«Полиграфический ликбез» : к IBCF-24 : Шик, блеск, красота - УФ-лак и другие лаки

От Музея: лекция-вставка Оксаны Ивановой в рамках IBCF-24 о процессе выборочной УФ-лакировки, с которой мы познакомились в Шахматном зале Бала Обложек, а также о разнообразии лаков, использующихся в типографиях для украшения книг.
Текст: Оксана Иванова
Видео и фотоилл.: из типографии «Аркол» (Ростов-на-Дону)
На обл.: фрагмент макета с рисунком для выборочного UF-лака,
дизайнер Людмила Адуевская / Коллекция Музея


Прежде чем начинать раскрывать секреты такого популярного вида отделки, как УФ-лакировка, хочу уточнить некоторые термины, которые частенько вызывают путаницу.

Итак, разберемся, что скрывается за словами лак и лакировка.

Напомню, что мы находимся в условиях современной офсетной типографии полного цикла, в которой есть всё или почти все оборудование, чтобы сделать книгу от начала до конца. Делая заказ в такой типографии, нельзя указать в спецификации книги просто слово «лак», потому что лаков этих бывает много, они разные как по составу, так и по способу нанесения на изделие.

Вот основные виды лака, с которыми работает офсетная типография:

1. Водно-дисперсионный лак (ВД-лак)
2. Масляный лак
3. УФ-лак

Все три вида лака могут быть матовыми и глянцевыми, существуют так же промежуточные версии типа полуматового или полуглянцевого. В Табл. сравнение трех видов лаков по семи параметрам.

ТАБЛИЦА
Разновидности УФ-лака и особенности применения

  ВД-лак Масляный лак УФ-лак
Применение Защита изображения от истирания, основа (праймер) для последующего покрытия УФ-лаком. Защита изображения от истирания. Защита изображения от истирания, различные декоративные эффекты.
Визуальный эффект Едва заметный. Практически незаметный. Заметный и на взгляд, и на ощупь.
Основа лака Водорастворимая дисперсия. Масляная основа по типу красок для офсетной печати. Состоит из акриловых смол и жидких полимеров.
Способ нанесения Через специальную лаковую секцию офсетной печатной машины с помощью лаковой резины. Через специальную секцию офсетной печатной машины с помощью печатной пластины. Через лаковую секцию на офсетной УФ-машине, трафаретным способом.
Способ сушки Горячим воздухом и ИК-излучением в печатной машине. Естественным способом. Отверждается под действием ультрафиолетового излучения.
Возможность наносить выборочно Возможно, но без использования тонких линий. В лаковой резине вырезаются места, на которых не должно быть лака (используется при производстве упаковки). Любые виды линий. Однако, это редко востребовано, потому что масляный лак не имеет декоративного эффекта, как правило просто оставляют пробелы там, где лак не предусмотрен по техническим соображениям. Как правило, выборочный лак наносится трафаретным способом. Иногда для выборочного нанесения используют лаковую секцию офсетной УФ-машины с применением флексоформы.
Стоимость Недорогой, поэтому его часто используют как дополнительное защитное покрытие. Недорогой, однако сохнет не так быстро, как ВД-лак. Самый дорогой из лаков.

Знакомьтесь, УФ-лак!

Теперь более подробно познакомимся с самым декоративным и вместе с тем самым дорогим лаком. Несмотря на высокую стоимость, сплошной лак используют для картонных и мягких обложек вместо ламинирования. Смотрится не хуже, почти не отличить, но выходит немного дешевле, особенно если в типографии стоит офсетная УФ-машина и слой лака наносится за один проход вместе с печатью.

Вопрос для любознательных: как все-таки отличить ламинацию от сплошного УФ-лака?

Однако тема сплошного лакирования не такая интересная, поэтому поспешим перейти к вопросам выборочной лакировки. Тут снова придется отойти немного в сторону и разобрать принцип трафаретной печати.

Что такое «трафарет» в привычном смысле? Это тонкая пластина из металла, картона, полимерного материала и т. д. с прорезанными в ней отверстиями. Её накладывают на поверхность и через отверстия наносят краску.

