Искусство писать рецензии: как, зачем, для кого

От музея: Эссе Ани Амасовой публикуется в продолжение статьи Елены Хаецкой «Чему нас учили на факультете журналистики в Ленинградском Университете» — эти воспоминания содержат сведения, чему учили на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств.
Чем бы вы ни занимались: написанием отзывов, рецензий, интервью, торговых или рекламных релизов, а может быть, текстов в музейный буклет — хорошо бы понимать, что именно вы делаете. Возможно, это эссе немного немного прояснит и дополнит сложившуюся у вас картину.
Картина: Юлия Маслова
Иллюстрации в тексте: коллекция Музея
Текст: Аня Амасова
Часть первая
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
![]()
Алекс Аргутин. Истребитель ню
1998 год, холст, масло, 24х19 см
Картина из частной коллекции Ани Амасовой
Это эссе было задумано по случаю выхода серии моих книг в Китае. Понятно, что люди в Chuman сначала влюбились в картинки и лишь затем прочитали текст. Именно так — благодаря художнику Виктору Запаренко — к этому лету я стала полумирно известным писателем. Поэтому эссе поделено на две части: о литературном творчестве и об искусстве изображения.
В первой части эссе мне хотелось бы рассмотреть вопросы: как люди понимают, что человек — писатель? Как это происходит? Кто «назначает» людей писателями? В какой момент узнаешь, что ты здесь за этим? Чьему слову гарантированно можно верить? (Кроме учителей и родителей, которым по роду занятий положено прочить детям оригинальное будущее.)
В обычные дни мне не хватило бы духу выступить в роли спикера. Никакого опыта и званий никогда не будет достаточно, чтобы размышлять «об этом» публично. Но пришли экземпляры китайских книг, и подумалось: надо. Раз уж мои книги читают на трех языках — расскажу историю из личного опыта. Связана она с курсом «Литературоведение», который читал в 1998–1999-х годах в Санкт-Петербургском Университете Культуры и Искусств (такое название было у ВУЗа, в который я поступала) Виктор Иванович Кузнецов, и студенческой работой — рецензией на художественное произведение.
Виктора Ивановича как сложившегося литератора не интересовало личное мнение студентов, равно как и редко толковые впечатления от прочитанного. Рецензия как итоговая часть курса должна была показать усвоенный материал: способность увидеть архитектуру произведения и, верно и к месту употребляя литературоведческие термины, разобрать его на кирпичики. Выбор — по вкусу и желанию автора.
Рецензент мне в те годы виделся родственником маркшейдера, исследующим черные текстовые шахты на предмет выявления участков, где при раскопках можно обнаружить рубины, агаты, изумруды и прочие полезные штуки, дабы кто-то их вытащил уже «на свет божий». Литературный Клондайк «испокон веков» располагался в литературных же журналах. Так что мой выбор был очевиден: что-то из «Звезды» или «Невы», с отметкой «автор публикуется впервые».
Так совпало, что в журнале «Звезда» сравнительно недавно — в 1994 году — был напечатан рассказ Друга Моего Возлюбленного. Мы вместе смеялись над простотой читателей, принимавших эмоциональный драматический финал — агонию воображения — за реально произошедшие с автором события. На протяжении рассказа герой-эмигрант, оставшись без денег и документов, собирает из выброшенных на пляж пластиковых канистр плот. В заключительной сцене — совершает побег, уплывая на родину. Оттолкнувшись от берегов Великобритании, в последнем абзаце он видит шпили и купола Петербурга... Волею случая, сам автор, Игорь Межуев, недавно вернулся — не из Англии, но из Шотландии, — из чего некоторые знакомые сделали вывод, что именно описанным способом он и прибыл.
Увидев в сложностях восприятия литературного героя вне личности автора, а художественного текста — вне чьего-то реалистичного жизненного опыта «указающий перст судьбы», я взяла рассказ для рецензии.
