КАК СОЗДАЮТСЯ МАРКИ - «визитные карточки страны»
Статья главного редактора портала Филателия.ru Елены Кравцовой о создании МАРОК, написанная специально для нашего Музея, в помощь участникам Зимней Игры Художников по созданию «Альбома Бумаги для Писем» (и марок к нему). Статья лишь немного погружает нас в историю, повествуя больше о практике: кто, как, на основании каких критериев принимает решения о выпуске марок (и как на это можно повлиять), какими удивительно разными бывают знаки почтовой оплаты и как создать настоящую авторскую марку. В конце статьи расположена «рекомендательная библиография» — сделанная Еленой подборка статей портала для тех, кто увлечется темой и пожелает изучить подробней.
На обл.: Историч. миниатюра «Черный пенни»
на совр. почтовой марке, Англия
Оригинал публикации на портале Филателия.ru
от 21.12.2020
Илл. из открытых источников
Текст: Елена Кравцова
Соавтор: Александр Ильюшин
Немного истории
Наверное, по-настоящему sapiens, человек стал как только научился писать. Согласитесь, очень сложно удержать в памяти весь круговорот событий. Да и учет финансов тоже как-то надо было вести. В общем, на память надейся, а сам не плошай. С появлением письменности цивилизация стала стремительно развиваться — появилась почта.
3 тыс. лет до н.э. Первые письма представляли собой клинопись, которая появилась 3 тысячи лет до нашей эры. С этого момента можно отсчитывать историю почты. Послания создавались путем вырисовывания деревянной палочкой на мягких глиняных табличках необходимой информации. Для подобных писем даже существовали конверты, которые изготавливались из глины. Для того чтобы прочитать содержимое, адресату необходимо было разбить «упаковку».
VII в. до н. э. О первых этапах становления почты мы мало что знаем. Известно, что наибольший вклад в ее развитие внес царь Ассирии в VII веке до нашей эры. Согласно его указанию был создан первый архив, в котором хранилось около 25 тысяч глиняных табличек, в том числе и «письма» государственной важности и строгой секретности.
1840 год. Развитие почты предполагало взимание сборов за пересылку. Эта проблема была решена в Великобритании, где в 1840 году стали печатать первые марки. Один из тех тиражей включал в себя «черный пенни» — до сегодняшнего дня один из самых ценных экспонатов филателии. С этого же момента и началось введение тарифов за почтовые услуги.
Инициатором печати марочной продукции стал политик Роуленд Хилл. Его идея с успехом прижилась, и с тех пор каждый конверт имел специальную метку – оплату. Позже такие «наклейки» появились и в других странах. Таким образом, новая реформа привела к улучшению работы почтовой службы и росту ее популярности.
1857 год. В России первые марки появились в 1857 году. Те экземпляры оценивались в 10 копеек, а в качестве изображения был выбран двуглавый орел. Первые почтовые марки Советской России тоже были очень скромны и лаконичны.
Кто принимает решения о печати марок и как повлиять?
Просто так напечатать и продать марки нельзя. Их выпуск находится под контролем государства. И для этого используются те же технологии и способы защиты, что и при производстве денежных знаков. Конечно, опытные филателисты могут сказать: «Да это все давно уже всем известно». Но нас читают и начинающие коллекционеры, для которых эта информация будет интересной.
У нас в стране издание знаков почтовой оплаты осуществляет Акционерное общество «Марка» (АО «Марка»).
Процесс создания марок начинается с плана их выпуска, который составляет и утверждает специальная комиссия. В ее состав входят представители Министерства связи, историки, ученые, известные филателисты и, конечно же, художники. Комиссия также определяет тиражи марок.
___________________
От Музея: на вопрос Музея уникальных вещиц из «Почты России» в 2018 году пришел ответ такого содержания:
«...рассмотрение проектов тематических планов издания знаков почтовой оплаты осуществляет Комиссия по почтовым эмиссиям при Федеральном управлении почтовой связи при Минсвязи Российской Федерации (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются Первым заместителем Министра связи РФ. ФГУП "Почта России" и АО "Марка" входят в состав Комиссии.
