Макс Квант. ДВОЙНИК : нф-рассказ для детей и подростков

От Музея: в День Российской Науки — 08 февраля — Музей открывает исследование современной научной фантастики для детей и подростков! Что она собой представляет? Существует ли? Кто ее авторы?.. С этого момента сбор коллекции рукописей для детско-подростковой аудитории в научно-фантастическом жанре открыт.
 
Представляем вам первый литературный экспонат — нф-рассказ «Двойник», любезно переданный для нашей коллекции автором Максом Квантом.
Автор: Макс Квант
Портрет автора: Екатерина Алексеева
Иллюстрация: Татьяна Попова

ДВОЙНИК

Ну, вот скажите мне, зачем в наш продвинутый век будущему физику прочие предметы? Тебе о гравитационных полях и искривлении времени бы думать, а тебе подкладывают древних царей и артикли. Ну, с географией ещё понятно: не ударить в грязь лицом и в Швеции не спрашивать про шоколад и часы. С биологией тоже: отличить бледную поганку от поганки серощёкой важно, хотя гриб с птицей даже сослепу никто не перепутает. Но любой текст нейросеть переведёт не хуже Норы Галь, а события прошлого и в Интернете легко найти за минуту. Но когда спрашиваешь об этом учителей, те разводят руками и говорят путано: «Для общего развития...»

– Я уж как-нибудь обойдусь, – говорил ученик восьмого класса физико-математической школы Яник Новогодин педагогам.

– Не пожалей потом, – отвечали грозно ему. — Вот многие гуманитарии до сих пор ждут, когда им синусы и косинусы пригодятся, а я каждый день в них по уши!..

«Вот было бы здорово не проходить эту скукоту!» – подумалось однажды ему. Но он тут же представил стройный ряд «энок» в электронном классном журнале, быстро превращающийся в приглашение родителей в кабинет директора и последующее наказание.

– Пап, а пап, – спросил как-то Яник, – а ты по истории хорошие оценки получал?

– Когда как… – пожал плечами отец, водя руками на экране по карте Кемеровской области. Мэру Новокузнецка на День Шахтёра потребовалась ясная погода и папа согласился помочь — подкорректировать работу погодных станций. Эту работу не доверяли компьютерам – им сложно объяснить: при этом не должен пойти ливень в Харбине. Да и с кого потом спрашивать за замерзших верблюдов в Монголии? С программиста? А человек умел выровнять интересы всех людей: одно облачко на празднике — это ничего. Мэр и так обещал назвать в честь инженера-метеоролога шахту. Вот будут андроиды спускаться под землю и спрашивать друг друга, что за человек такой и что он сделал. «Он устроил шикарную погоду на День Шахтёра в таком-то году...» — ...Вот говорят всё: кто не учит истории, рискует её повторить. А зачем мне учить каких-то древних царей и вождей, если жили они давно, и их ошибок я никак не повторю? Я же не коронованная особа, а мальчик из XXI века! Но потом я представил, как оживают портреты в учебнике. Вот пришла Елизавета Петровна к Анне Леопольдовне поздно ночью в спальню и разбудила. А императрица бегает в одной ночной рубашке, суетится, вещи собирает в ссылку, сына будит. И оказалось: я точно такой же, и это уже не история получается, а инструкция по безопасности...

Дальше Яник слушать не стал – таких объяснений ему и на уроках хватало.

– Пап, а пап, а как ты выучил всё это?

Отец посмотрел на сына строго, а рука так и поползла по сенсорному экрану.

– Зубрил!.. — выдохнул он и вернулся к работе. – Ой… Та-ак, этого нам не надо, град в Тюмени нам ни к чему… Хорошо, не выдал на расчёт…

Самое обидное: человечество летает на другие планеты, Луну превратило в курорт, под водой строит города, а загружать данные в мозг так и не научилось. Иные использовали электронные шпаргалки: цепляешь на висок маленький чип, как родинка — никто и не заметит, он и берёт под контроль язык. Но учителя научились вычислять такие девайсы и вносить помехи в их работу. Вот встаёт ученик рассказать про Конституцию и майора Ковалёва, а изо рта вылетает прогноз погоды в Мьямне или пересказ лёгкого детектива с указанием, кто там преступник.