_____________________
Коллекция музея:
Игорь Межуев. Время возвращаться домой : [Публикация в журнале «Звезда», СПб, 1994 год] [pdf | 4.8 MB ]
Музей уникальных вещиц выражает сердечную признательность Алексею Яковлевичу Гордину, руководителю студенческой практики автора эссе в издательстве «Азбука», за помощь в розыске и бережное сканирование за давностью лет неоцифрованного рассказа из архивного номера, хранящегося в единственном экземпляре в редакции журнала «Звезда».
_____________________
Конечно, вопрос, могу ли я стать кем-то в области литературного творчества («есть ли у меня литературный талант?!»), волновал тогда сильно. Я планировала отучиться и стать не только издателем. Честно. Поэтому работала над рецензией неделю (или две). Заботливая Татьяна Алексеевна, мама моего возлюбленного, вытащила из закромов печатную машинку: по ночам ее торжественно водружали для меня на кухне. В итоге получилось всего семь страниц, но, как мне казалось, почти совершенного текста.
Не буду описывать тот трепет, с каким я ждала приговора. Как будто поставила на карту жизнь. В день икс «великий писатель» (впрочем, нужны ли кавычки?) Виктор Иванович, увлеченный на тот момент единственным детективным сюжетом в мире, а именно: сам или не сам повесился Есенин, — отложил три четверти работ в сторону: «Это я даже не стану комментировать». Осталось примерно десять—пятнадцать. Стало интересно — обратный отсчет пошел.
______________
Ссылка на коллекцию журнала «Современник»
Виктор Кузнецов. Тайна гибели Есенина. [Публикация в журнале «Современник», Москва, 1998 год] [Открытый доступ]
___________
Зеленая Лампочка. Сергей Есенин
из цикла картин «Смерть поэтов» [9], 2016 год
Коллекция музея уникальных вещиц
Когда он объявил «тройку лидеров», а моя фамилия все еще не звучала, надежда и самомнение зашевелились. Однако моей рецензии не оказалось ни на «третьем» месте, ни на «втором».. Вот хрень! Может, он просто потерял мою работу?!. Тоненькая, маленькая, всего семь страничек — ведь легко могла куда-нибудь завалиться?..
А теперь представьте себе то чувство, когда в ситуации «жизнь на карте», и вы точно не могли оказаться в числе «негодных», объявляют последнюю работу-«победителя» — и это не вы.
Несомненным лидером на нашем курсе стала исключительно умная барышня из тихонь-отличниц. Такая незаметная девушка без апломба и стремления к лидерству, из тех, кого в школе зовут «заучками». (Простите, плохая память на имена.) Впрочем, я ощущала в ней сильного соперника: к тому моменту она была в топе авторов на популярном в те времена эротическом интернет-ресурсе и весьма неплохо зарабатывала написанием порнографических рассказов, в основном — о тайных страстях известных певцов-красавцев.
В общем, первое место ей досталось по праву, сомнений тут нет. Преподаватель расхваливал объемный том ее рецензии с разных сторон, зачитывал особенно удачные моменты, а я попрощалась с «литературной карьерой»...
— А вот эту работу мне бы хотелось рассмотреть отдельно, — сказал он.
Аудитория замерла в недоумении, потому что выше предыдущего прыгать было некуда. И почему — отдельно?.. В тонкой брошюре я с удивлением узнавала свою, самую крошечную рецензию. Смутно предполагала, что могла написать самую худшую работу в мире, хотя прилюдное объявление Самой Худшей Работы не слишком подходило к амплуа интеллигентного Виктора Ивановича.
— Этой работе удалось меня удивить, — (да, некоторые вещи я запоминаю дословно). — Удивительно, что с первых строк, с первого абзаца, рецензенту удалось меня заинтриговать. И хотя я не читал произведения, о котором здесь говорится, и его автор мне неизвестен, я с увлечением прочел рецензию от начала и до конца и загорелся желанием познакомиться с рассказом.
Вот, собственно, и все, что сказал «доктор литературоведения» о моей работе.
