РИП ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК, или 12 этапов редакционно-издательской подготовки серии

От Музея: открытки — вид издания, который кажется настолько элементарным, что мало кто задумывается над составляющими процесса создания — «Чего там сложного-то?» — этапами редакционно-издательской подготовки (РИП). Именно их описанию с точки зрения профессионального подхода и посвящена эта лекция. Теорию сопровождает практический пример: создание открытым при Музее экспериментальным издательством МАО серии открыток по заказу ЛОДБ — Ленинградской областной детской библиотеки (отпечатанной при финансовой поддержке Комитета по культуре и туризму Ленинградской области).

Лекция может быть полезна студентам профильных вузов, редакторам издательств, а также ведомствам и структурам, выступающим в качестве «заказчика». Впрочем, частным создателям открыток — тоже непременно пригодится.

Эксперимент проводили: 
Аня Амасова - главный редактор Музея
Анастасия Аргутина - издательство МАО
Анжела Дружинина, Екатерина Кузьмина - ЛОДБ
Текст лекции: Аня Амасова
На фото: Библиотека Аалто, фотограф: Маргарита Федина

ВСТУПЛЕНИЕ. Что такое изобразительная открытка?

Изобразительная открытка или набор открыток — это объекты, выполняющие одновременно несколько функций. От прагматических — быть отправленными кому-либо с надписью, до культурологических — наилучшим образом представить какую-либо часть какой-то «коллекции», а затем, возможно, стать предметом коллекционирования и исследования — историками, культурологами, искусствоведами…

Вот почему системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а именно документом ГОСТ Р 7.0.60-2020 «Издания. Основные виды. Термины и определения», открытки отнесены к ИЗОИЗДАНИЯМ и определяются следующим образом: «Карточка, одна сторона которой содержит изображение (рисунок, фотографию, художественную репродукцию), а другая может быть использована для текста, поясняющего изображение, или письма.»

В это же время в 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре» предусмотрены 7 (семь) обязательных экземпляров от тиража открыток, направляемых в научную библиотечную систему, а сам документ определяет «издания» так: «Прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные (Даже не спрашивайте, сама не понимаю. — Прим. ред.), имеющие выходные сведения».

Таким образом, объединив в голове сведения из ГОСТа и 77-ФЗ, мы можем сделать вывод, что:

Открытка — это издание в форме карточки, обязательно содержащее изображение и выходные сведения, а также, вполне возможно, и некие другие элементы вроде пояснительного текста или адресных строк. А набор открыток — это серия таких карточек, объединенная структурой по какому-либо признаку и унифицированная в оформлении (редактором и дизайнером).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ТЗ и план работ

Если в процессе есть заказчик (и/или финансирующая проект сторона), важно помнить: в отличие от редакции сторона заказчика, просто в силу других развитых профессиональных навыков, не представляет себе результат (и тем более процесс) сколько-нибудь детально. «На той стороне» есть только идея и/или необходимость. А вот профессиональная редакция четко осознает (должна осознавать) и правовые аспекты использования изображений и шрифтов, и все возможности и ограничения дизайна и печати, и свой список вероятных исполнителей или имеющуюся в наличии базу изображений, и роль открытки в информационном пространстве, а также временнЫе аспекты создания...

Поэтому ТЗ (техническое задание) на собственно макет (итог работы) разрабатывается в самой редакции, отталкиваясь от озвученной заказчиком идеи, уже в процессе осуществления редакционных работ (п. 1 - 10.). А ТЗ «заказчика» издательству представляет собой только ПЛАН РЕДАКЦИОННЫХ РАБОТ, например, как в нашем экспериментальном примере: на «графические и дизайнерские работы для Международной выставки "Россия", Москва, ВДНХ — серия открыток "Азбука Ленинградской области"».

