«Что они себе позволяют?!»: рецензия на спектакль «Приключения кролика Эдварда»

27 марта, во Всемирный день театра, в Большом театре кукол (БТК) стартовал новый книжно-театральный фестиваль «Маленький сложный человек», в чьей программе спектакли только по современной детской литературе. Спецкор Музея Анастасия Аргутина побывала на фестивале БТК-ЛАБ «Маленький сложный человек» и посмотрела детский спектакль «Приключения кролика Эдварда» в исполнении Клайпедского театра кукол (Литва).
_______________________________________
Большой театр кукол
Где: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 10
_______________________________________
Иллюстрация из книги
Кейт ДиКамилло
Удивительное путешествие кролика Эдварда
В иллюстрациях Баграма Ибатуллина
Переводчик: Ольга Варшавер
ИГ «Азбука-Аттикус», 978-5-389-00021-6
Когда первый раз приходишь на детский спектакль, не ждешь чего-то серьезного. Ждешь светлых историй. Ждешь простоты. Ждешь того смысла, который вкладывают в стишки про пользу мытья рук перед едой. Понимание того, что детский спектакль — это что-то более сильное, приходит с опытом, а начинается все, конечно, после первого раза.
Вот ты здесь. Вокруг бегают дети. Когда-то ты читал эту книгу, но так давно, что в памяти остался только герой, а теперь готовишься увидеть, как ее решил режиссер, и вспомнить, как она тронула тебя. Дети смотрят на книжки, заглядываются на постеры. Удивляются большим куклам из папье-маше, сидящим на скамейках. Трогают их, смеются. Куклы обшарпанные и страшненькие, у одной в глазу вилка. Дети смеются.
Представление уже скоро, всех просят занять места. Дети толкаются, обгоняют друг друга, корчат рожицы. Расселись. Гаснет свет. Перед зрителями столик, освещенный одной лампой — это игрушечная сцена. Игрушечная — совсем не значит ненастоящая, значит — для игрушек! Но все, как ты и думаешь — действие происходит, вызывая определенные эмоции. Вот девочка спит — зал притих. Вот кролик Эдвард паясничает — зал зашуршал, оживился. Кролик сбежал из дома и плывет — в океане, на корабле, в неизведанные земли! — вновь повисло напряжение. И какой-то совсем маленький зритель плачет навзрыд, когда кролик Эдвард попадает в шторм, и его кидает в разные стороны ветром, и он совсем мокрый, и совсем один. Не в силах успокоить дитя, маленького зрителя уводят. Спектакль очень хороший, хочу выразить огромное восхищение литовской труппе за это погружение в бессловесную историю! И в момент, когда первый отрицательный персонаж, а не судьба-плутовка, нещадно бьет кролика и выбрасывает — буквально! — в мусорное ведро, тогда, когда нежное поколение перестает считать все шуткой и хохотать, а понимает всю серьезность трагедии, девочка лет пяти почти вскакивает со своего места и восклицает: «Что они себе позволяют?!» Потом, чуть тише, под шиканье матери: «Как они с ним обращаются?»
Вот тут и начинаешь осознавать, что детские спектакли — не просто хиханьки да хаханьки. Какие же это хиханьки, если маленький человек так чувствует. И какие же хаханьки, если его не пугает возможный гнев матери? «Соблюдайте тишину во время спектакля». Взрослых так легко обмануть, выдав жестокость за правила. И только дети возмущенно кричат.
[Весна, 2019]