Фестиваль в Пассаже: взгляд зашедшего с другой стороны

2022 сентября в Пассаже проходит книжный фестиваль «BrainStorm. Эффективное образование». Музею идея показалась интересной и он побывал на фестивале, поговорил с участниками. Взгляд зашедшего с другой стороны  это рассказ о том, что происходит на самом деле, а не то, что показывают на красивых картинках в соцсетях. 

Текст: Аня Амасова,
прямой репортаж с места событий
и по разговорам с участниками

С чего все началось

Предыстроия такова: за месяц до означенного события издатели получили приглашение на книжный фестиваль от Торгового дома Пассаж, что напротив Гостиного двора на Невском проспекте. Заявлена событийная программа, на которой планировалось: 

«ответить на вопросы, что такое современное образование, какие тренды актуальны для создания эффективных обучающих моделей, что такое семейное обучение и почему оно становится все более актуальным, какие интересные образовательные программы стартуют в Петербурге, какие новые технологии применяются, какие учебные пособия наиболее интересны для включения в образовательный процесс.» [Из пресс-релиза ТД Пассаж.]

На этом этапе Музей предложил свою консультационную помощь и дал организаторам рекомендации, кого стоило бы пригласить в качестве спикеров, с какими образовательными студиями связаться. Никого из предложенных спикеров не пригласили. Но, как оказалось, «и слава богу!».

«Мне было стыдно...»

Представитель «КомпасГида» рассказывает, как прошла встреча с Евгенией Овчинниковой:

«Мне было стыдно перед автором. Два человека! Которые просто зашли попить кофе. Даже слышно не было.»  

Представитель «Пешком в историю» рассказывает о встрече с Анной Ремез:

«Ничего нигде не объявили. На встрече было человек пять.» 

А вот и взгляд со стороны лектора:

«Во-первых, лекторий представляет собой лестницу. Люди сидят на ступеньках, на лестничной площадке стоит экран. Рядом ездит вверх-вниз лифт, периодически люди начинают спускаться вниз или поднимаются на эту лестницу, видят, что там не пройти, и уходят.
Объявлений про мероприятия не было, я пришла раньше и послушала предыдущую лекцию, её тоже не объявляли, и там было человек восемь, почти все  знакомые выступающих. [Лекция «История оформления книги от древности до постмодерна» дизайнеров Руслана Князева (издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга») и Никиты Вознесенского (ИД «Коло»). — Прим. ред.]
Во-вторых, в программке не было сказано, что моё мероприятие для детей. А у меня встреча рассчитана на детей, а не на взрослых. Я, конечно, адаптировала информацию, как могла, но если бы знала, что встреча для взрослых, сделала бы всё по-другому.
Ну и потом сами эти прилавки в виде тележек, они совершенно не располагают покупать книги. Как-то безжизненно там. Больше не буду в Пассаже выступать.»
[Анна Ремез. Лекция: «Петербургу — 18» по книге издательства «Пешком в историю» «На коньках по Неве, или Мышь в рукаве» (кстати, в красивой программке эта фраза написана с двумя ошибками: без запятой и слово «мышь» — со строчной).]

«Шарики — это хорошо. Но этого мало»

Вечером второго дня фестиваля я прошлась по стендам. 

— Все ужасно? — шепотом спрашиваю я.
Смеются:
— Что, это написано на наших лицах?

Ну, в общем-то, да. Как бы вы ни старались улыбаться и иронизировать над невзгодами, мои дорогие бойцы книжного фронта, разочарования вам не скрыть.

— А давайте мы вам про наши книжки расскажем!
— Так я же все знаю про ваши книжки...
— А давайте, как будто не знаете! А то мы тут сидим и разлагаемся интеллектуально. И минуты тянутся, как часы. Набрасываться на людей — не в моей стратегии.

Какие чудесные, красивые девочки! Мы все ждем, что кто-то подойдет и полюбит наши книжки с первого взгляда, расспросит. Но нет. 

— Люди сейчас не разговаривают с другими людьми, — говорит Ирина (Издательство Ивана Лимбаха). — Я рот не закрываю, иначе вообще ничего бы не продала.

