Рецензия как образ жизни

От Музея: недавно в Музей обратились первокрусники ТГУ, желающие подготовить к изданию книгу начинающего автора: «Где нам найти рецензента? Кто вообще рецензирует книги? И как это делается?» Так как даже маститые авторы, читая романы близких по духу людей, обычно разводят руками: «Не представляю, что написать...», Музей обратился за помощью к профессионалу — писателю, журналисту Елене Хаецкой. Что происходит после выхода книги? В своем эссе Елена Владимировна делится с нами идеальной теорией, личным опытом и реальной практикой.

На обл.: Марк Мракович
Художник: Миран Шильке
Автор текста: Елена Хаецкая

Итак, автор написал роман… 

В той хрустальной башне, которая существует только в моем воображении, писатель пописывает, а читатель почитывает. Издатель соответственно издает, корректор корректирует, редактор – редактирует. То есть каждый занимается строго своим делом. И особенно этим своим делом занимается отдел продаж. То есть ситуация, в которой автор должен совмещать функции писателя, литературного агента, психотерапевта для нервного издателя, рекламщика и танцора с бубнами, как бы представляется ненормальной, но по жизни выходит не как в хрустальной башне, и автор, написавший роман, оказывается в ситуации, когда он (внезапно) отвечает не только за текст книги, но и за то, как она продается.

_______________

«...ситуация, в которой автор должен совмещать функции писателя,
литературного агента, психотерапевта для нервного издателя,
рекламщика и танцора с бубнами, как бы представляется ненормальной...»
_______________

Мы понимаем – там, в хрустальной башне, - что продажи книги зависят и от обложки (шарахаются читатели от обложки или не очень), и от места, куда ее положат или поставят в магазине (найдут ли ее читатели вообще), ну и от рекламы, в которую издатель вложится (или нет). То есть от самого автора тут практически ничего не зависит.

Но кое-что можно сделать, если душа болит и действительно хочется, чтобы книга встретила своего читателя. 

Это рецензии.

Опять же в идеале рецензии организует издательство, а автор только читает их в утренней газете, похрустывая круассаном. Причем в золотой век журнала «Питерbook» так и было. Журнал этот выходил при книжной ярмарке в ДК им.Крупской, много лет на бумаге, потом еще в электронном виде, позднее его заменили на сайт с рекламой новинок, а рецензентов оттуда убрали за ненадобностью. 

Как это было в идеале. В издательстве выходило несколько новых книг. Человек из отдела продаж привозил что-то, что хотелось прорекламировать отдельно, в редакцию журнала. В редакцию приходили – выпить кофе и поговорить о судьбах литературы - рецензенты, разбирали книги, читали их и писали рецензии, которые публиковались в журнале. Читатель читал журнал (а он его читал!) и получал необходимую информацию.

Здесь важен еще такой момент: информация берется читателем не только из собственно текста рецензии, но и из сопутствующих факторов, не всегда отчетливо уловимых: например, из стиля, которым написана рецензия (когда человек вымучивает из себя похвалы, это заметно), из размера рецензии (когда есть о чем поговорить, рецензия длиннее), да просто из фамилии, которой подписан текст, потому что постоянные читатели журнала уже знали, с кем из постоянных рецензентов они совпадают во мнении, а с кем расходятся.

Кто такой рецензент и где его берут?

К рецензенту, в общем-то, приходят случайно. Это может быть чья-то рекомендация, а может быть – просто личная инициатива. Нужно просмотреть работы тех, кто пишет давно и активно, найти созвучных себе авторов, обратиться к ним лично. Предложить оплату. Спросить – где человек может опубликовать свой отзыв.

Могу привести как очень хороший пример свое многолетнее сотрудничество с издательством «КомпасГид»: мне, в числе прочих, известных как «журналисты», ежемесячно присылали пресс-релиз и предлагали выслать файлы новинок. Я выбирала заинтересовавшие меня книги, получала файлы, читала, отписывалась. Публикации выходили на сайте LiveLib, на книготорговом сайте «Лабиринт», что-то забирали, наверное, к себе и компасгидовцы, это я уже не отслеживала.

