«И пусть мне кубков не несут... но быть собой приятно!»: АННА ЛЮЛИНА

Легкие перья Ольги Усовой

В гостях у Музея — доктор филологических наук Анна Люлина. В недавнем прошлом — зав. кафедрой теории и практики перевода, а ныне — молодая мама и начинающий детский поэт. Мы пообщались на темы политической лингвистики, дает ли поэтам преимущество филологическое образование, о поэтических конкурсах,  что читают с детьми филологи и чем вообще является книга.

Зд. и далее: А.А. — Аня Амасова, А. Л. — Анна Люлина.
На илл. «Легкие перья» художника Ольги Усовой

О политической лингвистике и детском восприятии мира

А.А.: Анна, что самое интересное в политической лингвистике? Что изучает? И — на ком?

А. Л.: В политической лингвистике я речевой манипуляцией занимаюсь. Диссертацию про средства выражения речевой манипуляции в британском политическом дискурсе писала. Каким образом политики массовым реципиентом манипулируют, используя различные мишени манипуляции (инстинкты, например, или эмоции).

А.А.: О, как интересно! То есть вы еще и переводчик с английского, верно?

А.Л.: По диплому нет. Но до декрета я заведовала кафедрой теории и практики перевода. А сама отделение английской филологии заканчивала...

А.А.: И как же вы, прямо скажем, «дошли до жизни такой»? От политической лингвистики — к стихам для детей?

А. Л.: Ребёнку сейчас 4,5 года, вот с ним до жизни такой и дошла. Сыну много читала, потом «напиталась» и как-то само начало писаться... Почему-то именно после его дня рождения в этом феврале. У детей мировосприятие совсем другое — чистое, наивное, яркое. Он иногда такими сравнениями удивляет, такими вопросами!

А.А.: Как зовут?

А. Л.: Василий. Но он себя исключительно Василий Сергеевич зовёт. И представляется только так.

А.А.: Что читают с детьми филологи?

А. Л. : Филологи все то же читают, что и не филологи. (Хохочет.) Мы очень Наталью Карпову любим сейчас. Ксению Валаханович, Ирину Асееву. Сын самыми первыми стихи-болтушки Асеевой выучил. Ещё даже говорил плохо, а уже: «Денежка зачем?» — «КОПЮ».

А.А.: Почему, интересно, мы получаем удовольствие от детских книг, зачем мы читаем с детьми?

А.Л.: У меня ребёнок поздний, а я с ним и сама ребёнок. Внутренний ребёнок высвобождается и мир как бы рождается заново. Вроде бы, ты уже немножко умудрённый опытом и состоявшийся человек, а тут — бац! — и тебя переносит в другой совершенно мир. И заново все проходишь, и так же остро чувствуешь. И удивляешься. Нашёл яркий колпачок от ручки на дороге — и такооооое счастье у человека неподдельное!

А.А.: То есть семья на самом-то деле здорово помогает в поэтическом творчестве?

А.Л. Многое в моих стихотворениях — да, от сына, благодаря его видению нашего мира. Я помню, собаку с ним увидели плюшевую возле мусорного бака — как он ее обнимал! Она больше него в два раза, а он ее тащит, спасает... Но мы ее не забрали, куртку (там рядом валялась) на неё надели и под дерево посадили.

А еще иногда я стихи пишу от волнения. Муж у меня лётчик военный, подполковник. Со всеми вытекающими. Люлин Сергей. Может быть, слышали о Герое России Зеленко, который горящий самолёт посадил с новобранцами из Дагестана? Вот мой муж у него в этот рейс помощником командира был. Но это очень давно было, мы ещё даже знакомы не были. 

_________

Игорь Шевчук: «Сегодня в рубрике "2 шага от лонга" два стихотворения от НЮТЫ ЛЮЛИНОЙ (Анны Антоновой), недобравшей несколько обидных баллов до выхода в полуфинал. Первое, давшее название рукописи — привожу в качестве примера авторской удачи, говорящей нам о том, что автор обладает чувством такта в отношении выстраивания сюжета:

Когда качели – космолёт

Когда качели – космолёт,
Который ввысь меня несёт,
Где звёзды встречу я вот-вот, –
Захватывает дух!
Мой папа – штурман, я – пилот,
А на Земле нас мама ждёт.
Я продолжаю свой полёт –
Все выше, выше – уууух!

Мой космолёт до крыш взлетел!
На этой звёздной высоте
Уже щекочет в животе,
Но мне неведом страх.
Нет, высоты я не боюсь.
За папу крепко я держусь.
И скоро к маме я вернусь
Со звездочкой в руках!

