ХОЧУ, МОГУ, БУДУ. Чек-лист провинциального книжного фестиваля
Или зарисовка на тему «Что делать, если вы немножко сошли с ума и решили провести книжный фестиваль детской и подростковой литературы в городе с населением 20 тысяч человек?» — как назвала его Ольга Варфоломеева, согласившаяся выступить на нашем Конгрессе «Идеальный книжный фестиваль». Ее рассказ уникален тем, что автор одновременно и практик, организовавший в 2020 году однодневный фестиваль в Электрогорске, и теоретик, который прямо сейчас пишет диссертацию на эту тему.
Текст и фото: Ольга Варфоломеева
Страстная мечта
Представьте себе, что вы живете в небольшом городе не очень далеко от столицы (70 км от МКАД). В вашем городе нет, да и не может быть, книжного магазина, пункт выдачи Лабиринта долго не протянул, а вы – страстный поклонник современного детлита. Причинить счастье жителям города Эл. – становится вашей навязчивой идеей.
____________________
«...Причинить счастье жителям города Эл. —
становится вашей навязчивой идеей...»
____________________
Пока еще пустое помещение Дома Культуры,
где идея преобразуется в реальность...
Вам жаль несчастных родителей, которые бегают по замкнутому кругу своего детского читательского опыта, транслируют его дальше по поколенческой цепочке и выскочить из этого круга не могут. Чуковский-Маршак-Барто. Маршак-Барто-Чуковский. Вроде больше и читать некого.
Почему так происходит – отдельный длинный разговор. Но вот перед вами задача: город + свеженькие детские и подростковые книги. Как организовать встречу? Вариантов много, набросали пару десятков и поняли: самое простое, понятное и компактное – ярмарка-фестиваль. Все. Поехали.
Есть ли у вас план?
План быть должен! У меня был проект, который я защитила в своей магистратуре. Проект был максимально простым. И теперь я уверена, что он таким и должен быть. Ничего лишнего. Потом, уже в процессе подготовки, все усложнилось и обросло подробностями. Некоторые из них оказались избыточными, другие – прямо находкой.
Планируя, вам надо будет ответить на вопросы:
ЧТО? (что вы собираетесь делать, сформулировать идею),
КТО? (кто весь этот праздник потащит на себе),
ГДЕ? (место),
КОГДА? (сроки, этапы),
КАК? (определяемся с целями, цели переводим в задачи, наводим ревизию ресурсов, думаем про деньги, видим будущие результаты, понимаем, зачем оно мне надо, разрабатываем стратегию продвижения).
Очень хотелось не только привезти книжки и потусить вокруг них, но и продать на приличную сумму. Деньги, мне кажется, хороший индикатор нужности твоей идеи.
Сколько стоит фестиваль? Деньги и ресурсы.
(КТО? ГДЕ? КАК?)
Сделать фестиваль без денег можно! А без ресурсов — не получится.
«А у вас есть спонсоры?» — вот первый вопрос, который задают безумцам, замыслившим такое дело. «Нет!» — гордо отвечаете вы.
Спонсоры чуть позже тоже появились. А вот ресурсы всегда находятся вокруг вас. Надо внимательно посмотреть вокруг и взять то, что пригодится.
Ресурс 1-й, это — ты сам. И на протяжении всего пути к цели именно с этим ресурсом придется иметь дело. Поэтому к нему стоит отнестись очень внимательно и дать себе честный ответ «хватит ли сил?». Книжный фестиваль – это, как минимум, 2 месяца жизни. Готовы заплатить?
Ольга Варфоломеева / Архив Музея уникальных вещиц
Ресурс 2-ой, и очень важный. Без него, пожалуй, ничего бы не случилось. Я поступила в магистратуру МГПУ по программе «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи». Начала учиться в сентябре, а в ноябре уже защищала свой фестивальный проект. «Куриный бульон» единомышленников дает поразительный эффект: ты переводишь категорию «мечты, смутные желания, добрые намерения» в категорию «деятельность».
__________________________
«Куриный бульон» единомышленников
дает поразительный эффект:
ты переводишь категорию «мечты, смутные желания,
добрые намерения» в категорию «деятельность».
__________________________
Дополнительный бонус – у тебя появляется имя, которому доверяют в профессиональном сообществе. Пусть это пока не твое личное имя, а имя твоего руководителя. Но те, кто верит ему, поверят и тебе.
