«Полиграфический ликбез» : Лекция 2 : ОФСЕТНАЯ ТИПОГРАФИЯ полного цикла. Как это устроено и ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА

От Музея: отправляемся в экспедицию — к берегам настоящей ОФСЕТНОЙ ТИПОГРАФИИ! Под руководством Оксаны Ивановой мы узнаем, чем именно занимается типография, обзорно познакомимся с типографскими процессами и подробно пройдем все этапы первого процесса — ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ. 
Текст сопровождают фото и видео из типографии «Аркол», чьим работам мы не перестаем удивляться, а также невероятно практичные примеры и советы Оксаны, которая семь лет проработала в «Арколе» начальником производства, позже — внедряла программу расчета и управления полиграфическим предприятием, а сейчас, создавая свои книги, все также отслеживает новое оборудование, вникая в его технические возможности...
Сегодня нам предстоит увидеть, как пишут Спецификации к сложным детским книгам, посчитать полиграфическую стоимость экземпляра (наконец-то на практике разобраться, почему же она так значительного отличается на разных тиражах и почему в какой-то момент перестает отличаться). В ходе нашего исследования мы выведем первую печатную форму (наглядно осознав цветоделение) и подготовим к печати бумагу/картон...
В экспедицию приглашаются все студенты-редактора, дизайнеры и верстальщики, обязательно берем преподавателей и молодых специалистов книжной индустрии (и ни за что не откажем любопытствующим).
Текст: Оксана Иванова
Видео: из типографии «Аркол» (Ростов-на-Дону)
Иллюстрации автора

Введение

Мы встречаем в жизни огромное количество печатной продукции в самых разных местах: книги, журналы, буклеты, плакаты, упаковка из картона и синтетических материалов, этикетки на банках и бутылках, пакеты тетра-пак и разное всякое другое. Наверняка вы задумывались, как все это печатается-вырезается и приклеивается. И не удивитесь, если я скажу, что технологий печати существует много и знакомство с ними было бы очень познавательным.

Но наш курс посвящен книгам и другой «околокнижной» продукции, поэтому мои лекции будут направлены на раскрытие секретов офсетной полиграфии – королевы печатного слова.

Для того, чтобы увидеть, как все происходит не в теории, а на практике, мы отправимся на большую экскурсию в реальную офсетную типографию полного цикла, которая находится в Ростове-на-Дону. Это типография «Аркол», основателем и собственником которой является Олег Зубков, прошедший путь полиграфиста от оператора копировальной машины до владельца одного из крупнейших на Юге России полиграфических предприятий.

Основную часть иллюстративного материала я буду брать из процессов производства книг и другой продукции детского издательства «БимБиМон», которое является дочерним предприятием типографии «Аркол». Издательство специализируется на выпуске интерактивных детских книг. На примере этих книг мы сможем рассмотреть практически все виды полиграфических процессов.

Словосочетание «офсетная типография», конечно же, не означает, что тут печатают только на офсетной бумаге (хотя многие непосвященные именно так и считают). Термин «офсетная печать» обозначает особый принцип создания печатного изображения. Подробнее этот принцип мы рассмотрим в лекциях, посвященных цветоделению и собственно самой печати.

Слова «типография полного цикла» означают, что на предприятии продукция изготавливается «под ключ», при этом все или почти все операции производятся без привлечения сторонних исполнителей.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ! Типография, в цехах которой будет проходить наша экскурсия, это не кустарный цех, не цифровое агентство с ручными станочками. Это целый завод, рассчитанный на производство многотысячных тиражей, максимально автоматизированный и соответствующий современным стандартам. Отправляя изделие в такую типографию, особенно важно понимать суть процессов и особенности их выполнения.

Особенность этих лекций в том, что я не только буду рассказывать о процессах, но и буду показывать их. Для этого сняты и еще будут сняты сотни реальных фото и видео. Чтобы лекции имели не только познавательное, но и прикладное значение, я буду подробно останавливаться на тех технических моментах, понимание которых поможет вам подготовить макет книги или другого полиграфического изделия без ошибок.

Итак, мы начинаем! Добро пожаловать в увлекательный мир офсетной полиграфии!

Классификация полиграфических процессов

Слово «типография» вызывает однозначную ассоциацию: тут что-то печатают. Поэтому центральным процессом, вокруг которого все вертится, принято считать печать. Исходя из этого, все полиграфические процессы условно поделены на три вида:

- допечатная подготовка;
- печать;
- послепечатные операции.

