ТСД ДП : 1 : ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ издательского и полиграфического дела: термины, значение, применение

От Музея: «Технология создания документов: допечатная подготовка» — новый курс для подготовки технических редакторов, технологов, художников, дизайнеров-верстальщиков, ведущих редакторов, а также увлекательный материал для всех заинтересованных в книгоиздании лиц.

Текст: Аня Амасова
Академическая база: Ревякова О. Н.
Иллюстрации: коллекция Музея

БЛАГОДАРНОСТИ:
людям, без которых ничего бы этого не было

Автор текста благодарит канд. тех. наук, доцента Ольгу Николаевну Ревякову, в течение 36 лет преподававшую в Университете Печати им. Ивана Федорова, а после, до 2021 года, — в Московском Политехническом Университете (кафедра «Технология и управление качеством в полиграфическом и упаковочном производстве»), за переданные в Музей уникальных вещиц лекции своего курса для технических редакторов, технологов и верстальщиков по дисциплине «Технологии обработки текстовой информации», с любезным разрешением осовременить и дополнить, чтобы донести новым студентам. Именно они легли в основу этой и, надеюсь, последующих лекций. Ее руководителем и Учителем в свою очередь была Людмила Александровна Волкова — самый крупный, уникальный специалист по Технологии Обработки Текстовой Информации в России.

Также выражаю бесконечную благодарность консультантам, поделившимся опытом, знаниями, временем:
Ирине Сулаковой (руководитель технической службы, АО «Первая Образцовая типография»), Оксане Ивановой (экс. начальник производства, типография «Аркол»), Перовой Галине Викторовне (директор департамента статистики печати, «Российская Книжная Палата» (РГБ)), Анастасии Аргутиной (технический редактор, издательство «Астрель-СПб» (АСТ)), Наталье Александровне Мяготиной (экс. зав. производственного отдела издательства «Наука»), Павлу Савченкову (экс. зав. технической редакции издательства «Северо-Запад»), специалистам издательства «Азбука», Александру Шмакову (типография «НП-Принт», издательство «Гудвин»), Петру Щёголеву (издательство «Аркадия») и Кириллу Морозову (образцовый студент-испытатель, кафедра книгоиздания и редактирования НИ ТГУ).

ЛЕКЦИЯ 1. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
издательского и полиграфического дела
(термины, значение, применение)

Экземпляр * Печатный лист * Доля листа * Полоса * Формат издания * Формат полосы * Полоса набора * Тетрадь * Условный печатный (приведенный) лист

Издательское дело — место пересечения самых разнообразных отраслей: информация, искусство и дизайн здесь соседствуют с полиграфической, бумажной и химической промышленностью, последние связаны с машиностроением, а первые — с культурой, торговлей и экономикой... А ведь есть еще задачи средне-специального и высшего образования — подготовки специалистов и руководящих кадров! И — задачи науки, где одна из первых: дать определения и разъяснения к терминам, чтобы все мы, такие разные, лучше понимали друг друга!

В первую очередь рассматриваем издательские единицы измерения, объединяющие редакционно-издательские и полиграфические процессы (и отчасти затрагивающие статистику печати в РФ). Вот почему для создания этой лекции были привлечены представители от разных сторон: науки и высшего образования, типографий, издательств и статистики.

ЭКЗЕМПЛЯР — ед. изм. для изданий (одна книга, один журнал…).

Эта единица измерения уникальна тем, что, применяясь в производстве и статистике, не включена в Общероссийский Классификатор Единиц Измерения (ОКЕИ). Видимо, издания, измеряемые такой единицей, не рассматриваются как экономическая деятельность — то ли дело «тысяча экземпляров» (код ОКЕИ 970) или «миллион экземпляров» (код ОКЕИ 808)! Из-за чего в реальной практике экземпляры присутствуют в выходных данных и статистике печати, однако отгрузочные накладные вынуждены измерять издания «в штуках».

ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ ед. изм. — площадь печати, равная либо одной запечатанной стороне бумаги какого-либо полиграфического формата (преимущественно — традиционного полиграфического формата); либо двум запечатанным сторонам половины формата.