Но все же отмечает, что в этом году хуже, чем в прошлом. А девочкам с детской литературой приходится туго потому, что репертуар не широк. Все таки у ее издательства книги очень разные, каждому читателю можно что-то подобрать.

— Рекламы нет, нет звука. Могли бы поставить звуковую рекламу — внутри и у метро, — профессионально оценивает Ирина организационные недостатки книжного фестиваля. — Шарики — это хорошо. Но этого мало.

Совершенно спокойна только Кристина, представитель книжного магазина-гостиной «Мастерс», расположенного тут же, в Пассаже. У нее есть ноутбук и телефоны, она здесь дома, а не в гостях. И далеко от входа.

Это важно! Надо понимать, что Пассаж — это, по задумке архитектора, улочка от Невского на Итальянскую, где справа и слева расположены магазинчики. Только из-за особенностей климата Петербурга (как известно, это северный, дождливый, холодный город почти без солнца) было принято решение о внесении изменения в первоначальный план архитектора, а именно — добавить крышу. (Я, кстати, надеюсь, что этот опыт возьмут на вооружение ребята, которые взялись делать новый культурный центр на Конюшенной площади, там тоже ощущение, что архитектор и группа поддержки в нашем городе никогда не бывали — сплошные открытые площадки, воздушные театры и галереи на открытом воздухе. Ага-ага. Посмеемся, если так и построят.) Но факт остается фактом: если это и не совсем улица, то труба с двумя концами-дверями.

— В центре напротив «лектория» теплее гораздо, — говорит Алла. — Но больше всех МИФу досталось: они первые у входа, нам еще хорошо.

На самом деле, и в центре не сладко. В центре сидит кутающаяся в куртку стройная девушка.

— Ветер с той стороны и с этой. Хорошо, что завтра уже не я! 

«День позора»


Издатель с прекрасными печальными глазами:

— Я тут последний раз! — С грустной усмешкой добавляет: — Еще день позора, и это кончится.

Да сколько можно-то??? Мне иногда кажется, что «день позора» в нашем городе перманентно на каждом, каждом книжном мероприятии! Да что не так-то? Я хожу, хожу, смотрю на книги от пятнадцати издательств, и понимаю, что с точки зрения «лучшего, настоящего волшебства, знаний и новинок» — это прекрасная, уникальная, чудесная аллея! Если бы я была не я, а кто-то работающий и располагающий средствами, я бы попыталась скупить тут все! Да даже я тайком расплатилась с карты мужа, чтобы заполучить у «ВитаНова» офигенный календарь с иллюстрациями Олейникова.

Издатели и магазины постарались, и то, что некоторые книги пересекаются: например, дважды встречаются «Бом-Бом-Бом!» Антона Ломаева (издательство «Лорета», которого вообще там нет), «Правдивая история Федерико Рафинелли» Антона Сои (издательство «Абрикобукс», тоже не участвует), «День в музее» от «Пешком в историю» — говорит о том, что их отбор был строгим. По «лучшему» из того, что есть. Но книжный мир со своими сокровищами в очередной приехал — и в очередной раз пришвартовался у чужих ему берегов. 

Из пресс-релиза ТД Пассаж:
- проходимость Невского проспекта у Пассажа - 100 000 человек в день;
- в шаговой доступности три центральные станции метро - пассажиропоток 130 000 человек в день;
- вокруг сосредоточены лучшие отели города, престижные бизнес-центры, а также ведущие вузы города (20 000 студентов в радиусе 300 метров);
- в шаговой доступности - культурные объекты: Эрмитаж, Казанский собор, Русский музей, Михайловский и Александринский театры.

На самом деле, в значительно более «шаговой доступности» — театр Комиссаржевской, конечно же. Также обещаны рекламная поддержка, е-мейл рассылка по постоянным покупателям, оповещение СМИ, по итогу прошлого года — более 50 репортажей в СМИ... Так вот: все это — не работает!

Говоря откровенно, все это напоминает мне «секс не с тем парнем». Вроде, что-то было, но повторять почему-то не хочется. Все эти фестивали, выставки, ярмарки — какие-то галочки в чужом ежедневнике: «Секс был», — но у противоположной стороны нет приятных воспоминаний о событии.