План редакционных работ по подготовке и публикации открыток, который мы с вами сегодня рассмотрим, выглядит следующим образом:

1. Выбор формы и формата открыток
2. Определение цели и задач издания
3. Создание структуры набора (визуально-лексической концепции)
4. Подбор лучших фотографов и отбор подходящих фотографий
5. Получение разрешений на использование и публикацию или заключение лицензионных договоров на отобранные произведения графического искусства
6. Обработка и ретушь фотоизображений
7. Цветокоррекция: изменение цветового профиля в соответствии с требованиями выбранной типографии
8. Создание композиции макета, подбор шрифтов
9. Получение лицензии на подобранные и утвержденные шрифты
10. Сопровождение ведущим редактором оформления подписей и данных выходных сведений
11. Дизайн и верстка: создание макета в программе верстки
12. Генерация pdf-файла для печати по требованиям выбранной типографии

1 ЭТАП. Выбор формы и формата издания

Первое, что вам необходимо решить (и зафиксировать в ТЗ): итоговый результат — это изобразительная открытка или содержащая иллюстрацию почтовая карточка? Разница между ними в том, что первые в случае отправки почтой отправляются в конвертах, вторые — могут быть отправлены без конверта.

Стандарты почтовых карточек, которые отправляются без конверта, определены — есть рекомендуемая плотность картона, который должен быть использован (порядка 240-250 гр. на метр), есть минимальные и максимальные размеры, а также обязательные поля — вроде поля адреса или поля для марки. (Мало кто знает, но есть даже стремительно устаревающий и местами уже нелепый ГОСТ «Почтовые карточки» , хотя некоторые полезные вещицы из него все еще можно почерпнуть.)

Создание изобразительных открыток более свободно, так как такие открытки либо приобретают для себя, либо отправляют в конвертах. А значит, при их создании может быть использован менее плотный материал (свыше 150 граммов на метр — «изобразительная открытка»; преимущественно используется 250 или 300 гр. на метр), поле адреса может присутствовать факультативно, поле для марки — «игрово». Однако если вы не планируете изготовление специальных конвертов, лучше обратиться к реально существующему рынку конвертов, чтобы создаваемые вами открытки укладывались в существующий формат.

В нашем примере экспериментальное издательство МАО получило заказ от ЛОДБ на создание серии открыток «Азбука Ленинградской области». Предполагалось, что на лицевой стороне каждая открытка будет содержать фотоизображение какого-то места Ленобласти и букву русского алфавита, а также слова, начинающиеся с этой буквы (в первой версии — названия места, изображенного на открытке). Также условиями было определено, что открытка будет имитировать почтовую карточку (то есть на обороте обязательны поля для марки, адреса и индекса).

Выбор удлиненного прямоугольного формата для этого издания был очевиден и обусловлен двумя причинами. Во-первых, наличием большого количества информации, который решено было расположить на двух сторонах — ведь на обороте должно еще остаться место для письма-сообщения! Во-вторых, нежеланием портить прекрасные фотографии (которые по объему занимают примерно всю площадь поверхности стандартной почтовой открытки) какими-то плашками, на которых будут буквы алфавита.

Мы нашли и измерили подходящие конверты, и уже основываясь на данных об их размере (11х22 см), подобрали удобный формат открытки (10х20 см - обрезной, соответственно 11х21 см - дообрезной). Также мы согласовали использование мелованного картона.

2 ЭТАП. Определение концепции и цели издания

Второй пункт — это описании концепции, исходящей из определения цели и задач издания. Следует не забывать о количестве заинтересованных участников (необходимо учитывать интересы всех сторон) и сформулировать ее совместно.

В нашем примере с открытками для ЛОДБ изначально было понятно, что наборы будут отпечатаны для выставки-форума «Россия». Также этот же макет планируется использовать в будущем для печати открыток для библиотек Ленинградской области. В то же время финансированием проекта выступает Комитет по культуре и туризму ЛО. И вот что у нас получилось:

Выставка-форум «Россия» является международной выставкой. Задача открыток ЛОДБ — представить Ленинградскую область российскому и международному сообществу как невероятно красивый, привлекательный для жизни, развития и инвестиций культурный объект. Таким образом, все открытки набора «Азбука Ленинградской области» должны обладать выраженной художественной, эстетической и культурной ценностью, изображения — быть созданы профессиональными фотографами, а сам концепт «Азбуки» — быть логичным и нести главный месседж… Главный месседж для жителей Большой России и Международного сообщества, что Ленинградская область — это огромная территория, богатая любопытнейшими объектами.