Да, сейчас рецензент должен иметь еще и собственную площадку для публикаций. Чем больше площадок и чем они шире, тем дороже рецензент и тем больше смысла к нему обращаться.

Как выглядит рецензия.

В принципе, наверное, то, что мы называем «рецензиями», - это, скорее, отзыв, вольное сочинение на тему «про что книжка». Основная цель подобного материала (в идеале) – помочь читателю найти свою книгу. Рассказать — о чем она, как она написана, какие мысли и чувства пробуждает, какие в ней могут быть подводные камни (например, я всегда предупреждаю, есть ли в тексте гибель животных, для меня это сильный триггер). Но это в идеале.

На практике уже довольно давно введены «облегчающие» восприятие рецензий технические требования: необходимо указывать – на что похожа книга, ставить рейтинговые звездочки (8 из 10 баллов), в начале полужирным выделять тему книги. Собственно текст с личными впечатлениями рецензента сокращается, становится все меньше и меньше. И в конце концов из подобной унифицированной «рецензии» невозможно уже понять практически ничего.

На что похожа книга? Но это лишь личные ассоциации Васи Пупкина, который внезапно решил, что «Властелин Колец» похож на «Камни Шаннары». А что? И там, и там – артефакт, вокруг которого все крутится. А что «Камни» довольно примитивны и переведены суконным языком – это как бы дело второе. Однако для читателя, возможно, как раз важны сложные, интересные характеры и красивый слог. И в этом отношении «Шаннаре» до «ВК» как до звезды. Поэтому подобные рецензии – хотя в них вроде как максимально структурирована информация – на самом деле вообще не информативны. Их единственная цель – сообщить, что вышла такая-то книжка. С выбором это не поможет.

Тут мы подходим к такому противоречию. Читатель хочет, чтобы ему дали хотя бы приблизительно понять: будет ему эта книга интересна или нет. Авторы же рекламных рецензий, работающие иногда на магазин, иногда на редакцию, преследуют другую цель: им надо книгу продать. Впарить, втюхать. Девять звездочек из десяти! (Если написать «десять из десяти» – могут не поверить). Похоже на пять совершенно разных шедевров мировой литературы! Новинка, не пропустите!

В хорошей рецензии будет обсуждаться в первую очередь проблематика книги, будут затронуты такие темы, как стиль, позиция автора, впечатление, которое производят герои. Рецензии такого рода можно видеть на сайте LiveLib – социальной сети читателей. Хотя там пишут не профессионалы, но можно хотя бы получить реальное представление о книге. Кстати, там можно найти и профессионалов и предложить им сотрудничество.

Может ли автор сам выступить рецензентом собственной книги?

Что касается вопроса – может ли автор сам выступить рецензентом собственной книги? – я бы сказала: нет. Автор может еще написать аннотацию, да и то со скрипом. Рецензия – это всегда взгляд со стороны. В лучшем случае – анализ текста, в обычном – эмоции, вызванные этим текстом. Я считаю абсолютно лукавым высказывание «Мы пишем те книги, которые хотели бы прочитать». Нет, дружочки, вы пишете те книги, которые вы хотите написать. А когда вам хочется читать, вы ищете книгу, написанную кем-то. Это разные состояния интеллекта и души – чтение и написание. Поэтому и увидеть со стороны, проанализировать собственное творение вы не можете. Или сможете - лет через тридцать, но тогда уже поздно будет пить боржоми.

Максимум, на что способен автор в отношении своей книги, - это сочинить рекламный текст. Но это, опять же, не его задача, этим должны заниматься те, кто книгу продает. А то вечно так: про «Муму» написал один, а памятник поставили другому.

[ноябрь, 2021]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!