2000 часов, или КАК СОЗДАЕТСЯ ШРИФТ

От Музея. В ходе Межотраслевого (почти межгалактического) Конгресса «ШРИФТЫ и КНИГИ» Музей побывал этой осенью в гостях у компании «ТайпТайп» (TypeType) — российского разработчика шрифтов.

В их уютном офисе (с изразцовой печью, резными шахматами, креслами-подушками и шоколадными конфетами) на Большом пр. П.С., познакомился с двумя ее симпатичными правителями и не менее симпатичной командой, насладился видами Стены Достижений — с этапами разработки гарнитур, ставших мировыми бестселлерами. И особенно восхитился евро-монетой 2014 года, где используется бесплатный шрифт, созданный со-основателем и техническим директором ТайпТайпа, Иваном Гладких.

Кроме этого Иван Гладких читает лекции в ВШЭ и любезно согласился прочесть для нашей Конференции открытую лекцию о шрифтах, о том, что представляет собой процесс их создания и семи этапах разработки.

Лектор: Иван Гладких (на фото)
Гостила и записала для вас: Аня Амасова
Расшифровка и набор: Юлия Симкина
Подбор иллюстративных материалов: Павел Мурашов

Российские компании — разработчики шрифтов

В России существует две шрифтовые компании. Одну из Москвы вы уже знаете, вторая — в Петербурге — мы. [Парайтайп в Москве и ТайпТайп в Санкт-Петербурге. — Прим. ред] В общем и целом мы очень похожи по штату людей, но отличаемся по структуре и принципам работы.

У Паратайпа изначально большая библиотека шрифтов, доставшаяся им исторически. А мы — производственная компания: мы сами придумали все, что рисуем, и хотим делать лучшие шрифты в мире. На сегодняшний день у нас 75+ гарнитур. Каждая гарнитура — это, условно говоря, 18 шрифтов от супер тонкого до жирного, плюс наклонная версия. В шрифте может быть 500 знаков, может быть 1500 знаков — зависит от ситуации, от шрифта, от того, чего мы хотим добиться.

Каждый год мы совершенствуем свои навыки в отдельных направлениях. Чтобы выпускать шрифты часто, много и хорошо, мы разделили процесс их создания на несколько разных этапов.

1 этап. Исследование

Первый этап — это всегда исследование. Чтобы нарисовать что-то новое, необходимо вложить огромное количество денег. Создание шрифта занимает от 300 человеко-часов до 2000 человеко-часов. Для сравнения: средний год работы без больничных и отпусков — 1700 человеко-часов. То есть фактически мы должны вложить в стоимость шрифта от четырех месяцев до года+ работы одного человека (хотя, понятно, что эти часы разложены на разных людей и реального времени занимает немного меньше). Это очень дорого для проекта, когда не понимаешь, каким будет результат, ведь деньги начнут приходить только после того, как создадим и выложим это.

Поэтому, прежде чем нарисовать что-то большое и затратное по ресурсам, мы делаем маркетинговые исследования по рынку, анализируем, что есть у конкурентов, проводим творческие исследования, смотрим, чего не хватает в кассе у наших шрифтов, что есть у конкурентов и отсутствует у нас.

2 этап. Рисунок основного шрифта

После того как мы получили какое-то внутреннее обоснование, рисуется некий основной шрифт, который будет являться для гарнитуры «титульным». Как правило, это что-то среднее и самое ходовое, типа регулярное медиум начертание, потому что дизайнеры не используют все 18 шрифтов гарнитуры, а покупают какой-то диапазон — регулярное, жирное, наклонное, жирно-наклонное, так называемую «золотую четверку» — Regular, Italic, Bold, Bold Italic.

Как случайно создать мировой бестселлер

У нас есть шрифт TT Commons Pro — это просто гротеск, то есть без засечек. Мы делали его для своих целей и не планировали его продавать, он случайно попал в продажу, и это один из 50-и самых популярных шрифтов в мире, самых продающихся в настоящий момент.
Дело было так: дизайнер разработал для нас фирменный стиль, нарисовал шрифт, мы его собрали, поняли, что он крутой, разместили первые материалы на сайте... А у нас спрашивают: «Где купить?»
«О, "купить"!» — воскликнули мы и доработали гарнитуру. Когда мы ее выпустили, она тут же стала популярной и улетела в ТОП. Кучу лет мы успешно продавали этот шрифт: изначально было 18 начертаний, потом их стало 20, потом — 22, а к настоящему времени их уже 69... В прошлом году полностью его перерисовали: для того чтобы шрифт оставался в ТОПе мы должны его все время обновлять, добавляя либо языки, либо начертания, либо гарнитуру.

3 этап. Процесс отрисовки

Дальше начинается длительный процесс отрисовки, который занимает от нескольких месяцев до полутора лет.
Сначала рисуем основное начертание: уделяется внимание пропорциям, отдельным знакам, каким-то особенностям — арт-директор и старший дизайнер все это подправляют.

Завершив основное, рисуем тонкое начертание — это очень светлое начертание, нарисованное с волосок. Если шрифт с каким-то контрастом, то в нем контраст практически пропадает.

