ШРИФТ с точки зрения ПОЛИГРАФИИ

От Музея: лекция в рамках Межотраслевой конференции «ШРИФТЫ и КНИГИ», проходящей этой осенью в Музее, подготовлена руководителем технологической службы АО «Первая Образцовая типография» Ириной Сулаковой. Для вашего понимания полиграфических процессов, влияющих на выбор шрифта для книжных изданий. Лекция необходима к прочтению редакторам издательств (будущим и действующим), а также полезна для самообразования дизайнерам, верстальщикам, иллюстраторам, другим сотрудникам издающих организаций и любопытным людям. Разрабатывающим нормы законодателям и ведомствам также крайне не помешает.

Иллюстрация справа: касса наборных литер для печати — технология, существовавшая с отца нашей Информационной Вселенной Иоганна Гутенберга и до изобретения фотонабора в 70-х годах прошлого века. Ныне существует только в музейном ретро-варианте и печатнях для уникальных изданий и никак не используется в типографиях промышленной полиграфии, предпочитающих лазерные технологии.

Лекция: Ирина Сулакова
Под ред.: Ани Амасовой
Расшифровка и набор: Юлия Симкина
Фотоснимок из "Петровской печатни": Ник Григорьев

Реальная история

Начну с реальной истории. Есть у нас в «Первой Образцовой типографии» один интересный заказчик, очень известный всем и каждому, который печатает корпоративные издания. Этот заказчик нашел как-то модный, тонкий, как говорят дизайнеры — «узкий», шрифт, и сделал им колонцифры, а также подписи под фотографиями. Мало того — шрифт был еще и цветной, и в итоге после растрирования он получился шириной в одну растровую точку.

Конечно, что-то мы воспроизвели и даже цвета кое-как совместили, но после печати шрифт не было видно совсем! Какой-то намек или тень, напоминающая цифру или буквы... Спрашиваем присутствующего при печати заказчика: «Ты чего натворил? Это как же надо было так исхитриться, чтобы эту тоненькую, с волосинку, полосочку поставить пятым кеглем да еще и в три цвета? И даже без черного?!»

В качестве решения пришлось запечатывать сверху листы пятым цветом — выбрали бронзу, чтобы и соответствовало общему стилю, и вообще было видно.

Так что воспроизвести в печати типография может многое. Но всегда необходимо задаваться вопросом: как это потом прочитать и увидеть? И, конечно, учить основам полиграфии: редакторов, корректоров, техредов, верстальщиков, и — как оказывается — даже самых крутых дизайнеров.

И дело даже не в том, что новые специалисты отрасли недостаточно образованы, а в том, что те учебники и нормативные документы, которые вы читаете о полиграфии — это разработки 90-х, 80-х и 70-х годов, и даже 30-60-х, если говорить об уже упоминавшемся в конференции ГОСТе «Шрифты типографские». На самом документе / учебнике может стоять и 2017 год, но на самом деле это всего лишь переиздание. Сведения в них частично, а иногда и в большей степени, неактуальны, потому что тех технологий, на базе которых они создавались, в полиграфии давно не существует. А документ действует потому, что ничего другого нет. И никого, кто в состоянии был бы разработать что-то новое для полиграфии или редакторов — тоже нет. Университет печати закрыт в 2015 году, ВНИИ полиграфии почил в бозе еще раньше...

О чем же на самом деле вам важно знать?

Мы в типографии не являемся экспертами с точки зрения верстки книг, ее законов и стандартов. Мы — полиграфисты-технологи с большим стажем работы и можем рассматривать вопрос применения шрифтов только с точки зрения полиграфиста.

В офсетной полиграфии действует стандарт печати ГОСТ Р 54766-2011, но шрифты он не рассматривает.

Поэтому шрифты типографии не диктуют, но могут рекомендовать использование шрифтов в зависимости от взаимосвязанных между собой параметров:

- технологии печати,
- выбранной бумаги,
- цветности печати,
- цветности шрифта.

