«Хочешь служить искусству -- служи!» Натурщик ИГОРЬ МИРОНОВ о профессии демонстратора пластических поз

Кари Замилова

От Музея: специальное интервью Игоря Миронова для Музея уникальных вещиц о профессии натурщика: особенностях и рабочих процессах, графике и требованиях, о взаимодействии с преподавателями и студентами, — обо всем, что позволяет нам заглянуть «в закулисье» художественных мастерских, посмотрев с необычного ракурса, а именно — окинув их взглядом с подиума.

Текст: Игорь Миронов
Записала: Аня Амасова
Расшифровка и набор: Юлия Симкина
Илл. на обл.: Кари Замилова, 2018 (?)

Демонстратор пластических поз
и кому он нужен

Профессия натурщика называется «ДПП — демонстратор пластических поз».

Петербург, конечно, — идеальный «город для бездельников», включая натурщиков. В основном в них нуждаются учебные заведения: Академия художеств имени Репина, Художественно-промышленная академия имени Штиглица, Российский государственный педагогический университет имени Герцена, а также Университет — там тоже есть факультет искусств, с кафедрами графики и театрального искусства. Кроме этого есть училище Рериха, есть Художественный лицей имени Иогансона на Васильевском острове, который готовит будущих студентов Академии художеств. Нельзя забыть и о театральных художниках — в СПбГАТИ, Театральной академии на Моховой, тоже работают натурщики.


Студенты-художники 1 курса и натурщик
В мастерской Академии художеств им. Репина

Другое применение — частные мастерские. Кроме учебных, где учатся мальчишки и девчонки, существуют разнообразные творческие мастерские. Например, скульптор делает какую-то физическую фигуру, и ему нужна модель, подходящая для его задачи: такой будет что-то ваять, ты потом себя даже не узнаешь! Но сможешь угадать свое плечо или уши. Или художник пишет картину, где восемь действующих лиц: он может тебя по всей картине разбросать, — эдакая «расчлененка», — и снова ни в одном не узнаешь себя целиком: у того — один твой фрагмент, у этого — другой...

Ходят слухи, и не самые хорошие, о разных шоу с моделями, о закрытых набросках, но что там происходит, я не могу рассказать, потому что я там не был.

Отдел натуры

В каждом учебном заведении есть отдел натуры. Именно туда приходят натурщики. Здесь не требуют дипломов или рекомендаций, но если есть опыт работы, об этом стоит сообщить и, может быть, даже показать фотографии работ с твоим участием. Но пока тебя не возьмет в работу какая-то мастерская, ты не «на работе»: кто не стоял — тот ничего не получил.

Учебный рисунок Григория Ананьева
Академия художеств имени Репина. Кафедра живописи

В Академии Художеств происходит забавнейшая вещь, называемая «собрание натурщиков». Накануне открытия мастерской или курса являются желающие зарабатывать, «торгуя собой». Они стоят — у всех разные типажи, фигуры, возраст. Являются «покупатели» — преподаватель, староста, уполномоченные лица. Они подходят и окидывают каждого профессиональным взглядом художника, выбирая модель, которая нужна по программе. Если это «обнаженная мужская модель» — подробнее рассматривают тело, его пропорции. Если «портрет», то выбирают лицо, и неважно, что у тебя, допустим, с ногами: лицо с руками, а все остальное не сильно их занимает.

Конечно, это для новичков. Давно работающие натурщики не ходят на такие «торги» — разве что поздороваться, — на них и так стоит очередь. Им звонят преподаватели, спрашивают: «Вы не хотели бы к нам прийти?» А они отвечают: да, или нет, или «Я уже в другом месте нашел». Но это — со временем. А в начале карьеры ты ходишь на собрания, по мастерским, всюду спрашиваешь. Когда заканчивается одна постановка, хорошо бы сразу перейти на другую, — но не всегда так получается.

Когда новый человек впервые приходит в «Отдел натуры», не помешает вручать ему методичку: «Вот тебе, почитай, пожалуйста» — хотя бы и на одной страничке. Потому что поначалу было непонятно, что делать, как себя вести, чтобы обойтись без травм, — только потом появился опыт уже.

