«БАЛ ОБЛОЖЕК» Вернисаж IBCF 2o24 : ШАХМАТНЫЙ ЗАЛ : мягкая обложка, УФ-лак, тиснение: блинт и конгрев

От Музея: продожение экспозции Бала Обложек! Из ЗОЛОТОГО ЗАЛА мы переходим в следующий — ШАХМАТНЫЙ ЗАЛ. Здесь, как вы поняли, собираются и общаются интеллектуалы... Шахматный зал посвящен обложкам книг, адресованных студентам и доцентам, докторам наук и другим читателям, для которых буйство красок скорее помеха, а лишний шик этим книгам ни к чему — читают и любят их не за это... Однако обязана ли наука быть внешне бедной, тоскливой и скучной? Или для научных, научно-популярных и справочных изданий все-таки возможны украшения и интригующая одежда (обложка, которую хочется немедленно раскрыть!)?..
В шахматном зале мы увидим несколько простых и бюджетных воплощенных решений. В первую очередь подробно рассмотрим принцип макета мягкой обложки. Во вторую — уделим внимание украшениям, которые сочетаются с ней. Но главное, поймем, что с точки зрения книгоиздательской науки белый — это отсутствие цвета, а черный — это любой, и даже — не обязательно цвет!
Выставку подготовили: Аня Амасова (ведущий) и друзья Музея
Наш гид по Миру Полиграфии: Оксана Иванова
Встпит. илл.: Ирина Прокопьева
МЯГКАЯ ОБЛОЖКА
От редакции «Музея уникальных вещиц»
Мягкая обложка — самый распространенный вариант для изданий научного, научно-популярного, справочного жанра (хотя и художественная литература часто ее использует). Широкая популярность не удивительна: во-первых, это максимально экономичный вариант обложки за счет используемых материалов (бумага или неплотный картон; впрочем, понадобится хороший клей!), задействованного оборудования и небольшого количества операций. Во-вторых, ее можно применить как на больших, так и на малых тиражах, то есть сделать и в крупном полиграфичеком комплексе, и в крошечной цифровой (в т.ч. существующей при вузе) типографии.
Типичную «современную мягкую обложку» без изысков оказалось проще всего представить нашим Музейным творением этого года — обложкой книги для студентов информационных специальностей «АIDA: пиар-легенда». Обложка создана ее автором и одновременно художником — по нашим лекциям и при поддержке технического редактора — методом коллажирования собственной разворотной, включенной в произведение иллюстрации.
![]()
![]()
Иллюстрации и обложка из них:
а) иллюстрация левой страницы разворота
б) обложка
в) иллюстрация правой страницы разворота
Вид в телескоп:
1_AIDA_cover [pdf : 1 Mb]
Что здесь важно. Экомная ч/б печать, и даже на офсетной бумаге 65 гр на квадратный метр, совершенно не исключает возможности иллюстрировать издание: просто это должны быть черно-белые иллюстрации (созданные в цветовой палитре Greyscale — не CMYK!). И для обложки не обязательно рисовать специальную иллюстрацию — иногда достаточно создать коллаж из фрагментов уже имеющихся. (А как делать штрих-коды в картинках, мы показали на этом IBCF в мастер-классе «ISBN НА ОБЛОЖКЕ: мастер-класс по фигурному дизайну штрих-кода».)
Что здесь важно-2. Черный цвет — печать в одну, черную, краску — это не только черный. Это еще и все оттенки серого! (Что вы и можете видеть на обложке.)
Теперь перейдем непосредственно к особенностям макета. Макет мягкой обложки много проще, чем 7Бц, но все равно следует помнить о нюансах. Разбираемся снова вместе с Оксаной:
Всем знакомы магические слова «припуск под обрез». Припуски эти бывают разные в зависимости от типа полиграфической продукции. Для мягкой обложки припуски под обрез со всех сторон должны быть не меньше 3 мм. Но большинство типографий требуют 5 мм, поэтому давайте именно эту цифру и запомним: пять миллиметров.
