ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Глава 1. В которой Капитан Джен занимается сотворением земли и уюта из букв, а Овечка слушает иллюстрированную сказку «Красная Шапочка», узнает, кто такой ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, и смотрит научно-популярный мультик «Школа».
Передача: «Книга, мульт и школа»
Преподаватель: Ада Бернатоните
Автор сценария: Аня Амасова
Художник персонажа: Ирина Коноп
Фотограф-путешественник: Ник Григорьев
Создатели букв: Мария Нечаева, Ольга Бегак
Арсения Зайцева, Елена Летягина, Наталия Риво
Монтаж трансляции: @garbaretta
Домашняя студия «Безымянный.png»
Илл.: Виктор Запаренко; Музыка: alex argutin
Меценат: фестиваль «Петербургский экран»
и его руководитель Сергеев Борис Иванович
Сцена 1. Сотворение земли
Планета Овечки. На Планете — лестница и сцена из буквы «П». Над верхней ступенькой лестницы — дверцы телепорта, похожие на двери земного лифта. На одной из ступенек читает Овечка. Вокруг — Чёрная Материя, изображающая Космическую Пустоту. Под лестницей Капитан Джен в поте лица раскладывает крошечные черные частицы.
О.:...Как-то тут... Нет, Джен, не обижайся, здесь очень мило, конечно. Я вообще тебе страшно благодарна: у меня впервые появилось свое пространство, вроде отдельной комнаты, но... Темновато здесь, не находишь? И, я бы сказала: «неуютно»... Надеюсь, это просто недоделанный мир, а не то чтобы ты оставишь меня здесь одну навсегда. (Поеживается.) В темноте.
Дж.: Слушай, я же не могу создать мир за один день! Это не самая простая задача: создать Планету! Надо же придумать, как тут все будет вертеться. Написать Десять Правил. Составить Таблицу Элементов. Раздобыть Молекулы...
О.: ...Я слышала, кое у кого получилось за шесть дней... Попробуй, пожалуйста, уложиться в это же время! А то я вижу свой мир как бесконечно пустое простанство. И в нем — себя: одинокую, черно-белую овечку. Крошечную точку, которая не знает, зачем она вообще появилась в этой «Космической Пустоте»... Очень неприятное чувство.
Дж.: Кажется, оно называется «тоска»... Ты не одинока во Вселенной — тонкочувствующие натуры часто ее испытывают. Даже если они владеют огромным миром.
О.: Я же не о размерах говорю! Я хочу сказать: мне кажется, из тех молекул, что ты притащила, у тебя не получится создать мне УЮТНЫЙ и РАДОСТНЫЙ мир... Понимаешь?
![]()
Ящик с молекулами, из которых Джен создает планету // Фото: Ник Григорьев
Из отчетов об экспедициях Музея уникальных вещиц
Дж.: Да, я тоже об этом думаю. Но они — основа: вся Галактика Гутенберга состоит из них! Эти молекулы — вроде чернозёма. Да, точно! И я творю из них тебе землю... Не волнуйся: я как раз собиралась за следующими. Для уюта и радости. В Музее есть картотека, где хранятся буквы для создания новых миров.
Картотека (библ.) — спец-ый узкий, но невысокий шкаф (или несколько, поставленных в ряд) со множеством выдвижных ящичков для хранения Элементов Информации. Элементы разложены по ящичкам в порядке, заданном принятой в конкретном мире Системой, чтобы удобно и быстро находить все, что в этом мире есть. — Прим. П.
Джен перестает перебирать и рыхлить пальцами землю, которая теперь больше напоминает перину, разгибается, вращает и размахивает лапами, давая кистям и пальцам отдохнуть после работы, поднимается по лестнице в телепорт и улетает в Музей уникальных вещиц.
Сцена 2. Создание уюта
Там же. Та же. В тех же условиях. Звук прибывающего телепорта.
Дж. (вываливаясь из телепорта с проектором, стереосистемой и папкой художника): Будет тебе уют!
О.: Нашла молекулы?
Дж.: Да! А еще — проектор, чтобы транслировать на сцену передачи из разных миров, и аудиосистему, чтобы слушать их звуки.
О.: Что за передачи?
Дж.: Еще не знаю. Соответствующие твоим интересам, способам познания мира, типу мышления. Вот какие у тебя способы?