1. Технологии печати

Мы можем говорить о трех технологиях для создания книг:

Массовые тиражи:
Офсетная печать
Короткие экономичные тиражи (от 200 до 1500):
Струйная печать
- ролевая струйная для ч/б и отчасти для цветной печати.
Малотиражка (1-10 и до 200 экземпляров):
Цифровая электрографическая печать

Последнее не рассматриваем, так как этим занимаются малые цифровые типографии, это не имеет отношения к промышленной полиграфии. Итак, что здесь важно для шрифтов?

В офсетной печати:
Черная буква —  это плашечный оттиск, т.е. печатается вся буква целиком и сразу.
Цветная буква — растровое изображение, состоящее из точек.
Белая буква (выворотка на фоне) — незапечатанные цветом участки бумаги между плашечным или растровым изображениями.

В струйной печати:
И черная, и цветная буква  — это точечное изображение, наносимое водными чернилами струйными печатными головками.

Кроме того, надо понимать, что разрешение в струйной печати гораздо меньше, чем в офсетной. 

Поскольку чернила в струйной печати водные, они на 98% состоят из чистого Н2О и только 2% — это пигменты и добавки. Что делает вода на бумаге? Правильно! Вода на бумаге прекрасно впитывается и растекается, отлично просачивается на другую сторону, особенно — на тонких и рыхлых бумагах.

Поэтому для струйной печати не подходят шрифты с засечками, тонкие шрифты узкого начертания, какие-то витиеватые и даже курсив — все это выйдет плохо. При струйной печати лучше работать с простыми рублеными шрифтами. Дело не столько в проработке, сколько в улучшении читабельности текста.

Струйная печать более экономична и подходит для тиражей до 1500 экземпляров. В основном она используется для деловой литературы, учебных пособий, справочников, словарей. Мы печатаем на бумаге шириной 76 см сразу с двух сторон и одновременно на этой же машине происходит фальцовка, резка, подборка в блоке. То есть, на входе у нас — роль бумаги, а на выходе мы снимаем подобранные блоки книг.

2. Бумага

Бумага для печати отличается:
- по назначению (для ролевых или листовых машин),
- по формату (для разных машин),
- по плотности (от 45 до 250 граммов на метр), соответственно - также по рыхлости,
- по фактуре,
- по гладкости,
- по матовости (светоотражению) - глянцевости или матовости,
- по цвету / оттенку,
- по впитываемости.

Почему это важно для шрифта? По разным причинам.

Например, если посмотреть на офсетную бумагу в микроскоп, то видно, как целые «бревна» целлюлозных волокон лежат друг на друге, — краска просто проваливается туда. Глянцевая поверхность мелованной бумаги более гладкая, но светоотражающая, а значит, при ярком освещении возникнут затруднения в чтении. На тонких бумагах избыточная для них красочность будет просачиваться на другую сторону... И т.д., и т.п.

Популярные в книгоиздании бумаги:
Газетная — не самая пригодная, но довольно популярная для сегмента «массовое книгоиздание» — художественной и справочной литературы; она экономична, продаваемого качества, разных оттенков, книги получаются легкими для логистики и, что немаловажно, доступными для массового читателя.
Крафтовая — в основном, для малотиражных поэтических сборников, артбуков и разного рода дизайнерских или концептуальных произведений; она очень экономична и при этом эффектна.
Типографская — что-то промежуточное между крафтом, газетой и офсетом — раньше была более популярна, чем офсетная, своим более приятным для текстовой книги оттенком (не белая) и более гладкой фактурой. Сейчас, к сожалению, практически не выпускается отечественными производителями.
Офсетная — та, что рекомендуют использовать для книг в СанПиНе.
Мелованная матовая — бумага с меловым покрытием с двух сторон, не дающая бликов при свете, а потому более приятная для чтения, используется для детских, нотных, иллюстрированных и дорогих художественных изданий.
Мелованная глянцевая — бумага с меловым покрытием с двух сторон, бликующая бумага, используется для детских художественных изданий, иллюстрированных изданий, а также в цветных вклейках.
Дизайнерская (художественная) — самая дорогая бумага отличного качества, часто - фактурная или тонированная, с какими-нибудь вкраплениями, используется для сегмента дорогих изданий, дизайнерских изданий или запечатанных форзацев.