Ресурс 3-й – команда. Один в поле не воин. Делегировать, делегировать, делегировать. На организаторе завязано все, поэтому, чем больше ты сможешь отдать в другие руки, тем лучше. Посмотри внимательно вокруг и пойми, кто и что сможет сделать вместо тебя. И сделать это бесплатно. Денег-то нету!
Художник разрешает использовать свою картину. Руководитель городского фото-кружка делает афишу. Собственный ребенок в компании подростков готовит одну из локаций фестиваля. Старшие ребята устанавливают столы для издательств. Друзья-коллеги по учебе в день фестиваля отвечают за локации. И т.д.
Ресурс 4-й, самый большой – город. Именно город даст материальную базу для проведения фестиваля. Посмотрите внимательно на свой город. У нас в городе есть прекрасный отремонтированный дом культуры. Именно он стал площадкой фестиваля. Как раздобыть такой ресурс бесплатно? Это оказалось самым простым. Достаточно добраться до мэра города и изложить ему свою идею. Добрались, получили добро и бесплатную площадку. С директором ДК сразу договорились о дате.
Дом Культуры Электрогорска
____________________
«...Как раздобыть такой ресурс бесплатно?
Это оказалось самым простым.
Достаточно добраться до мэра города
и изложить ему свою идею...»
____________________
Городская библиотека, школы, городская волонтерская организация, детские сады – хорошие городские ресурсы. Библиотека участвовала в программе фестиваля с читательской олимпиадой. Школы и д\с помогли с рекламой среди детей и родителей. Волонтеры помогали на самом мероприятии.
Ресурс 5-й – семья. Если вас не поддержит ваша семья, будет сложнее. На некоторое время вы выпадете из круга своих домашних обязанностей. Эмоциональная поддержка тоже понадобится. Это время большого психологического напряжения.
Ресурс 6-й – время. У вас должен быть достаточный запас личного времени.
Местечковый патриотизм. Нейминг. Брендинг. Айдентика
Как корабль назовешь, так он и поплывет...
Долго выбирали название для фестиваля. Хотелось завязать на названии города, даже запустили опрос в городском паблике. Мнения, конечно, разделились, пришлось опираться только на свою интуицию. Нам нечем гордиться, у нас нет даже книжного магазина, какой уж тут «Книгоград» или «Книжье-горск». Надо помаленьку строить свой «Книжный городок».
Афиша фестиваля «Книжный городок»
Художник: Ольга Семёнова
____________________
«...И так уж сложилось, что самым узнаваемым
символом города стала труба...»
____________________
И так уж сложилось, что самым узнаваемым символом города стала труба. Она и пошла в дело для афиши фестиваля. А нарисовала ее местная художница. Она рисовала для себя и для магнитиков с городским зимним пейзажем. А мы отлично вписались в картинку с нашим книжным фестивалем. И это нам ничего не стоило.
Реклама. Продвижение. PR, или Не ругайтесь с городскими пабликами
Как мне казалось, я придумала идеальную рекламную стратегию фестиваля. С мэром города на первой же встрече договорилась о том, что информация о событии будет спущена через администрацию в школы, детские сады и городские паблики и появится во всех родительских чатах вотсапа. Не сработало! Не знаю, почему, но до чатов информация так и не дошла. Сработали другие вещи.
В городе три школы. В каждую из них мы сходили и пообщались с директорами. Те спустили информацию учителям, учителя – детям. Были те, кто пришел на фест с классом.
____________________
«...Вам никто ничего не должен!
Это надо твердо усвоить и за все говорить спасибо.
Да, не смотря на то, что вы вот
хорошее дело делаете для всего города...»
____________________
С самым большим городским пабликом ВК удалось договориться о партнерстве. Они давали много рекламы. Надо понимать, что тут надо договариваться заранее и быть очень корректными. Вам никто ничего не должен! Это надо твердо усвоить и за все говорить спасибо. Да, не смотря на то, что вы вот хорошее дело делаете для всего города.
Городское ТВ и газета. Здесь все получилось, связь была налажена задолго до фестиваля. И там, и там был дан анонс события.
За месяц до начала, в соц.сетях начали рассказывать и анонсировать программу, давать информацию об издательствах.
Издательства — участники фестиваля «Книжный городок»
Программа
Еще разочек подчеркну: проект фестиваля был очень простым. А потом начались чудеса.