Как ранее практиковавший такие платные для меня фестивали и выставки, я скажу: выставка — это изматывающее для участников и расходное для издателей мероприятие. 

«...Я с 6 утра на ногах. К 8 приехала в Пассаж и до 22 работа: и холодно (сквозняк), и голодно (надолго не отойти), и продаж мало...»

Вы прагматичны и хотите знать, велики ли доходы-расходы издателей? Может, это стоит того? О, я вам сейчас расскажу. 

Стоимость путешествия

Расходная часть

Стоимость стенда: на конкретно этом мероприятии — 10.000 рублей. 
1 книга для розыграша в социальных сетях Пассажа — в среднем, 500 рублей.
Примерно 8 коробок книг. Логистика туда-обратно, грузчики — ок. 2.000 рублей.
Оплата ненормированного рабочего дня с 9:00 до 22:00 для человека — ок. 2.000 х 3 = 6.000
Бумажная рекламная часть (чисто полиграфия): допустим, 3.000 рублей.
Оплата автору за выступление: 2.000—3.000 рублей.

Итого, в среднем, издательству обошлось такое мероприятие от 10500 (если издатель стоял сам, привез на своей машине, авторов на мероприятия не приглашал) до 24.500 рублей.

Доходная часть

У большинства — продажи на сумму около 3000-5000 в день. 

«Мне сегодня повезло, больше десяти тысяч, — рассказывает Алла. — Встретила подругу. Та сначала сказала, что ничего покупать не будет, так как уже положила все интересные книги "Пешком в историю" в корзину в Лабиринте, а у нее там максимальная скидка. А потом решила сравнить цены и обнаружила, что здесь каждая из них на 100-150 рублей дешевле. Купила на пять тысяч, потом еще дальше к девочкам пошла покупать.»

10 000 в день — это везение. По рассказам «бывалых», в прошлом году (в котором было лучше, чем в этом), чудесные продажи — это 40.000 за три дня.

То есть в самом лучшем раскладе (в хороший  год у того, кому очень повезло) затраты на выставку составляют порядка половины суммы продаж. То есть, чтобы уйти «в ноль», наценка должна быть 100/200% на себестоимость. При этом все знают, что для издательств это не так. Но именно их и приглашают, чтобы было «подешевле» — не магазины, а издателей. И они приходят. И продают, с экономической точки зрения, в убыток. Потому что «мы здесь не за этим». Они-то знают, чем занимаются, ради чего сражаются. Остальные — нет.

Мое обращение к торговым центрам 

Дорогие торговые центры города!

Мне довольно часто приходят от вас предложения поработать на вашей территории, заплатив вам 10, 20, 50, 75 тысяч... потому что у вас проходимость мимо, близость метро, студенты в радиусе...

Мне бы очень хотелось, чтобы у вас не было никаких иллюзий. Чтобы вы берегли наших книжных сотрудников. Чтобы все-таки исполняли взятые на себя обязательства по пиару и рекламе. Если вы можете сделать 50 публикаций в прессе — сделайте их! Потому что нам, издателям, большинство не посвятит ни строчки — их идиоты в юротделах считают, что рассказывать про книги — это реклама.

Чтобы вы ответственнее относились к заявляемой вами программе. Хотите поставить вопросы современного образования — сделайте так, чтобы это был разговор с аудиторией, а не монолог на пустой лестнице. Нам действительно интересны образование, культура, будущее детей. Мы готовы вкладывать в это свои деньги, время и жизни. Сотрудничать с теми, кто может нас дополнить, чем-то помочь. Но пока все выглядит так, будто вы нас немножко обманываете. Играете словами, имеющими для нас ценность и смысл, ради антуража к трем собственным мероприятиям и галочки в ежедневнике: «Секс был». 

Хороший секс — он вообще не про галочки. Хорошие книги — не про торговлю.

------------------------------------------------------------

p.s. Ну и о хорошем. Хороший дизайн рекламных баннеров для соцсетей - порадовали. Красивый буклет (только надо отдавать на вычитку корректору и согласовывать с издательствами). Учтены и исправлены недочеты прошлого года: когда не закрывались ящички, потому что не было ключей, и другие важные мелочи. Так что, на самом деле, мы всегда верим, что "в следующий раз будет лучше". 

[22.09.2019]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!