И знаете, я парила от счастья. Потому что больше не надо было париться по поводу стиля, красоты изложения, глубины мыслей и прочего, о чем волнуешься в самом начале («Не кажусь ли я умным людям идиоткой?»). Если удивительнейшие люди могут «с увлечением» прочесть мой текст от начала и до конца, значит, это и есть моя личная Сила. Волшебный Подарок, выданный, чтобы писать.
К сожалению, у меня не сохранилось той рецензии. Впрочем, с тех пор я написала несколько новых.
_______________________
Связанные статьи:
«Сквозь зеркала»: шекспировские сказочные страсти (Кристель Дабо, Франция)
«Исправление мира и его редактирование»: опыт литературной критики (Даниэле Аристарко, Италия)
______________________
Связалась с автором — Игорем Межуевым. Повспоминали времена и общих знакомых. Вспомнили художника Монахова, к которому ходили в галерею/мастерскую в Гатчине. Не пережил второй пожар мастерской — погиб со всеми картинами... Вспомнился Котляров — более известный как «Толстый», тот тусовался с «Митьками» и занимался мэйл-артом, — навещал его в Париже. Миттеран Котлярову квартиру подарил.
Всего автору известно о двух рецензиях — еще одна Аня, из петербургской литературной публики, собиравшейся в 90-е на поэтических фестивалях, хотела тогда написать. Неизвестно, да или нет. Не читал, не видел ни одной. Двадцать лет живет за океаном. Видимо, чтобы уж точно ни на каком плоту...
________________
Связанная статья:
Литературный Петербург: 90-е. Коллекция автографов Игоря Межуева
(готовится к публикации)
________________
...Нет никакого смысла находиться там, где тебя не любят. Молчание = нелюбовь, я знаю это. Молчаливая пустота оглушает тебя. Тебя окружает мир, где все, что ты делаешь, к чертовой матери гибнет. Сгорит или будет затоплено, выкинуто на свалку, на помойку, забыто, отдано под нож. Будет храниться в неоцифрованном архиве. Валяться невостребованными «рынком» тиражами — на складе, в гараже у друга, в спальне у автора. Участвовать в распродажах. В «культурной программе» библиогорода Москвы — с названием «Списанные книги» [Синонимы к слову «списанный»: ненужный, отчисленный, разворованный, утилизированный... См. словарь синонимов. — Прим. Ред.] и торговым словечком «корзина». Болтаться в рукописи по друзьям — а вдруг они сохранят «до лучших времен»?.. Выкладываться на «авторский сайт», что сдохнет всего через год после смерти владельца. И если вдруг кто-то дает на издание грант — не исчезнет организация вместе с деньгами? Действительно выпустит тиражом? Сможет распостранить? Кому отдать его и доверить?..
Алекс Аргутин. Внутренняя Атлантида
1998 год, бумага, карандаш
Музей уникальных вещиц // Хранение:
фотоальбом художника на сайте ВКонтакте.
Каковы бы ни были причины молчания, они для человека знак. Равнодушная вывеска общества: «Ты здесь не нужен». Не будет хорошо. Не кончится ничем хорошим. И лучше бы подыскать себе другой какой-нибудь остров...
Я бесконечно благодарна Елене Хаецкой, которая взяла на себя труд прочесть мою первую повесть для детей, самую слабую из всех, и отыскать в ней то, что понравилось Аглае. Посмотреть глазами профессионала. Элегантно отругать, чтобы дистанцировать от старой классики и советской литературы. Написать рецензию в «Питерbook». ...Не оставить меня в тишине...
Кстати, архив рецензий раздела «Питерbookа» скоро тоже исчезнет. Сайт книжной ярмарки Крупской в ближайшее время обновится — следуя моде и изменениям времени. Вероятно, исчезнет и архив цифрового журнала, возглавляемого Юлей Зартайской: в 1998 году он был еще бумажный.
Историческая справка:
Журнал «Питерbook» («Книжный Петербург») был учрежден в 1995 году Общественной организацией «Союз книжников "Слово"». В 1995 и 1996 годах существовал в виде газеты, с 1996 — журнала. Десять лет выходил в бумажном виде (с 1995 по 2005 год) и более десяти — существовал как раздел-приложение на сайте Книжной выставки-ярмарки Крупской. В нем публиковались статьи о важных событиях в книжной отрасли, включая рецензии на новинки. Среди известных автору постоянных рецензентов были Елена Хаецкая и Василий Владимирский.В 96-97 годах в издании журнала был перерыв. Юлия Зартайская, в 1990 году окончив философский факультет ЛГУ им. Жданова и в 1995 году там же защитив кандидатскую диссертацию, вместе с Вадимом Зартайским пришли в Питерbook в 1997 году и взяли на себя издание и распространение журнала. Вадим Зартайский был главным редактором номеров журнала с мая 1997 по 2010 год. В более поздний период существавание электронной версии полностью обеспечивала Юлия. Бумажный архив в неоцифрованном виде пока еще хранится в «Крупе».
Книжная выставка-ярмарка носит в Петербурге «народное название» «Крупа» — по имени Надежды Константиновны Крупской: разработанная ею уникальная библитечная система Советского Союза решила многие вопросы и задачи просвещения, образования и культуры для всей страны. По стечению обстоятельств еще одно место в городе называют «Крупой» — Институт Культуры (так изначально и сейчас называется вуз, который я окончила), он также носит имя Надежды Константиновны Крупской.
Впрочем, вашей рецензии, дорогая Елена Владимировна, гибель уже не грозит. В моем Музее она сохранилась. И для надежности отправлена в Китай.
______________
Коллекция Музея:
Елена Хаецкая. Все маленькие леди настоящие бандитки : [Публикация в журнале «Питерbook». — 26.07.2007.] [pdf : 334 kb]
______________
Эту часть я закончу благодарностью за поддержку и издание моих книг, включая открытие серии «Пиратов Кошачьего моря», издательству «Астрель-СПб»: литературному редактору, другу, однокурснице Кате Кюберсепп, ведущему редактору и коллеге Кате Серебряковой, директору Диме Учаеву, и издателям — Якову Михайловичу Хелемскому и Виталию Гришечкину. 2007 год.
Часть вторая
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Вадим Мещеряков. Эскиз шедевра
Коллекция Музея уникальных вещиц
— Что вы думаете об этой картине? — спрашиваю я вас, мой искушенный и неискушенный в искусствах читатель — посетитель маленького Музея уникальных вещиц — перед тем, как перейти ко второй части своего рассказа. Искусствоведческий анализ — тоже ведь забавная вещица.
Открою вам тайну: сам автор эскиза лишь в шутку назвал картину шедевром. Но мне захотелось поспорить. Для меня и для Вечности этот «эскиз» — самостоятельное, оконченное произведение. Бесценное тем, что оно — руки и кисти издателя Мещерякова.
Знание этого факта позволяет мне утверждать, что на этой картине отображен взгляд издателя. Художника, проектирующего мир. Вот так, как это растение, под его взглядом и в результате многолетнего труда, вырастают авторы и художники, а в конечном итоге — литературный мир, в строгом соответствии с планом. Здесь вы видите состояние души и ума художника-издателя, предвидящего, предсказывающего будущее...
Особый драматизм сюжету придает отсутствие в проекте цветения. Как и в жизни, оно, разумеется, может произойти. Но с равной же вероятностью может никогда не случиться.
Я прошу обратить внимание на динамику верхней части картины — она подвижна. Что это: эскиз продолжения в реальности, а может — ее отражение? В любом случае, зеркало выступает здесь тем объектом, который улавливает будущее и суть вещей... Что соответствует традициям как литературы, так и изобразительных искусств, где зеркало предстает отражением души и — одновременно — той тьмой, из которой рождается свет... Озаряющий невидимые глазу предметы.
Или зеркало, а равно и тьма — это и есть душа? Мы можем лишь догадываться, не хотел ли автор картины сказать, что душа — это наша фантазия, отсылая к Замятину, Брэдбери и другим философам нашего времени...
«А как же апельсин? — спросите вы. — Что означает апельсин?» Ну что ж... Следуя логике литературных сюжетов, апельсин, скорее всего, отравлен. Это «новое яблоко», а значит — символ грехопадения. Он — всего лишь приманка, яркое пятно в реальности... Если мы заглянем вглубь зеркала — уверяю: апельсина там нет...
Все это, конечно, мое очередное письмо издателю Мещерякову. Тому человеку, что долгое время вынимал из закромов Музеев и Библиотек «забытые книги» и «забытые иллюстрации» — отряхивал, реставрировал, огранял, создавал достойные оправы и вытаскивал «на свет божий». По странному стечению обстоятельств, темой моего диплома на кафедре «Книговедение и история книги» (ныне несуществующая кафедра, возглавляемая моим научным руководителем — профессором Ингой Александровной Шомраковой) были «Факсимильные издания». Актуальность проекта в том, что наследию человечества необходимо обеспечить сохранность, и вместе с тем — доступность для широкого круга лиц, в России и за рубежом. В условиях, когда нет ничего — включая определение термина.
Выпускница 2004 года, я принесла диплом любимому Шефу — издателю Эдуарду Яковлевичу Сироткину. [Редакция Музея поздравляет Э.Я. Сироткина с днем рождения, совпавшим с датой публикации этой статьи. — Прим. ред.] Прочтя мой диплом — фактически бизнес-план — этот умнейший человек (а кроме того — тот, кто открыл меня как писателя, издав первые, взрослые, книги) сказал определяющую мои проекты вещь: «Это слишком дорого для "бизнеса" и слишком дешево для "государства"».
А в 2005-м открылось ИДМ — Издательский Дом Мещерякова. Непостижимым образом Дима Мещеряков, словно мы с ним где-то встречались, говорили в лабиринтах зеркал, «докрутил» идею мечтательницы до коммерчески осмысленной вещи. Нет, Ань, не факсимиле — репринт! И сделал это блестящим образом...
А несколько лет спустя уже мое издательство открыло серию путеводителей, и едва ли не первый отзыв в Лабиринте на «Санкт-Петербург» — от 07.08.2010 — от Димы Мещерякова:
«Завидую белой завистью)))) МОЛОДЦЫ, Фордевинд!!!!!! Поздравляю нас всех с началом, я надеюсь, со скорым продолжением замечательных путеводителей для детей. И тепло, и смешно, и умно...!!! Эх, я так сам хотел такие делать...))))))».
Наверное, не только я болтала в коридорах зазеркалья... Кажется, мы тогда обменялись: мечта — на мечту.
Резюме
Рецензия — как вы поняли, нелегкий жанр. Стык двух искусств: литературы и журналистики. Немного — психологии и психиатрии. «Что изображено на этой картине?» — любимый вопрос психиатров. Тест Роршаха. Что написано в тексте — согласно Умберто Эко, индивидуальный лес.
Любая рецензия, отзыв, анонс — о книге, картине, человеке — зеркало. Показывающее не их — но отражение во внутреннем мире рецензента. Рассказывающее о ваших — жизни и опыте (или его отсутствии), интересах и кругозоре (широк ли он, узок ли), уме и знаниях, а также о ваших желаниях, фантазиях, помыслах. Именно они придают книгам, картинам, поступкам людей мотивы, интерпретации, смысл.
С некоторой долей вероятности можно предположить, что каждый человек — есть зеркало. Каждое — уникальное: кое-где поцарапанное, пыльное, с трещинами, немножко кривое. Но мы не должны переставать отражать.
Объективна, как обычно, одна лишь Вечность. И она сама разберется: кто тут гений и что здесь шедевр.
[лето, 2020]