Для рассмотрения заявки на выпуск почтовой маркированной продукции определенной темы, Вам необходимо направить письмо в Россвязь на имя Заместителя руководителя Федерального агентства связи Шелихова В. В.
Данную з аявку необходимо направить не позднее, чем за 18 месяцев до начала года, в котором планируется выпуск маркированной продукции.» — читать письмо целиком.Учитывая, что в 2020 году Минсвязи было передано в Минцифру, видимо, обращения следует отправлять туда. Хочется верить, при цифровом министерстве такая Комиссия сохранилась, несмотря на введение «франкировальных машин» (и последнее обновление в разделе «почта» двухлетней давности).
___________________
Этот план составляется примерно за полтора-два года до выпуска запланированных в нем марок. Поэтому, часто он корректируется и дополняется в зависимости от произошедших событий. Ведь, согласитесь, все предугадать невозможно...
Иногда рядовые филателисты тоже вносят свои предложения, к которым, особенно в последнее время, начали прислушиваться.
Большая ответственность в процессе создания марок лежит, конечно же, на художнике. Ведь марка не только, как говорил лидер болгарского коммунистического движения Георгий Димитров, «визитная карточка каждой страны», а настоящее произведение искусства. А оно должно «... служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства, их мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания».
Все почтовые марки мы «видим» глазами художников, которые бывают очень дотошными. Для них важна каждая мелочь, будь то пуговица на костюме или маленький листочек на дереве. Перед началом работы они долго изучают тему, сидят в библиотеках, ходят в музеи, консультируются со специалистами. И в свои рисунки вкладывают душу. Марки, созданные по их эскизам, буквально оживают и являются украшением коллекций наших филателистов.
1937 год. 100-летие со дня смерти поэта А. С. Пушкина
Рис. В. Завьялова с гравюры Т. Райта.
Памятник А. С. Пушкину в Москве, скульптор А. Опекушин
При выпуске марок учитывают некоторые нюансы. Например:
1. На марке не напечатают портрет ныне живущего человека.
2. Чтобы издали марку, посвященную умершему человеку, должно пройти 10 лет со дня его смерти.
3. Марки, посвященные историческим личностям, издаются в даты, кратные 25. Например, 100 лет со дня рождения, 125 лет, 150 лет и так далее.
_____________________
Из коллекции Музея уникальных вещиц:
Приказ 115 МинСвязи от 26.05.1994 и Положение
о знаках почтовой оплаты и специальных
почтовых штемпелях Российской Федерации
_____________________
Работа художника над маркой
Сначала эскиз будущей марки находится только в голове художника. Образ, цвет, тени, сам сюжет, даже все незначительные детали, все это он прорисовывает мысленно, а затем переносит на бумагу. Чаще всего — это черно-белый рисунок. Приведем примеры Проектов марок к серии Индустриализация 1929 года, не утвержденные к печати.
Зато они были хорошо оценены и проданы на недавно прошедшем аукционе.
Сегодня же подготовленный рисунок художника сканируется, заносится в компьютер, а уже потом заливается красками. А некоторые художники сразу рисуют все при помощи современной техники, которая, поистине, творит чудеса. Графические программы имеют богатую палитру красок, дают четкость линий и глубину картины. Это, конечно, облегчает работу, но такие рисунки не очень любят, потому что, как говорят специалисты — «в них нет жизни». И они заметно отличаются от «сделанных вручную». Хотя....
Марка из Китая
Изображение создано с помощью компьютерных технологий
Художники, работающие, так сказать «по старинке», от начала и до конца, все делают на бумаге карадашом и красками.
Создается несколько эскизов будущей марки, на которые тратится несколько месяцев кропотливой работы — филигранно прорисовывается каждая деталь, каждый штрих, каждый оттенок цвета. На всех этапах эскиз оценивается коллегами-художниками. Потом рисунок корректируется с учетом замечаний.
Художник также выбирает какой формы будет марка — привычной квадратной, прямоугольной, круглой, в форме треугольника или скажем так, свободной формы, как, например, марка Сьерра-Леоне, повторяющая очертания границ государства.
В последнее время марки начали издаваться совместно с программистами. Дополненная реальность стала уже обыденностью. Достаточно скачать на телефон необходимую программу, навести экран на марку и она... оживает...