О.: Научно-исследовательские! У меня же «мозг книжной овечки»... Я лучше всего понимаю мир, когда он — текст. Хотя иногда понятнее, если к буквам прилагаются картинки. Наверное, это какое-нибудь «буквенно-образное мышление»...
Дж.: Отлично! Значит, это будут научно-популярные передачи, и начнем со сказок и мультиков! Специально для тебя: сегодня прозвучит сказка, проиллюстрированная буквами!
Джен устанавливает по трем свободным сторонам мира проектор и колонки стереосистемы. Садится на верхнюю ступеньку лестницы. Овечка сидит чуть ниже. Оба персонажа смотрят на сцену.
Н а ч и н а е т с я т р а н с л я ц и я и з м и р а У ю т н о г о Д е т с т в а
КНИГА, МУЛЬТ и ШКОЛА: Сказка «Красная Шапочка»,
иллюстрированная русскими буквами. Читает: Ада Бернатоните
Аудио-видеокнига Домашней киностудии «Безымянный.png»
[Текст [открытый источник]. Буквы: из коллекции Музея уникальных вещиц
Красная Шапочка из книги Виктора Запаренко «250 золотых страниц» : «Нева», «Олма-пресс»]
Прослушать аудио-дорожку отдельно:
О.: А вот этот прекрасный голос, который мне читает сказку... Кто это?
Дж.: Это Ада Бернатоните, она преподает в Томском Государственном Педагогическом Университете. Готовит будущих Преподавателей...
О.: И что это за Дело такое — Преподавание?
Дж.: Давай спросим у самой Ады. Наверное, она знает.
Джен достает из кармана светящийся прибор, тычет в него пальцами.
Дж.: ...спросила... Подождем...
Раздается звук пришедшего из космоса сообщения. Погасший было экран снова загорается и на нем появляется надпись:
< < Преподавание — совместное волшебство и путешествие в другие миры. > >
(с) Ада Бернатоните
Сцена 3. АЗБУКА
О.: Знаешь, Джен, я тут размышляла над путешествиями и волками и у меня родился вопрос. Вот когда Волк говорит Красной Шапочке, мол, что это ты «идешь, словно в школу, никуда не оборачиваясь» — это он что имеет в виду? Не могу понять. Почему, когда идешь в школу, не слышишь птиц и не замечаешь цветы? Что это вообще за место такое: ш к о л а?
Дж.: О! У меня как раз есть с собой мультфильм, который вполне просветит тебя в этом вопросе!
Мультфильм «Школа». Дитяча анiмацiйна студiя "КРОК" (Киев, 2000 год)
XXV Международный фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран»
Из коллекции Музея уникальных вещиц
О.: Но почему? Как такое вообще возможно? Ведь у детей на земле Буквари с такими прекрасными буквами!
Дж.: Ты изумишься, но нет. В учебниках, да и в Букварях в о о б щ е, не слишком красивые буквы. Нередко даже уродливые... Я много размышляла об этом, и однажды нашла земной документ, где существует инструкция [Инструкция — вроде наставления матушки. — Прим. П.], какие именно буквы — начертания, цвета, размера — могут располагаться на страницах в детских книгах; поступать в школы, библиотеки, книжные магазины. ...Знаешь, мне кажется, тот, кто придумал текущий земной мир, понятия не имел, что БУКВЫ можно ЛЮБИТЬ... Для него БУКВЫ — то, что надо СКЛАДЫВАТЬ... А легче всего складываются простые фигуры и вещи.
О.: (подозрительно): То есть ты не подаришь мне БУКВАРЬ? Чтобы я могла изучать буквы и этот мир, играть в школу, стать Настоящей?!.
Дж.: ...я бы подарила тебе одну прекрасную «Азбуку»... если бы мне самой ее кто-нибудь, конечно, в Музей подарил... Но пока я храню изображения всего одной буквы... но самой близкой. Мое Сокровище...
О.: Покажи! Покажи-покажи-покажи — я хочу увидеть Сокровище!
Джен зарывается в Папку Художника и медленно вынимает оттуда Букву...
Сокровище Книжной Галактики: «В» // Коллекция Музея уникальных вещиц
Разворот с буквой «В» из «Азбуки Петра Фролова» : Издатель: Галерея Петра Фролова
З а н а в е с.
[июнь, 2020]