Давайте разбираться, что стоит за этими словами.

Допечатной подготовкой будем называть все то, что происходит в типографии до этапа собственно печати. Я предлагаю вот такой список допечатных процессов, хотя многие мои коллеги могут не согласится с первым пунктом, отнеся его к продажам.

Просчёт будущего заказа и его последующее оформление.
Прием файлов от заказчика и их подготовка к печати (препресс).
Вывод печатных форм.
Подготовка бумаги для печати.
Передача цветовых профилей на печатную машину *.

(* доступно опционально для «продвинутых» типографий).

Печать – самый ответственный этап работы типографии. Даже если все остальные участки постараются и создадут максимально качественное изделие, плохая печать сведет все усилия «на нет». Традиционно основная составляющая в цене изделия, как правило, падает на печать, и типографию выбирают, прежде всего, ориентируясь на качество печати.

Печатный процесс можно разделить на три основных этапа.

Подготовка печатной машины к печати конкретного печатного листа.
Приладка (выкатка) печатного листа.
Печать текущего печатного листа.

В зависимости от вида изделия процесс печати может состоять из одного цикла, описанного выше, а может повторить цикл несколько раз, пока не будут готовы все печатные листы.

Послепечатные операции – это все, что будет происходить с печатными листами после печати и до тех пор, пока они не превратятся в готовое изделие. Перечислю основные процессы, которые чаще всего встречаются при производстве стандартных видов печатной продукции. Сразу обращаю внимание, что очередность процессов в списке условная и может меняться в зависимости от вида изделия. И, конечно же, комбинации этих процессов могут быть самыми разными.

Резка на гильотинном резаке.
Фальцовка тетради или изделия.
Биговка или перфорация.
Шитье на нитку.
Брошюровка на скобу.
Ламинирование.
Выборочная или сплошная лакировка.
Тиснение.
Биндерная склейка.
Вырубка (высечка) листовая, заготовок или готового изделия.
Поклейка обложек для твердого переплета или интегральных обложек.
Трехножевая обрезка блоков и готовых книг.
Вставка книжных блоков в обложку.
Перфорация и брошюровка на спираль.
Ручные операции.
Упаковка.

Допечатная подготовка – что посеешь, то пожнешь

Шаг первый: просчёт будущего заказа и его последующее оформление

Допечатная подготовка макета, разумеется, начинается задолго до того, как заказ попадёт в типографию. О создании макета мы поговорим в отдельном курсе, который займет не один десяток страниц. Сейчас предположим, что макет сделан правильно и пора ему отправляться в типографию.

Все начинается с просчета, который менеджер типографии проводит после того, как получит от заказчика все необходимые вводные данные. Хочу остановиться подробнее на этом моменте, потому что из практики вижу, что не всегда заказчик понимает, как происходит процесс этого самого просчета.

Вот типичная ситуация, с которой я сталкивалась, работая в разных издательствах над сложными макетами интерактивных книг с объемными элементами. Примерно в середине работы над книгой, когда точно известны только количество разворотов, формат блока и вид обложки, но еще не придуманы и не сконструированы разные «прибамбасы», редакция настойчиво начинает просить просчитать в типографии стоимость будущей книги. Я отвечаю, что такой просчет невозможен, так как нам неизвестно количество интерактивых элементов, площадь, которую при раскладке они займут на печатном листе, сложность сборки и количество приклеек. Не всегда редактор прислушивается, и просчет отправляется в типографию, сопровождаемый объяснениями «на пальцах», что и как примерно будет выглядеть, когда все будет придумано.

Получив такое ТЗ (техническое задание), большинство типографий отказывается делать даже предварительный просчет, потому что данных для него недостаточно. А если заказчику все-таки дали стоимость, она взята из «справочника Фонарёва», то есть «от фонаря». И, разумеется, всегда очень завышена, чтобы потом, когда заказчик придет с окончательным просчетом, гарантированно вписаться в объявленную ранее цену. Результатом таких преждевременных просчетов нередко является отказ издательства от проекта по причине слишком высокой цены на изделие. А ведь реальная стоимость может оказаться намного ниже!

Резюмируем: получить адекватный просчет можно только в том случае, когда вам точно известны все данные о вашем полиграфическом изделии.

Итак, ваша спецификация должна быть максимально полной и понятной. Рассмотрим пример такой спецификации, составленной для конкретной интерактивной книги, выпущенной в издательстве «БимБиМон».


