ВЕСЬ МИР - ТЕАТР! «Макбет»

Мария Сапижак, театральный обозреватель, автор блога «Oh,Theatre!», о спектакле режиссера Люка Персеваля по пьесе Шекспира. Театр-фестиваль «Балтийский Дом», Санкт-Петербург
Илл.: обложка книги «Театр эпохи Шекспира»
из коллекции Музея уникальных вещиц
Мееееедленное, тягучее, как смола, начало, волной приближающееся из темноты сцены к зрительному залу. Ощущение звенящей тишины, нарушаемое лишь шебуршаниями и перешептываниями тех, кто почему-то не может сидеть спокойно. Холодный свет, холодная фактура декораций из стальных труб и яркий свет в глубине, словно портал из потустороннего мира, откуда появляются фантомы Макбета и занимают свое место в этой железной паутине. Это начало спектакля, но это же и развязка сюжета, и чувство тихого ужаса обволакивает окончательно. Страх. Жгучий страх Макбета потерять власть, полученную через кровь и иронично выраженную в картонной короне. Животный страх упустить женщину, которая то ли по-настоящему, то ли в его воображении упрекает его в трусости и отсутствии мужской силы. Страх как общая атмосфера происходящего, нагнетаемая музыкой (живая импровизация, кстати!) и хореографией будто в исполнении ведьм, которая буквально вдавливает тебя в кресло и воздействует на сознание сильнее, чем обычные сцены насилия в каком-нибудь другом спектакле, например. Здесь вообще всё насилие решено либо «за кадром», либо в нарочитой манере «обозначения», но от этого оно не перестает быть насилием, жестоким и корыстным.
Некоторый диссонанс вызвала игра актеров, которая будто бы балансировала на грани манеры «русского психологического» и «европейского», и когда косилась в сторону первого, вдруг казалась какой-то неуместной в контексте всей постановки, что ли. На мой взгляд, точнее всего попал в нужную струю исполнитель роли Леннокса Юрий Елагин, который на обсуждении после показа признавался, что ему мучительно долго не удавалось найти своего персонажа во время репетиций с Персевалем.
По-моему, это первый спектакль репертуара основной сцены «Балтийского Дома», который мне в целом понравился и показался интересным. Действо длится всего полтора часа, но ощущение времени магическим образом пропадает с первых минут просмотра, и потом уже сложно даже навскидку предположить, прошло ли полчаса или часа два. Но желания посмотреть на циферблат не возникало, а это хороший знак.
__________________________________________________
Театр эпохи Шекспира
Ж. Морли, художник: Дж. Джеймс
Серия «Пифагоровы штаны. Красочный путеводитель»
«ИД Мещерякова»
978-5-00108-322-1_____________________________________________Макбет. Антоний и Клеопатра
В. Шекспир
В переводе Пастернака.
Проиллюстрировано гравюрами
английских художников второй половины XIX века
В. У. Бромли, Дж. Джилберта, Дж. Каттермоула,
Г. М. Пейджета, Г. К. Слоуса, А. Фредерикса
Вита Нова, 5-93898-089-5
__________________________________________________
[весна, 2019]