«Чаепитие с художником». Надежда ФРОЛОВА

Надежда Фролова автопортрет художника

От Музея: после выхода книги «Щелкунчик» («ИДМ»), о которой мы рассказывали в летнем книжном обзоре «Занавес открывается...», Музей очень захотел познакомиться с ее иллюстратором — новой «звездой», обнаруженной на просторах нашей Книжной галактики. Благодаря «Издательскому Дому Мещерякова» этой осенью состоялась встреча Музея с Надеждой Фроловой, и теперь мы рады пригласить вас, дорогие читатели, на традиционное «Чаепитие с Художником» — познакомиться поближе и увидеть побольше...

В гостях у Музея: Надежда Фролова
На обложке: автопортрет художника
Хозяйка вечера: Аня Амасова

А. А.: Дорогая Надежда, здравствуйте. В конце лета я обнаружила удивительную книгу «Щелкунчик». Удивительно в ней то, что — ну надо же, чуть было не сказала «постановок „Щелкунчика“»! — изданий довольно много. И все-таки — в августе этого года в мире появилась еще одно. Да не где-нибудь, а в «ИДМ»! С чем я вас, кстати, сердечно поздравляю! Как я понимаю, это уже даже ПЕРЕиздание «вашего Щелкунчика», с дополнительными иллюстрациями, нечто невообразимо подарочное, в увеличенном формате и на специальной бумаге... 

Надежда Фролова: Книгу я ещё не видела, жду авторские экземпляры, но очень надеюсь, что она понравится читателям.

А. А.: Рада, что вы согласились заглянуть ко мне в гости, в этот скромный Музей... А еще я вижу у вас с собой несколько папочек — и заранее потираю руки от предвкушения: видимо, мы получим сегодня возможность посмотреть на ваши работы... Но не будем так сразу торопиться, — давайте я налью вам чаю и расскажите мне что-нибудь о себе... Может быть, начнем где-то... «с детства»?.. 

Надежда Фролова: В детстве я совсем не любила рисование. Точнее — любила рисовать, и дома для себя был целый чемоданчик рисунков, а вот в школе предмет ИЗО был нелюбимым, так как мне были неинтересны темы школьной программы. Рисовала с огромными мучениями для галочки. Да и с однокласниками было тяжело общаться: я их не понимала, а они — меня.

А с пятого класса учительница заметила, что у меня очень хорошо получается линейный рисунок, и поэтому в шестом предложила пойти в художественную школу. Раз сказали, я и пошла. Поступила прямо в середине учебного года в ДХШ г. Долинска (это на острове Сахалин).

В художке мне очень понравилось! Было ощущение, что это моя вторая семья. Были хорошие отношения со всеми учащимися, преподаватели — прекрасные люди, а самым любимым был учитель Веретнов Валерий Яковлевич, замечательный человек! Он никогда не повышал на нас голос, всегда был добр, и если даже журил, то как-то по-родственному... Очень печально, но Валерий Яковлевич умер этим летом, — я до сих пор не могу в это поверить... С удовольствием часами рисовала натюрморты, особенно карандашом, а вот акварель не очень любила.

Самые яркие впечатления остались от пленэров. Это были самые настоящие многочасовые походы в сопки: мы ходили всей школой весь июнь. Природа на Сахалине красоты непередаваемой! Но, правда, тогда мы не столько рисовали, сколько пикники устраивали, впрочем как раз именно это всех нас сближало ещё больше...

А.А.: Сахалин — это да!... Я была как-то осенью на Сахалине — подтверждаю, незабываемые зрительные ощущения! Какие цвета! А главное — какие пространства!.. Вообще это всегда интересно — что вдохновляет художника... А вдохновляют ли вас другие художники?...

Надежда Фролова: Гюстав Доре! Помню, когда была подростком, летом разбирали школьную библиотеку от ненужной литературы и среди «мусора» увидела книгу Данте «Божественная комедия» с его иллюстрациями — она произвела на меня неизгладимое впечатление! Мне её отдали, и я ещё много лет вдохновлялась ею. Тем более, в то время было сложно найти какие-то материалы, не было интернета, где можно сейчас найти практически любую информацию. Именно с Доре я «подсела» на графику и на религиозную тематику.

