КАРТОННАЯ УПАКОВКА И ЕЕ ДИЗАЙН

От Музея: Для жителей Книжной и соседних галактик — о том, как создаются дизайн-конструкции и дизайн-иллюстрации всевозможных коробочек, коробок и разных полезных штуковин из картона. А также о программных средствах, которые позволяют всех объединить. Для ваших прекрасных идей о логистике, об упаковке ваших маленьких сувениров, о книгах как о подарках и о настоящих книжно-типографских выставках (тоже из картона, да!).

Лекторы: 
преподаватель дизайна упаковки Виктор Миленин
технический консультант Arden Software;
и хранитель Музея уникальных вещиц Аня Амасова.

ДИЗАЙН-КОНСТРУКЦИЯ: начало жизни коробки

Для начала давайте определимся с терминами и  отделим дизайн-иллюстрацию коробки от дизайн-конструкции коробки.

Большинство коробок снаружи одинаковые, но конструкции у них могут быть разные. При создании конструкции играют роль факторы, связанные с технико-технологическими требованиями, как от заказчика/потребителя, так и от производителя.

Многие профессиональные коробочные дизайнеры (в значении - «конструктор») разрабатывают оригинальную конструкцию и потом продают ее разным заказчикам, меняя только оформление. То есть, меняя оформление, одну и ту же конструкцию можно создать и для театра, и для книжного магазина, и для кондитеров. Неважно, для — условно, — Щелкунчика или Садко была разработана эта конструкция.


3d-модель простейшей конструкции картонной упаковки
(с наложенным изображением)
для игры из нескольких картонных листов
Юный конструктор-дизайнер Анастасия Аргутина, волонтер Музея

ФОРМА: практическое применение или творчество?

Конструкция и дизайн-иллюстрация (оформление) связаны основным образом размерами. Большая взаимосвязь между ними, когда коробка имеет «фантазийную» форму.

Форму коробки (что не всегда тождественно понятию конструкции) можно придумать весьма сложную, но вопрос в том, можно ли будет ее изготовить и будет ли она «работать».

В советское время Строгановка устроила выставку студенческих работ по промышленному дизайну (это направление только-только появилось) — там были проекты, предлагающие интересные «формы», скажем, утюга, вертолета и т. д. Но: либо изделие не могло работать («вертолетом нельзя было управлять»), либо оно было нефункционально в использовании («утюг был неудобен для глажения»). Дом нарисовать можно —  жить в нем нельзя. 

Понимаете, в первую очередь, коробка должна «работать»: складываться, не раскрываться сама по себе, не разваливаться, особенно, когда в неё положили что-то... То есть, когда пошли от красивого дизайна без учета технологических и прикладных факторов, получалось часто красиво, но бесполезно. 

Мульфильм «Коробка». 53 секунды. Киностудия Galix

ТЕХНОЛОГИЯ: что учесть, придумывая коробку?

Коробка создаётся, в первую очередь, для определенного продукта с учетом возможности изготовления, применения, фасовки и т.п., в том числе - возможности продать ее (цена).

Ведь в зависимости от материала одна и та же коробка может вместить, например, и 200 граммов, и 500 граммов — допустим, вкусных конфет. Физически поместится, да. Но если материал — обычный (folding cardboard) картон, то коробка развалится, если в неё положить слишком много.

Далее — всегда важно ответить на вопрос: «А будет ли удобна сборка коробки и упаковка продукции?» Следующие вопросы: «А удобно ли положить коробку на полку в магазине?» «Удобно ли ее держать/нести?»

Проектировние коробки в программе Impact
Презентация: Виктор Миленин
Монтаж: Яков Голуб. Музыка: alex argutin

Но и это не все! При продумывании необходимо учитывать итоговую себестоимость продукции (для кого и для каких целей она предназначена).

Во-первых, стоимость определеяет выбор материала. Ведь картон и бумага бывают разными — есть твердый (переплетный), картон, мелованный, обычный, дизайнерская бумага… Чем качественнее/эксклюзивнее материал, тем он дороже. А дорогая коробка приемлема лишь для штучного эксклюзива.

Во-вторых, стоимость оперделяет наличие дополнительных работ или дополнительного оборудования. Например, высечка (тиражная) – также из ряда удовольствий не для коротких тиражей, ведь для нее либо будет задействован режущий планшетный плоттер, либо понадобится тигель, а для тигеля нужно заказывать и изготавливать штамп.

