МАЛАЯ ПОЛИГРАФИЯ: оборудование, процессы, люди. Репортаж из типографии «Реноме»
От Музея: в рамках Фестиваля Обложек, в этом году посвященного изучению типографских процессов, чтобы показать взаимосвязь между «дизайном обложек» и «производством обложек», закрепив лекционный материал, предлагаем посмотреть на создание книг в типографии малых тиражей.
Напомним, что на сегодняшний день 50% издаваемых в России изданий — т.е. ½ часть (половина!) от общего числа выпущенных наименований — это тиражи меньше 1000 и даже меньше 500 экземпляров. Такие тиражи называются малыми и крайне редко печатаются на базе крупных типографий и полиграфкомбинатов. Обычно для их создания обращаются в специализированные фирмы — типографии малой полиграфии, которые по привычке называются «цифровыми», хотя они могут иметь не только цифровое, но и офсетное оборудование (как и полиграфкомбинаты, так называемые «офсетные типографии», вполне способны использовать способы цифровой печати). Однако они крайне удобны, чтобы показать нам процессы создания книг.
Вот почему студентка факультета Искусств СПбГУ и стажер Музея Ангелина Михайлова отправилась этой осенью на экскурсию в издательско-полиграфическую фирму «Реноме» и, гостеприимно встреченная главным редактором редакционно-издательского отдела типографии Анджелой Левкиной, сделала для нас репортаж — с фото и даже видео.
Текст: Ангелина Михайлова
Фото и видео — из издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
Полиграфическая фирма «Реноме» — небольшая типография. Поэтому многие процессы, которые в крупных типографиях полностью автоматизированы, здесь осуществляются вручную.
Главное оборудование,
благодаря которому появляются книги
Сначала — печатные машины. В «Реноме» их три: первая — для офсетной печати, вторая и третья — для цифровой (черно-белой и полноцветной).
Оборудование для офсетной печати
Офсетная печать отличается тем, что для печати необходимы формы (совсем не похожа на доски времён первопечатников!): на тонкую алюминиевую пластину наносится копировальный слой, который после обработки преобразуется в отталкивающие и принимающие краску элементы.
Готовая форма для печати
Поэтому офсетная печать, требующая изготовления форм (что в данном случае заказывается на отдельном предприятии), экономически осмысленна для тиражей от 300 экземпляров.
Цифровая печать производится непосредственно с компьютера. Это быстрее и удобнее, ведь не требует дополнительных операций (например, изготовления форм). Цифровая печать используется для малых тиражей. Впрочем, Анджела говорит, что в крупных типографиях «цифру» уже вовсю используют и для достаточно больших. В «Реноме» две цифровые машины — чёрно-белая и цветная.
Машина для цифровой печати
В цифровой печати нередко страдает цветопередача, а чтобы получить результат «как на экране», требуются калибровка и пробная печать. Но в целом, будущее всё-таки за «цифрой».
А вот так происходит сшивание тетрадок, из которых состоит книга. Работница подаёт сложенные тетрадки, а машина сшивает их и скрепляет между собой.
Оборудование для сшивки тетрадей. Нитки
Итог сшивки - готовые блоки:
Стопка готовых книжных блоков
В таком виде стопку оставлять нельзя — нити могут легко порваться. Поэтому на следующем этапе корешок проклеивается корешковым материалом (специальная гофрированная бумага или марля).
Что меня очень впечатлило, так это ручная сборка книги!
Текстовые страницы, подготовленные
для сборки с вклейками-иллюстрациями
Полноцветные иллюстрации печатаются отдельно от черно-белого текстового блока (на разном оборудовании — для уменьшения себестоимости печати, иногда — на разных типах бумаг), и в итоге получается, что текстовые страницы и цветной иллюстративный материал после печати существуют отдельно. Тогда и то и другое раскладывается в стопки, и цветные вставки собираются в блок вручную.
Изготовление обложки
Твёрдый переплёт (тип «7Бц»)
Белая штука на краю стола — это клеевой вал, наносящий клей на бумажный покровный материал тонким ровным слоем.
Изготовление переплетной «крышки» — обложки книги
Вот так обложка приклеивается к блоку. Или вернее — блок вклеивается в обложку.
Процесс автоматизирован, однако успех зависит все равно во многом от ловкости рук работника. На одной записи видно, как сотрудница (жаль, что я имена не зафиксировала!) отвлеклась и чуть скривила обложку, но тут же все быстро исправила!
Во время экскурсии по типографии Анджела всё время делала акцент на том, как важен человек, работающий с машиной. Действительно, тут не каждый справится — нужны сноровка и опыт.
Мягкая (клеевая) обложка
Но, конечно, мягкие переплеты (с клеевым соединением или шито-клеевым) более традиционны для малой полиграфии. А кроме того — этот процесс максимально автоматизирован. Вот эта машина соединяет обложку и книжный блок.
Оборудование для соединения
Готовая книжка падает на конвейерную ленту.
Прием книг на конвеерную ленту
Собственно, вот он, тираж, идёт…
Дальше следует самый опасный этап — обрезка.
Это последний шаг, из-под ножа выходит уже готовая книга:
Бонус!
Когда посещаешь с экскурсией типографию, да еще и в сопровождении сотрудника редакционно-издательского отдела этой типографии, невозможно не обратить внимание на издаваемые книги. И я просто влюбилась в одну книгу с первого взгляда — всё меня к ней тянуло.
В конце концов Анджела рассказала, что вся визуальная часть этой книги сделана с помощью искусственного интеллекта! Вообще Анджела активно использует ИИ для воплощения идей. Говорит: «Новые технологии привносят свежие идеи в оформление книг, а вкупе с дизайнером можно достигать невообразимо интересных результатов. Профессиональный рост еще никто не отменял!»
[декабрь, 2024]
________________
Музей благодарит типографию Реноме, ее директора Александра Генкина и главного редактора Анджелу Левкину за экскурсию, заботу о наших студентах-стажерах — начинающих путешественников по Книжной галактике, — и готовность показать процесс создания книги, над которой они трудились.
На многих фото и видео здесь — книга Армена Ватьяна «Женщина-Энигма» (СПб.: «Музей уникальных вещиц», 2024, тираж 100 экз.) — первая книга, подготовленная к печати нашей юной путешественницей Ангелиной Михайловой, в которой она выступила дизайнером обложки, верстальщиком блока и даже художником-иллюстратором!