– Любят они подшутить… – рассудил Яник и тут его осенило: – Дедушка!

С маминым папой вот какая вышла история: он был видным учёным с весёлым нравом. «Рок-н-рольным парнем» – как сам себя называл. Третьим лауреатом шуточной Шнобелевской и серьёзной Нобелевской премий одновременно. Причём именно в таком порядке. После смерти завещал переместить своё сознание в механическое тело. Ну, первую часть выполнили без промедлений. Но тут вмешался старый противник уже покойного академика: по закону робот гражданином считаться не может. Появился соблазн его отправить в страну с более мягкими законами, но мало того что вернуться домой предстояло в багажном отсеке в разобранном виде, так и на улицу потом не выйдешь. Можно закачать сознание в умную кофеварку, благо её процессора хватит, но дедушка наотрез отказался, и его отправили бороздить Интернет. Однако через год, подводя итоги, железнодорожники заметили: суммарные опоздания всех поездов по стране опустилось ниже исторического минимума. И обнаружили: поездами управляет не нейросеть, а пробравшееся через все защитные экраны сознание именитого учёного. Суд постановил: пока закон не разрешит механические тела, поместить сознание академика на флэшку, или «флешку» – как называл сам дедушка, правда, Яник не понимал разницы. Несколько раз в год — на Новый год и день рождения – её вставляли в компьютер, не подключённый к сети, — пообщаться, узнать новости и «порезвиться».
Яник отыскал в мамином шкафу на верхней полке заветный носитель и пробрался с ним в свою комнату, снял с предохранителя и включил в свой компьютер.

– Дедушка, здравствуй!

– Здравствуй, Яник, – ответила голограмма. – Как ты подрос…

– Как ты?..

– Ну, за окном снег то выпадет, то растает. Как там моё новое тело?

– Ещё не разрешили… Тут другое дело: я не хочу ходить в школу…

– Ну, тут ничего нет проще: осваивай пипидастр! — дедушка даже расстроился такому простому ходу. – Вот чего ты хихикаешь? Сдувание пыли — то немногое, не доверяемое роботам, а там без пипидастра никак… А на работу головой тебя не возьмут… Впрочем, есть один способ. У тебя есть каталог моих изобретений?

– Только я тебе его на экране покажу, ладно?

– Ой, я и сам не стремлюсь в вашу сеть… Ну, покажи его… Вот смотри, третья строчка снизу.

– «Корректировщик земной орбиты»?

– Третья…

– «Испепелитель времени»?

– Да снизу!

– Тут буквы какие-то, деда! Английские… Доукендо Дайкимьюз!

– Это латынь и цитата. Вот найди его… И просто тыкни в экран.

Яник выбрал изобретение на экране, и открылась верхняя дверца его шкафа.

– Не нашёл места лучше, – несколько виновато развёл руками дедушка.

– И много у меня таких изобретений по шкафам распихано?

– Довольно, – уклончиво кивнул дед.

– И «Испепелитель времени»...

– Ты бы лучше слазил за «Ди-Ди».

Яник не без стула достал из ящика маленький прибор, повертел его в руках.

– И это поможет? Тут написано «ОПАСНО!»...

– Обижаешь. Прислони его к руке. Да к любой же. Кнопку на боку нажимай, несколько неудобно, я не продумал расположение, тут меня простите.

Что-то кольнуло Яника, он даже ойкнул.

– Анализ крови. Всё ж по науке надо, – развёл руками дедушка. – Ну, а теперь, сладких снов и жди успеха! И включите меня, когда тело подгоните... Маме привет! – и голограмма исчезла.

Посреди ночи Яник проснулся от холода – кто-то стянул с него одеяло. Мама так иногда делала, когда не могла поднять сына. Но тут на кровати с ним лежал ещё кто-то. Яник включил свет и онемел.

– Выключи, спать мешаешь, – ответил кто-то высоким голосом и зарылся в одеяло ещё поглубже.

– Ты... ты! – Яник не мог поверить, на кровати лежал рядом он сам. – Ты кто такой?

– Ну вот что за глупые вопросы посреди ночи?.. – зевнул. – Двойник я твой! – прямо ответил некто. – Ты же активировал Ди-Ди?

