Создание и подготовка иллюстраций для печати

От Музея: Туториал технического и выпускающего редактора Анастасии Аргутиной для иллюстраторов, начинающих свой путь к НАСТОЯЩИМ печатным изданиям. А также для начинающих верстальщиков, ведущих и выпускающих редакторов и всех, кто заинтересован узнать тайны предпечатного волшебства.

Текст: Анастасия Аргутина, выпускающий / технический редактор
Фото: автор в типографии НП-Принт (Спб)
печать илл. обложки книги художника Тибо Прюня "Маэстро Тео", ММ

Вступление

Когда надо подготавливать иллюстрации к печати и кому это вообще нужно?

Когда речь заходит о создании настоящей книги с иллюстрациями, появляется резонная задача — подготовить все материалы от художника к печати. Я не раз, к сожалению, сталкивалась с тем, что художники совсем не думают о том, что их работы не будут оформлены в паспарту и вывешены на обозрение, не окажутся в блоге или паблике в интернете, а должны быть НАПЕЧАТАНЫ В КНИГЕ. И что для достижения хорошего результата необходимо соблюдать определенные правила.

Эта статья — для художников и дизайнеров, мечтающих стать иллюстраторами, для начинающих верстальщиков, ведущих и выпускающих редакторов, для профессионалов и любителей, для всех, кто имеет дело с книгами или мечтает делать красивые печатные произведения (и речь, кстати, не только об иллюстрированных книгах — в этот список входят и зины с фанзинами, и открытки, и наклейки, и футболки с принтами, и визитки, и брошюры-буклеты-листовки). Отвечая на заголовок — подготавливать иллюстрации к печати необходимо всегда, когда речь идет о печати (полиграфическом исполнении). 

ЧТО, зачем и почему это надо?

Однажды мне сказали (это был мой первый раз, и мы очень спешили): «Надо — и все тут! Делай так, а то плохо будет!» — это, конечно, спасло мои первые проекты от провала по качеству, но на самом деле всегда необходимо понять: что делать, зачем и почему. 

ЧТО. Четыре основные вещи, которые надо запомнить:

TIFF, CMYK, 300 точек на дюйм, вылеты

Теперь — ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ(А в конце еще маленький бонус — КАК.)

1. Формат TIFF

Растровые изображения должны попадать в макет в формате TIFF. (Чем отличается растр от вектра мы говорили в одном из прошлых туториалов: «Перевод растра в вектор».)

Tiff — достаточно популярный формат, так как имеет возможность хранить в себе достаточно информации о растровом изображении. Этот формат по умолчанию не подразумевает компрессии и сохраняет все попиксельные градации без их дополнительного смешивания и артефактов.

Использование .tiff в полиграфии — это установленный стандарт: формат поддерживает несколько цветовых профилей, поддерживает слои, которые позволят, если что, доработать вылеты, и это его главные преимущества перед любимым художниками .png, который обладает только возможностью хранения альфа-слоя — то есть слоя прозрачности. И хотя по факту оба формата хранят несжатый растр (либо сжатый без потерь), в тех. требованиях типографий как правило прописано, что макет не должен содержать прозрачностей.

Дело в том, что png — Portable Network Graphics — был разработан для сети, и там и должен в теории оставаться несмотря на свои способности (столько раз мучилась и думала, как бы запихать в макет картинку с прозрачным фоном, а png нельзя! Для этого, кстати, можно использовать Adobe PDF и даже PSD файлы, но только если вы работаете с сюитой Adobe. И лучше все равно уточнять у типографий этот момент).

2. Цветовая модель — CMYK

Про печать в одну-две краски расскажу в отдельных статьях, сейчас — про полноцвет и ваши прекрасные цветные иллюстрации. Полноцветная полиграфическая печать осуществляется с помощью четырех красок цветовой модели CMYK.

Важно понимать, что печать ВСЕГДА связана с компромиссами по цвету, так как пока у нас нет возможности без использования специальных тонеров добиться полной цветовой палитры, которую видит человеческий глаз и, тем более, которую способны воспроизводить экраны, использующие цветовую модель RGB. Которая ой как отличается!

 
Рис. 1. Сравнение цветов в моделях RGB и CMYK

Как вы можете заметить, CMYK включает в себя довольно мало ярких, насыщенных цветов — будьте осторожны с ними. Они имеют тенденцию превращаться в серый, CMYK их как будто ест. Это происходит потому, что CMYK не может передать «Сочность» (Vibrancy) любого предложенного цвета, если оно по умолчанию в RGB-пространстве уже прижимается в потолок значений. Сделать его насыщеннее можно, но путем настройки гаммы CMYKа, и — он станет темнее. 