В трафаретной печати все обстоит примерно так же. В качестве трафарета выступает сетка, туго натянутая на металлическую раму. У сетки может быть разный шаг ячеек. Если ячейки мелкие, сетку применяют для жидких лаков и красок при создании достаточно тонких линий. Сетку с крупными ячейками применяют для густых лаков с различными добавками. С помощью такой сетки особого ажура не получишь.

Для изготовления печатной трафаретной формы выводят пленку (рис. 1). На ней черный непрозрачный рисунок, который впоследствии будет нанесен лаком на изделие. Напомню, что файлы для выборочной лакировки должны быть векторными и выполненными 100-процентной черной заливкой. Нарисовать, конечно, можно и синим, и оранжевым, и каким угодно... Но его все равно перекрасят — либо техред в издательстве, либо в типографии — в 100% черный, потому что на пленке выводится только черный цвет. А если он окажется не 100%, то при засветке может получиться все что угодно.


Рис.1. Пленка для выборочного УФ-лака

Сетку на раме покрывают специальной фотоэмульсией. Когда эмульсия подсохнет, на сетке закрепляют пленку с изображением и всю конструкцию помещают в засветочный шкаф. Под воздействием ламп через прозрачные части пленки сетка засвечивается, и эмульсия на ней закрепляется. Темные места (изображение) остаются незасвеченными. В промывочной ванне водой под высоким давлением вымывается незакрепленная эмульсия, и сетка превращается в готовую к применению трафаретную печатную форму (рис. 2).


Рис.2. Готовая к работе трафаретная сетка
(лежит перевернутая в сушильном шкафу)

Форму закрепляют в ручной, полуавтоматической или автоматической трафаретной машине. Закрепленная рама с сеткой представляет собой неглубокое корыто, в которое наливают сверху небольшое количество лака.


Рис.3. Печатный лист с лайнерами

Для создания оттиска печатный лист с лайнерами (рис. 3) позиционируют так, чтобы трафаретное изображение попало в нужное место. Рама опускается и прижимается к листу. Длинный резиновый «шпатель» — ракель — размазывает лак по сетке. Таким образом лак проходит через незасвеченные места, и на листе образуется прозрачное изображение.

Чтобы высушить и закрепить изображение, лист кладут на транспортерную ленту, и он проезжает под ультрафиолетовыми лампами.

Готово! Можно с отлакированным листом работать дальше!


Выборочная лакировка
на автоматической трафаретной печатной машине

Вот такой непростой и достаточно дорогостоящий трафаретный способ. В расчет печати будут включены стоимости пленки, лака, двух видов эмульсии. А еще большое количество электроэнергии для работы УФ-ламп. К тому же, скорость печати даже на автоматических машинах сильно ниже, чем при офсетном прогоне. Поэтому не удивляйтесь, если после добавления к изделию выборочной УФ-лакировки цена ощутимо увеличится.

Какие виды лака бывают
и как их можно применять?

Самый привычный и часто используемый – низкий трафаретный лак. Он достаточно жидкий, его можно продавить через сетку с очень маленькими ячейками. На выходе получается аккуратное изображение без какого-либо объема. Именно таким лаком чаще всего пользуются для отделки обложек. Ограничений по применению не много: старайтесь не попадать лаком на биги в мягких обложках и линии подрезки книги. В твердом переплете не рекомендуется делать лак на местах расставов, чтобы во время штриховки поверхность не повредилась и лак не отвалился. Низкий выборочный лак – самый бюджетный из всех трафаретных видов УФ-лака.

Если вы хотите получить рельефное изображение, заказывайте высокий трафаретный лак. Технология работы с ним никак не отличается от предыдущей, но сам лак более густой и тягучий. Для него берут сетку со средними или крупными ячейками. После продавливания лак не успевает растечься и остается объемным после сушки под лампами. Нюансов с таким лаком больше, чем с низким. Если при низком лакировании не рекомендуется оставлять лак на сгибах и линиях реза, то в случае высокого лака делать оттиск в таких местах категорически запрещено. Если вы хотите нанести высокий лак на мягкую обложку, сто раз подумайте. Даже если все в типографии пройдет благополучно, в процессе эксплуатации при сгибании обложки на лаке появятся трещины, и он все равно отвалится. Высокий лак при расчете окажется дороже низкого, потому что расход лака увеличится минимум вдвое.

