Договор комиссии

Вопрос от читателей: бюджетное учреждение (музей, театр, библиотека, научная организация) может оказать издательствам помощь в реализации книг, но при этом не имеет права осуществлять коммерческую деятельность - как выглядит договор? 

Ответ Музея уникальных вещиц 

Отвечает Аня Амасова,
главный хранитель Музея уникальных вещиц
Иллюстрация: Ася Кандилян

Комиссионный договор — самый сложный из всех договоров. Однако в него «играют» все бюджетные (т. е. некоммерческие) учреждения, т. к. «торговля» (коммерция) для них не  предусмотрена законодательством. Но они могут оказывать услуги, например посреднические, за вознаграждение от издателя. Основное отличие договора — это «совершение действий в интересах продавца» и включенность вознаграждения (как составной части) в цену реализации.

Однако «договора комиссии» часто вывернуты наизнанку. «Какая разница? — говорят бухгалтеры и юристы. — Продаем за тысячу, нам пятьсот и вам пятьсот». И шпарят, подражая магазинам, в комиссионном договоре «наценку» в 100%. Либо второй вариант (предполагающий как меньшую, так и большую наценку): «Вознаграждение в 100% разницы между ценой поступлений и ценой продажи» (мол, все, что сверху — нам, а издатель — при своих). *Для простоты восприятия взято вознаграждение в размере половины от цены реализации.

«То на то!» — А вот и нет!

1. Нарушено законодательство

Бюджетные учреждения могут оказывать коммерческим организациям услуги, получая внебюджетный доход от оказания этих услуг. И если в комиссионном договоре юрист или бухгалтер «укладывают» вознаграждение сверх отпускной цены, то это не вознаграждение от издателя, а доход с продажи (чего быть не может). Вот смотрите:

НЕПРАВИЛЬНО
Накладная: 500 рублей.
Сумма реализации: 1000 рублей.
Отчет о продаже: 500 рублей.
Перечисление издателю: 500 рублей.
Вознаграждение театру/музею: 500 рублей. 

Внимание, вопрос! КТО вознаградил театр или музей? Уж точно не издатель! У издателя по документам всего 500  рублей. И все 500 ему и перечислены. А значит, для  театра/музея это не внебюджетный доход от оказания услуг, а доход с продажи.

2. Уход от налогов

НЕПРАВИЛЬНО
Накладная: 500 рублей.
Сумма реализации: 1000 рублей.
Отчет о продаже: 500 рублей, в т. ч. НДС 10% — 45,45.
Перечисление издателю: 500 рублей.
Вознаграждение театру/музею: 500 рублей, в т. ч. НДС 20% — 83,33.

Плательщиком НДС тут выступает Издатель: он берет свои 45,45 и вычитает из них 83,33, итого НДС к уплате: минус (!) 37,88.

Вообще-то налоговики разумно предполагают, что в результате последовательных коммерческих операций НДС может только прибавляться, а не убавляться! Любой «минусовой» показатель вызывает недоумение и  проверку: «ребята, что у вас не так?» И так как «не так» в этой схеме, в общем-то, все (ценой реализации является 1000 рублей, с которой и надо было рассчитать НДС), поставщику обеспечены доначисление и штрафы.

При правильном документообороте, когда вознаграждение заложено «внутри», налоговая схема выглядит так:

ВЕРНО
Накладная: 1000 рублей.
Сумма реализации: 1000 рублей.
Отчет о продаже: 1000 рублей, в т. ч. НДС 10% — 90,91.
Перечисление издателю: 500 рублей.
Вознаграждение театру/музею: 500 рублей, в т. ч. НДС 20% — 83,33.

Соответственно, НДС к уплате рассчитывается как 90,91 – 83,33 = 7,58. Ни у кого: ни у налоговой, ни у участников вопросов не возникает.

3. Нарушенный документооборот

В результате исчисления вознаграждения «сверх суммы накладной» возникает нелогичный документооборот и невозможные (либо кривые) проводки в бухгалтерских программах:

НЕПРАВИЛЬНО
И. выписывает Т. накладную 1 на сумму 500 рублей и держит эту накладную на счету «Товары в  пути» до момента реализации, а бухгалтер Т. учитывает эти «чужие материальные ценности» на одном из забалансовых счетов. Факт реализации (и одновременно — факт оказания услуг) возникает в момент предоставления Отчета от Т. Т. присылает издательству Отчет и счет-фактуру на сумму оказанных услуг…
вариант а), где сумма реализации — 500 рублей. На основании Отчета бухгалтер И. формирует документ о реализации — списывает из этой накладной сумму 500 рублей в доход и начисляет свой исходящий НДС на 500 рублей и… не может принять счет-фактуру на услуги, потому что ему некуда ее «пришпандорить»! Его доход — всего 500!
вариант б), где сумма реализации — 1000 рублей. Бухгалтер И. делает проводку, что у него произошла реализация по этой накладной — 500 рублей. Больше он не может, у него нет других данных и других доходов. Отчет не принимается, так как сумма отгрузки меньше суммы реализации.

