«Такое чувство, что работает заговор художников и дизайнеров»: главный редактор Александр Прокопович

От Музея: эссе главного редактора  издательства «Астрель-СПб» (издательская группа «АСТ») о книжных обложках — слишком ценная вещица для студентов-редакторов / дизайнеров и мира в целом, чтобы остаться лишь эпизодом, заметкой на странице в социальной сети. Музей попросил у Александра Александровича это исправить, и вот — его размышления вошли драгоценностью в состав музейной коллекции. В качестве обрамления использованы обложки из разных серий издательства (при нажатии — раскрываются на центр монитора), любезно отобранные и предоставленные сотрудниками. 

Текст эссе: Александр Прокопович
Портрет: подарок издательства Музею
Фотограф: Айгуль Кисыкбасова
Выбор обложек: главный художник издательства Юлия Межова

Я время от времени снова не понимаю, как можно не понимать. И да, это не тавтология, это акцент.

Что есть обложка?

Это специальная штука для продажи книги. Раз. И вот этот «раз» – это главное. По факту же, такое чувство, что работает заговор художников и дизайнеров, каждый из которых будто бы хочет доказать, что, — «ну, продажи — это такое, не очень-то и надо».
Надо, очень надо. Кроме обложки и аннотации у нас вообще мало, что есть, чтобы книгу купили.

Конечно, есть не только «раз», есть и «два», и «три», в конце концов книга — это артефакт, и ее жизнь только начинается в момент покупки, но! Ничего не будет, если покупка так и не состоится.

Обложка – должна каким-то образом привлечь внимание читателя. Причем, чаще всего, книга стоит корешком, так что привлекать приходится вот теми полутора сантиметрами в толщину.

И там должно быть все очень понятно. Шрифт – не прикольный-стильный-модный, а понятный. Потому как «вот это все» играет уже потом, если в руки взяли, а до этого книга должна дожить.

И с рисунком – тоже самое.

И это только часть ребуса. Не просто заманить читателя, а заманить именно того самого читателя. А значит, обложка должна соответствовать жанру, её должно быть приятно взять в руки и не стыдно донести до кассы. А потом – очень потом – она должна радовать на полке. И вот только в этот момент появляются всевозможное «ой, она такая атмосферная…»

Забавно, что в теории на обложке должна быть изображена одна из ключевых сцен книги. Происходит такое крайне редко, так как такие сцены чаще всего плохо визуализируются, мало того, автор при столкновении с обложкой теряется, а какая же сцена в его книге – главная, та, которая даст читателю понимание, о чем она. И нередко получается так, что изображенное художником – это нечто сверх текста. Некая добавленная ценность.

Интересно и то, что авторы хотят, чтобы обложка была такой, чтобы комфортно дарить, а издатель, чтобы продавать, и уж сколько конфликтов отгремело, сколько их еще будет.

Но я все о своем. Обложка — это чтобы продавать.

___________

Справа представлены обложки 
некоторых серий издательства:
1. Серия «Самая Страшная Книга»
2. Серия «Великие романы»
3-5. Серия «Одобрено Рунетом»
6. Серия «Настоящее преступление»
7. Серия «Young Adult. Совершеннолетние»
8. Внесерийное издание
[лето, 2023; публикация в Музее - сентябрь, 2023]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!