Следовательно, наши задачи при создании открыток: а) представить ВСЕ районы ЛО - 17 районов + город Сосновый бор; б) выразить привлекательные с инвестиционной точки зрения качества Ленинградской области; в) привлечь внимание детей и путешественников. А кроме того, все изображенные объекты должны быть узнаваемыми и любимыми самими жителями Ленинградской области.

По набору изображений это открыточные виды, достопримечательности, снятые в открыточном формате, культурные объекты, привлекательные для путешественников, — все то, за что мы и любим Ленинградскую область.

3 ЭТАП. Создание визуально-лексической концепции идеи издания

После того как идея приобрела внятно описанную концепцию, эту концепцию необходимо осмыслить и переработать в визуальную или визуально-лексическую.

В своем примере мы столкнулись с вопросом: Азбука чего именно? Идея «собрать культурные объекты и распределить их по первой букве названия» нас ограничивала и была невозможной для реализации (что-то будет двоиться, что-то не влезет), и это учитывая, что отразить надо объекты из 17 районов и одного города, и желательно плюс-минус «ровно». Плюс — не хватало логического ряда. А хаоса и сумбура: «вот тут у нас “Г - Гатчинский дворец, К - Крепость в Копорье, М - Морошка” — не хотелось»…

Поэтому были разработаны (и набросаны в качестве примера идеи) две возможные в реализации концепции:

Вариант А: Азбука культуры и искусства ЛО
Вариант Б: Азбука сокровищ ЛО

 
Набросок концепции Варианта А:
Азбука культуры и искусства ЛО

Вариант А был самым простым в исполнении: если взять за основу азбуки слова из области культуры и искусства, то мы не будем привязаны к буквам названиями изображаемых на открытках мест и объектов: под, условно, «А - Архитектуру» или «Г - Гармонию» можно «подтянуть» любой необходимый объект (а сами названия отразить в подписи на обороте).

 
Фрагмент концепции Варианта Б:
Азбука сокровищ ЛО

Вариант Б значительно сложнее в разработке, плюс были опасения, что мы кого-то обидим, не включив сокровище в эту коллекцию, отдав предпочтение какому-то другому аналогичному объекту...

Однако остановились на варианте Б и родилась идея давать слова во множественном числе, например, изображение крепости Копорье будет символизировать вообще все КРЕПОСТИ Ленобласти (а их на территории ЛО 10), реконструкция Прорыва блокады Ленинграда — все ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ, проходящие в наших местах, а Парк Монрепо — все ПАРКИ и т.д.


Видовая открытка «Парк Монрепо»
Фотограф: Евгений Бурлаков

Есть и исключения. Например, СТОЛИЦА в Ленинградской области только одна — и это Старая Ладога. Также в единственном числе используются имена — АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, ЕКАТЕРИНА II, ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ — но их тоже можно рассматривать как общие значения, с которыми связаны разные места.

4 ЭТАП. Подбор лучших фотографов и отбор подходящих фотографий

В нашем примере оба этапа (3 и 4) были связаны между собой. К сожалению, времени и средств на создание оригинальных фотоизображений на заказ у нас не было. Мы использовали существующие коллекции фотографов — друзей Музея, согласившихся принять участие в проекте: какие-то коллекции уже существовали в архиве, кто-то из фотографов предоставлял доступ к своим папкам файлов, кто-то выслал подборки на озвученную тему…

Также мы обращались за помощью в Библиотеки — нередко фотографы-меценаты передают им свои изображения в дар как краеведческие материалы, или сами библиотекари дружат (наряду с местными авторами и художниками) с фотографами. Через библиотеку Сланцевского района мы познакомились с новым фотографом — Сергеем Захаровым, его фотографии составляют ⅓ (одну треть) набора открыток.


Видовая открытка «Гатчина. Приоратский дворец»
Фотограф: Сергей Захаров

Так же, через библиотеки, у нас появились, например, фотографии Библиотеки Аалто — открытка буквы Б: БИБЛИОТЕКИ, символизирующей почти 400 библиотек Ленинградской области, — чудесной фотохудожницы Маргариты Фединой.