– Ди-Ди?

– Доцендо Дисцимус!

– Д-да...

– А теперь ложись спать и не задавай глупых вопросов. Бабушка говорит...

– Утро вечера мудренее! – продолжил Яник за двойника.

– Ну, вот знаешь же…

– Только ты мне одеяло отдай!

– Ха, вот ещё! Мало того, что кровать занял, так ещё и одеяло хватает… Обойдёшься!..

Пришлось посреди ночи пробраться в шкаф с бельём и взять другое одеяло.

– Двойник! Надо же… – ухмыльнулся Яник, отходя ко сну. – Хоть будет кому в школу ходить на эти противные уроки…

Первым делом незадолго до пробуждения двойник вытолкал оригинал в шкаф – если мама увидит раздвоенного сына – сразу сообразит, в чём дело.

– Сегодня как раз твоя очередь в школу идти. Две алгебры, одна литература и один английский! – оставшись наедине с дубликатом, первым делом заявил Яник.

– Будет сделано! – кивнул двойник.

Наскоро побросав учебники и тетради в рюкзак, он отправился в школу. А Яник пошёл гулять… Только променад не удался! Во-первых, все его друзья сейчас учились. Можно было бы навестить больного товарища Конрада, но тот начисто не умел хранить тайны – это у них семейное… И уже вечером мама Яника, а заодно и полквартала, узнают о его прогуле, а потом... А во-вторых, ему везде мерещились знакомые и соседи, с любопытством глядящие. Что же это Яник Новогодин делает на улице в столь учебный час?.. А потому, наспех поиграв с бездомным псом по кличке Калиостро, ученик восьмого класса задними дворами ушёл в свой подъезд, поднялся на чердак, где и просидел до конца уроков. А уж с последним звонком и чистой совестью спустился в свою квартиру, ждать двойника.

А тот не заставил себя ждать. Зазвонил и забарабанил в дверь как сумасшедший.

– Ты чего?! – шикнул на него Яник, подозрительно оглядывая подъезд. Старушка напротив подключила дверной глазок к большому экрану в своей гостиной и в кино не ходила последние два десятилетия.

– А чего не открываешь?

– А потерпеть?

– А чего терпеть-то? – и, не снимая ботинок, прошёл в комнату.

– Обувь надо снимать в помещении!

– Ничё, помоешь, руки не отвалятся…

Яник запустил робот-пылесос, но тот поёрзал на грязных следах, только хуже сделал. Пришлось брать тряпку с ведром и вытирать вручную.

– Как прошёл первый день в школе? – поинтересовался Яник, прямо как папа первого сентября каждого года.

– А… – махнул рукой двойник. – Твоих в школу вызывают!

– То есть как? – опешил Яник, даже ведро уронил.

– Было за что… Послезавтра директор попросил быть любезным… Поесть-то что-нибудь есть?

– Там на кухне… – странная догадка закралась в душу будущего учёного. Вдруг учителя не ожидали от него… то есть его двойника таких талантов и захотели отблагодарить родителей лично. – Ты так хорошо отвечал на уроках? – с ноткой надежды поинтересовался он.

– Вот ещё!.. Вообще молчал. Спросят чего, а я почём знаю, кто такая Княжна Мэри? Или что за пресент пёфект такая… Название смешное… – хихикнул он с полными щеками, да жаренная картошка веером разлетелась по кухне.

– Не говори с набитым ртом… – машинально одёрнул его Яник и тут же сник. Ну, дедушка, ну, шутник!

После обеда, отправив грязную посуду в машину (двойник не умел этого делать в принципе), Яник засел за Интернет, искать способы устранения двойника. Но сеть оказалась нема к таким бедам. Дедушку включать не хотелось, опять подшутит и будет в квартире сидеть у телевизора толпа дубликатов разных цветов и размеров.

– Ноги на стол не кладут! – войдя в большую комнату, сказал Яник.

– Скажешь ещё! – ответил двойник, но оплошность исправил. – Необучены мы тому…

– Завтра физкультура, – мрачно произнёс ученик. – Твоя очередь… Основы квантовой механики и темпоралогия – моя… Ты к последнему уроку подойдёшь…

– Ага, мой фюрер!