Важно! Если вы делаете на полноцветной иллюстрации, предполагаемой к печати в CMYK, какую-то черную графику или у вас есть четкий черный лайн, или залитые черным элементы, они должны быть исключительно в одну краску! В черную. :))) (Т.е. С=0, M=0, Y=0, K=100). Как вы догадались, белый цвет мы получим только в том случае, когда все будет по нулям! 

Конечно, если вы работаете не в диджитале, а только в традиционных техниках, беспокоиться об этом смысла нет — все равно за всеми черными линиями не уследите. Хотя если получится — респект!

Ниже примеры того, как не совпадают цвета, если мы берем для издания оригинал иллюстрации, существующий лишь в RGB, и переводим его в CMYK.

 
Рис. 2. Картина художника BoroDa (Андрей Коротаев)

На рис. 2 вы видите слева — оригинал в RGB, справа - CMYK (пресет для немелованной бумаги). Путем работы с кривыми палитры CMYK мне удалось добиться приличного результата.

А вот на рис.3, где пример 1 — оригинал произведения в RGB, пример 2 — оно же, переведенне в CMYK, тот же пресет для немеловки, как ни старайся, привести абсолютно все к виду оригинала не удалось: небо осталось с фиолетовым оттенком, зато цветок вернул большую часть своей насыщенности.

 
Рис. 3. Картина Алины Симон

Подробнее о том, как работает CMYK, чем отличаются технологии передачи цвета гаджетами и бумагой, советую почитать в статье Якова Петрова: «WEB и ПЕЧАТЬ: Большая разница» [готовится к публикации].

3. 300 точек на дюйм

Весь интерфейс браузеров, весь интернет, как мы знаем, имеет разрешение 72 точек/пикселей на дюйм (они же 72 dpi/ppi). Но для печати необходимо разрешение изображения именно 300 ppi.

Зачем: для того, чтобы повысить точность печати. Чем больше пикселей приходится на дюйм, тем больше информации можно передать в этом самом дюйме. Для печати всего, что люди будут держать в руках или близко разглядывать, это неоспоримое условие, и, наверное, любая типография будет настаивать на этом и это всегда прописано в тех. задании издающих компаний.

Будьте внимательны: сильно больше 300 ppi делать тоже не рекомендуется. Потому что столько информации иногда просто невозможно пропечатать. В частности это касается мелких элементов, тонких линий… Например, на рис. 4 линейная графика  с 600 ppi, несмотря на то, что толщина линий была больше минимальной для печати, умудрилась превратиться в пунктир. К тому же, исходные картинки в 600 ppi были по реальному размеру огромные — больше даже формата книги, хотя нужны они были максимум в четверть обрезного. То есть при подготовке к печати нам надо еще и уменьшить изображение до адекватного размера.

 
Рис. 4. Пример «косяка», когда иллюстрация в макете просто сильно уменьшена
относительно своих реальных размеров и ppi.
Нет, не была отправлена в печать.

Какого бы размера ни был ваш «исходник», — в реальных единицах измерения вроде миллиметров/сантиметров и в точках на дюйм (600 или 1200), идеальная подготовленная к печати иллюстрация совпадает с физическим форматом будущего издания по размеру и имеет разрешение 300 dpi/ppi.

Большое подспорье. Некоторые современные типографии умеют делать качественные изображения при 285 ppi/dpi. Эта информация может вам пригодиться, если вы подготовили иллюстрации для одного формата книги, а потом решили сделать книгу чуть больше — «увеличенного формата». Хорошая новость: теоретически, есть возможность увеличения изображения на 15%, но всегда надо уточнять в той типографии, где вы собираетесь осуществлять печать.

И ещё нюанс: билборды, плакаты (те, которые будут висеть высоко и далеко) — наоборот, не требуют такой высокой точности, и даже предпочтительнее ставить 72 ppi или даже ниже.

4. Вылеты под обрез

Каждая книга (журнал) имеет свой реальный, физический формат, на котором будет напечатан рисунок. Этот формат выбирается издателем, исходя из множества параметров: имеющейся бумаги для печати, ее размера и количества сложений, существующих серий и экономических расчетов себестоимости. Поэтому формат всегда должен быть согласован ДО и указан в ТЗ.