Открытка «Библиотека Аалто»
Фотограф: Маргарита Федина

Основным документом для всех являлась таблица с важными графами, строки которых в течение подбора и согласования не единожды менялись:


Таблица проекта набора открыток (начало)

Для контроля решения задачи по отражению всех районов ЛО заполнялась другая таблица: как видите, каждый район в итоговой версии представляет от 1 до 3 открыток.


Сводная таблица контроля решения задачи

Отбирая лучшее, переставляя, сочетая изображения и слова, отказываясь от одного в пользу другого, разыскивая недостающее и т. д. в какой-то момент мы визуально получили полный набор из 31 открытки.

5 ЭТАП. Получение оригиналов изображений, разрешений на их использование и публикацию (или заключение лицензионных договоров на произведения графического искусства)

Теперь, когда редакция точно знает, какие именно изображения войдут в состав набора, необходимо:

- убедиться, что находящиеся в вашем распоряжении изображения имеют полиграфическое качество (то есть при масштабировании в размер формата открытки имеют не менее 300 dpi);
- в случае недостаточного качества — запросить оригинал изображения (или придумать композиционное решение, которое позволяет использовать изображение для полиграфической печати);
- согласовать с авторами произведений выбранные изображения (вполне возможно, что автор захочет что-то подправить или предложить более удачное решение);
- убедиться, что вы имеете разрешение на публикацию.

Обычно в случае некоммерческих изданий достаточно простого согласия. То есть сам факт, что вы озвучили в переписке автору произведения свои цели и объяснили, каким образом собираетесь использовать изображение, а он в ответ прислал вам произведение или сообщил, что будет рад, — и есть договор.

В случае коммерческого использования произведения необходимо заключить письменное лицензионное соглашение, включающее условие о вознаграждении: это может быть безвозмездная передача произведения для проекта (т.е. авторское вознаграждение не предусматривается), гонорар (т.е. некая единоразовая выплата), роялти (т.е. процентные отчисления с доходов, получаемых от использованного произведения).

6 ЭТАП. Обработка и ретушь фотоизображений

В наборе (особенно – в наборе, создаваемом из произведений разных авторов), снятых на разную аппаратуру, в том числе из тех, что не были подготовлены для публичной презентации (не обрабатывались фотографом), — изображения могут сильно отличаться друг от друга по яркости, четкости, контрасту. Необходимо привести их к более-менее единообразной стилистике. Например, некоторые изображения могут не совпадать с выбранным форматом открытки, тогда их необходимо грамотно (чтобы не исказить авторский замысел) обрезать под формат или создать композицию из нескольких изображений художника.. Или что-то на общем фоне было бледным и неконтрастным, то дизайнеру надо подкрутить изображения:

 
Фото зубробизона к открытке «Экотуризм»
ДО (слева) и ПОСЛЕ (справа) обработки и ретуши
Фотограф: Ольга Чиркова. Ретушь: Анастасия Аргутина

На неподготовленных к публикации работах часто приходится работать с тенями и светом: например, убрать на кадре слишком мощную тень. Также необходимо удалить лишние и отвлекающие детали — грязь, кирпичи, а иногда — случайно попавших в кадр людей…

Фото крепости Копорье к открытке «Крепости»
ДО (вверху) и ПОСЛЕ (внизу) обработки и ретуши
Фотограф: Дмитрий Ржанников. Ретушь: Анастасия Аргутина

Как вы заметили на разнице цветов фотографии Копорье, «ДО и ПОСЛЕ» сильно отличаются. Это результат наиважнейшей задачи по необходимости перевода изображений под цветовую палитру полиграфической печати. Важно помнить: для печати необходимо не только разрешение в 300 dpi, но – самое важное! — что изображение будет напечатано в цветовой палитре CMYK. (В то время как стандарт для цифровых изображений RGB.)