– «Мой фюрер»?! – возмутился Яник и тут вспомнил – это же любимые словечки его одноклассника Андрея Зельецкого. «Нахватался уже!» – подумал он…

– Фисташек «наколдуй»! – протянул ему миску двойник. – Только не сильно солёных, а то пить после них охота.

Эти зелёные орехи Яник терпеть не мог – некоторые так просто не раскусишь, но дома они имелись в избытке. Но некто в его классе шуршал постоянно твёрдой скорлупой!.. Но вот кто? Общение с двойником превращалось в какой-то детектив…

Вечером несуразную копию приходилось периодически прятать в шкаф, как только заходили родители проверить, как дела в школе. Про вызов к директору он пока промолчал, вдруг всё обойдётся…

А наутро Яник с двойником расстались, договорившись, когда и кто должен прийти в школу, чтобы не заметили подмены… Но в закуток под лестницей, где и должна была произойти смена составов, двойник опоздал минут на пятнадцать.

– Где так копался? Хорошим манерам не учили, что ли? – зашипел на него Яник.

– Не учили… – хмуро ответил двойник, напяливая спортивный костюм.

Однако даже и простая физкультура не увенчалась успехом.

– Теперь физрук твоих в школу вызывает… – буркнул двойник, придя домой. – Я козла сломал!

– Как сломал? Он же вечный! На него ещё мой папа прыгал...

– Во! Физрук тоже так сказал...

– Ты что, спустить его пониже не смог? Так же все делают!

– Не сообразил. Прыгал, прыгал на него, он и сломался…

Ох как же захотелось Янику заплакать от горе-копии. Это не двойник, это двоечник какой-то! Даже простейшая физкультура, даже добрейший Эдуард Вячеславович (в глаза «Эдик») в школу родителей позвал на разговор. С этим надо кончать!

– Значит так, мне надоели твои «не учили» и «необучены». Вот тебе учебники и сиди учись!

– Вот ещё! – буркнул двойник и развалился на диване. – Канал переключи, а то я не умею…

– Щаз, разбежался! – ответил Яник, схватил двойника за ухо да потащил к столу. – А ну живо! Завтра контрольная!

– Так нечестно! – заныл тот. – Самого-то учителя сколько лет учили, а я сам, по учебникам? Да?!

– Ну, хорошо, – согласился Яник, усаживаясь рядом. – Чем смогу, помогу… Вот это называется пресент пёрфект… Переводится как «настоящее совершённое»...

– Почему?

– Почему называется? Или почему настоящее?

– И то, и то!

– Ну не знаю, кто такое название придумал… – развёл руками Яник. – У англичан это время настоящее, но переводится как прошедшее…

– А что такое «прошедшее»?

– Ну это… Это если… – Яник напряг память. – Что уже прошло… Хотя если ты это сделал давно, то тебе нужно паст симпл использовать, а если только что пресент перфект... – как заклинание прочитал он. – Что? Непонятно? Ну, если ты…

И началась учёба! Двойник всё спрашивал, спрашивал, а Яник рылся в своих учебниках, тетрадках, залезал в Интернет, чтобы найти ответы на все его вопросы. С литературой вышло хуже – копия Яника не прочитала ни одной книги, но схватывала на лету, как только они прошли заново всё, начиная от детских сказок. А уж когда Яник-2 втянулся в чтение – тут посыпались вопросы посложнее…

Родители вернулись поздно. Увидев прилежно занимающегося двойника, они умилились: сынок взялся, наконец, за уроки. Сам Яник хитро улыбался из шкафа.

Но вдруг зазвонил мамин телефон. Классная руководительница Яника спрашивала, когда им будет удобно поговорить с директором о поведении...

– Яник! – раздался строгий мамин голос, дверь в его комнату широко распахнулась и вошла мама, сердито сдвинув брови. – Ты что опять натворил?

– Я? Да ничего особенного… – развёл руками двойник.

Настоящий сынок чуть в шкафу не перевернулся…

– Смотри у меня! Не забрасывай учёбу! Веди себя хорошо! Завтра пойдём в кабинет директора все вместе, и попробуй только схитри где! – выдав это предупреждение, мама покинула комнату.