Рабочее время натурщика

Академическое время: 45 минут работы и 15 минут перерыва. Оно же распространяется на натурщиков: 45 минут неподвижности, 15 минут паузы. В Академии художеств Репина утренний рисунок длится два академических часа, и это 45+15+45. Потом снова 15 минут перерыва, после чего начинается трехчасовая постановка: либо живопись, либо скульптура — 45+15+45+15+45. Потом большой перерыв и снова два академических часа — 45+15+45. В среднем получается семичасовой рабочий день с большим перерывом.

Андрей Черноволос на показательном выступлении 
скульпторов Академии художеств им. Репина
в Союзе Художников, Санкт-Петербург, 2020

Кроме этого, конечно, любой натурщик дополнительно ищет частные мастерские, которые платят больше, чем государственные. В частных нередко встречаются те же самые студенты, которым не хватает времени в Академии: ведь для того, чтобы стать художником, надо очень много рисовать! Как и писатель должен много писать, а музыкант — много играть, иначе ничего не получится. Хорошо оплачивают натурщиков китайские студенты: они побогаче и по-другому относятся к своему обучению.

На эшафоте и пьедестале

Некоторые называют подиум, на который мы, натурщики, поднимаемся, «эшафотом». А некоторые, посмеиваясь, называют «пьедесталом». Каждый сам для себя решает — эшафот это или пьедестал.

Учебный рисунок Григория Ананьева
Академия художеств имени Репина. Кафедра живописи

«На этой работе Григорий Ананьев нарисовал меня полностью обнаженным, в то время как я позирую в плавках. Художник меня «раздел»! Но что ж с ними, художниками, сделать!»

Есть люди, которым нравится находиться на публике. А есть те, что скромны и застенчивы. Но и те и другие могут быть натурщиками Во-первых, если человек стеснительный стоит на подиуме, то художник тоже может поймать этот момент и именно эту стеснительность, эту застенчивость передать. А во-вторых.... Никогда не забуду, как одна из девушек-натурщиц объяснила свое нежелание показать, как она играет на гитаре: «Я стесняюсь». «Боже мой, ты стоишь обнаженная перед незнакомыми людьми!» — «Так это другое!»

Кстати, девушки-натурщицы, по моему наблюдению, быстрее «выгорают». За «обнаженку» платят больше, но такое количество внимания в буквальном смысле выжигает.

Для многих долгое пребывание на подиуме в тягость из-за того, что ты предоставлен самому себе. В некоторых случаях позволяют использовать наушники от телефона: можно заняться самообразованием, слушать лекции, книги, музыку, — но не всегда, часто художникам это мешает.

Преподаватель учебной постановки пытается сделать образ, который студент должен будет прочитать. А задача студента-художника — поймать этот образ.

Так как стоять в постановочной позе надо не один день, необходимо следить, чтобы студенты обязательно зафиксировали в пространстве твое положение. Если завтра ты встанешь немного не так — художники заметят, но и они не вспомнят, как вчера было. Поэтому, когда положение принято, просишь: «Сфотографируйте меня». А потом: «Теперь возьмите бумажный скотч или мел, отметьте, где я стою».

Есть преподаватели, которые ставят модель крайне неудобно и некрасиво. Будто издеваются над нами, чтобы удовлетворить «садистские наклонности». «Завертят» натурщика или натурщицу — а образ все равно не рождается. Или образ, который из тебя будут вытягивать, просто не интересен. С такими лучше не работать, хоть и не сразу это для себя уясняешь.

Профессиональные требования к натурщикам

Я бы сказал: ответственность, здоровье, дисциплинированность. Но самое главное требование — умение избегать болезней. Хоть это иногда и непросто: ты где-то не доследил открытую форточку или дверь, — результат скажется очень быстро. Вот в чем проблема: даже если ты заболеваешь на два-три дня, — звучит не очень страшно, — это значит, что студенты пару-тройку дней тебя не видят. Однако учебная программа выстроена так, что на каждый курс, на каждую мастерскую отведено определенное количество времени. Допустим, — 24 часа. По два часа в день — получается всего двенадцать дней, две недели. Если ты вылетел на пару-тройку дней, а еще и студент пару раз не пришел — мы имеем только одну неделю. А за неделю хорошую работу сделать сложно. Как следствие, студент получит не самую хорошую оценку в семестре, не получит стипендию — и ты имеешь к этому самое прямое отношение. Хочешь служить искусству — служи!


