«ОКУЛЬТУРЬТЕ МНЕ РЕБЕНКА»: репортаж с конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» (РГДБ)

Текст: Екатерина Кузьмина
Фотографии предоставлены автором
На конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» собрались лучшие люди — детские библиотекари. И ещё педагоги и студенты восстановленной кафедры библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского института культуры (нам в Санкт-Петербурге только мечтается пока, что в нашем институте культуры и искусств такое тоже возможно).
Делюсь некоторыми записанным мыслями с сегодняшнего дня — вдруг бы вам захотелось представить, о чем размышляют библиотекари.
Базовые принципы библиотечной педагогики — диалогичность, отношение к ребёнку как к субъекту
Библиотечная педагогика вероятностная и авторская. И библиотекарь-автор должен предполагать цель и ставить задачи. Важная наша задача — поддержать мотивацию ребёнка в обращении к чтению и в возвращении в библиотеку.
А ещё говорили о важности преемственности и интеграции с другими учреждениями.
Профессиональная подготовка детского библиотекаря
Необходимо менять педагогические приемы! А также интегрировать будущих коллег в профессиональное сообщество, погружая в практическую деятельность. И заниматься профориентацией — чем раньше, тем лучше. А пример подавать самим собой.
Сходство библиотечной педагогики и музейной
Литмузеи Москвы — живые и активные, потому что посетителям можно творить и быть активными. В проекте «Покажи музей», привлекающем глухих к созданию видеогида для глухих, участвовали люди, реализовавшие себя впоследствии как экскурсоводы. А для создания мерча привлекают художников, устраивая конкурсы и мастерские, и сувениры создаются супер-классные и интерактивные.
А ещё рассказали про проект «Только не я» и вербатим-спектакли, против травли. Чем только не занимаются московские литмузеи!
Новый принцип библиотечной педагогики — партиципаторность (соучастие)
Это значит, что у каждого ребёнка, участвующего в библиотечном событии, должен быть низкий барьер входа, и взрослый — не недостижимый гуру, а неформальный наставник. И вообще дети лучше учатся друг у друга. И в современной педагогике важна идея и её реализация разными способами. Не только цель, но также разные пути к цели.
Один из слайдов конференции
Даже в литературе важна партиципаторность. Меняется отношение к тексту, читатель волен его изменять, даже классический. Вот, устраивает Московский музей фестиваль «Толстой без бороды». Там и танцуют даже Толстого, и чего только не делают, зато он живёт.
Чтение - это не путь к автору, а путь к себе.
Информацию можно передать, а ценности не передаются, их можно только освоить вместе — вот оно, соучастие.
Ну и про традиции немного: если традиции нам помогают, их надо развивать, а если нет — от них следует отказаться.
Ещё говорилось про библиотеку — третье место, и зонирование (с зонами убежища, класса и дискуссионного пространства). Но это все 20 лет говорят, даже странно снова слышать.
Коллеги из Библиотеки истории и культуры Петербурга говорили о сотрудничестве с родителями, которые приводят детей на занятия. Ох уж эти родители! Но в проф.стандарте у нас записано, что мы, библиотекари, умеем отвечать на разные запросы, даже на «окультурьте мне ребёнка» (главное — быть вместе с родителями на стороне ребёнка).
О новых форматах книг
Говорили о тихих книгах. Всё новое - хорошо забытое старое. И если изначально тихая книга - альтернатива той, что со словами для тех, кто не умеет читать, то ещё - то, что объединяет ребёнка и взрослого, в том числе в речевых практиках, поддерживает речевое развитие (хочется добавить - обоих участников).
О педагогической перезагрузке и библиотечном мире современного детства
Последняя, фундаментальная, лекция — о важности целеполагания и выбора методов целедостижения, о выборе тем и форм «массовой работы», о важности корелляции одних «мероприятий» (не люблю это слово) с другими.
Но самое интересное было — придумывание литературного словесного квеста со специалистами из АркаМарка. Так понимаешь ещё раз, что библиотекарь — самая творческая деятельность!
p.s. ВКонтакте показал мне, что есть видео, и там много всего важного, что я не записала. rgdb.ru - V Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» Например,что не надо читать на опережение!
[10.10.2024]