О том, чем отличаются две цветовые палитры мы уже много писали, но коротко суть такова: то, что вы снимаете на цифровую камеру и видите на экране содержит в себе 256 цветов + яркость, то, что вы получите на бумаге будет состоять из смешения всего 4 цветов и пропадет опция «яркость». То есть цифровое изображение никогда не будет равно изображению «в бумаге». Таким образом, процесс цветокоррекции и обработки изображений также включает в себя перевод изображения в цветовую палитру CMYK и приведение получающихся цветов максимально к общему замыслу оригинала.

7 ЭТАП. Изменение цветового профиля в соответствии с требованиями выбранной типографии

И вот тут наступает крайне важный момент: к редакционно-издательскому этапу «обработка изображений» у всех должно быть четкое понимание, какая типография будет печать издание и на какой бумаге (каком картоне) будет осуществляться печать. Потому что необходимо запросить у типографии рекомендуемый ими цветовой профиль, который необходимо применить дизайнеру в программе обработки изображений, чтобы видеть на экране откалиброванного монитора действительно то, что выйдет при печати — в этой типографии, на этом оборудовании, на этой бумаге.

К сожалению, при госконтрактах ни у кого нет возможности выбрать действительно грамотную и хорошую, проверенную типографию, в качестве продукции которой вы уверены: госконтракт на печать заключается путем тендера, а тендер выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. К сожалению, наименьшая цена практически никогда не говорит о том, что исполнители — отличные профессионалы, а печать будет на прекрасном оборудовании и с использованием качественных материалов. То есть логически: наименьшая цена — это мигранты в рабстве, материалы с закончившимся сроком годности и реанимированное оборудование, — но тут уж как есть, у законодателей отличное от нас логическое мышление. Однако наиважнейшая задача при госконтрактах, чтобы именно к этому моменту уже точно был определен «победитель тендера», ответственный за печать. А не «когда-нибудь потом».

В нашем примере для типографии ИП Масленикова был использован цветовой профиль Coated FOGRA39. Особенность заключается в том, что в другой типографии (и что самое важное — при смене бумаги) может потребоваться иной цифровой профиль, то есть если тендер на печать доптиража выиграет другая типография или будет использоваться другой картон, то снова понадобится работа дизайнера по замене цветового профиля и обработке изображений под этот другой профиль.

8 ЭТАП. Создание композиции макета, подбор шрифтов

Чаще всего композиционные решения применяются к оборотам открыток, содержащим информацию. Однако — как в нашем случае — иногда и лицевая сторона открытки содержит не только изображение. Каким образом систематизировать информацию, как именно располагать элементы относительно друг друга, — все это имеет множество решений и одно из них, созданное дизайнером (при поддержке редактора), должно быть согласовано и утверждено всеми участниками.

В нашем эксперименте было разработано два основных шаблона расположения изображений и текстов на них:


Горизонтальное расположение
Открытка «Георгий Победоносец»
Фотограф: Илья Дровнин

Вертикальное расположение
Открытка «Ягоды: морошка»
Фотограф: Василий Швецов

И всего один шаблон расположения текстов на обороте — горизонтальный.

Впрочем, если лицевую сторону обложки занимает исключительно и только изображение, вам все равно придется принять важное решение: имеет ли открытка белый контур (поля) или будет печататься «на вылет» (изображение занимает всю поверхность). Здесь важно учесть, что при печати без полей изображение должно иметь «вылеты» — то есть пространство в размере 3-5 мм (в зависимости от типографии), которое можно обрезать, не нарушив композиционного замысла фотографа.


Два способа постановки изображения:
слева - без вылетов, в центре - с вылетами под обрез
Фотограф: Дмитрий Ржанников


9 ЭТАП. Получение лицензии на подобранные и утвержденные шрифты

Если использовались не бесплатные шрифты (а если вы хотите сделать что-то уникальное и современное, то скорее всего используете платные или дизайнерские), то в задачу редакции входит проверка, есть ли лицензия на использование, или получение лицензии на все выбранные и утвержденные гарнитуры и начертания.