Рисунок Ксении Васильевой

Надо быть готовым к сквознякам. К несчастью для натурщика, в некоторых аудиториях сильно сквозит: окна-то — огромные! Художникам нужен дневной свет. В таких случаях, конечно, ставятся обогреватели. И вот, с одной стороны — обогреватель, с другой стороны — дует, тут и до воспаления недалеко. Может быть, ежедневно обливаться холодной водой и не обязательно, но мыть ноги перед сном холодной водой — настоятельно рекомендую.

Если вы решились выйти на подиум, то важно знать: можно достояться до плоскосопия, ведь ты стоишь долго, босой, часто — с неестественным упором. Из практических советов: есть большой смысл покупать ортопедические стельки (специально их не выдают) и стоять на них — это раз. И два: когда тебя ставят, не бойся сказать, что тебе неудобно! Например, ты отстоят четыре часа на правую ногу, а в следующем классе тебя ставят на ту же правую ногу, необходимо сообщить: «Нет, давайте на другую поставим!»

Многие думают, что все сорок пять минут надо стоять неподвижно, но нет: так не бывает. Не надо так стоять! Все находящиеся на подиуме время от времени встряхиваются, разминаются. У каждого своя техника. Кто-то встряхивается весь целиком, а кто-то разминает себя по частям: сначала руку себе размял, потом локоть, другую руку, — что устало, то и разминаешь.

О вольнослушателях

Есть такие учащиеся, которые являются «вольниками» — вольнослушателями. В учебных заведениях, куда они не поступили, их по отбору принимают в мастерские. Спрашивают, согласны ли они убирать мастерскую, быть натурщиками, если вдруг понадобится, — иногда они соглашаются, иногда нет. Особенно сложно соглашаться девочкам, потому что иногда рисуют обнаженную натуру, и далеко не все готовы раздеться на людях.

Но если художника приняли «вольником» в мастерскую, то он занимает место рисовальщика лишь после того, как студенты встали и заняли места, вставая так, чтобы не мешать, — либо за ними, либо в стороне.

Однажды я решил помочь девочке, которая «вольничала»: меня поставили с поворотом головы под тридцать градусов, а чтобы она видела мое лицо, мне надо было повернуться на тридцать пять. Решил сделать доброе дело и время от времени поворачивал голову к ней. Двух часов хватило, чтобы я потом три месяца шеей не ворочал! Чуть-чуть в сторону… — и вот этого «чуть-чуть» хватило, чтобы навсегда запомнить: надо быть аккуратнее.

Натурщик и студенты-художники

Очень многое в результате зависит от художника: настоящий художник может и кусок плоти одухотворить. Но чаще всего происходит взаимопроникновение: когда ты стоишь на подиуме в постановке, есть какой-то момент, что ты испытываешь ощущение физического контакта. Когда все заканчивается — отпускает. Вот только что вы были близки, ближе не бывает, а теперь тебя даже не видят — урок закончился.

В мастерской: взгляд художника
Автор учебной работы Хуан Хуовэнь,
2 курс Академии художеств им. Репина

Расхожая фраза, что натурщик для художников — табуретка, проявляется, когда они говорят между собой. А ты и перебить-то не можешь: ребят, ну как-то неприлично, я же тут рядом стою. Иногда забавные ситуации бывают.

Отношение к натурщикам зависит, в первую очередь, от преподавателей. Есть преподаватели, которые входят в аудиторию и не здороваются — не только с натурщиками, но даже со студентами.

Какие здесь варианты? Один — сделать вид, что ничего не произошло. Другой — достаточно громко сказать: «Профессора императорской академии не только знали натурщиков по имени-отчеству, но также здоровались с ними за руку», а дальше — как пойдет. Могут больше и не пригласить в эту мастерскую. Зато студенты это услышали: возможно, они задумаются и не повторят ошибки преподавателя.