Важно! Формат печатного листа — это не размер физического листа бумаги (который может быть как «в формат», так и больше формата, и даже вообще никаким не листом, а огромным рулоном — при ролевой печати), а именно площадь печати.

[Пояснение. Традиционный, или классический, полиграфический формат — действующая система форматов изданий по ГОСТ 5773-90 (т.е. созданного в 1990 году на базе стандартов СССР, разработанных еще в 60-х), которая привязана к традиционным для того времени размерам, объединявшим бумажную, машиностроительную, полиграфическую и книгоиздательскую отрасли страны. Иногда вы встретите понятие «стандартный формат» — оно как раз об этом, здесь «стандартный» — в значении «имеющий отношение к описанному в ГОСТе», а можно ошибочно подумать, что «типовой» или, того хуже, «образцовый». За семьдесят лет многое изменилось — наряду с «советской классикой» появились международные стандарты бумаг, зарубежные полиграфические машины, новые способы печати и необычные, но уже ставшие типовыми, форматы изданий…]

_______ Историческая справка _______

Единица измерения «печатный лист» ранее, в условиях «госплана СССР», применялась для отчетности издательств (и принадлежащих им типографий) об объеме выпуска «натуральной издательской продукции».

Издательство «Название» выполнило месячный план
По названиям: Х изданий
По тиражам: Y экземпляров
По объемам:
- в учетно-издательских листах — 000 уч.-изд. л.
- в печатных листах — 00 печ.л.

- в условных печатных листах — 00,0 усл. печ. л.

Ныне подробную статистику в РФ, конечно, не собирают (хотя в некоторых странах, например, в Китае, многое актуально до сих пор). Однако в отличие от других статистических единиц, которые вам никогда не пригодятся, вроде учётно-издательского листа, печатный лист по-прежнему имеет и статистическое применение, и практическое значение.

_________________

Поэтому подробнее:
Печатный лист — единица измерения, связанная с запечатываемой площадью физических объектов разных размеров (листами бумаги для листовой офсетной печати и рулонов бумаги — для ролевой). Так как речь идет именно о площади, «печатным листом» равно будут являться и любой формат, запечатанный с одной стороны (А), и половина этого же формата, запечатанная с двух сторон (А и Б).

Пример: традиционный формат 84х108 в 32 долю
ВВЕРХУ: 1 печатный лист, формат 84х108, печать с одной стороны
ПОД НИМ: 1 печатный лист, полуформат (84х54 см), печать с двух сторон
ВНИЗУ: 1 печатный лист для ролевой печати
(условная схема — для понимания, что в реальности это вообще может быть никакой и не «лист»)

Но — сколько на этом печатном листе помещается страниц? Каких размеров? На эти вопросы отвечает другая единица — доля листа.

ДОЛЯ ЛИСТА — количество полос, на которые «делится» печатный лист. «По классике»: в 8-ю долю, в 16-ю, в 32-ю. Дополнительный современный: в 24-ю долю.

ПОЛОСА — единица измерения для страниц издания.

Один печатный лист формата 70х100/16 (перевод: на запечатанной площади 70 см на 1 метр в 16-ую долю) содержит 16 полос (страниц книги). То есть в реальном (физическом) мире при двухсторонней печати на одном бумажном листе традиционного полиграфического формата помещается два печатных листа. На половине формата — один печатный лист. А на листе бумаги площадью в два формата — четыре печатных листа.

Пример: формат печати 70х100/16
Бум. лист 72х104 см, печать 1+1 = 2 печ. л. 70х100/16 = 32 стр.
½ бум. листа 72х104 см, печать 1+1 = 1 печ. л. 70х100/16 = 16 стр.
Бум. лист 140х100 см, печать 1+1 = 4 печ. л. 70х100/16 = 64 стр.

Т.о. на одном печатном листе количество страниц всегда равно доле листа. А уж сколько печатных листов на одном физическом листе — зависит от размера последнего.

Воображение и мультик «Жадный богач», где портной сшил заказчику из куска шкуры семь шапок («ну о-очень маленьких!»), должны вам подсказать, что формат издания в 1/16 долю крупнее формата в 1/32 долю, но меньше формата в 1/8 долю, а формат в 1/24 долю будет к тому же квадратным.