 

Интерактивная книга на картоне «Знакомься: твоё тело»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Состав изделия:

Блок:
12 разворотов 412х300 до обреза, картон 310 г/м2 целлюлозный односторонний с белым оборотом, печать 4+4, высечка, вставка и приклейка интерактивных элементов, брошюровка на пружину, вклейка в обложку.

Интерактивные элементы:
56 элементов, картон 270 г/м2, печать 4+4, высечка

Обложка твёрдый переплет (с зеркалом): 
- лайнер 345х511 бумага мелованная 130 г/м2, матовая ламинация, выборочный УФ-лак
- сторонки: картон переплётный 2 мм 305х208, корешок 35 мм, расставы 10 мм

Зеркало: (выклейка оборота обложки): 295х461, бумага офсетная 100 г/м2, печать 4+0

Коробка для индивидуальной упаковки: 220х310х45, картон Нева 320 г/м2, без печати, одна точка склейки

Каждое изделие пакуется в индивидуальную коробку, затем в ПЭТ с вложением этикетки.

Упаковка готовой продукции в гофроящик по 7 штук в коробе.

______ Конец спецификации____________

Чертежи интерактивных элементов и других нестандартных вставок-вкладок-приклеек надо высылать для просчета в обязательном порядке!

Обратите внимание на самую важную информацию, которая должна содержаться в спецификации: формат каждого элемента книги, его красочность и материал, из которого этот элемент изготовлен. В случае многостраничного бумажного блока указывают количество полос в блоке. С картонными книгами привычнее рассчитывать блок разворотами, так в таких книгах количество страниц вычисляют только по лицевой части разворотов (этот материал будет подробно разобран в специальной лекции).

Чем подробнее будет ваша спецификация, тем меньше вопросов задаст вам менеджер типографии и тем точнее сделает просчет. Как правило, в крупных типографиях стоят сложные расчетные программы, которые учитывают все до мелочей и выдают после просчета подробную техническую карту изделия.

Разумеется, при просчете необходимо указать тираж изделия. Как правило, просчитывают сразу несколько вариантов тиражей, чтобы понять, при каком из них будет оптимальная стоимость для этого изделия.

Немного отойду в сторону и расскажу про ценообразование в офсетной типографии в зависимости от тиража.

Для разных видов изделий существует нижний порог тиража, меньше которого типография просто не возьмется за исполнение. На разных полиграфических предприятиях этот порог разный. В примере ниже я буду руководствоваться средними по отрасли цифрами для вполне стандартной книги.

ПРИМЕР ПРОСЧЕТА

Спецификация изделия:
Книга А5 в твердом переплете
Обложка 7БЦ, лайнер бумага мелованная, 130 г\м2, 4+1, ламинация глянцевая, переплетные картон 2,5 мм;
Форзацы: бумага офсетная 160 г/м2 без печати (незапечатанные);
Блок: бумага офсетная 80 г/м2, 4+4, 208 страниц.

Тираж 100 500 1.000 2.000 3.000 5.000 10.000 20.000 30.000 50.000 100.000
Стоимость 1.280 380 259 204 185 170 160 155 153 151 150
______ Конец примера просчета____________

Давайте разбираться, почему цена сначала стремительно уменьшается с увеличением тиража, а при больших тиражах практически стоит на месте, уменьшаясь совсем незначительно.

Стоимость каждой полиграфической операции складывается из двух составляющих:

- стоимости приладки;
- стоимости одного прохода, умноженной на тираж.

Для некоторых операций стоимость приладки не является существенной величиной, так как оператор настраивает процесс быстро и тратит при этом не более 2-5 единиц продукции. Эти приладки не повлияют существенно на стоимость тиража. Но основная операция – печать – имеет существенную стоимость приладки.

Для того чтобы получить качественный отпечаток, печатнику нужно подготовить к печати машину и выкатать (приладить) печатный лист. На это потребуется (в зависимости от сложности изображения) от 50 до 200 листов бумаги текущего печатного формата и 20-30 минут времени. И этот показатель совершенно не зависит от тиража изделия.

Представьте, что вы печатаете плакаты формата А1 с полноцветной картинкой насыщенного цвета и ваш тираж всего 100 экземпляров. Значит, печатник потратит на приладку примерно 170 листов А1 и 30 минут машинного времени. А потом за 3 минуты отпечатает тиражные 100 листов. То есть стоимость 30 минут машинного времени и 170 листов бумаги равномерно распределится на каждый из ста тиражных листов. Очень дорогой получится готовый печатный лист!