А если студенты позволяют себе матерную речь при тебе, как «табуретке», можно заметить: «Для чего ругаться матом на людей, как на ослов? В нашем языке богатом множество хороших слов!» Вообще чувство юмора не мешает в любом деле.

Иногда натурщик оказывается в роли «старшего», потому что натурщик на занятиях каждый день, а преподаватель — не каждый, и тут появляется соблазн стать учителем, наставником, подойти и сказать: «Что-то кривоватенько у тебя получилось». Действительно, бывает, твой глаз точнее, ты же себя видел не один раз, но если ты дорожишь художниками, — этого делать не надо. Можно сказать преподавателю аккуратно: «Посмотрите у этого парня / у этой девчонки, мне кажется, там не совсем хорошо все с пропорциями…», поделиться своими опасениями.

Кстати, именно натурщик может позволить себе такую роскошь, как попросить преподавателя посмотреть работу «вольника», который для всех окружающих «никто и звать никак».

А можно договориться с преподавателем о вручении старательным студентам награды — допустим, «Золотой / серебряный карандаш», — когда именно натурщик покупает ее на свою зарплату и решает, кто ее достоин. Хотя, конечно, иногда хочется подарить, скорее, «Золотую клячку», как бы говоря «сотрите это немедленно», потому что видеть самого себя в таком исполнении невозможно, но надо беречь ранимое сердце художника.

С некоторыми ребятами и после завершения учебы наши отношения могут творчески продолжаться: я устраиваю события, приглашая художников и скульпторов к участию, им это, бывает, помогает. Например, оборачивается хорошим заказом. Иногда со мной рассчитываются комиссионными, что весьма приятно. Впрочем, и они меня по старой памяти приглашают в свои мастерские, где либо уже преподают, либо получают заказы. Когда им требуется мое участие, я соглашаюсь.

Взгляд сверху

В Академии художеств живопись идет с 11:30 до 14:15, и освещение в это время не меняется! А в других учебных заведениях не так. Например, в Герцена живопись начинается в 9:40 и заканчивается в 16:00 — за это время, разумеется, освещение меняется несколько раз. Видимо те, кто утверждал эти планы, — не художники. Студенты страдают, мучаются и сделать ничего не могут.

Очень много приезжает китайских студентов. И такая порой образуется «великая стена» непонимания между ними и русскими преподавателями, что в великой попытке ее пробить мы со студентами создали русско-англо-китайский словарь для художников.
Мы собрали 690 слов, которые нужны по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и дизайну. Все слова были переведены на английский язык и на китайский, перепроверены, оформлены в макет книги и отпечатаны тестовым тиражом в 10 экземпляров. Да, на средства натурщика. С сентября мы начали тестировать, насколько все это удачно или неудачно, удобно ли пользоваться на занятиях таким словарем.

Есть и еще одна вещь, которую хочется создать — вернее, «воссоздать» — это «Всепетербуржский бал художников». Много размышляю над ним и непременно попробую.

В образе

В Академии художеств есть мастерская под названием «Монументальное искусство». Там полотна — двухметровые, а учились в тот момент невысокие девчушки. И эти девчушки — они все с табуреточками, а ты… ты, конечно, похож, на то, что у них получилось, но это все очень крупно, «гераклоподобно».


В мастерской монументального искусства
Фото из архива художника Милады Копелиович

Как-то раз я принимал участие в постановке дипломной работы «Коронация румынского короля». Там была «полная расчлененка», потому что всего на картине было шесть или восемь действующих лиц, и Лена, дипломница, «разбросала» меня по всему полотну: ушко — там, носик — там, пальчики — у третьего… Я позировал в царских одеяниях, — кстати, Лена сама изготовила эти одеяния, — а кроме того ей нужно было рисовать чуть-чуть снизу, поэтому она сделала помост.

Семен Платонов делал для Нижнего Новгорода скульптуру Федора Ивановича Шаляпина, — и я ему в этом помогал.

Нередко я получался странником, монахом, философом. И частенько пытаются делать поэта.

[сентябрь, 2023]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!