Вылез Яник из шкафа, прикрыл осторожно дверь. Как же он забыл-то про директора?! Нет, прав папа, тайное всегда становится явным.

– Ну, дела, ну, попали, завтра надо будет постараться… – суетился Яник, бегал по комнате да грыз ногти. – Ох, ох, ох, ох! Что же делать-то?! Эй, ты чего?

А копия будущего великого физика и изобретателя стала полупрозрачной и ручка вдруг выпала из его пальцев.

– Нездоровиться мне что-то… – прошептал он слабым голосом.

– А ты приляг!

– Тут ещё пара примеров осталась…

– Я доделаю!

– И один параграф по истории…

– Я прочитаю! Ты приляг, а завтра выздоровеешь. Моя бабушка говорит: утро вечера мудренее! Потому и делает важные дела на рассвете.

– Спит мало?.. – закрывая глаза, спросил двойник.

– Да нет, просто живёт в избушке без электричества, там ложишься и встаёшь с солнышком, – накрывая свою копию одеялом, сказал Яник.

– Может, и права…

Но наутро двойнику лучше не стало. Он, кажется, ещё больше стал прозрачным. Теперь через него хорошо читались буквы на наволочке.

– Вот что, ксерокопия моя, останешься здесь, – решил Яник. – Если родители вдруг придут – встанешь к окошку, не заметят… А я пойду в школу!

– А как же английский? История? – еле слышно спросил двойник. – Обществознание...

– Как-нибудь выкручусь! – надев шапку, ответил Яник и вышел на улицу.

На истории, как назло, не спрашивали. Но зато с каким удовольствием теперь он подсказывал соседу! А вот английский!.. Никогда раньше Яник так легко не сдавал контрольные – все предложения с временами ему казались очень простыми и щёлкались, как фисташки. Ну а про ОБКЖ (основы безопасности космической жизнедеятельности) и говорить не приходится!.. Только с последним звонком Яник вдруг вспомнил про визит к директору полным семейством да про двойника, отчего тут же поспешил домой, напрочь отвергнув предложение Андрея идти искать в лесу клад, зарытый отрядом Аненербе при отступлении…

Ох и не хотелось Янику выслушивать все эти упрёки и нагоняи: «Вот я в твои годы!», «Не будешь учиться – вырастешь, как твой дедушка!» и всё такое. Но это выдумки! Дедушка закончил школу с золотой медалью – сам показывал (не купил же он её на барахолке). А папа в его годы был точно таким же шалопаем – бабушка рассказывала. Но всё равно — идти не хотелось! Вдруг возникла мысль отправить туда двойника, пусть уж он отдувается, в конце концов, это его заслуги…

Но! Квартира оказалась абсолютно пуста! Копии не было ни в детской комнате, ни в комнате родителей, ни даже в ванной…

– Куда же он мог подеваться-то, а? – почесал лоб Яник. Он даже решил провести маленькое расследование как в любимых маминых детективных сериалах, пусть даже и без автомата Калашникова, многочисленных мопсов, но по всему выходило: двойник попросту исчез. Рассосался, как бородавка! – Наверняка, дедушка и такое подстроил! Чтобы в самый неудачный момент!.. – вздохнул он.

Но тут в замке задвигался ключ – папа открывал дверь.

– Ну, орёл, готов? – спросил он, как-то странно поправляя ремень на штанах. Неужели, готовился употребить в воспитательных целях?

– Готов… – свесив нос, выдохнул Яник.

У директора собрались все обиженные учителя, даже физрук пришёл. Он принёс в коридор поломанного козла, в кабинет их вдвоём никто не пропустил…

– Скажите, Янус, а вы случайно не заболели, а? – начала, как всегда издалека, историчка Капитолина Фёдоровна.

– Да, было немного… – хлюпнув носом, ответил Яник. Спектакль с больным и угнетённым на неё всегда действовал.

– Тогда мне всё понятно! – обрадовалась она. – Позавчера я его спрашивала про татаро-монгольское иго, как они триста лет за данью приезжали, а он на меня смотрит, будто первый раз в жизни видит!.. Но сегодня он вовсю подсказывал Левину! Ну что, простите, за метаморфозы?! Я вас даже выгнать хотела!