Но если тираж будет не 100, а 1000 листов, стоимость приладки, которая добавится к каждому листу, будет уже в 10 раз меньше! И так далее с увеличением тиража. Однако в какой-то момент при больших тиражах доля стоимости приладки будет настолько небольшой, что практически не будет влиять на стоимость экземпляра.

Но не только в печатном процессе есть дорогостоящая приладка.

Если в вашем изделии предусмотрена высечка, для нее нужно изготовить специальную оснастку – штамп, стоимость которого, в зависимости от сложности задачи, может составлять несколько десятков тысяч рублей. При расчете цена штампа будет заложена в стоимость тиража и может существенно удорожить изделие при малых тиражах.

Итак, будем считать, что вы, как заказчик, составили правильную спецификацию и верно рассчитали тираж. Настало время отправлять файлы для печати в типографию.

Шаг второй: прием файлов от заказчика и их подготовка к печати (препресс)

Сегодня у большинства типографий одинаковые или схожие требования к файлам, предназначенным для печати. Скачать эти требования можно на сайте типографии либо получить от менеджера, который будет вести заказ.

Эти требования будут содержать информацию о цветовом профиле файлов, разрешении изображений и форматах, в котором должны быть записаны файлы для печати и сопутствующие файлы с чертежами ножей для высечки, выборочным лаком, тиснением и т.д.

Допечатной подготовкой ваших файлов в типографии займется препресс инженер. В большинстве случаев этот человек не является, как ошибочно считают, дизайнером. Это специалист, который знает, как правильно размещать ваши изделия на печатных листах и отвечает за то, чтобы в итоге в готовом изделии все отпечаталось и сложилось правильно.

Перед тем, как приступить к верстке, препресс проверит файлы на наличие ошибок. Вот такие встречаются чаще всего:

- неверный цветовая модель – RGB вместо CMYK;
- низкое разрешение встроенных изображений;
- превышение общей суммы красок (чаще всего на темных местах изображений);
- в изображениях помимо цветов CMYK присутствуют пантоны, не предусмотренные макетом и не учтенные в просчете;
- контуры ножей для высечки встроены в изображение либо выполнены CMYK вместо пантонов;
- важные элементы изображений или текст находятся близко к обрезному краю изделия;
- неверно рассчитан корешок обложки.

После того как все ошибки будут устранены, препресс заверстает все детали изделия на печатные листы, выставит необходимые метки: рез, сгиб, перфорация и другие специальные. Готовые к печати файлы отправляются на следующий этап.

Шаг третий: вывод печатных форм

Думаю, вы уже знаете, что такое цветоделение. В нашем курсе будет отдельная лекция на эту тему, но для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием, коротко поясню.

В офсетной печати для передачи любого изображения используют всего четыре краски (тот самый CMYK):

C – CYAN - голубой
M – MAGENTA - пурпурный
Y – YELLOW - желтый
K – BLACK – черный

Исходное изображение и ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

Эти краски не смешиваются, а накладываются друг за другом на печатный лист. Для каждой краски выводится своя печатная форма – алюминиевая пластина. (Если какой-то цвет в макете отсутствует, печать уже не будет четырехкрасочной и для отсутствующей краски форма выводится не будет.)

Если помимо полноцветного изображения в макете присутствуют специальные цвета – пантоны, — для каждого из них будет выведена своя отдельная форма. Пантоны используются для достижения конкретных оттенков, невоспроизводимых стандартной палитрой CMYK. Это особенно актуально для корпоративных цветов, которые от тиража к тиражу должны выглядеть абсолютно одинаково, или особых дизайнерских решений.

Цветoделение позволяет разложить исходное изображение на четыре базовых цвета, эта операция производится при помощи специального программного обеспечения. После цветоделения полученные одноцветные изображения используются для изготовления печатных форм (пластин).

Для вывода форм изображение растрируется — программа разбивает его растровой сеткой на ячейки с цветной заливкой. На каждую печатную форму наносятся маленькие точки определенного размера и на определенном расстоянии друг от друга. Эти точки и расстояния очень малы, поэтому человеческий глаз их практически не видит. Размер точек, расстояние между ними и рисунок расположения может быть разным в зависимости от типа растрирования.