 
Илл.: Ирина Петрова. «Звезды в кармане»

Я не буду придираться к мелочам и выражу благодарность Анне за финальную строчку. Вот так вот надо писать про любовь к маме. Не так, как написало большинство конкурсантов – «я мамуле помогаю, я тарелки вытираю» и т.д. А вот так, как Анна. Вроде качается себя мальчик на качелях. Эгоистическое такое самоудовлетворительное занятие. Благо папа силач. Но финал иносказательно говорит нам о высоком. О том, как герою стиха хочется поделиться с мамой радостью полета. А для нас для взрослых рисует подтекст «достать звезду с неба». Мы знаем, в каких случаях это словосочетание употребляется. И хотя сюжет стихотворения тривиален, финал делает его сильным и трогательным...» — со страницы «СТИШ» — Студии Творчества Игоря Шевчука.
________________

О филологическом (и сопутствующем) образовании для поэта

А.А.: Филология как-то помогает в стихотворчестве? Можно ли сказать, что у поэтов-филологов есть какие-то преимущества?

А.Л.: Филология помогает стихотворения «оттачивать», потому что знаешь теорию стихосложения: многое — о ритме, рифме, стилистических приемах. Мне даже Шевчук об этом сказал [Игорь Шевчук, в рамках конкурса "Легкое перо". - Прим. ред.]: «видно, что профессия влияет на стихи».

А.А.: Это выражается в разнообразии применяемых ими приемов? Я тоже заметила.

А.Л.: В целом, да. Стихи филологов звучат более разнообразно, и иногда — неожиданно даже для читателя, у которого в анамнезе много прочитанных стихов, если вы в своем поэтическом творчестве действительно применяете на практике теоретические знания. Разная архитектура.

Я сейчас думаю и вспоминаю — среди современных детских поэтов нескольких «иностранцев» (филологов) по образованию я встречала. Наверное, это неспроста.

С другой стороны, человек без филологического образования, но с богатой фантазией, тонким мироощущением и хорошим чутьем языковым ничего без этого образования, наверное, не теряет, когда стихи пишет...

___________
Из переписки поэтов-участников "Легкого пера":
Топик-стаартер: Ирина Оленькова
Как поняла из диалога,
Однажды, в строчках некролога
Прочтут: Писала, но не то,
Прощай, не Агния Барто!
Алексей Ерошин
Грядущее, как правило - потёмки.
Кого когда оставить за БАРТОм -
Решат за нас далёкие потомки,
И будет это далеко потом.
Нюта Люлина 
ни разу - не ОБериут,
Барто я - «от ОБратно»,
но быть сОБой мне даже тут
пОБолее приятно.
И пусть мне кубков не несут
Стихи мои (понятно -
Ни разу не обериут),
Но быть собой - приятно.
Татьяна Боброва — Нюте Люлиной
Тоже мне… обэриуты…
Разодеты и надуты!
Поглядите, фу-ты ну-ты,
А у нас-то - лапти гнуты!
Алексей Ерошин — Татьяне Бобровой
Не за горами время зимних вьюг,
Пошли дожди, завяли незабудки,
И скоро дружно полетят на юг
Обэриуты и обэри-утки.
Нюта Люлина — Алексею Ерошину
Лучше быть обэриутом
И не резать зайцам лап.
Вот Чуковский почему-то
Допустил жестокий ляп!
И - опять же - бедный зайка
Мок под лавкой у Барто!
«Зайку бросила хозяйка...»
Спросят дети - а за что?
А вот Хармсу и не снилось
Животинок обижать -
У него зайчонок милый
Просто «вышел погулять»!
Алексей Ерошин — Нюте Люлиной
Да, возможно, про зверушек
Он писал помягче, но...
Он писал и про старушек -
Тех, что падали в окно.
Или Ваня Топорыжкин -
Бульк в болото - "благодать"!
И его собачке крышка...
Фсё. Ушёл в углу рыдать.
_____________

А.А.: Музыкальное образование, как мне кажется, тоже помогает...

А. Л.: Музыкальная школа тоже при мне! Фортепиано.

А.А.: Ну вот, как я угадала! Я думаю, что «музыкалка» просто где-то очень рядом ходит с «чтением» и «литературным творчеством»... Тексты и музыку многое роднит. То и другое — это нечто, что во всем бесконечном многообразии можно выразить через определенный (и небольшой) набор символов.

А.Л.: Это ритм, мелодия, мелодика... Наше чувствование ритма (и его воздействие) — это филогенетическая память о ритуализации. Это глубоко в генах. Не зря же музыкой (ритмом) лечат. Заговоры же все на ритме построены. Да и молитвы тоже. На повторах. Я про это в диссертации писала: ритмом можно манипулировать.