Половина физического листа 72х104 см, отпечатанная с двух сторон, = 1 печ. л.
(На изображении — одна сторона листа с раскладкой 12 полос).
Формат издания: 70х100/24

Доля листа важна для редакционно-издательской допечатной подготовки тем, что определяет дообрезной формат издания.

Формат издания. Термин имеет два значения:

1. ФОРМАТ ИЗДАНИЯ (полиграфический). Размер блока издания по высоте и ширине формата запечатываемого листа с указанием его доли (для газет иное!), имеющий вид: А * B / D,
где А — в см — высота листа, B — в см — ширина листа, D — кол-во — доля листа.

Пример: 70х100/24, 60х90/16 и т. д.

Такая единица измерения дает нам лишь приблизительное представление о физическом размере итогового издания.

2. ФОРМАТ ИЗДАНИЯ (физический). Размер блока издания по высоте и ширине, имеющий вид: А * B (в мм) = по знач. Формат полосы

…дообрезной — до обрезки блока с трех сторон — операции, которую необходимо учитывать при оформлении полос иллюстрациями с вылетами за обрез.

…обрезной — после обрезки блока с трех сторон, т.е. реальный итоговый размер готового блока издания, вариативный в пределах дообрезного формата.

Наглядная сравнительная таблица на популярном формате
(для закрепления терминов)

Формат печатного листа, в мм Доля листа Формат издания (полигр.) Формат издания традиционный
дообрезной, в мм
Формат издания традиционный обрезной *,
в мм
600х900 8 60х90/8 225х300 от 205х275 до 220х290
  16 60х90/16 150х225 от 132х205 до 145х215
  32 60х90/32 112,5х150 от 97х130 до 107,5х140

Если вы хотите самостоятельно узнать классический дообрезной формат, долю листа надо разложить на 2 самых больших множителя. Потом ширину печатного листа в мм делят на бОльший множитель, так получается высота тетради, а длину — на меньший множитель — получается ширина тетради.

Пример для формата 70х100/16.
Множители для 16-й доли — 4 и 4 (получились одинаковые).
Ширина листа в мм — 1000. Делим на больший множитель 4, получаем высоту тетради 250.
Длина листа в мм — 700. Делим на меньший множитель — здесь тоже 4, получаем ширину тетради: 175.

В случае 32-й доли множителями будут 8 и 4, при 8-ой — 4 и 2.

Если после этого хотите самостоятельно вычислить, какие у вас экономичные варианты по обрезному формату, то в современном мире обрезается:

а) «по классике» — с трех сторон по 5 мм;
б) с двух сторон («голова-хвост») — по 5 мм, а по третьей стороне — 10 мм;
в) современное оборудование позволяет обрезать в «голове и хвосте» по 3 мм, а третью сторону — 5 мм.

_______ * Интересно _______

Если раскладывать доли на реальный (физически существующий) бумажный типографский лист ровно такого же размера, что и традиционный формат, то общая занятая под печать площадь — печатный лист — окажется меньше!

Почему? При печати на физическом листе размещаются не только страницы книги, но и разные технологические метки, которые необходимы типографии при печати и для послепечатной обработки. Среди таких меток чаще всего встречаются:
- «кубики» для измерения оптической плотности печатного слоя;
- растяжки с градацией цветов;
- кресты для приводки изображения;
- метки черновой и чистовой порезки;
- метки фальцовки;
- данные о номере наряд-заказа, тираже, красочности и пр.

Помимо меток на листе всегда остается пустое незапечатанное место внизу листа — это клапан, за который разные механизмы хватают лист для печати и перемещают его в машине. Таким образом, на традиционном бумажном печатном листе формата 700х1000 под «полезную» запечатку остается максимально всего 683х986, а то и еще меньше!

