ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: лекция 3. Театральное (балетное) училище

Илл. Маня, Мария Касьяненко

Третья лекция Руфины Эмануиловны Павловой о театральной истории культурной столицы по материалам к неопубликованной книге «Театры Петербурга». В этот раз речь пойдет о появлении в городе балета и о жизни в балетных училищах. Иллюстративные материалы к исторической лекции  — фотографии из жизни современных учащихся балетных академий Петербурга (коллекция Музея уникальных вещиц).

Иллюстрация Марии Касьяненко к неопублик. книге
Р. Э. Павловой "Театры Петербурга"
Материалы лекции: Руфина Эмануиловна Павлова
Публикуются под редакцией Маргариты Ковалевой

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

По французской танцевальной традиции, в любой спектакль включали небольшие комические балеты. Потому зарубежным труппам был необходим местный кордебалет. С этой ролью справлялись будущие офицеры — воспитанники Шляхетского кадетского корпуса под управлением танцмейстера Жана Батиста Ланде. Но учеба заканчивалась, и юноши покидали сцену.


Учащиеся Академии танца Бориса Эйфмана
Благотворительный концерт в Доме Офицеров 10 декабря 2019 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

Шляхта (из польского языка) — дворянство.

Тогда Ланде предложил Анне Иоанновне организовать школу профессиональных балетных артистов, выбирая из сирот и «дворцовых служителей». Императрица согласилась и назначила Ланде танцмейстером «Собственной её Величества Танцевальной школы», размещавшейся в верхних покоях Зимнего дворца. Она и стала первой в России Балетной школой.

Учащиеся Академии танца Бориса Эйфмана
Благотворительный концерт в Доме Офицеров 10 декабря 2019 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

Именно из выпускников школы Ланде собрали первую русскую балетную труппу.

ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

После издания указа «Об учреждении русского театра» (1756 год) Балетную школу превратили в Театральное училище с тремя основными отделениями: драматическим, оперным и балетным.

Учащиеся Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Благотворительный концерт в Доме Офицеров 24 мая 2019 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров 

Но было и четвертое, куда переводили учеников, не оправдавших надежды в выбранном направлении. Там обучали создавать все необходимое для театра: бутафорию, костюмы, реквизит. Те, кому выход на сцену во время спектакля был закрыт, становились работниками закулисья: художниками, декораторами, машинистами сцены, суфлерами, переписчиками нот.

ТАЛАНТЛИВЫМ — БЕСПЛАТНО

С 1826 года ответственной за Театральное училище стала Дирекция императорских театров. Расходы на обучение шли прямо из кабинета Его Императорского Величества. Теперь школа принимала 50 мальчиков и 50 девочек в год, самые талантливые содержались за счет государства (назывались «казеннокоштными»), остальные — «своекоштные» — за 500 рублей в год (и это без обучения наукам, только специальность).

Кошт (из польского языка) — расходы на содержание.

После окончания обучения «казеннокоштные» должны были «служить на дирекцию» (отрабатывать обучение) 10 лет, «своекоштные» — 5 лет.

Выучить детей танцевать старались многие родители — профессия была модной и востребованной. Часто была и другая причина — бедность: «Прошу принять, так как не имею возможности воспитания…»

РАСПОРЯДОК ДНЯ БУДУЩЕГО ТАНЦОРА

Учащиеся Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Благотворительный концерт в Доме Офицеров 24 мая 2019 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

Подъем. В 6.00–7.00 по звонку вставали и отправлялись в танцевальные классы. Сонные и голодные ученики принимались за упражнения. Задремавшие у станка тут же получали толчок в бок от репетитора.

Завтрак. После первого занятия отправлялись на завтрак. Вместе с наставниками мальчики и девочки садились за отдельные столы по возрастам. В меню — «кружка сбитня и трехкопеечная булка».

Уроки. После завтрака воспитанники изучали науки — то, что сейчас называют общеобразовательными предметами.

• История
• Литература
• География
• Математика
• Закон Божий
• Рисование
• Фехтование
• Декламация
• Французский язык (это язык балета и светского общества)

Наряд. Ровно в 10.00 дежурный воспитатель зачитывал «наряд» — кто и в каких театрах в этот день будет принимать участие в массовых сценах.

Специальность. После наряда — снова танцевальные занятия.

• Бальные, балетные, характерные танцы
• Миманс (мимический ансамбль)
• Дивертисмент

Репетиция выпускного спектакля 
студентов Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2018 год
Фотограф: Андрей Лушпа

Обед — в 14.00.

Занятия. Уроки и танцевальные к лассы продолжались до 17.00.

Репетиция выпускного спектакля 
студентов Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2018 год
На переднем плане:  Миша Баркиджиджа,
выпускник класса Николая Максимовича Цискаридзе 2019 года.
Фотограф: Андрей Лушпа

Домашняя работа. С 17.00 до 21.00 — свободное время. Вот только за него надо успеть сделать кучу дел, включая домашние задания!