Получая ТЗ, всегда уточняйте: ДООБРЕЗНОЙ или ОБРЕЗНОЙ формат указан. Чаще всего, указывается ОБРЕЗНОЙ. А значит, для полосных иллюстраций (занимающих все площадь) или элементов иллюстраций, находящихся у самого края, вам самостоятельно надо добавить несколько миллиметров с тех сторон, которые не идут в корешок.

Почему? Потому что после того, как иллюстрацию заверстают в книжный блок, типография разложит странички блока на листах бумаги так, чтобы из одного листа при сложении получилась одна брошюрка блока. И так их будет печатать печатная машина: на одном листе — несколько разворотов книги.

  
Рис. 5-6. НП-Принт, печать книги Екатерины Панфиловой "Пятый"
Издательство "Молодая Мама", 2022 год.
Слева: листы в машине, справа - я и готовый печатный лист.

Что потом? Лист действительно сложат несколько раз — и получится брошюрка с неразрезанными, не открывающимися страничками. Раньше (в стародавние времена) люди получали книги и сами разрезали странички специальным ножичком, теперь для этого в типографиях есть машины, которые, конечно, не разрезают «между» страниц, а отрезают у блока небольшую полоску — с тех сторон, где он должен раскрываться.

Как итог нашего знания:
Для книжной полноцветной полосной иллюстрации на вылет — требуется минимум три стороны.Но лучше четыре! Вдруг вы поставите ее не справа, а слева?
Для разворотной иллюстрации на вылет — четыре стороны.

Вылеты для печати в стандарте (если возможности типографии заранее неизвестны) — 5 мм (больше — лучше, потому что это также даст вам возможность не перерисовывать иллюстрацию, если на каком-то этапе изменится формат). В любом случае, они точно не могут быть меньше 3 мм.

Вылеты — это обычно фон и незначительные элементы, уходящие за край той картинки, которую вы задумали и которая останется внутри (ветки, стены, голубое небо, развевающиеся волосы — в зависимости от того, что у вас обрежется). Поэтому также с практической точки зрения именно в этих местах (5 мм по краям от обрезного формата внутрь) не стоит оставлять важных и значимых элементов.

Например, дамских пальчиков :)

 
Рис. 7. Подготовка к печати открытки с фотографией Светланы Аввакум.
И машинный контроль линий реза.

Вылеты — то, что крайне сложно решить постфактум. Предусмотреть в изображении вылеты — часть иллюстрации, которая уйдет под обрез, если у вас иллюстрация в размер полосы, — задача художника-иллюстратора. Или даже обязанность, которая должна быть прописана в ТЗ. Потому что технический редактор уже мало что сможет сделать.

Обычное технологичное решение — уменьшить иллюстрацию, оставляя по краю белый фон (как паспарту). Как художник, задумавший иллюстрацию, полностью покрывающую полосу печати (такие иллюстрации так и называются — «на вылет»), вы вряд ли бы этого хотели.

На момент написания статьи я закончила как технический редактор проект с иллюстрациями двадцати разных художников, для которого ночами дорисовывала вылеты (где-то было проще — просто дорисовать фон, где-то сложнее — дорисовать луну или ветки деревьев…), благо, художники оказались не против. Иллюстрации «с вылетами» подготовили только те, кто уже не раз побывал иллюстраторами в книжных проектах. Скажу «страшное»: даже те, кого учат в вузах на «книжных иллюстраторов», довольно часто забывают про этот момент.

На рисунках 8-10 — работа над иллюстрацией Мирана Шильке к «Альбому бумаги для писем». 

Рис. 8. Оригинал художника, четко под формат А4 (размер альбома) — то, что вы увидите в готовом издании. 
Рис. 9. Места, которые мне как редактору необходимо «дорисовать» — по 5 мм с каждой стороны (но я рисую больше), чтобы их потом отрезать и нигде не появилось по краю белой полосы. То есть даже элементарная печать на формате А4 требует изображения больше А4: как минимум, это А4 +1 см по высоте и 1 см по ширине. Что важно, если вы рисуете в традиционных техниках и сканируете 1 в 1.
Рис. 10. Итоговый вариант, подготовленный для печати.

   

Рис. 8-10. Работа с иллюстрацией Мирана Шильке

И если с фотографиями, действительно, иногда сложно заложить в кадре вылеты, то с иллюстрациями всегда можно и нужно заботиться об этом заранее, а не полагаться на везение.