Мне позвонила детская писательница Василиса Кошкина и предложила бесплатно показать свой спектакль. Это была большая удача, которую я не сразу смогла оценить. У нас прекрасный театральный зал, но детских спектаклей бывает крайне мало. Бесплатное мероприятие такого формата всегда вызывает интерес. Родители привели детей на спектакль и купили им книжки. Василисе низкий поклон, невероятно теплый человек.
«У нас Прекрасный театральный зал...»
в Доме Культуры
Еще одна удивительная история: Хельга Патаки, как оказалось, одно время жила в Павловском Посаде и пешком по рельсам гуляла до Электрогорска. И когда узнала, что в нашем городе не только люди живут, но и книжный фестиваль будет, позвонила и приехала.
Рекламный постер Мастерской комиксов
Мастерская комиксов. Книжный стендап, который подготовили и провели подростки.
Афиша Книжного Stand up
Мастер-классы. Детские поэты из Ногинска, приехавшие по дружбе.
Мастер-класс
Алексей Зайцев, по счастливому стечению обстоятельств тоже живущий совсем недалеко от нас, друг наших друзей, приехал и презентовал свою книгу, только вышедшую на тот момент в «Самокате». Кстати, только что он получил премию Чуковского *.
* Премия 2020 года в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от 8 до 12 лет» («Физика Тузика»). — Прим. Музея.
Алексей Зайцев на презентации своей книги
Программа разрослась на три страницы...
_____________
Архив Музея:
ПРОГРАММА ОДНОДНЕВНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Страница 1
Страница 2
Страница 3
_____________
Мини-открытия и самые востребованные опции фестиваля
Книжный фестиваль в таком маленьком городе, как наш, это немного больше, чем место, где можно купить книги, поговорить о книгах. Получая обратную связь, я поняла, что в значительной мере это было про жизнь городского сообщества.
На фестивале «Книжный городок»
Люди приходили не только купить книги, но и повидаться с друзьями. Многие проводили на площадке не один час. Не могу сказать, что предполагала это заранее, но сработала интуиция. Посетителей надо было накормить и присмотреть за их маленькими детьми, пока родители были заняты покупками. Накормили и присмотрели!
____________________
«...Я обратилась в городской отдел образования
и попросила пригласить ту компанию,
которая обслуживает школьные столовые...»
____________________
С едой все получилось очень удачно. Я обратилась в городской отдел образования и попросила пригласить ту компанию, которая обслуживает школьные столовые. Они приехали и привезли хорошего качества выпечку (пицца, сосиски в тесте, пирожки) и напитки по очень доступным ценам.
Детская комната с идеальной Мери Поппинс и огромным количеством игрушек – самая крутая наша находка.
Когда?
Февраль – хорошее время для провинциального книжного фестиваля. Все значимые осенне-зимние фестивали прошли, а весенние еще не начались. Издательства скучают. Все зимние праздники и школьные каникулы закончились, впереди 23 февраля и 8 марта. Деньги еще есть, а подарки покупать вроде рановато. Горожане свободны и готовы что-то потратить. 16 февраля, воскресенье. Назначаем день фестиваля.
Как заманить в маленький город издательства?
У нас было две сильные позиции: близость от Москвы (простая и недорогая логистика) и очень привлекательная бесплатная площадка. Но у издательств были вполне обоснованные сомнения. А сколько жителей в вашем городе? Это был самый частый вопрос. А люди точно придут? А какие у вас гарантии?
Тут нужно было быть честным. Поэтому я отвечала: жителей 20 тыс., гарантий никаких, но мы очень стараемся.
Результат: к нам доехало порядка 20-ти издательств.
Столы «Книжного городка»
У каждого издательства было 2 стола для торговли, выручка (насколько я поняла) составила примерно 10 тыс. с одного стола. Не могу абсолютно точно ручаться за эту цифру, сужу со слов тех издательств, с которыми поговорила.
Работа на фестивале «Книжный городок»
Это было выше ожиданий. Возможно, потому что никто ничего особенно и не ждал. Издательства на таких условиях готовы приезжать на подобные мероприятия. Это важный результат электрогорского эксперимента.
_______________
Музей благодарит Анну Чебарь из издательства «Аквилегия-М» — участника «Книжного городка»-2020 в Электрогорске — за знакомство с удивительной и прекрасной Ольгой Варфоломеевой, любезно откликнувшейся на просьбу Музея рассказать об опыте проведения фестиваля.
[декабрь, 2020]