Растровая сетка

Если вы решили изменить макет после того, как формы уже выведены, придётся оплачивать новые!

В современных офсетных типографиях для вывода печатных форм используется скоростное высокоточное оборудования – CTP (ситипи). Подготовленные к печати файлы загружаются в компьютер, где программное обеспечение производит цветоделение и растрирование.

Задание сначала поступает в блок засветки. Печатная форма для каждого из цветов (по аналогии с печатью фотографий) засвечивается. В проявочном блоке изображение закрепляется, все ненужное смывается. Там, где есть растровые точки, на пластине остается изображение. Где текущий цвет отсутствует, фотослой смоется, и пластина останется чистой.

Вывод печатных форм

Проявленная пластина

Шаг четвертый: подготовка бумаги к печати

По принципу подачи бумаги современные офсетные печатные машины делятся на два типа: ролевые и листовые.

Первый тип — ролевые машины — используют те типографии, в которых большую часть времени печатается однотипная продукция, например, книги или периодические печатные издания. В таких машинах не требуется дополнительная подготовка бумаги, так как печать производится на бумагу, которая разматывается прямо с ролика, и после печати нарезается на листы.

Но большинство типографий имеют в своем арсенале листовые печатные машины. Листовой принцип подачи позволяет делать за смену более тридцати приладок, то есть печатать более тридцати разных листов разных форматов и на разной бумаге.

Производители поставляют на рынок бумагу и картон в двух форм факторах: в роликах (ролевая) и в нарезанных листах (флатовая). Если на производстве есть оборудование для размотки, большую часть бумаги и картона типография покупает в ролях и разматывает на листы самостоятельно. В противном случае закупается листовая бумага или листовой картон.

Размотка картона

Ролики картона

Паллеты картона

Форматы печати

Форматам печати будет посвящена отдельная подробная лекция, здесь я остановлюсь лишь на нескольких моментах, понимание которых важно для правильной подготовки макета.

Стандартные форматы А1, А2, А3 имеют к полиграфии лишь условное, но не прикладное значение. Поясню на примере печатной машины первого формата.

Производители оборудования предлагают печатные машины с разным максимальным форматом печатного листа внутри одного условного формата. Так, у печатной машины формата А1 максимальный лист может быть 730х1050, а может быть всего лишь 620х940. Есть и другие значения, поэтому, не зная технических характеристик конкретной печатной машины, нельзя заранее угадать, какие максимальный и минимальный формат листа будут возможны для печати.

Однако есть несколько стандартных форматов листов, на которые можно смело ориентироваться при расчете новой печатной продукции. Вот они:

620х940
700х1000
720х1040

Напоминаю, что речь идет о печатном оборудовании формата А1.

Ролевые бумага и картон тоже имеют свои стандартные наиболее часто встречающиеся размеры ролика. Ширина ролика, как правило, такая: 600, 620, 700, 720, 840, 900, 940.

Если у типографии есть оборудование для размотки, печать можно сделать максимально экономичной по расходу бумаги. Например, печатное изображение с учетом технических полей 720х1010. Если размотки нет, придется брать лист 720х1040, и на каждом листе после порезки в макулатуру уйдет дополнительный кусочек размера 30х720. Может показаться, что три лишних сантиметра не сыграют никакой роли, но давайте посчитаем.

Если тираж 5.000 листов, печать двусторонняя, то понадобится еще 200 листов на приладку, и на всем тираже площадь «лишней» бумаги составит:

5.200 х 0,03 х 0,72 = 112,32 квадратных метра

А это – ни много ни мало – 150 листов формата 720х1040. Не буду переводить в денежные единицы, но вы можете узнать актуальную информацию по стоимости одного листа и, умножив ее на 150, узнать, сколько денег удастся сэкономить.

Иногда перед печатью нужно разрезать листы пополам либо уменьшить их формат. Тогда бумагу подрезают или окантовывают на гильотинном резаке.

Итак, все готово к печати! Значит, в скором времени мы отправимся на экскурсию в печатный цех. Вот, где происходит самое интересное!

Продолжение следует...

К предыдущим лекциям курса «Полиграфический ликбез»:
«Полиграфический ликбез» : Лекция 1 (Ч. I) : ОБЛОЖКИ: встречают по одёжке!
«Полиграфический ликбез» : Лекция 1 (Ч. II) : ОБЛОЖКИ: встречают по одёжке!

[ноябрь, 2024]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!