«ГЕНЕРАЦИЯ ТЕКСТА БЕЗ УЧАСТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»: эссе Александра Прокоповича об ИИ и литературном творчестве
От Музея: уникальное эссе главного редактора издательства «Астрель-СПб» (издательская группа АСТ) Александра Прокоповича, позволяющее все-таки задействовать мозг.
Текст эссе: Александр Прокопович
Портрет: подарок издательства Музею
Фотограф: Айгуль Кисыкбасова
Была такая игра. В СССР. Придумывали смешную картинку, ну а что кажется дико смешным в восьмом классе? Правильно: он, она, ночь, Луна... . Потом брали советскую газету и комментировали постельную сцену заголовками.
Ну, допустим – «Торжество советской науки», «Пятилетний план за три года», «Куба не одинока»…
Теперь мы знаем, что это ИИ.
Ну как бы чего? Генерируем продукт без участия головного мозга.
Но мне казалось, что есть некая разница между моим восьмым классом и передовыми технологиями 40 лет спустя.
Да, в текстах тоже есть шаблоны. Есть перечень сюжетов (выбирай классификацию, хочешь – Борхеса, хочешь - Букера), да, есть некое количество видов композиции, которые достаточно хорошо формализуются. Но это все из области – «что». А в литературе правит «как». И вот это «как» в своей основе содержит уникальность. Именно уникальность решает. И тут приходят умные ребята и говорят, а мы сейчас найдем правильный аналог в сети…
Его там нет. Что непонятного в значении слова «уникальность»???
Все, что связано с нейросетями — так или иначе — вопрос генерирования аналогов того, что уже есть. Мне, конечно, могут возразить, что и человек как бы не сооружает ничего принципиально нового. Все откуда-то берется. Да. Мозг способен к синтезу на основе чего-то.
Если верить Торе, то из ничего создать что-то может только Творец. Не копирайтер, не криэйтор, а Творец. Автор уже создает из чего-то. Но ключевое — создает. То, чего до него не было.
И, конечно, тут в ход идет запрещенный прием. А вот есть текст такой-то, так ИИ делает не хуже. О, да, я жил как-то в квартире, которая по комфорту уступала любому дуплу, но это не значит, что идея жилого дома никуда не годится, и всем срочно надо переселиться в подходящие по размеру дырки в деревьях.
Чтобы сделать нечто ужасающе плохое, не нужен ни ИИ, ни интернет.
Есть масса сфер применения ИИ, но нет, а давайте он будет писать стихи или сочинять романы. Конечно, надо существовать нереально далеко от литературы, чтобы не знать, сколько раз только за последние 200 лет придумывались те или иные способы обойти процесс работы над текстом и заменить его формулой, методом, приемом. Ни разу никому не помогло. Почему же? Что не так? Не так — попытка заменить алгоритмом творчество. Если отбросить наносное, то суть в чем?
Некая посредственность дико хочет научиться делать то, что подвластно только людям талантливым и трудягам. А вот хочется нажать на кнопку, и чтобы получилось. Все же вокруг этого.
Я верю в привлекательность подобий. В конце концов, подозреваю, что совокупный тираж всевозможных тань гроттер и иже с ними мог и переплюнуть оригинал. Но неужели — именно поставить производство плохих копий на конвейер - может быть достойной задачей?
Давайте честно называть вещи своими именами — мы готовы приложить массу усилий, чтобы создавать отвратительные тексты, зато без людей. Тогда — ок. Но не забудем про слово «отвратительные». Более корректно — это точно будут тексты неталантливые. Есть масса вариантов применения неталантливых текстов. Но не трогайте художественную прозу.
[26.08.24]