ВЕРНО
Правильная схема выглядит так:
Отгрузочная накладная И. на сумму 1000 рублей.
Отчет о реализации на сумму 1000 рублей.
Отчет о продаже на сумму 1000 рублей, к перечислению — 500 рублей.
Бухгалтер И. получает отчет и счет-фактуру на вознаграждение и делает следующие проводки:
а) реализация на сумму 1000 рублей,
б) начислен НДС 90,91,
в) 500 рублей кладем в «доходы от реализации»,
г) 500 рублей кладем в «расходы на реализацию»,
д) принимаем к зачету встречный НДС 83,33,
е) НДС к уплате: 7,58.

Кроме того, бюджетные учреждения пользуются своими бюджетными ПБУ — правилами бухгалтерского учета. И вот долго объяснять, но просто поверьте, когда бухгалтер проводит по своему учету вместо «вознаграждения из» «наценку на» — у него получается кривой и бессмысленный учет!

Важно для бюджетного учета!

«Комиссионное вознаграждение» (финансовый результат) не является «прибылью»: из него списываются затраты, понесенные в процессе исполнения поручения издателя — заработная плата, коммунальные платежи, арендная плата.

Для юристов 

Юристы часто пользуются привычными терминами «продажа», «отчет о продаже», используют слово «наценка»…

1. Запомните: ваша организация не может ничего продавать — она только оказывает услугу по заключению сделок. Поэтому в договоре не надо использовать слова «продажа» или «наценка» — только «реализация» и только «комиссионное вознаграждение».

2. Комиссионное вознаграждение бывает только одно: включенное в цену реализации. А вот способов его уплаты — два: оно либо удерживается при перечислении из выручки от реализации, либо выручка перечисляется полностью, а в обратную сторону идет оплата услуги.

3. Что важно бухгалтерам и их программам:
— размер комиссионного вознаграждения (в т. ч. «свободный»),
— удерживается из выручки или уплачивается после перечисления средств,
— ставка НДС по вознаграждению, 
— какая дата признается датой реализации (т. е. в какой момент возникает НДС),
— удобный отчет (и для налоговой, и для самого бухгалтера).

4. Что надо составить и утвердить, кроме договора:
— форму отчета;
— форму акта сверки взаимных расчетов.

Про отчет

Отчет важен бухгалтеру издательства так, как важны в обычной жизни отгрузочная накладная, чек и счет-фактура. Он должен быть ясным финансовым документом (а не запиской менеджера), понятным для  бухгалтера отгрузившей стороны и убедительным для  налогового инспектора. Удобным не вам, а, в первую очередь, этому чужому бухгалтеру и его программе: чтобы из множества «находящихся в  пути» по разным накладным книг отобрать вручную именно те, которые были реализованы.

Про акты сверки

Привычные акты сверки не подойдут: отгруженные по комиссионному договору товары не попадают в акт сверки до Отчета. Для одной стороны «книги в пути», для другой — чужая собственность висит на забалансовом счету. И если кто-то что-то захочет здесь сверить, то бухгалтерия издательства выдаст акт «ничего не продано» (так и есть!), а бухгалтерия бюджетного учреждения выдаст акт, что «все по нулям». (Кстати, и «после отчета» и перечисления средств мы можем увидеть в актах только «ноль», но никак не сумму остатка по нереализованным книгам).

Однако законодательство позволяет разработать любой акт сверки взаимных расчетов, удобный для сторон. И я бы сконцентрировалась на ответах: «сколько осталось нереализованным», «сколько реализовано на основании отчетов», «сколько удержано вознаграждения», «сколько перечислено комиссии».

По моей практике:

— учет должен находиться в руках у издательства (или оптовика), а не у бюджетного учреждения. По отчетам «бюджетников» ничего не видно: их акты сверки всегда «по нулям», независимо от того, есть ли за ними долг или пошла переплата. Так удобно Минфину и Минкульту (и  системе «открытой облачной отчетности», где эти акты сверки являются обязательными, несмотря на бессмысленность);

— отчеты и средства не приходят вовремя, «как написано в договоре», нет людей, которые умеют и могут за этим следить. Часто отчет о продаже формируется перед следующей поставкой, тогда же производится и оплата.

В общем, «комиссионный договор» на сегодняшний день — вынужденная игра, чтобы не нарушить законодательство (7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 9.2 «Бюджетное учреждение»). Но чтобы не быть похожими на детей, расписывающих «пульку» по правилам игры «в дурачка», предлагаю все-таки научиться играть в преферанс.

В качестве заключительной (практической) части своей «курсовой работы» прилагаю возможную форму договора и отчета для комиссионной торговли. Договора комиссии и Отчета к договору комиссии.

А.А. [весна, 2019 год]

События

23.09.2019
Окончил работу трехдневный Книжный фестиваль в Пассаже (СПб) - время подвести итог. Итог, к сожалению, не нов.
03.09.2019
Поздравляем Анну Гурову, Посла доброй воли, с успешным выполнением миссии!
17.08.2019
При поддержки Музея уникальных вещиц открыто Представительство издательства «Пешком в историю» в Санкт-Петербурге.
22.07.2019
Совместный проект Ленинградской областной детской библиотеки и Музея уникальных вещиц
14.07.2019
Перевод на английский Книги Сокровищ А и назначение Помощника по Международным Правам