Эти бумаги производятся как в России, так и за рубежом, имеют различное качество — в зависимости от производителя, оборудования и используемых химических реактивов. Ряд бумаг производится для рулонной, а ряд — для листовой печати. Бумага для листовой печати разных форматов режется из ролей либо производителем, либо самой типографией. Эта бумага используется, как в офсетной, так и в цифровой печати. Специальных бумаг для цифровой печати в нашей стране не производят и, соответственно, не используют. В рулонах или листах эти бумаги хранятся на складах фабрик, у посредников-поставщиков и в типографиях. Издательства к ее производству, качеству или хранению отношения не имеют.

3. Цветность печати

Хотя струйная печать также позволяет нам осуществлять цветную печать, для полноцветных изданий используется более качественная
офсетная печать. Кроме того, что офсетная печать имеет большее разрешение, что необходимо для прекрасных иллюстраций, для нее также используются более подходящие для цветной печати плотные и мелованные бумаги.

Чтобы перейти к следующим актуальным темам — цветных шрифтов, печати на цветных фонах и выворотке, нам необходимо разобраться с цветной печатью в целом.

«Как сделать так, чтобы цвет на экране соответствовал цвету в печати?» — главный вопрос всех студентов и начинающих редакторов, художников, верстальщиков.

Для начала, ваш монитор должен быть откалиброван. То есть профессионалом-специалистом должна быть произведена четкая настройка. Калибровка проводится в соответствии с таблицей цветов sRGB/AdobeRGB, но чем меньше отклонения от эталонного цвета, тем меньше сюрпризов с цветопередачей или слитыми друг с другом оттенками при использовании эмуляций CMYK для отображения на мониторах.

Первое. Вы должны работать в том же цифровом пространстве. Цифровое пространство для WEB — это RGB. Цифровое пространство для полиграфии — это CMYK.

Второе. Когда вы работаете на экране с файлом в CMYK, вы должны задать на экране цветовой профиль, соответствующий классу бумаг, на которой будет производиться печать, в соответствии с ГОСТ Р 54766-2011. Для офсетной печати на мелованных бумагах это Fogra 39(51), для немелованных — Fogra 47(52) или ISOcoated или ISOuncoated соответственно. Тогда у вас на мониторе окажутся подгружены все условия стандартной офсетной печати, связанные с растискиванием растровой точки и цветовым охватом.

Третье. Да, вы подгрузили нужный профиль и работаете, понимая, как это будет по цветам. Но на самом деле вам необходимо еще на 50% (или даже больше) притушить яркость монитора. Яркость монитора высвечивает картинку изнутри, из-за чего становятся видны мельчайшие детали. В офсетной печати эти мельчайшие детали никуда не денутся: у нас растровая шкала от 2 до 95% растровой точки, — но это не значит, что человеческий глаз видит разницу между 15-ти и 16-ти процентным растром, или между 55-м и 57-м растровым полем. А на ярком экране все это, невидимое глазу в реальной жизни, видно. Поэтому: притушите экран, и будете видеть именно то, что получится в печати.

Что еще нам важно знать о цветной печати?

Цветная печать — это растровая (точками) печать в четыре краски. Все цветные изображения создаются путем совмещения точек четырех красок. Краски на бумагу наносятся последовательно, по-мокрому, черный цвет — первым.

Еще раз и другими словами:
Все цвета в бумажной книге состоят из четырех цветов, наложенных друг на друга в определенной последовательности, но с разными значениями растра.

То есть с практической точки зрения, чтобы получить любой цвет, кроме основных цветов CMYK — голубого, пурпурного, желтого и черного, нам необходимо смешение цветов.

