг. Катя сотрудничала с издательством «Азбука» (под управлением Максима Крютченко), с 2006 — ведущая звезда «Астрель-СПб» («АСТ»)

 

[май, 2019]

События

23.09.2019
Окончил работу трехдневный Книжный фестиваль в Пассаже (СПб) - время подвести итог. Итог, к сожалению, не нов.
03.09.2019
Поздравляем Анну Гурову, Посла доброй воли, с успешным выполнением миссии!
17.08.2019
При поддержки Музея уникальных вещиц открыто Представительство издательства «Пешком в историю» в Санкт-Петербурге.
22.07.2019
Совместный проект Ленинградской областной детской библиотеки и Музея уникальных вещиц
14.07.2019
Перевод на английский Книги Сокровищ А и назначение Помощника по Международным Правам