Способы печати и защита от подделки
Но вернемся к процессу создания...
Марки печатают тремя способами печати — высокой, плоской и глубокой. В зависимости от того, какими частями печатной формы краска с красочного валика переносится на бумагу.
Самый распространенный способ глубокой печати — металлография, когда рисунок сначала гравируется на металле, а потом с него делаются оттски. Этот процесс очень трудоемкий, но зато такие марки получаются более четкими, объемными и «правдоподобными» — настоящее произведение искусства.
Сейчас, в основном, марки печатаются офсетом — когда перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал происходит не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. При этом изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым.
Марки, как и деньги, часто подделывают, поэтому при их печати используются различные способы защиты — шелковые нити, водяные знаки, использование нестандартных материалов и изображений, голограммы, фигурная перфорация, микротексты, применение специальной самоклеющейся бумаги и т. д.
Марки с ароматом фруктов, марки-вышивки и другие неожиданности
Сложно, вернее, дорого, подделывать нестандартные марки — с ароматом или выполненные не на бумаге — вышитые, напечатанные на дереве, фольге, шоколаде. Да, такие марки тоже имеют место быть.
Как сделать авторскую марку?
Если вы хотите иметь свою, авторскую марку, то ее можно получить несколькими способами.
1. Принимать участие во всероссийских конкурсах рисунков, которые периодически устраивает АО «Марка».
На этой почтовой марке изображён авторский рисунок «Дед Мороз, открыв волшебную книгу, смотрит, как народ радуется наступившему Новому году». В дизайне марки использован рисунок победителя всероссийского конкурса рисунка почтовой марки и поздравительных открыток Светланы Киргизовой из Иркутска.
2. Создать марку при помощи программы, которая воссоздаст эффект почтовой марки из любой фотографии или рисунка, с возможностью изменения цвета рамки, размера зубцовки, с добавлением номинала. Таких программ очень много в интернете. Следует учесть, что подобные марки будут являться просто бумажками.
3. Обратить внимание на персонализированные марки, которые выпускают многие почтовые ведомства. Такие марки могут быть с любым любым изображением. Даже с вашим фото.
Получить подобную марку достаточно легко — зайдите на сайт почты Малайзии, Польши, Великобритании или Германии, оплатите услугу, загрузите свое фото или понравившуюся картинку, выберите дизайн и вуаля... марка готова! И это будет самая настоящая официальная марка, которую можно не только поместить в свой альбом, но и оплатить ею письмо или посылку.
А можно просто, не дожидаясь конкурса, прислать свои экскизы АО «Марка». И кто знает, может быть за марками, выпущенными именно по вашим рисункам, будут в ближайшем будущем охотиться филателисты всего мира...
О наших друзьях — проекте ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Рассказывает Елена Кравцова, главный редактор проекта Филателия.Ру: «Основной нашей задачей является сбор информации, общение, поддержание контактов с коллекционерами. Проект создавался еще в прошлом веке как информационный ресурс, чтобы утолить создавшийся информационный голод, когда печатных публикаций по филателии фактически не было, когда филателистические Клубы массово переставали существовать.Затем, по просьбе филателистов, проект стал "обрастать" каталогами, которые наполнялись и совершенствовались. А также — интересными и познавательными статьями, новостями и другой полезной и необходимой филателистам информацией, которую мы по крупицам собираем и анализируем.Сегодня наш проект – единственная в своем роде площадка, в рамках которой, коллекционеры могут не только купить марки, но и узнать последние новости мировой и отечественной филателии, почитать рассылку, пообщаться и просто отдохнуть душой, рассматривая каталоги...»
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Список статей на портале Филателия.ру,
полезных Художникам, решившим создать свои марки
Эволюция дизайна почтовых марок
Кто рисует марки? (тема для обсуждения)
Эскизы одного художника
В. Коваль. Мелодии почтовой миниатюры
Коллекционер - автор марок
Какие бывают марки
Кибер марки
Фигурная резка марок
Вышиваем марки
Марка с QR кодом
От «марки Кохера» до компьютерной графики
Марки с ароматами
Милькин и его марки
Борис Кисин
Как коллекционеры хранят марки и оформляют свои альбомы
[Републикация: 22.12.2020]