Черный цвет — рисующий, основной, он присутствует в изданиях в виде текста и даже иллюстраций. А вот чистый Cyan, чистая Magenta и чистый Yellow у нас встречаются только на контрольной шкале, а в самом оттиске присутствуют только в сочетании. Очень редко когда встретишь эти триадные цвета прямо в плашке на оттиске. 

К тому же, использующиеся в офсете краски — полупрозрачные, чтобы при наложении они не покрывали друг друга, а, просвечивая друг через друга, создавали другой цвет. Поэтому все цвета и оттенки (кроме текстового черного) — в сочетании между этими четырьмя.

Таким образом, большинство цветов в издании — это составные цвета. Составной цвет — любой цвет, в котором присутствуют в разных пропорциях больше одной краски.

4. Цветность шрифта

Теперь, когда мы понимаем, как создается цветное изображение, мы можем поговорить о цветности шрифта и как печать влияет на цветной шрифт и выворотку.

Черный текст (и печать на фоне)

Когда офсетной печатью печатается обычный черный текст, где буквы состоят из одного, черного, цвета, он, во-первых, печатается штрихом в форме буквы. А во-вторых, ложится непосредственно на бумагу (или под светлый фон, который состоит из маленьких растровых точек и не влияет на его воспроизводимость). Поэтому черный текст может воспроизводиться максимально качественно любой, в том числе и с вензелями. И будет хорошо и качественно смотреться на множестве светлых цветных фонов. 

Важно #1. Это не так, если мы говорим про цветную струйную печать, где все, включая черный текст, печатается точками.

Важно #2: Это не так, если черный цвет не черный, а составной. Например: голубой (циан) — 50%, пурпурный (манджента) — 40%, желтый (еллоу) — 40% и черный (блэк) — 75% тоже дадут черный цвет. Если ваш черный именно таков, то он печатается четырьмя красками. То есть черный у вас здесь не черный, а цветной, со всеми сопутствующими сложностями, описанными ниже.

Цветной текст

Когда мы печатаем цветной текст, мы его растрируем, как изображение — иллюстрацию или фотографию. То есть цветной шрифт будет состоять из растровых точек. И чем больше красок в шрифте, — 2, 3, — чем тоньше и меньше сам шрифт, тем сложнее эти точки совместить на печати без эффекта «серо-буро-малиновости» текста на бумаге. Потому что для цветного текста нам надо точно совместить цвета.

Конечно, у печатной машины есть стандарты, которые она должна выдерживать, и это совмещение цветов должно быть в районе шести микрон — то есть 0,006 миллиметра. Но это возможно только на очень гладкой бумаге, в специальных идеальных условиях и на новой идеальной машине.

В реальности же совмещение — второй знак после запятой, примерно десять микрон — то есть 0,01 миллиметра. Иногда даже еще больше, если бумага плохая (а сейчас вообще катастрофа с бумагой). И вот, нам надо в этих реальных условиях совместить растровые точки в шрифте друг с другом так, чтобы ни один цвет не вылезал из другого, чтобы они вместе составили тот цвет, который нужен издающему, а еще — чтобы это было видно глазу.

Поэтому делать цветными можно только крупные шрифты, например, для заголовков. От 14 кегля и выше — чем больше, тем лучше. Но при этом (кроме очень крупных букв) обязательно работать с рублеными шрифтами, чтобы не было засечек и тонких элементов. А еще — обязательно делать треппинг по рисующей краске (о нем — ниже).

Все издание сделать шрифтом зеленого цвета можно (наверное), однако, делая какие-то тексты для печати цветными, важно помнить, что в офсетной печати очень многое обусловлено:

- во-первых, технологией печати: это печать по мокрому, когда краска накладывается друг на друга без промежуточного высыхания, краскоперенос, т.е. взаимодействие красок, свойства конкретной бумаги, а еще у нас есть промежуточное офсетное (резиновое) полотно, через которое краска переносится на бумагу, раскатные валики и т. д.;

- во-вторых, множеством допусков: у нас —  допуски по растискиванию растровых точек, допуски по совмещению, у бумаги — допуски на растяжение, на раздачу бумаги (у производителей бумаги даже не стандарты, а ТУ), у производителей других материалов — свои допуски... Допусков много, и с каждым годом они становятся шире и шире...;

- в-третьих, сиюминутными факторами. Один печатный лист может получиться красиво, а вот второй... Или совмещение плохое было, или он размотан был из другого роля бумаги, или печатник другой пришел, или климатические условия в цеху изменились.