В целом, технология создания упаковки — это цепочка взаимосвязанных факторов, в которых разбирается профессиональный коробочник. И чаще всего коробки «собираются» из известных конструкций. Меняются, как правило, внутренние размеры – длина, ширина и высота. А изобретателей новых конструкций не так уж и много в мире.

ДИЗАЙН-ИЛЛЮСТРАЦИЯ: придание красоты

Оформление всегда налагается на уже готовую развертку. Смысловая часть, как правило, — на лицевую панель (боковую или верхнюю). На других панелях могут быть дополняющие иллюстрации. Также на коробку наносится дополнительная информация: «содержание», производитель, дата и т. п. 


Чертеж развертки небольшой коробочки (создан в программе Impact)
и принцип наложения текста 

Тут иллюстратору необходимо обладать развитым трехмерным воображением, чтобы при создании плоской иллюстрации понимать, где что будет расположено в итоге, что к чему приклеится (вложится) и в какую будет повернуто сторону.

В печать отправляется файл оформления всей развёртки коробки (итоговый формат, как обычно, pdf), поэтому иллюстрации на каждую панель делаются «под размер» панели).

Файл развертки для печати (под колоду карт)
Коллекция Музея уникальных вещиц

Для конструктора: ИМПАКТ (Impact)

Для конструкторов (и вообще производств упаковки) существует программа Импакт (Impact) компании Arden Software. Основная ориентация программы — на технологию производства: разработка развертки с учетом всех необходимых технологических линий (высечка, биговка, перфорация), визуальная проверка в 3D, раскладка разверток на лист, подготовка информации для печати, высечки и даже для бухгалтерии и т. п.

Несомненный плюс, отмеченный Музеем на тестировании программы, очень богатая база библиотек шаблонов - стандартов. Кстати, не только коробочек, но и картонного выставочного оборудования.

Создание многосоставной 3D модели в программе Impact
Презентация: Виктор Миленин
Монтаж: Яков Голуб. Музыка: alex argutin

Стандарт в Импакте означает параметрическую модель, которую он пересчитывает по вашим размерам автоматически. В результате в программе создается развертка коробки (новый проект на основе выбранного стандарта).

Но вообще смысл программы значительно больше: быть установленной в компании и позволять вести проекты сотрудникам всех отделов (менеджемента, технологов, разработчиков, дизайнеров, производства) от начала и до конца.

Презентация: Виктор Миленин
Монтаж: Яков Голуб. Музыка: alex argutin

____________

От Музея: кстати, компания Arden Software предоставляет триал-версии на 3 месяца и бессрочные лицензии для ВУЗов и учебных заведений, обучающих дизайнеров-конструкторов и дизайнеров-иллюстраторов. Наш Музей в 2019 году получил для занятий со своими студентами-волонтерами бесплатную тестовую версию, и это было весьма познавательно, интересно и приятно. Море удовольствия для картонных маньяков (потому что разработчики Импакта — тоже картонные маньяки).

«Развлекаясь с Impact'ом, я вновь поверила во всемогущество программистов», — Анастасия Аргутина, юный дизайнер.

 
______________

Для дизайнера-иллюстратора: ИМПАКТ + ИЛЛЮСТРАТОР (Adobe Illustrator)

Дизайнеру-иллюстратору Импакт позволяет наложить оформление на развертку коробки, сложить ее и создать виртуальный прототип.

Подготовка презентаций в Impact
Презентация: Виктор Миленин
Монтаж: Яков Голуб. Музыка: alex argutin

Само оформление создается, как правило, в программе Illustrator. С прошлого года (с последних версий Импакта — v2019 SP1 — и Иллюстратора) существует объединяющий программы плагин. Он устанавливается в Иллюстратор. (С Импактом плагин взаимодействует из Иллюстратора «по умолчанию».) На компьютере дизайнера должны быть запущены обе программы одновременно. В Импакт создается чертеж коробки (развертка) и создается 3D-слой (модель); а плагин позволяет Иллюстратору «получить» эту развертку.

Следующим шагом дизайнер оформляет в Иллюстраторе развертку и нажимает на панели специальную кнопку, и в Импакте автоматическая обновляются и развертка, и 3D-модель.. Так, в режиме реального времени можно разрабатывать и дорабатывать оформление, проверяя результат...

...Так, сочетая таланты Конструкторов, Иллюстраторов и Программистов, мы получим уютный мир, в котором нам всем так комфортно и радостно жить!..

 
ЖИЗНЬ ГОРОДА
Создатель (Архитектор) Картонный папа. Художник - дочь Творца.
По книге Автора Валько «Папенбург — картонный город»
Фотография из коллекции Музея
Сентябрь, 2021

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!