Лицензионный договор на один тираж
Вопрос от читателей:
День добрый! Моя коллега Художник попросила о помощи, хочу посоветоваться с Вами. Она делает раскраску с народностями нашей необъятной страны, и ей нужно заключить лицензионный договор только на один тираж. Нет ли у вас примера подобного договора? Всю работу над макетом ведет сам Художник. Даже текст пишет. Организация, которая выиграла грант на создание этой раскраски, — это не издательство, а региональная общественная организация, поэтому составить договор они сами не умеют. Полагаю, с лицензионными договорами они просто не имели дела. А Художник боится, что изображения начнут использовать в других целях. Будет волшебно, если удастся помочь. Может, у вас есть какой-то общий вид такого документа? Спасибо Вам огромное, Анна Викторовна. Арсения
Ответ Музея уникальных вещиц
Отвечает Аня Амасова,
главный хранитель Музея уникальных вещиц
Иллюстрация: Ася Кандилян
Вот такую интересную задачку задали мне художники… Что ж, попробуем ее решить, хотя условия к задаче неполные. Возможны варианты: полученный организацией грант может как включать в себя вознаграждение художнику, так и не включать. Ну вот на это мы и будем ориентироваться. В данном случае (грант на публикацию) я бы не стала в договоре ничего усложнять. Маловероятно, что в этой ситуации кто-то с кем-то станет судиться. Поэтому в этом договоре мы не будем ничего особенного прописывать, кроме основных положений: кто — с кем — о чем договорился. Исключительная или неисключительная лицензия — для грантового проекта без разницы. Но если грантополучатели готовы напрямую продавать книгу в библиотеки, то лучше заключить исключительную лицензию. Это ни на что не повлияет для Художника, но сделает для библиотек доступной возможность приобрести книжку напрямую у издателя как у обладателя исключительных прав.
По срокам действия лицензии я бы ориентировалась на год — ну вот чтобы в случае, если договор все же возмездный, художнику было достаточно публиковать одно издание в год для получения необходимого для нынешней пенсионной реформы стажа в размере одного года. К сожалению, сейчас в договоре невозможно прописать количество «авторских экземпляров», причитающихся Художнику, независимо от того, есть или нет денежное вознаграждение. В ныне существующем законодательстве «авторские экземпляры» бухгалтерия может проводить только как «доход Художника», то есть даже если договор безвозмездный, бухгалтерии придется заплатить около 10% налога Художника со стоимости каждого экземпляра (которую еще поди определи и придумай! особенно если книга вышла на грант) и еще сверху уплатить разных страховых взносов еще процентов на 22% от выдуманной суммы.
Другой вариант — «подарок»: тут законодательство требует от бухгалтера вести учет подарков по каждому человеку, чтобы сумма подарков с 1 января по 31 декабря (не дай бог!) не превысила аж 4000 (четыре тысячи) рублей, ведь все, что свыше, считает законодательство, не особенно понимая суть и смысл «авторских экземпляров», должно облагаться налогом 13%. Так как сумма «авторских экземпляров» в финансовом выражении в случае с раскрасками абсолютно точно не превысит гигантский доход в 4000 рублей, следовательно, никакого налога не предусмотрено и не надо портить жизнь бухгалтеру дополнительным учетом. Организация вполне в состоянии списать несколько экземпляров на маркетинг и уже из них отдать автору, чтобы тот этим маркетингом и занимался.
В общем, вот что у меня в итоге получилось. Лицензионный договор на один тираж между Художником и Грантополучателем. Если договор безвозмездный (без вознаграждения художнику) — выкидываете то, что выкрашено в желтый, если вознаграждение предполагается - выкидываете то, что зеленым. А.А. Если договор возмездный — убираем то, что зеленое, оставляем рыжее. Если безвозмездный — убираем рыжее, оставляем зеленое. Надеюсь, все понятно.
[февраль, 2019]