Так что, желая получить гарантированный результат и жалея читателя, подходить к выбору шрифта и его окрашиванию можно только профессионалам, которые делают это осознанно.

Выворотка

Вывороткой называется белый шрифт на цветном фоне. Как уже было сказано, белый цвет в промышленной полиграфии это не белая краска, а — отсутствие краски. В то же время фон — это краска или несколько красок, отпечатанных растровой печатью. А буквы шрифта у нас образуются за счет того, что между цветными точками остается белое пространство. Есть еще более сложный вариант, когда на белую выворотку шрифта накладывается пантон, т. е. готовая смесевая краска.

Первое, что здесь нужно понимать, выворотка на черном фоне, т. е. белое и черное на контрасте, — это будет читаться хорошо. При этом, черный фон — это именно черная плашка, т. е. либо 100% заполнение только черной краской (встречается редко), либо это черный составной цвет, состоящий из 4-х триадных красок, т. н. «глубокий черный».

Выворотка на оранжевом фоне, на светлом, на пастельных тонах, на бежевых, голубых — не читается вообще. Это нужно сразу редакторам и дизайнерам понимать. Им на экране это кажется красивым, а на печати выйдет ерунда, потому что ни на оранжевом, ни на бежевом фоне ничего не прочитается.

Все, что связано с черным: темно-серый, коричневый, бордовый, зеленый, темные тона, — там выворотку использовать можно. Но важно помнить про совмещение цветов и, как следствие, шрифтовые ограничения.

Для выворотки, в основном, нужен рубленный текст без засечек. Засечки 100% воспроизвести невозможно, — за исключением текста, где буквы величиной с сантиметр. В крупных буквах на фоне, пожалуйста, используйте и засечки, и все, что хотите. Но чем меньше шрифт, тем более рубленным он должен быть, потому что тонкие засечки зальются краской.

Это не недостаток, а особенность офсетной печати — краска фона при составном цвете наносится не плашкой, а растровыми точками, и при не идеальном совмещении возникает такой «краевой эффект». При совмещении красок крайние точки, соприкасающиеся с белым полем, которое и будет буквой, могут «вылезти» друг из под друга, и у белой буквы по краям появится цветной оттенок. Поэтому, чтобы белые буквы на черном фоне были более четкими (например, для 12 кегля или петита), надо делать треппинг по черной краске.

Треппинг вы задаете так, чтобы черная краска выступала за все остальные, в зависимости от размера шрифта — на 0,25 или 0,5 (максимально), и тогда этот небольшой краевой эффект не будет заметен..

Каждый редактор должен понимать, что необходимо сделать треппинг по черной краске. А то у нас сейчас книжка печатается, и там одни текстовые выворотки на черном фоне, так что нам пришлось самим делать треппинг на всех страницах, потому что ни автор, ни издательство ничего не сделали.

Резюме

Таким образом, для выбора шрифта и способа его применения техническим специалистам издающей организации (с полиграфической точки зрения) необходимо для каждого конкретного издания знать и сопоставить несколько параметров:

- цветность,
- размер шрифта,
- способ печати,
- бумага.

А затем соединить эти знания со специализацией типографий и существующим оборудованием.

_______

Перейти к 3-у дню конгресса
«ШРИФТ с точки зрения ИЗДАТЕЛЬСТВА»
Интервью с техническим редактором издательства Книжный Клуб «Фантастика»
Еленой Подушкой
(здесь будет ссылка)

[сентябрь-октябрь, 2022]
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.