А.А.: Да. А поэт или автор — он же тоже фактически манипулятор общественным сознанием, только не вербально, а текстами... Вот почему важно сохранять авторский ритмический рисунок текста... и с помощью наших знаков препинания можно построить очень сильные штуки.

А.Л.: Согласна. Прививание эстетического вкуса — это тоже манипуляция. У манипуляции же не всегда негативный оттенок... Создание хорошего настроения, например - мы же его внушаем как бы с помощью текста (стихотворения детского, например).

А.А.: Конечно! Манипуляция — просто способ воздействия, в том числе — эмоционального. У литературы это же одна из важных задач: дать людям «другую эмоцию». Перенастроить, отключить от повседневного бытового «бу-бу-бу»...

А.Л.: Да-да, это важно! Я заметила, что многие взрослые намеренно покупают книги с детскими стихотворениями для себя. Просто даже по отзывам на маркет-плейсах сужу. Когда люди устают от гонки и негативных эмоций, то детская книга — самое лучшее... лекарство, что ли... А дети вообще очень «добрят».

О поэтических конкурсах

__________

2021 год (первый год творения поэзии Анны Люлиной):


Шорт-лист Корейчуковсксой премии 2021: Международный Корнейчуковксий фестиваль детской литературы (Одесса) , псевд.: Ганна Антонова

«Городская азбука» — отобрано в сборник лучших произведений по результатам конкурса «Алиса-21» — Международной премии в области литературного творчества (совместно с изд. «Перископ»)

Участие в конкурсе Игоря Шевчука на соискание премии «Легкое перо».
__________

А.А.: Анна, а не обидно, что не вошли в лонг-лист премии Игоря Шевчука?

А.Л.: Я выиграть и не надеялась! До лонга 4 балла не добрала, но для дилетанта и это неплохой результат.

___________

Лонг-лист премии в номинации «ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» [pdf]
Источник: Страница конкурса «Легкое перо»
___________

А.А.: Расскажете, как всё было?

А.Л.: Сам процесс очень живой, тёплый, неформальный даже... Обратная связь есть с участниками, что редкость большая. Мне Шевчук по телефону индивидуальный разбор произведений сделал — это ценно, когда с начинающими так работают. Как-то все по-настоящему.

_____________

Луна

На крыше Луна – как на блюдечке сыр:
В ней дырочек маленьких много и дыр.
Вдруг нашу Луну межпланетные мыши
Возьмут да утащат к себе прямо с крыши?
Конечно, они ее вряд ли съедят...
Но вдруг, перепутав случайно, назад
Вернут не Луну с кучей маленьких дыр,
А свой межпланетный недырчатый сыр?
_____________

 

О литературе, книгах и чтении

А.А.: Анна, вот же еще о чем хочу поговорить с доктором филологических наук! (Наверное, заключительный мой вопрос.) О том, чем на самом деле является книга. Все как-то привыкли уже в нашем текущем мире к определению «Книга — источник информации». (Хотя в моем детстве было другое: «Книга — источник знаний».) Но вот для меня, например, книга — это больше, чем информация... У меня книга — это музыка, к примеру, джаз, это игра, это шикарный спектакль, это мультик или удивительный фильм... Чем является книга для вас?

А.Л.: Наверное, это зависит от возраста читающего. Помню, в юности взахлёб читала все, без разбора. Но выбор был хороший, у меня мама — учитель русского языка и литературы, все шкафы с книгами — мои. Тогда книги были источником знаний, каких-то новых эмоций, впечатлений...

В более позднем возрасте каждая новая книга (художественная) — это уже больше из области самопознания (что откликнулось? как откликнулось? как на мой личный опыт наложилось? и почему именно так?). С психологической точки зрения интересно за персонажами наблюдать — мотивы поведения уже более тонко угадываешь, знания свои психологические проверяешь. (Я раньше психологией увлекалась — и диплом психолога есть).

А детские книги для взрослого человека — это катарсис. Их нужно читать, чтобы стать чище. И лучше.

__________

Конфета из лета

Куда бы спрятать лета,
Чтоб в злые холода
Мы лето – как конфету –
Могли достать всегда?

Она бы пахла речкой,
Цветами и травой,
И радужным колечком
Над тучкой голубой.

Весёлым гудом ульев,
И дымом от костра,
И полднями июля,
Когда стоит жара.

Щекастой спелой вишней
В тарелке на крыльце,
И даже дождь – не лишний
В волшебном леденце.
__________

Занавес.

[сентябрь, 2021]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!