_______________

В издательско-редакционной практике важно:

1. Доля листа и размер печатного листа определяют классический дообрезной формат полосы, — это главное! Только зная дообрезной формат, вы можете начать размышлять о физических размерах (в см и мм) планирующихся к тексту иллюстраций, о размерах наборной полосы, полей, расположении колонцифр и колонтитулов…

ПОЛОСА НАБОРА — ширина и высота текстового фрейма без полей вокруг, т. е. площадь запечатываемой части страницы издания, определяющаяся на основе формата издания и варианта оформления.

2. Доля листа определяет кратность итогового количества полос в (разумном и экономичном) полиграфическом издании: общее количество полос должно быть кратным если не целой доле, то хотя бы ее половине. Можно предположить, что общая кратность полос среднеформатных изданий — 16 (допустимо — 8) полос, мелкоформатных — 32 (16). Зная размер листа и долю, вы можете начать проектировать дизайн и верстку книги. Идеально ориентироваться при офсетной полиграфической печати на кратность 16. Для ролевой печати (учитывая особенности устройства фальц. аппарата) — 32 (впрочем, и тут в зависимости от оборудования и формата издания от типографии к типографии возможны разные варианты!).

Преимущество «кратности 16 полосам» в полиграфии: тетради по 16 полос (в отличие от тетрадей по 32 полосы) обеспечивают плотный и крепкий блок, не пухлый и без морщин («петухов»), хорошую раскрываемость, удобство на шитье.

3. Печатные листы и доли листа важны для производственных, бумажных и плановых отделов крупных издательств (реже — небольших), чтобы понимать, сколько и каких материалов необходимо закупить для полиграфического производства, какой величины расходы заложить в бюджет...

_______ Дополненная реальность _______

Каждое полиграфическое предприятие мыслит долями своих бумаг, машин и печатных листов: в последние годы появилось новое полиграфическое оборудование, а вместе с ними — и «нетрадиционные» для советской печати форматы. Например, из форматов печатных листов по международному стандарту ISO 216 вполне применяются для полиграфии серия А (А1 (594х840), А2 (420х594), А3 (297х420)), серия B (B1, B2), а в некоторых странах вроде Китая — даже серия С. (Однако все эти форматы снова относятся к форматам отпечатанных изображений, а не к размерам самих листов бумаги для печати!) 

Кроме того, полиграфическому оборудованию для печати газет вполне находится применение в целях книгоиздания, что также вводит в книжный мир непривычные форматы... 

Поэтому в реальном мире:

а. Профессиональная подготовка книги предполагает, что дизайн макета, верстка и планирование иллюстрирования происходит после того, как определены типография (ее выбор часто зависит от совокупности таких факторов, как тираж, цветность и способ печати), печатное оборудование и его размеры, бумага, размер печатного листа, доля листа, дообрезной и обрезной формат издания. (И самое главное для иллюстрированных изданий — на чем печатаем? Потому что цветокоррекция делается в соответствии с цветовым профилем конкретной бумаги.)

б. Каждая печатная машина предполагает свой максимальный формат печатного листа. Мысль, что печать форматов, например, 60х90 выгодно печатать в типографиях, где есть машина именно на формат 60х90, верна… Однако не следует забывать, что отклонения в размерах формата бумаги от классических форматов печатных листов или от площади печати печатной машины не важны (а иногда и предпочтительны).

Например: многие типографии используют для печати популярную бумагу формата 72х104 см, которая абсолютно подходит формату печатного листа 70х100 см, как раз оставляя свободное место под технологические метки.

А некоторые современные офсетные машины осуществляют печать на очень крупных листах, например, 1400х1000 мм (Парето-Принт, Тверь) или 1640х1120 мм (Первая Образцовая, Чехов), что на самом деле полностью совпадает с традиционными форматами 70х100 или 84х108 см — просто умноженными на два… И получается, что это еще более экономичный способ печати, потому что и печатная форма — самый дорогой элемент в себестоимости офсетной печати — имеет тот же «двойной» размер.

К тому же, каждая листовая офсетная печатная машина может печатать и на листах меньше своего размера (до полуформата). Например, печатные машины 1-го формата с максимальной площадью печати 730х1050 («Аркол», Ростов-на-Дону) печатают на листах совершенно разных форматов, начиная от 600х700...