– So отчего you не мог даже простейшего «the» spook for me!.. Saw на меня, глазами slaping! – ответила англичанка Мария Борисовна.

– А козёл? – возмутился физрук.

– Ну болен был мальчик, вот и не получалось у него ничего… – кивнул директор. – Что болело-то хоть?

– Живот! – и тут Яника понесло. – Я думал, само пройдёт, родителям потому не говорил, но только вчера… вечером выздоровел.

– Я проверила твою examination, – вставила Мария Борисовна. – Специально, before беседой! Это твёрдая “A”, of course, Janus!

Неожиданный разнос закончился для юноши полным триумфом. Козла они с папой на пару починили – хватило его карманного мультитула. А все учителя хвалили Яника и просили не лениться – у него большие способности…

– Пап, а пап, – по дороге домой спросил Яник. – А что такое «Доукендо Дайкимьюз»?

– Что? – удивился отец.

– Я в книжке вычитал.

– Наверное, в очень плохой, – заметила мама. – Больше не открывай её, Яник…

– Да нет… Не очень… – кивнул сынок.

– Как пишется, а? – Яник напечатал на смартфоне название дедушкиного изобретения и показал отцу. – О! Так это не английские слова, а латинские! «Доцендо дисцимус!» Это слова одного древнего философа Сенеки.

– И что же он сказал? – спросила мама.

– «Уча учимся»! Замечательные слова, Яник! – и склонившись к сыну, он по секрету поведал. – Есть даже одноимённое изобретение у маминого папы… В нашем детстве мы им частенько пользовались. Делаешь себе двойника, а он ничего не понимает. Ты его учишь и сам усваиваешь! Но вот кричать на него не стоит – исчезает!.. Что-то с нервами там, плохо атомы держатся... До последнего курса университета пользовался… Только ими стали пользоваться бандиты, их и перестали выпускать. Но где-то дома было, дедушка сохранил своё детище... Могу поискать.

– Спасибо, папа, мне уже не надо!.. – ответил Яник, а сам подумал: «Ох, дедушка, ох, гений, и чего ему только механическое тело не разрешат?»

[08.02.2025]

____________

 Об авторе:

МАКС КВАНТ. Родился 18 января 1983 года в Иркутской области. Окончил Физико-технический факультет НГТУ по специальности «физика оптический явлений». С 2000 года живет в Новосибирске. Участник интеллектуальной передачи «Своя игра». Ведет Живой Журнал.

«Писать начал в 8 лет, только спустя 6 лет обратился к фантастике, да там до сих пор и пребываю, перепробовав все смежные с фантастикой жанры: от боевика до детского детектива, от пьес до миниатюр. Параллельно с литературой рисую мультфильмы (заведую небольшой анимационной студией «Квантмультфильм»), иллюстрирую рассказы, по хорошим книгам пишу сценарии и пьесы, гуляю по горам и катаюсь на коньках.»

Публиковался в журналах «Юный техник», «Полдень XXI век». Роман «Семимирье» попал в короткий список премии «Дебют» (2006), «Собакология» — в коротком списке «Новой детской книги» (2014). Книги «Слышу, вижу, различаю» и «Новосибирск. Самый молодой мегаполис» победили в конкурсе издательства «Настя и Никита» в 2020 и 2023 годах, первая издана в 2023 году под названием «На связи! От сигнального костра до интернета».

События

02.02.2025
Результаты новогодне-музыкального конкурса Музея для библиотек: лучшее исполнение, победители и книжные призы
22.12.2024
Пятнадцатый дайджест Музея - собрание лекций, статьей и других материалов Музея за четвертый квартал 2024 года.
17.12.2024
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — иллюстратор Максим Митрофанов, поп-ап-техника Оксаны Ивановой, издательство АСТ — получила ЗОЛОТОЙ ТИТУЛ за выдающуюся детскую книгу от Hong Kong Printing Awards (Гонконгская премия печати)!
16.12.2024
Разъяснения Минцифры России о регистрации в Роскомнадзоре страниц/каналов социальных сетей с числом подписчиков свыше 10000, обзор основных изменений (с 1 января 2025 года) в законодательстве для информационной отрасли.
12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!