Полезное: а еще у вас есть «корешок» книги, то есть часть бумаги (и нарисованной на ней иллюстрации), которая при скреплении блока «уйдет» внутрь (в зависимости от того, на каком из разворотов сложенной тетради окажется иллюстрация — чуточку больше или чуточку меньше), поэтому на разворотных иллюстрациях не размещайте также значимых элементов не только у краев страниц, но и в центре. Допустим, у вас там чье-то лицо — вы же не хотите, чтобы у этого лица пропал, скажем, нос?

К сожалению и легкой панике, такое порой происходит даже в книгах с небольшим количеством страниц, например, 32.

Теперь, после того, как мы разобрались, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ нам надо делать то или это, переходим к практическому разделу — «КАК?»

КАК? 300 точек на дюйм

Когда мы создаем или открываем отсканированное изображение в Photoshop, сразу можно зайти через меню «Изображение» в окно «Размер изображения». Там вы увидите, сколько точек на дюйм ваша картинка имеет сейчас. Допустим, оно меньше, чем нам необходимо — а нам нужно 300...

 
Рис. 11. «Размер изображения»

Отключаем «Ресамплинг» — вы увидите, что параметры «Ширина», «Высота» и «Разрешение» связались и теперь будут меняться все вместе. (Принудительное изменение разрешения без связи с параметрами размеров, увы, ничего не даст.) И только теперь устанавливаем «Разрешение»  — 300 точек на дюйм. Обратите внимание: в зависимости от того, с чем вы чаще работали, размеры изображения могут быть в дюймах, сантиметрах, пикселях. Лучше поставить в миллиметрах — в книжных макетах обычно оперируют именно миллиметрами.

  
Рис. 12-13. Параметры связались
Слева - размеры при 72 ppi. Справа - измененные при 300 ppi.

(Для отсканированных изображений). Если готовое изображение в результате этой операции уменьшилось так, что теперь оно меньше необходимого формата по высоте и ширине, его необходимо пересканировать — с большим разрешением. Минимум у нас 300, если изображение один-в-один. Но лучше отсканировать в 600 — про запас.

Как вы поняли, если изображение 600 dpi перевести таким же образом (при связи разрешения с параметрами размеров) в 300 dpi, физический размер изображения увеличится в два раза! В современных сканерах этот параметр чаще всего настраивается. А если нет — есть печатные сервисы и фотолаборатории, в которые можно обратиться (и рассказать, какого результата вы хотите от них добиться: например, tiff, 600 dpi).

Уменьшить физический размер картинки можно будет тут же, после установки разрешения 300 ppi. Теперь действуем наоборот: необходимо включить «Ресамплинг», убедиться, что Ширина и Высота меняются вместе (связаны друг с другом), а Разрешение — самостоятельная неизменяемая цифра, и настроить нужный размер (меньше изначального).

Общий вывод: рисовать всегда лучше на формате побольше (пропорционально увеличенном + предполагать и рисовать место под вылеты), а если вы фотограф — фотографировать в более высоком разрешении изначально. Потому что уменьшить изображение без потери качества можно. А вот увеличить, увы, нет.

КАК? Перевод в Tiff

С сохранением в TIFF все просто: «Сохранить» — в выпадающем меню выбрать формат TIFF. Если вы не знаете цветового профиля или типография посоветовала его не встраивать — отключаем галочку “ICC-профиль”. Для уменьшения веса картинки также рекомендуется в подготовленном к печати файле изображения отключить галочку «Слои» и в меню настроек сохранения тифа оставить кружочек-метку на «удалить информацию о слоях».

 

Рис. 14. «Сохранить как...»

  

Рис. 15-16. «Выбор тифа» и отключение «галок»

КАК? Перевод в CMYK

Если вы не создавали исходное изображение прямо в нем, немного придется повозиться. 

Чтобы грамотно конвертировать в CMYK, не всегда достаточно пройти путем «Изображение» — «Режим» — «CMYK». Фотошоп (если вы не попросили его больше не возникать по этому вопросу) всегда предупреждает, мол, вы пытаетесь перевести из RGB в цветовой профиль CMYK, и тут обычно на экране возникает куча страшных для незнающего человека букв — “U.S. Web Coated (SWOP) v2”, или “Coated Fogra 39”, или вообще полная жесть с половиной цифр, и «возможно, это ошибка»!

 
Рис. 17. Конвертация в CMYK
 
Рис. 18. Пугающие надписи

Чтобы сделать все правильно, нам надо зайти в меню «Редактирование», выбрать «Преобразовать в профиль» — откроется окно, в котором можно выбрать или настроить заказной профиль. Здесь нам нужно выбрать подходящий профиль CMYK.