  
Впечатленная Гюставом Доре
«Охота», «Арлекино»
Подростковые рисунки, с 13 до 15 лет

На самом деле Доре я полюбила раньше... У меня была книжка «Тысяча и одна ночь и сказки Шаря Перро» — большая красивая книга с его гравюрами. Просто в шесть лет я не задумывалась, кто автор такой красоты, но разглядывала ее часами, и мне нравилось, что рисунки не цветные. Кстати, у меня и один из самых любимых мультиков в детстве — «Девочка и дельфин», нарисованный карандашами. Практически без цвета и весь прозрачный. А «яркие мультики» меня не впечатляли.

А лет в пятнадцать я увлеклась Борисом Валеджо — может, и китч в наше время, но в детстве тоже очень нравился… Хотя нет, — он до сих пор мне нравится!

А. А.: После окончания художественной школы — куда направились?

Надежда Фролова: Естественно, на кафедру Рисунка и живописи — в Волгоградский Государственный Педагогический Университет. В Университете тоже были хорошие преподаватели, не было той университетской сухости, когда мы ходили на лекции по предметам, не относящимся к искусству. Были и плохие моменты, но в целом, обучение дало мне хорошую базу для дальнейшего развития. Дюрер и Босх — любимые художники с Университета...

 
Надежда Фролова. Автопортрет с единорогом
Под вдохновением А. Дюрера

Там я увлеклась графикой и совсем забросила акварель, предпочтение теперь отдавалось маслу. И как-то так получилось, что на меня повесили ярлычок, что мне не стоит заниматься живописью — чувства цвета нет, техника плохая, масло ещё сгодится, а вот акварель надо держать от меня подальше.

После окончания университета я ещё пыталась «попасть» в среду художников, но после очередной выставки мне сказали, что я и акварель — несовместимы. После этого я вообще бросила рисование на пять лет. Но после «отдыха» устроилась преподавателем в Школу искусств — я же всё-таки педагог (я и сейчас работаю) и полностью отдалась графике. Искала свой стиль, пробовала рисовать фантазийные портреты рапидографом, выполнила несколько заказов, но — «бизнес не пошёл»...

А.А.: Так как же вы все-таки оказались в Книжной галактике? Как, когда и при каких обстоятельствах вы открыли в себе художника-иллюстратора?

Надежда Фролова: Мой супруг устроился в одно волгоградское книжное издательство и показал им мои рисунки. Но издательство занималось в основном методическими материалами и у них был определенный стиль, в рамках которого надо было рисовать, а он мне не нравился. К тому же, рисовать надо было в графическом редакторе, а я люблю «живые» материалы... В итоге, нарисовав несколько ширм, всё-таки прекратила сотрудничество с ними года на три и иллюстратором себя так и не считала.

А потом неожиданно получила от них предложение проиллюстрировать русские народные сказки. Я согласилась, но при условии, что буду рисовать красками. Достала старенькую акварель «Ленинград», с которой прошла художку и университет, стряхнула пыль и нарисовала мою первую акварельную иллюстрацию к сказке «Лиса и заяц». Вот так, в 35 лет, я себя почувствовала наконец и иллюстратором, и вообще художником.

   

Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц»

Мне в детстве совсем не нравились сказки, где животные ходят в одежде! А вот выросла, и сама теперь так рисую. Хотя самый первый вариант был с голыми животными, издатель попросил хоть немного их одеть... А уже к «Медведю и лисе» я их сразу в нарядах рисовала.

   

Эскизы и иллюстрация к сказке «Медведь и лиса»

А.А.: А как же вы познакомились с московским Издательским Домом Мещерякова? Общая с ВадимЮрьевичем любовь к Доре вас свела?..

Надежда Фролова: То ли в Фейсбуке, то ли в ВК — уже не помню точно, — увидела объявление от ИДМ, что идёт конкурс на иллюстрацию к «Волшебнику изумрудного города». Я тогда не прошла по конкурсу, так как так и не угадала желания Вадима Мещерякова...

 

«Неудачная Элли»
Конкурсная иллюстрация Надежды Фроловой
к повести «Волшебник Изумрудного города»

Немного отойду от темы: вот что мне в этом издательстве понравилось, так это то, что можно лично напрямую написать Вадиму Юрьевичу! И он ответит, выскажет свое мнение, а не через редакторов будет общаться. И он не навязывает своё видение, рисунок (художник) ему или нравится или не нравится, а не так, чтобы: «Да, нам нравятся ваши акварели, но хотим в другом стиле...» Он просто обращается к художнику, работающему в том стиле, который он видит для конкретной книги.