Глиттерный лак – это тот же самый высокий лак, в который добавлены мелкие полимерные блестки. Чем крупнее размер блёсток, тем больше должны быть ячейки в трафаретной сетке. Блестки могут быть совершенно разных цветов и с разным блеском, в том числе и голографические. Стоимость блёсток добавится к цене высокого лака.

Текстурный лак – мечта любого дизайнера. С его помощью можно без особых усилий со стороны издателя создать приятное на ощупь ощущение. Песок, кожа, дерево – просто нужно добавить к особому лаку особые добавки. Вроде все просто, но на деле лишь небольшая часть типографий берется за такие работы. Причин несколько, и первая из них - это отсутствие у поставщиков таких лаков и добавок, и их очень высокая стоимость. Кроме того, эти лаки привередливы к температуре в помещении, к качеству УФ-ламп и к качеству материала, на который они наносятся.

Ароматизированный лак дает возможность добавить изделию не только визуальный или тактильный эффект, но и порадовать (или удивить) наше обоняние. Для придания лаку аромата в него добавляют микрокапсулы с запечатанным внутрь ароматом. Если потереть место, залакированное таким лаком, микрокапсулы начнут разрушаться, выпуская наружу аромат. К сожалению, в условиях текущего дефицита материалов, выбор аромолаков, доступных к поставке, весьма невелик.

Что каждый дизайнер должен помнить, добавляя к своему макету выборочный лак?

1. Бумага и картон – это материалы, которые в процессе обработки могут изменять свой размер. На это влияет множество факторов, начиная от качества самой бумаги и заканчивая микроклиматом в типографии. Например, в процессе печати бумага или картон могут «сесть», а проще говоря, усохнуть. Был лист в длину 1040 мм, а после печати стал 1037. Три миллиметра на таком размере кажутся неважными, но, если на листе есть выборочный лак, такое смещение приведет к тому, что оператор не сможет посадить правильно элементы по всему листу. А при ламинировании иногда происходит обратное: лист раздавливает и он становится больше, чем был первоначально. А у печатника снова головная боль. Конечно, есть свои приемы, чтобы все-таки изображение «посадить», например, разрезать монтажную пленку на куски и смонтировать на сетке все изображения заново.
Но как бы ни старался печатник, ему не удастся идеально нанести лак, например, на мелкий текст. Вывод: не делайте лакировку на мелкие шрифты!

2. Даже если с бумагой ничего не произошло, тонкие линии, которые вы решили отлакировать, просто не проявятся на трафаретной сетке или получатся в виде рваных кусочков и точек. Поэтому избегайте лакировки тонких линий и мелких элементов!

3. Любой лак имеет свойство растекаться хотя бы немного за края предусмотренного изображение. Помните об этом и, если требуется идеальное позиционирование лака внутри какого-то объекта, сделайте контур лака на пол миллиметра меньше, чем изображение.

4. Перед тем, как решить, какие элементы вы будете лакировать, посмотрите примеры других обложек. Вы заметите, что на светлых местах обложки лакировка почти не видна (за исключением специально придуманных геометрических форм). Поэтому результат может вас огорчить, особенно с учетом потраченных на это немалых денег.

[декабрь, 2024]
С НОВЫМ ГОДОМ!
Художник: Ирина Прокопьева
С НОВЫМ ГОДОМ!
Художник: Ирина Прокопьева

События

22.12.2024
Пятнадцатый дайджест Музея - собрание лекций, статьей и других материалов Музея за четвертый квартал 2024 года.
17.12.2024
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — иллюстратор Максим Митрофанов, поп-ап-техника Оксаны Ивановой, издательство АСТ — получила ЗОЛОТОЙ ТИТУЛ за выдающуюся детскую книгу от Hong Kong Printing Awards (Гонконгская премия печати)!
16.12.2024
Разъяснения Минцифры России о регистрации в Роскомнадзоре страниц/каналов социальных сетей с числом подписчиков свыше 10000, обзор основных изменений (с 1 января 2025 года) в законодательстве для информационной отрасли.
12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!