Когда мы смотрим на шрифт, мы воспринимаем его как баланс черного и белого. Регулярное начертание — это что-то среднее между черным и белым. Когда мы смотрим на жирное начертание — это черное на белом. Когда смотрим на светлое начертание — там доминирует белое. То есть это немного разные конструкции с точки зрения именно баланса черного и белого. Соответственно, между этими шрифтами получается интерполяция, чтобы шрифты равномерно прорастали по жирности между собой.
Когда этот этап закончен, мы делаем наклонные начертания.

Когда это все сделано, нарисованы основные мастера — прямые и наклонные, — начинается мастеринг.

4 этап. Мастеринг

Мастеринг — это процесс превращения шрифта в техническое совершенство.

В основном шрифты, которые есть на рынке, они плохие. Они сделаны плохо с точки зрения построения контуров, какой там есть функционал, какие настроены языки…

У нас есть свой программный продукт, который проверяет наличие знаков разных языков: мы можем загрузить туда шрифт, и он нам скажет, каких знаков для каких языков не хватает.

У нас есть технический отдел, в котором на этапе мастеринга все полностью настраивается, двигается, сверяется с дизайнерами, проверяется правильный порядок грифов. В гарнитуре — полторы тысячи знаков, есть среди них капители, старостильные, цифры, табулярные, выносные, контекстные… — все это делает и приводит в порядок технический отдел.

5 этап. Кернинг

Дальше начинается Кернинг, этим занимаюсь непосредственно я.

Что такое кернинг? Вот смотрите: у нас есть базовое расстояние между буквами и обязательно существуют какие-то комбинации букв, которые при сочетании выпадут из ритма.

Представим в голове базовый ритм — это буквы Н Н, сочетание, которое всегда будет работать нормально. Когда же у нас встречается О О — мы понимаем, что в нем может что-то пойти не так. Также есть, например, слово «Город», и если город пишется с прописной буквы, между «Г» и «о» образуется дыра, и это надо компенсировать.

Поэтому на каждый шрифт, для каждого начертания делается список исключения пар с принудительной компенсацией друг на друга. В среднем, от полутора тысяч пар до двух-трех тысяч. Причем, если касса большая, если есть расширенная латиница, то создается «правило» для класса (в классе есть родительский знак, и буквы, которые следуют за ним), что если мы керним основной знак, то все знаки класса кернятся по такому же правилу. Если согласно этому правилу «переженить» все пары на все пары в шрифте, то получается порядка 30 000 – 70 000 пар.

Да, создание шрифтов — это крайне скучное дело. Ничего скучнее не бывает! Я занимаюсь этим 18 лет.

6 этап. Хинтинг

После того как это сделано, для UI-шрифтов делается TrueType хинтинг — это правило растеризации шрифтов на экране в Windows и Linux.

Сейчас на рынке мало кто это делает, но у нас каждый шрифт с хинтингом, причем мы делаем это вручную.

Конечно, есть автоматические инструменты, но вот в чем проблема: например, в 12 кегле будет все нормально, а в 13 — шрифт начнет «скакать». Поэтому, борясь за читаемость, мы делаем ручной хинтинг для всех начертаний и кеглей, это ужасно трудоемкая и сложная работа для отдельного специалиста.

Но мы научились сокращать трудозатраты на хинтинг примерно в четыре раза, потому что у нас есть программный продукт, скрипт которого берет из жирного начертания хинты настройки (разметку от точки к точке для средней линии, вертикалей, горизонталей и т.д.), переносит в более светлое, ищет ближайшие точки и «приклепывает» эти хинты к найденным точкам. Фактически получается, мы сделали вручную одно начертание, программными средствами перенесли на другое и там вручную подправили — 10% времени на следующее, и еще на следующее… а в светлых начертаниях оно само «примагничивается» уже достаточно четко. Тоже самое делается в наклонном начертании. Таким образом у нас получается «много, очень хорошо и быстро».

7 этап. Тестирование и редактирование

Перед тем как отдать шрифт клиенту, мы проводим тесты и собираем отзывы. Например, в одной студии посчитали, что рисунок тестового шрифта в 12 размере перестал быть похожим сам на себя. Мы сказали: «Ребята, мы в 12 кегле боремся уже за читаемость», они ответили: «Нет, посмотрите, здесь есть характерные особенности у шрифта, и мы хотим, чтобы они остались». Человек, занимающийся хинтингом, с помощью определенных манипуляций — что-то где-то поджать, ужать, — в процессе редактирования может добиться компромисса: и читаемости, и сохранения того рисунка, который задумал автор.

Кроме этого мы внимательно изучаем все вопросы наших клиентов, делаем выводы и внедряем в производство.

__________________

О компании TypeType

Компания создана в 2013 году как студия шрифтового дизайна. Основатели: Иван Гладких (создатель шрифтов) и Александр Кудрявцев (организатор проектов). Первый офис с шестью штатными сотрудниками появился в 2016 году. С появлением в 2019 году арт-директора Юлии Гониной студия стала превращаться в компанию, сотрудничающую с крупнейшими мировыми брендами.

На сегодняшний день студия шрифтового дизайна TypeType — это более 30 сотрудников, 75+ разработанных шрифтов и 800+ шрифтовых начертаний. Шрифты студии используют 35000 клиентов из 110 стран. 

В портфолио TypeType не только коммерческие, но и социальные шрифты.

 Команда TypeType
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.