В нашем примере мы использовали коллекцию триальных шрифтов TypeType. Триальный — означает, что вы можете его свободно скачать и использовать для примерки, но вот после утверждения и перед запуском в печать вам необходимо получить / приобрести на него лицензию. Так как TypeType работает ради прекрасного будущего и рад принимать участие в некоммерческих и благотворительных прекрасных проектах, то нам удалось договориться об использовании для «Азбуки...» их изумительных шрифтов на безвозмездной основе.

10 ЭТАП. Сопровождение ведущим редактором текстов и оформления выходных сведений

Выходные сведения (что должно быть отражено) традиционно составляют самую большую сложность, хотя тут нет ничего сложного: как и на странице выходных данных книги на обороте должна быть отражена, как минимум, все та же информация. Плюс — вопрос уместности и традиций. Например, для репродукций картин обычно указывают их размеры и технику.


Пример оформления оборота открытки

Больше примеров оформления оборота вы можете увидеть здесь: «Жизнь на сцене»: дизайн-проекты открыток кафедры книгоиздания НИ ТГУ.

В нашем примере на каждой открытке отображены:

В заголовочной части
Название серии
Подзаголовок - место и какой район Ленинградской области
Имя автора (фотографа)

В сведениях об ответственности и выпускных данных:
Комитет по культуре и туризму ЛО - как финансовая поддержка;
ЛОДБ - как заказчик и распространитель;
Издательство МАО - как редакция;
Ответственный редактор - как ответственное лицо издательства;
ИП Масленикова - как типография, осуществившая печать;
ТайпТайп - как компания, предоставившая лицензию на шрифт;
Также необходимы для статистики РКП, библиотек и особенно ценны для филокартистов (коллекционеров открыток) — место издания, год выпуска и размер тиража.


Выпускные данные

Кстати, согласованное решение о том, чьи логотипы надо или нельзя поставить, тоже должно быть включено в ТЗ. В нашем случае котики ЛОДБ и МАО просто нашли друг друга!

11 ЭТАП. Дизайн и верстка: создание макета в программе верстки

И вот только в этот момент можно готовить о том, что проект готов к сборке макета! Наконец-то определены и подготовлены все элементы — используемые изображения, используемые шрифты, утвержденные описания, логотипы, шаблоны и т. д… В этот момент дизайнер-верстальщик может приступить к верстке.

Набор открыток верстается в одном файле, — в отличие от книжной верстки, создаваемой разворотами, при верстке открыток каждая страница существует самостоятельно, — где последовательно размещаются первая и вторая сторона каждой открытки.


Вид постраничной верстки макета

12 ЭТАП. Генерация pdf-файла для печати по требованиям выбранной типографии

А вот готовый для печати файл компонуется исходя из требований конкретной типографии (в основном, в зависимости от технологии печати, тиража и оборудования): это либо один файл, либо каждая открытка должна представлять собой самостоятельный файл из двух страниц. При большом полиграфическом тираже обычно первое (1 pdf-файл), а в нашем случае «короткого тиража» было второе:


31 файл макета открыток
Первая: «Александр Невский»
Фотограф: Юлия Лемеш

Теперь издательство ждет своего «редакционного экземпляра» и надеется, что получивший из типографии тираж заказчик (а при контрактах это именно так, тираж не попадает в редакцию издательства и оно не может исполнить Федеральный закон об обязательном экземпляре) отправил 7 обязательных экземпляров в РКП в соответствии с 77-ФЗ...

[октябрь, 2024]

События

02.02.2025
Результаты новогодне-музыкального конкурса Музея для библиотек: лучшее исполнение, победители и книжные призы
22.12.2024
Пятнадцатый дайджест Музея - собрание лекций, статьей и других материалов Музея за четвертый квартал 2024 года.
17.12.2024
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — иллюстратор Максим Митрофанов, поп-ап-техника Оксаны Ивановой, издательство АСТ — получила ЗОЛОТОЙ ТИТУЛ за выдающуюся детскую книгу от Hong Kong Printing Awards (Гонконгская премия печати)!
16.12.2024
Разъяснения Минцифры России о регистрации в Роскомнадзоре страниц/каналов социальных сетей с числом подписчиков свыше 10000, обзор основных изменений (с 1 января 2025 года) в законодательстве для информационной отрасли.
12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!