в. Появилось много «околоформатных» изданий — даже при печати на традиционных форматах бумаг, — так как разница в стоимости из-за отходов бумаги (особенно на небольших тиражах) для некоторых несущественна.

г. Самые важные параметры для большинства малых и средних редакций и издательств, которые им важно получить от типографиидообрезной формат и каким «от-до» может быть обрезной, чему должна быть равна кратность полос и (в случае полноцветного издания) какой цветовой профиль использовать.

д. Самый важный параметр для типографий, который им важно получить от издающей организациифизический размер обрезного формата в мм: Ширина * Высота. В современной практике, из-за всех этих расхождений и разночтений, а также массы «неквалифицированных заказчиков», многие менеджеры типографий даже не оперируют в общении с ними форматами и долями. 

____________________

Практика. Форматы в выходных сведениях

В выходных сведениях издания (чаще всего — в нижней части последней полосы) профессиональные издатели и издающие организации по-прежнему указывают традиционные форматы и доли, руководствуясь существующим ГОСТом 7.0.4-2020:

«5.20. Выпускными данными непериодического издания являются:
дата подписания в печать; формат бумаги и доля листа; объем издания в условных печатных листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; наименование (имя) издателя и его почтовый адрес; наименование полиграфического предприятия и его почтовый адрес».

Как же поступают на практике, если издание по формату не является классическим? В настоящее время — «по-разному». Профессионалы книжного дела, уверенные, что слова имеют значение и в мире важна точность, указывают реальные форматы бумаги (!): 60х88/16. Профессионалы книжного дела, уверенные, что точность сейчас никому не нужна, а в словах не обязательно присутствует смысл, «притягивают» формат к ближайшему традиционному формату изданий (т.е. печатных листов): 60х90/16.

_______ Историческая справка _______

И ГОСТ, и практика сложились еще в советское время, давая информацию для органов госбезопасности (физический адрес типографии, номер заказа, чтобы изъять формы какого-то запрещенного тиража, например) и для статистики, которая учитывалась в экономике и промышленности для принятия решений.

В реальной жизни эти сведения интересны для статистики РКП (Российской Книжной Палаты), которая реально учитывает из них только: а) форматы (хотя и не до конца ясно, чего именно) и долю листа, б) размеры тиражей, в) название и город типографии. Также важны для статистики: г) количество страниц, д) год выпуска, ж) название и город издателя, но эти данные берут из библиографического описания. (Подробнее о практике статистического учета — немного ниже.)

Кстати, китайская практика выпускных данных предполагает четкое указание и формата используемой бумаги, и количества реально используемых ее листов (объемов) для книги, и физические размеры обрезного формата и даже толщины корешка!

____________________

ТЕТРАДЬ — один сфальцованный запечатанный бумажный лист или его фрагмент, предназначенный для дальнейшей брошюровки.

С пониманием термина «тетрадь» часто возникает путаница из-за множества описаний тетради как «сфальцованного печатного листа» — ведь термин «печатный лист» имеет для нас вышеописанное значение и является именно единицей измерения, а не реальным физическим объектом. Либо воображение подкидывает нам доли листа как единицы измерения количества полос в одной тетради, что, увы, не является правдой. Поэтому давайте знакомиться с практикой. Которая в этом месте делится на два способа полиграфической печати: листовую печать (на предварительно нарезанных листах) и ролевую печать (с роля бумаги).

ЛИСТОВАЯ ПЕЧАТЬ

Количество полос в тетради не имеет абсолютно прямого отношения к доли листа, а определяется:
- грамматурой (плотностью) бумаги.
- схемой фальцовки (складывания),
- раскладкой полос,
- форматом печатной машины,
- количеством страниц в книге.

В зависимости от совокупности этих параметров любой формат в любую долю может быть сфальцован на 8, 12, 16, 24 или 32 и т.д. полосы, так что количество страниц в тетради при одной и той же доле листа может быть разным.

Раскладка в формате 84х108/16 на 2 тетради по 24 полосы
для печатной машины Рапида 164 с форматом печати 1640х1120 мм

_______ Дополненная реальность _______

Пример для формата 84х108/16
Дано. Печатная машина Рапида 164, формат печати 1640х1120 мм
На этом бумажном современном листе располагаются 4 печатных листа 84х108/16.
Т.к. 16х4=64 — то общим счетом на этом листе 64 страницы, по 32 на каждых двух печатных листах (по 16 — на одном печ. листе).
Вопрос: Какой будет по объему тетрадь?

1. Бумага 80 граммов на метр
Поскольку бумага всего 80 г, то можно качественно сфальцевать — без морщин в головке тетради — 32-х страничную тетрадь. Лист режут пополам, и после фальцовки обеих половинок получается две 32-х страничные тетради.

2. Бумага 100 граммов на метр
Такую бумагу сложить в 4 сгиба для получения 32-х страничной тетради без морщин невозможно! Поэтому лист режут на 4 части, а следовательно после фальцовки получаются четыре 16-ти страничные тетради.

Раскладка формате 84х108/16 на 4 тетради по 16 полос
для печатной машины Рапида 164 с форматом печати 1640х1120 мм

3. Бумага 170 граммов на метр
Тот же формат будет фальцеваться уже в 8-ми страничные тетради — получится восемь тетрадей по 8 страниц.

NB! Кстати, для практики и бюджетирования издания следует помнить: издания меньшей кратности занимают больше машинного времени на шитье блока, что гарантирует удорожание полиграфической стоимости по отношению к большей. (При 160-полосном издании, состоящем из тетрадей по 16 полос, необходимы затраты на машинное время для сшивки 10 тетрадей, а при тетрадях по 8 полос — 20-ти.)

РОЛЕВАЯ ПЕЧАТЬ

Однако старые учебники все же не врали, описывая «тетрадь» как «сфальцованный печатный лист»: соответствие долей количеству полос в тетради действительно существовало и кое-где существует до сих пор: на советских машинах для ролевой печати (т.е. при печати не на листах, а «с роля»). Эти машины сохранились в некоторых типографиях и продолжают печатать относительно крупные тиражи, и действительно, при печати формата в 1/16 долю после рубки в 1/2 формата и фальцовки выходит 16-ти страничная тетрадь, а при печати в 1/32 — 32-х страничная. Однако это частный случай совпадения доли и страничности при печати на машине одинарной ширины и определенной рубки

_______ Дополненная реальность _______

Этот «частный случай» даже нельзя считать свойственным ролевой печати «в общем», так как современные ролевые машины имеют двойные ширины и двойные объемы, поэтому на них при печати в 1/16 долю выходят сразу две 32-х страничные тетради!

___________________________

Подводя итог разъяснениям термина «печатный лист», можно обратить внимание, что это одновременно и практическая вещь, крайне важная для понимания всеми участниками редакционно-издательского процесса и допечатной подготовки изданий, но в то же время единица, не вполне соответствующая реальности, существующему физическому миру, — так и хочется добавить перед термином словечко «условный»! Однако делать этого ни в коем случае нам нельзя: термин «условный печатный лист» является самостоятельным и существует — в редакционно-издательской и статистической практике (в типографиях он чаще звучит как условный приведенный лист).

УСЛОВНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ (ПРИВЕДЕННЫЙ) ЛИСТ — единица измерения объема издания, где любые форматы приводятся к размеру печатного листа формата 60х90.

Как именно приводится? Грубо говоря, отвечая на вопрос «Сколько это было бы печатных листов формата 60х90»?

Для вычисления условных печатных листов площадь формата издания — S1 (допустим, 84х108=9072) необходимо поделить на площадь формата 60х90 — S2 (60x90=5400), так получается переводной коэффициент — K, который в свою очередь необходимо умножить на количество печатных листов: т.е. общее число страниц, поделенных на долю листа, — V.

K = S1 : S2
V = кол-во стр. / доля листа
Усл. печ. л. = K x V

В практике усл. печ. л. используется в статистике печати РФ (ее ведет РКП — Российская Книжная Палата) для измерения количества условных печатных листов-оттисков в тираже издания (на основании сведений о формате издания и доле, указанных в выходных сведениях издательством) и соответственно: указывается издающими организациями (во исполнение ГОСТ) в выпускных сведениях книг, однако — в расчете на 1 экземпляр. 

Для расчета условных печатных листов в реальном мире используется две формулы. Одна — редакционно-издательская — использует коэффициент приведения. Вторая — статистическая — каждый раз вычисляет коэффициент заново.

В реальной практике для классических форматов существует Таблица коэффициентов. Однако любой коэффициент, как вы уже поняли, легко рассчитать и самостоятельно.

Для закрепления:
Коэффициент приведения получается в результате деления площади используемого печатного листа на площадь печатного листа формата 60х90 (=5400). Пример: площадь печатного листа формата 60х70 равна 4200, чтобы найти коэффициент для формулы, 4200 делим на 5400 и получаем 0,78.

_________________

Практика. Расчет условных печатных листов

- в издательствах для выходных сведений, на 1 экз.

Формула расчета:

x = (a/b)*c, где:

x - вычисляемый объем условных печатных листов,
a - количество полос в книге
b - доля листа,
c - коэффициент формата.

Пример: книга объемом 320 полос формата 84х108/32 (коэффициент приведения 1,68). (320/32)*1,68=16,8 усл. печ. л. Если бы стояла задача пересчитать объем на тираж (например, 2000 экз.), то надо было бы сделать дополнительное арифметическое действие: 16,8*2000=33600 усл. печ. л.-отт. на тираж.

- в отделе статистики печати РКП для стат. данных РФ, на тираж

Количество в издании условных печатных листов-оттисков — третий столбец данных любой стат. таблицы Российской Книжной Палаты. Отдел статистики РКП считает эту единицу измерения всегда самостоятельно, используя в формуле из выпускных сведений и библиографической записи три параметра: полиграфический формат издания (с долей), кол-во страниц и размер тиража.

Формула расчета:

a = (( b / d ) x ( c / 5400)) х e, где:

a – вычисляемый объем в печатных листах-оттисках
b – объем издания в страницах
с – площадь листа бумаги в см2
d – доля листа
e – общий тираж издания в тыс. экз.

Пример с тем же изданием 320 полос формата 84х108/32 тиражом 2000 экземпляров.

((320/32)×((84×108)/5400))×2000 = ((10×(9072/5400))×2000 = (10×1,68)×2000 = 16,8×2000 = 33600 усл. печ. л.

По двум этим формулам видно, что отдел статистики делает то же самое, что и издательства, но коэффициент приведения вычисляет каждый раз заново. Плюс ему необходима цифра в пересчете на тираж.

___________________

Как эта единица измерения применяется в экономике, специалисту-практику понять трудно. На практический и рациональный взгляд, в существующей реальности она не несет никакого смысла, так как не сообщает ровным счетом ничего — ни о реальных размерах и объемах листов бумаги, использующихся для печати в РФ, что, возможно, могло бы пригодиться в бумажной промышленности, ни о, допустим, использовании того или иного печатного оборудования какого-то формата, что могло бы пригодиться в машиностроении, ни об объемах и эффективности книгоиздания… Однако, в отличие от экземпляров, не существующих как экономическая единица, учетно-печатные листы хотя бы в экономике есть! И, надо признать, рассчитывать их увлекательно и интересно…

[13 января, 2024]

События

02.02.2025
Результаты новогодне-музыкального конкурса Музея для библиотек: лучшее исполнение, победители и книжные призы
22.12.2024
Пятнадцатый дайджест Музея - собрание лекций, статьей и других материалов Музея за четвертый квартал 2024 года.
17.12.2024
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — иллюстратор Максим Митрофанов, поп-ап-техника Оксаны Ивановой, издательство АСТ — получила ЗОЛОТОЙ ТИТУЛ за выдающуюся детскую книгу от Hong Kong Printing Awards (Гонконгская премия печати)!
16.12.2024
Разъяснения Минцифры России о регистрации в Роскомнадзоре страниц/каналов социальных сетей с числом подписчиков свыше 10000, обзор основных изменений (с 1 января 2025 года) в законодательстве для информационной отрасли.
12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!