Профиль CMYK нужен нам для печати. Сам по себе CMYK — это цветовое пространство, палитра; а цветовой профиль — настройки: максимальная сумма красок, точка черного, растискивание (это такая работа валиков в печатном станке: краска потихонечку льется, и разнообразные валики между собой ее перетирают, то есть растискивают и растаскивают). Каждый печатный станок, каждая бумага и их сочетание требует своего профиля. Потому что краска по-разному ложится на бумагу разной плотности и разных фактур.

Поэтому необходимый цветовой профиль, как правило, лучше заранее уточнить у конкретной типографии (при этом зная бумагу). Или у технического редактора издательства, которое будет осуществлять печать. Если такой информции нет, то лучше выбрать максимально нейтральный — например, «Photoshop 5 Default CMYK»

 
Рис. 19. «Преобразовать в профиль...»
 
Рис. 20. Выбор профиля

Самое простое, что вы можете сделать, чтобы потом не мучаться — это сразу поставить рабочим пространством CMYK через простое «Редактирование» — «Настройка цветов».

 
Рис. 21. «Настройка цветов»
 
Рис. 22. Выбор профиля

Тогда при использовании «легкого путя» («Изображение»  Режим - CMYK) фотошоп будет переводить в рабочее пространство, а оно у нас — вот радость! — уже установлено перед работой. Базово — это Photoshop 5 Default CMYK, потому что он ни рыба ни мясо, но уже лучше, чем RGB, и вам сразу станет яснее, какие цвета будут получаться в итоге.

  
Рис. 23 и 24. Два варианта: RGB и CMYK
на примере картины Андрея Коротаева

Потому что, если вы отрисовали или отцветокорретировали иллюстрацию в РГБ, вряд ли что-то спасет ваши выкрученные до максимальных значений ползунки по РГБ, а перевод в ЦМИК сразу покажет вам слабые места - или вы сможете сразу видеть, какими оттенками вы сможете пользоваться и какие правила из колористики вам нужно будет учитывать, чтобы добиться нужных контрастов и яркостей (визуально).

Что произойдет, если не...?

Из самого легкорешаемого — издательство или типография не примет ваши иллюстрации или готовый макет. Это страшно, когда «горят сроки». 

По счастью, когда мы говорим о макете, обычно из типографии пишут, если что-то в документе оказалось не так — не в CMYKе, не в том формате или без вылетов, черный у вас не черный и толщина линий меньше, чем способна гарантированно пропечатать вот эта конкретная машина.

Из плохого: если в типографии нет специалиста, осуществляющего технический контроль, вам отпечатают «как есть». Но и если есть: он технический специалист, который не обязан думать о «каков был замысел художника? а это ли он хотел сказать (т.е. увидеть напечатанным)?» Любой ваш «косяк» может быть принят сотрудником типографии за чистую монету, что именно таков был ваш художественный замысел.

Напоследок, краткое описание возможных проблем, которые скорее всего возникнут, если вы будете игнорировать запросы ваших уставших от информации ведущих/выпускающих редакторов и особенностей печати в типографиях:

- могут здорово не совпасть цвета при автоматическом переводе в cmyk из rgb;

- или вылезет какая-нибудь полоска с краю от  иллюстрации, которая должна бы идти навылет, а вылета-то у вас и нет;

- или отрежется часть изображения, которую вы не планировали отрезать;

- или изображение будем «мыльным»

- или вместо черного цвета вы получите из печати «цветную радугу» (особенно весело, если вы сделали не чистым «кеем» шрифт, а воспользовались «пипеткой» — и у вас вместо букв получилась маленькая веселая трех-цветная радуга).

В этом случае придется не только переделывать макет, но и печатать заново (никаких денег вам типография вернуть не сможет и отпечатать такой макет с гарантией — тоже, потому что у машин есть погрешность, о которой всегда написано в технических требованиях, и то, что вы решили не следовать этим техническим требованиям, а после проигнорировали правки от типографии — это не их косяк). Второй вариант — смириться с ситуацией (иногда это больнее, чем тратить время и деньги на исправление косяков).

Поэтому будьте внимательнее! Не стесняйтесь задавать вопросы, докапываться до своих коллег по книге и даже до типографий, любите то, что вы делаете, и уважайте свои работы — они заслуживают быть напечатанными в максимально хорошем качестве, с хорошей цветопередачей и без потерь!


Портрет Сергея Шнурова на стене типографии НП-Принт (СПб)

Удачных вам самостоятельных полетов!

[январь, 2022]
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак