«Хотелось бы создать такие условия, чтобы в библиотеке было комфортнее читать, чем дома»: дизайнер АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Анастасия Васильева СПбГУ

От Музея: сегодня мы представляем вам новую звездочку, обнаруженную на нашем небосклоне, — выпускницу СПбГУ по направлению «Дизайн среды» Анастасию Васильеву. Ее магистерская диссертация, на защите которой нам довелось присутствовать в июне 2023 года, посвящена популяризации чтения через разработку системы методов формирования современной среды сельской ЦБС, включая алгоритм по организации мест для чтения. Эта работа так восхитила Музей, что мы пригласили Анастасию в гости!

На фото: А. Васильева на защите проекта, июнь 2023
Беседуют: Анастасия Васильева и хозяйка Музея Аня Амасова (А.А.)
Иллюстрируют беседу: фрагменты диссертации

________________

О проекте:

Проект «Ревитализация социокультурной среды сельских районов через развитие библиотечной системы» на примере Котласского муниципального округа Архангельской области » посвящён проблеме депопуляризации библиотек и снижению роли ключевого для библиотеки процесса – чтения, который отличает библиотеку от других культурно-досуговых учреждений. В сельской местности, помимо источника знаний, библиотека выполняет роль культурного центра, является одним из немногих, а иногда и единственным, местом для проведения досуга. В отличие от города, в сельской местности
библиотека выполняет большинство функций социокультурного пространства, и может стать местом для самоактуализации человека в условиях сельской местности.

Выбор локации для проектирования определил запрос от руководства библиотечной системы Котласского муниципального округа Архангельской области.

Проект выполнен в рамках основной образовательной программы «Дизайн среды» Санкт-Петербургского государственного университета реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области и АНО «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив и развития малых территорий» Котласского округа в рамках Комплексной программы: «Коллективный разум — ресурс развития территории».
_______________

А.А.: Дорогая Анастасия, спасибо за приглашение на защиту! Скажи, пожалуйста: диплом в итоге красный?

—  Большое спасибо, что заинтересовались проектом! Да, диплом красный.

А.А.: Конечно, заинтересовалась! Я считаю, что преобразование библиотек с помощью дизайна среды — одна из важнейших задач наряду с комплектованием. Как ты отметила в работе, роль библиотек в XXI веке действительно сильно изменилась, что требует и переосмысления пространства…

— Здорово, что Вы видите возможности дизайна среды! Потому что организация пространства — и с точки зрения эргономики, и на уровне визуального восприятия — имеет большое значение в любой среде. К тому же, с помощью дизайна есть возможность заложить в это пространство смысловую составляющую.

А.А.: Мне бы хотелось больше узнать о проекте и твоих задумках, показав их нашему профессиональному сообществу. Как все началось? Правильно ли я понимаю, что для начала ты приняла участие в межрегиональном конкурсе и выиграла его?

— Да, на первом курсе магистратуры я участвовала в межрегиональном конкурсе дизайн проектов «В чем соль?» с моей одногруппницей Полубариновой Татьяной под руководством старшего преподавателя кафедры дизайна среды Александры Андреевны Толстовой. В конкурсе было несколько номинаций. Мы стали победителями в номинации «интерьер», представив проект Приводинской библиотеки.

Ещё во время конкурса мой научный руководитель старший преподаватель кафедры дизайна среды Витковская Светлана Владимировна предложила мне взять тему библиотек Котласского района, так как преподавательский коллектив посчитал эту тему очень актуальной. В рамках диссертации проект Приводинской библиотеки был переработан: полностью изменилась образная составляющая проекта, а также был использован разработанный в ходе исследования алгоритм по организации мест для чтения.

Именно алгоритм является результатом исследовательской работы, а проектное решение интерьеров библиотеки служит примером его применения.


Пример из Алгоритма организации мест для чтения
в соответствии с целью посещения и видом деятельности читателя

А.А: Сколько в итоге библиотек вошло в проект и в чем заключалась исследовательская часть?

— В исследовательской работе были рассмотрены восемь библиотек, но апробация алгоритма была показана на примере одной [Приводинской. — Прим. ред.]. 

На основе личного посещения и данных опроса жителей были выявлены особенности библиотечной системы Котласского округа. Для объектов исследования было выведено процентное соотношение разных типов мест для чтения в соответствии с данными опроса о характере изучаемой литературы.

Исследовательская часть работы в основном ориентирована на изучение взаимосвязи библиотеки и социокультурного пространства, средовую организацию мест для чтения и существующие способы популяризации чтения.

А.А.: Перед началом работы ты много времени посвятила изучению опыту библиотечного дизайна — и в России, и за рубежом. Помню, пару десятков лет назад мы, будучи студентами, охотились за журналами с публикациями о дизайнерских решениях зарубежных библиотек. В то время лидерами по библиотечному дизайну были финские дизайнеры и архитекторы. Надеялись: вот-вот, скоро и у нас будет внедрен их удивительный опыт... Прошло двадцать с лишним лет, и ситуация наконец начала потихоньку меняться к лучшему. Какими источниками ты пользовалась для получения информации о дизайне библиотек? И чьи работы тебя как дизайнера особенно восхитили и вдохновили?

— Анализ проводился в контексте организации мест для чтения в библиотеках, потому что изучить весь мировой опыт организации библиотек не представлялось возможным в рамках магистерской диссертации. То есть были рассмотрены и выделены существующие типы мест для чтения. Источниками информации о библиотеках стали: интернет-ресурсы, личное посещение и фотофиксация зарубежных библиотек знакомыми. В плане дизайна меня вдохновили финские и китайские библиотеки. Но не все рассмотренные аналоги были включены в диссертацию.

А.А. Что дальше?.. Дальше, я так понимаю, были скетчи… Это скетчи-размышления, или что-то другое?

— Да, это первые мысли в виде эскизов. Часть из них была выполнена в рамках общего задания по проектированию ещё до начала дипломного проектирования. Остальные — в самом начале проектной части по рекомендации научного руководителя.

 
Из скетчей-размышлений

А.А.: О чем сюжет с паровозиком?

— Скетч с паровозиком был сделан как раз по заданию. В Котласском округе есть железная дорога, которая проходит через посёлок Удимский (по дороге в город Котлас). В посёлке есть библиотека, которая вошла в состав объектов исследования.

Идея была в том, чтобы организовать литературный поезд, аналогом к которому послужил действующий ретро-поезд в Карелии. Сейчас на этот поезд билеты надо покупать заранее, поэтому на рисунке в качестве отсылки к успешности идеи с ретро-поездом, изображены люди, которым не досталось билетов. Они спрашивают тех, кто стоит в очереди на посадку, за сколько времени надо было приобретать билеты.

 
Скетч-размышление «Как пройти в библиотеку?»

Есть ещё два скетча с литературными вагонами, которые могли бы стать начальным этапом развития этой идеи. Однако эти скетчи не являются прямым проектным предложением.

А.А.: Аналитическую часть твоей работы можно назвать настоящим библиотечным исследованием. Фактически ты в графическом виде через место сельских библиотек в системе библиотек РФ показала общую структуру, а через таблицу взаимосвязей функций библиотеки и социокультурного пространства — роль библиотеки в обществе. Больше всего меня восхитила твоя типология читателей — это интересный взгляд. Скажи, пожалуйста, как ты до нее дошла? Это были опросы?..


Таблица 1. Место сельской библиотеки в системе библиотек РФ
(изображение кликабельно)

Таблица 2. Типология посетителей сельских библиотек
(изображение кликабельно)

— Спасибо. Названия типов аудитории были сформированы на основе статьи по результатам исследования деятельности посетителей Третьяковской галереи. Типы читателей появились на основе данных опроса и изучения деятельности посетителей библиотек Котласского района.

А.А.: А теперь — к дизайнерским идеям популяризации чтения! С идеями из блока «Среда» все, в общем-то, понятно. Как человеку далекому от «социализации и массовых мероприятий» мне очень близки «Уголки для чтения». А «Оформление библиотечных окон-витрин», надеюсь, со временем станет и вовсе отдельным направлением в дизайне, — на сегодняшний день крайне мало оформленных окон-витрин в гос.учреждениях, а в Петербурге и вовсе есть негласные правила на запрет оформления. Не знаю, с чем связано: то ли боятся вандалов, то ли учитывают отсутствие в штатном расписании библиотек дизайнера, но факт остается фактом: согласовать оформление оконных проемов с администрацией района очень непросто... Но расскажи, пожалуйста, подробнее про идеи из блока «Процессы» — например, про «Неслучайное ожидание».

— Идеи для популяризации чтения, как и весь проект, были сформированы в том числе на собственном опыте чтения. Какое-то время я училась в одном вузе и параллельно ходила на подкурсы, чтобы перепоступить в другой. Между ними был перерыв час-полтора без учёта дороги. Это время я решила проводить с пользой и ходила читать в библиотеку Маяковского. Так возникло «Неслучайное ожидание» как способ приобщения к чтению в момент, свободный от прочих обязательств. Эта идея была адаптирована для пространства библиотеки в виде ожидания в очереди за книгой или в момент ожидания ребёнка с занятий. Остальные идеи возникали в ходе разговоров с библиотекарями и друзьями.

 
Скетчи-идеи, реализованные в проекте

А.А.: Я правильно понимаю, ты рассматриваешь библиотеку как пространство для чтения книг? То есть не только как помещение для их хранения и книговыдачи, когда читатель забирает книгу домой, а — чтобы он здесь ее и прочел?

— Да, в идеале хотелось бы создать такие условия, чтобы в библиотеке было бы комфортнее читать, чем дома.

  
  

Несколько примеров мест для чтения
для разных типов читателей

А.А.: В целом результаты исследования были на старте ожидаемы или стали для тебя открытием?

— В исследовательской работе, мне кажется, никогда нельзя знать заранее, что получится в итоге. В начале исследования я не думала, что такую работу можно провести в рамках магистерской диссертации и что мне удастся это сделать.

А.А.: Что лично для тебя оказалось самым увлекательным?

— Самым увлекательным было рисовать скетчи с читателями и местами для чтения! Это была своеобразная разгрузка от аналитической деятельности и переосмысление роли ручной графики.

А.А.: Настя, спасибо тебе огромное-преогромное: и за проект, и за приглашение на защиту, и за разговор. Я могу только пожелать тебе во всем удачи и, конечно, выделения финансирования на реализацию проекта Приводинской библиотеки, чтобы все научные решения находили применение и реализацию в  жизни!

[сентябрь, 2023]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!