А.А.: Так произошло и с «Щелкунчиком»?..

Надежда Фролова: Да! Мой стиль не подошел к Элли, но зато в этом стиле Вадим Юрьевич увидел Щелкунчика... Так появился «Щелкунчик». Я нарисовала к нему 28 иллюстраций. А этим летом его решили переиздать в новом формате, и я всё лето дорисовывала ещё 35 цветных рисунков!

Иллюстрация к книге «Щелкунчик»

А.А.: Как происходит работа над книгой? И что самое самое сложное в работе книжного иллюстратора?

Надежда Фролова: Для меня в иллюстрировании самое сложное, с одной стороны, но и увлекательное, с другой, — это подготовительная работа. Поиск образов и стиля, сбор информации о эпохе, истории, моде, географии, архитектуре той локации, в которой происходит события книги. А в случае с Достоевским ещё и биографию пришлось перечитать! Одним словом — ПОГРУЖЕНИЕ.

В процессе этого погружения я параллельно делаю намётки на все иллюстрации сразу, потому что мне сложно рисовать локально — мне нужна общая картина: как иллюстрации будут сочетаться по ритму и колориту, по сюжету и размеру... Это занимает очень много времени! И кажется, что я в это время вообще ничего не делаю, но это — самый ответственный этап. Если его пропустить, потом много «ляпов».

Как я намучилась, когда рисовала Карлика Носа и Маленького Мука! Все мелкие детали рисовала кисточкой 0000, и только на кинжал ушло почти 3 часа времени, а тюрбан с «имуществом» дня три рисовала.

  

Карлик Нос и Маленький Мук

Конкретно в «Щелкунчике» было сложно через три года опять вернуться к тому стилю, который был. Например, я сейчас стала рисовать ярче, чем раньше, потому что печать несколько глушит и искажает цвет. Бывает, что у меня такое красивое лазурное небо, а в печати это нечто серое, или фиолетовое, или зеленоватое...

К тому же, надо было ещё и новые иллюстрации «вклинить» к тем, что уже были. Некоторые иллюстрации из старых немного переделала под новый формат, что-то исправила, так как то, что хорошо на бумаге, не всегда удачно смотрится при печати.. А ещё с некоторыми иллюстрациями возникли недопонимания, так как я начинала работу с одним редактором, а заканчивала — с другим. Но все эти сложности уже позади, и в целом я рисовала с большим удовольствием. Мари и Щелкунчик уже мне как родные...

 
Иллюстрация Надежды Фроловой
к книге «Щелкунчик»

А. А.: Совершенно изумительные! Так и просятся на открытки, если честно! Я так понимаю, все-таки — акварель?!

Надежда Фролова: Иллюстрации выполнены полностью акварелью с небольшой доработкой в фотошопе. Но да: теперь уже сложно сказать, что я и акварель — несовместимы. На книжных иллюстрациях я раскрылась и нашла свою технику в рисовании акварелью.

А. А.: Ох, дорогая Надежда, спасибо вам огромное-преогромное — такой увлекательный рассказ, и такие прекрасные папочки с рисунками... Я кое-что из них покажу своим друзьям, студентам и читателям... Но напоследок мне еще очень нравится задавать своим гостям такие «личные» вопросы... Про то, что представляет собой их обычная жизнь... Что вот «прямо сейчас» происходит в вашей жизни? Чем голова занята, помимо творчества?

Надежда Фролова: Прямо сейчас активизировалась школа у старших дочек: то собрания насчет ОГЭ-ЕГЭ, то подготовки к выпускным в 9 и 11 классах... Хорошо хоть у младшей в 1 классе таких проблем нет!

А.А.: Ну ничего себе!!! Желаю обеим старшим девочкам обойтись в этом году без сильных стрессов — здоровые нервы и психика дороже, чем баллы на экзаменах, а Путь к себе всегда можно найти. Мне сейчас иногда кажется, что на самом деле любые пути ведут к Главной Цели — иметь возможность подарить свой Дар людям.

И я очень рада, что вы появились и есть теперь в Книжной галактике! Передайте всем дочкам: у них просто потрясающая мама! 

_______________________

Музей благодарит за встречу с Художником Издательский Дом Мещерякова
и руководителя b2b направления Дарью Мещерякову

[октябрь, 2021]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!