Ужин. Подавался ровно в 21.00. После него — подготовка ко сну и…

Отбой.

Пепиньерки (ученицы выпускного класса, кандидаты в учительницы) занимались с младшими или отстающими, помогали классным дамам.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Однако режим постоянно нарушался. В жертву репетициям сцен из спектаклей приносились остальные уроки (с полудня до 17.00). Так что учились кое-как, надеясь, что неожиданная репетиция спасет от двойки за невыполненное домашнее задание.

Тех, кто был занят в вечерних спектаклях, из училища увозили театральные кареты. Старомодные и наглухо закрытые экипажи вызывали любопытство прохожих. Поклонники старались увидеть молодых воспитанниц хоть краешком глаза, передавали записочки через кучера или швейцара у главных дверей.

Учащиеся Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Благотворительный концерт в Эрмитажном театре
акция «Эрмитаж собирает друзей», 25 мая 2018 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

Обратно возвращались к полуночи, смывали грим и ужинали. Но разве можно уснуть с впечатлениями от большой сцены! К утру сон побеждал, но пора было вставать, так что досыпать приходилось прямо на уроках.

Занятость не мешала ученикам ставить пьесы, издавать журналы, организовывать оркестр и даже играть в классах в очень модный, но опасный для балетных ног футбол.

ФОРМА

Воспитанников Театрального училища трудно было перепутать с кем-то еще. Мальчики носили темные мундиры с вышитой на них лирой. Лира с императорской короной в лавровом венке — герб училища — украшала и фуражку с лакированным козырьком.

Ученица Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Благотворительный концерт в Эрмитажном театре
акция «Эрмитаж собирает друзей», 1 декабря 2017 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

Девочки одевались в длинные шерстяные платья василькового цвета, черные (белые по праздникам) передники, белые пелерины (короткие плащи до пояса) и туфли без каблука на шнуровке. Весной надевали пальто и шляпы с полями, зимой — мягкие сапожки, капоры и шубки.

Капор — головной убор с лентами, которые завязываются под подбородком.

Для танцевальных занятий была своя форма: светло-серая для младших учеников, розовая — для средних классов, белая — для старших. Мальчики танцевали в белых рубашках и зауженных мягких брюках.

Учащиеся Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Благотворительный концерт в Эрмитажном театре
акция «Эрмитаж собирает друзей», 1 декабря 2017 года
// РОБД «Большая Медведица»; фото: Владимир Уваров

ПОДАРКИ И НАКАЗАНИЯ

За хорошую учебу дарили книги и альбомы, за успехи в танцах лучших воспитанниц награждали белым платьем, а особо отличившихся — розовым.

Провинившиеся тоже получали по заслугам: за непослушание, неопрятный внешний вид или даже за переданную девочке записку могли не отпускать домой, за низкую успеваемость — оставить на второй год, а за более серьезные проступки — исключить!

ВЫПУСКНОЙ

Учеба заканчивалась выпускными экзаменами и ежегодным спектаклем (АКТом) в школьном театре. На АКТ приглашали родителей, артистов, литераторов и балетоманов.

Для выпускников это было соревнование, от которого зависела их карьера. Выпускной спектакль ставили школьные преподаватели, чтобы показать своих учеников во всем блеске, но иногда приглашали балетмейстеров императорских театров.

При Александре III эти спектакли называли «царскими», так как на них стал приезжать император с семьей. В непринужденной обстановке члены царской семьи беседовали с преподавателями, воспитанниками и школьным начальством.

Балерина и Зимний дворец
Дарья Устюжанина
Фотограф: Егор Канеев, 2018.

После АКТа инспектор зачитывал «выпускные баллы», называл «должность» (на роли, в кордебалет) и разряд артиста, определявший сумму годового жалования. Затем подавали открытые экипажи, и выпускники в нарядных платьях и костюмах, с цветами катались по Петербургу.

 
«Прогулка по городу»
Балерина Дарья Устюжанина
Фотограф: Егор Канеев (лето, 2018)

Радовались не только царскому приезду, но и каникулам, которые давали по этому поводу. «Школа походила на сумасшедший дом с момента отъезда царской фамилии и до утра, когда счастливые ученики шли домой на три дня», — вспоминал балетмейстер Михаил Фокин.

УНИКАЛЬНАЯ УЛИЦА

Долгое время училище размещалось в разных неподходящих помещениях. Когда училище вошло в состав учреждений Министерства двора, оно получило прекрасное здание рядом с Александринским театром.

Театральная улица, созданная по проекту Карла Росси, соединила площадь Александринского театра с Чернышевой (пл. Ломоносова). Ее застроили за четыре года, уложив 18 миллионов кирпичей. Длина улицы — 220 метров, высота — 22 (соотношение 10:1). Два здания по сторонам зеркально отражают друг друга. Белые полуколонны на фоне желтых стен создавали впечатление солнечной погоды даже в мрачный петербургский день. Улица смотрелась как парадный дворцовый зал.

В одном из «домов» воспитанники пережили потоп 1824 года, наблюдая, как вода поднимается к окнам спален.

ДОМ ДЛЯ УЧИЛИЩА

Дом на левой стороне Театральной, а позже улице Зодчего Росси и был передан Императорскому театральному училищу. Часть здания заняли костюмерные мастерские, нотная библиотека, контора Дирекции императорских театров. Там располагались квартиры директора, преподавателей и чиновников.

На втором этаже помещались огромные дортуары (спальни), классы воспитанниц, репетиционные залы и школьный театр с несколькими рядами кресел. На верхнем этаже — кабинет инспектора, дортуары и классы воспитанников, в центре здания — большой нарядный храм.

Имя одной из воспитанниц, Агриппины Яковлевны Вагановой, балерины императорского балета, преподававшей здесь с 1921 года, хореографическое училище носит с 1957 года.

XX ВЕК

В 1918 году училище переименовали в Петроградское театральное (балетное), через 10 лет оно стало Хореографическим техникумом, потом — Ленинградским хореографическим училищем. Сейчас это Академия Русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

О трехвековой истории своего училища воспитанники узнают на занятиях и в Музее Академии (открыт в 1957 году), где собраны костюмы, афиши и фотографии знаменитых выпускников.

XXI ВЕК

В 2011 году в Петербурге подписано постановелние о создании профессионального училища «Академия танца Бориса Эйфмана», а ее торжественное открытие состоялось в сентябре 2013 года. 

Комплекс «Академии танца», возведенный по проекту главного архитектора и руководителя Архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, с учетом пожеланий хореографа Бориса Эйфмана, также является уникальным — жюри Международного архитектурного фестиваля назвало эту постройку лучшей в мире школой 2015 года.

«Формула танца»: первый выпуск, 2019 год
Периодич. издание Академии танца Бориса Эйфмана
На обл.: фасад здания
Тираж неизвестен // Коллекция Музея уникальных вещиц

Студией спроектированы все три составные части комплекса: учебный корпус с общежитием, приспоспобление особняка Добберт под образовательное пространство и школьное здание с Детским театром танца. По признанию архитектора, строить пришлось в очень стесненных условиях, которые и объясняют возникновение рациональной архитектуры («изощренной в своей рациональности»): которая занимает меньше места, чем предоставляет внутреннего простора.

Основную роль в комплексе играет свет: все 14 репетиционных залов, сгруппированные вокруг многоуровневой системы рекреакции — «сердцевины», буквально вылеплены светом: танцевальные залы имеют прозрачные стены снаружи, а внутри отделены от шумной рекрекации стенами из матового стекла.

Детский театр спроектирован по образу и подобию классического театра. Здесь есть ложи, партер, бельэтаж... только зрительный зал рассчитан всего на 500 мест, что в сочетании с полноценной сценой дает ощущение камерного, домашнего театра дворянской усадьбы.

_________________

О создателях лекции:

Лектор, Руфина Эмануиловна Павлова.

Художник Мария Касьяненко


Мария Касьяненко / Архив Музея
// для неопублик. книги «Театры Петербурга»

Мария Касьяненко родилась в Ленинграде, окончила рисовальные классы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) и Университет технологии и дизайна (кафедра графического дизайна) с красным дипломом. Член Союза художников России. Занимается кукольной скульптурой, живописью, графикой, резьбой по камню, авторской игрушкой, арт-объектами, созданием ювелирных украшений. Работы хранятся в частных собраниях России, Финляндии, Швеции, Италии, Испании, Франции, Новой Зеландии, Австралии, Израиля, США. Жена скульптора и сказочника Романа Шустрова.

Фотограф Андрей Лушпа

Андрей Лушпа / Фотоархив Музея (подарок Музею)
Подарок скромного друга фотографу 

Официальный фотограф Академии Русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой, с 2018 года.

Фотограф Егор Канеев

Егор Канеев / Фотоархив Музея (подарок Музею)
Фотограф: Дмитрий Владимиров

Фотограф, видеооператор. Окончил Ростовский филиал ВГИКа. Работал на множестве теле/интернет-проектов. В 2020 году прошли две выставки фотографий: персональная «First Personal Exhibition» (Москва) и коллективная «Тот, кто любит цветы» (Санкт-Петербург). В настоящее время живет в Москве, работает в продакшн «МашФильм».

РОБД «Большая Медведица»

Региональное общественное благотворительное движение под руководством Александра Зимина, существующее в Петербурге с 2000 года и объединяющее организации культуры, артистов, художников, бизнесменов и предпринимателей города. Ежегодно «Большая Медведица» проводит более 100 благотворительных мероприятий для 5000 участников — детей-сирот - воспитанников детских домов и военных учебных заведений, детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Музей выражает признательность заместителю генерального директора Татьяне Романенко за помощь с подбором фотографий из архива РОБД.

[Дата публикации: ноябрь, 2020]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!