Красным — припуски за обрез: то, что обрежется
Макет для типографии
Вид в телескоп:
3_AIDA_cover [pdf : 1 Mb]
На образце видно, что в макете выставляются два вида меток: внешние метки — для порезки обложки перед поклейкой, внутренние метки – для чистовой подрезки готовой книги. [Репортаж из типографии в процессе подготовки. — А.А.]
Перед сдачей макета обложки в печать важно точно знать толщину корешка. Даже если вам кажется, что вы заранее правильно рассчитали толщину блока, лучше перестраховаться и попросить типографию уточнить размер корешка после печати, подбора или сшивки блока. На эту толщину может повлиять несколько факторов:
1. Толщина бумаги блока. При одной и той же плотности у разных производителей толщина бумаги разная. Чем больше страниц в книге, тем разница будет заметнее.
2. Если блок сшит на нитку, толщина корешка зависит от оборудования, на котором фальцевались и шились тетради. Блок может быть более плотным в корешке или более рыхлым.
3. От количества страниц в тетради. Если страниц в тетради мало, а самих тетрадей в книге много, корешок блока будет топорщиться в разные стороны и потребуется увеличить толщину корешка.
В текущем примере в макете не указана толщина корешка. То есть издатель примерно определил толщину и дальше надеется на профессионализм типографских работников. Скорее всего, всё получится хорошо, ведь корешок по дизайну не выделен отдельным цветом. Но в случае если корешок рассчитан неверно, в типографии произойдет следующее: метки реза на торце книги сместятся, и после порезки по таким меткам книга будет иметь размер, отличный от того, который предполагался изначально... (Хотя в большинстве случаев типография при порезке готовой книги все-таки будет ориентироваться на размер, указанный в заявке, а не на метки торцевого обреза.)
УФ-лак на мягкой обложке
УФ-лак прекрасно сочетается с мягкими обложками! [Обратите внимание, что при наличии элемента «выборочный уф-лак» используется матовая ламинация. Красить лаком глянцевую поверхность бессмысленно. — А.А.] Обычно слой лака наносится выборочно, на какие-то отдельные элементы обложки, чтобы их «подсветить», поэтому чаще всего в профессиональной терминологии такое украшение книги называется выборочный УФ-лак. [Подробнее о нем и других лаках в лекции «Полиграфический ликбез» : к IBCF-24 : Шик, блеск, красота - УФ-лак и другие лаки.]
Продолжая тему корешков, отмечу: если вы решили добавить в макет УФ-лак, обязательно нужно убрать его с корешковых бигов. Если лак там оставить, он некрасиво потрескается.
Помимо корешковых бигов, как правило, на мягких обложках присутствуют еще два бига. Благодаря им обложка плотно прилегает к блоку в местах боковой проклейки, и клей не вылезает некрасиво на первой и последней страницах. Клеевая машина (биндер) формирует корешок, плотно прижимая его как раз до этих самых дополнительных бигов. Помните об этом и избегайте попадания важных элементов отделки в такие места! [Перевожу для художников: то есть не надо лепить текст и значимые картинки слишком близко к корешку. Сохраняйте поля не меньше сантиметра от его края, так как у сторонок обложек с краев, прилегающих к корешку, по пять миллиметров уйдут как раз под клей и биговку. — А. А.]
МЯГКАЯ ОБЛОЖКА + Блинтовое тиснение
(в обратных случаях — Конгревное)
От Факультета искусств СПбГУ
(кафедра изобразительного искусства)
Обложку издания кафедры изобразительного искусства СПбГУ — «Захожское кружево. Сплетение времен» — делала студентка кафедры, обучающаяся на дизайнера по направлению ДПИ.
Книга — итог
(слева у корешка видны дополнительные биги)
Минимум всего! Даже цвета нет! Но хочется взять в руки и обложка явно отражает название... Как она этого добилась? Подготовила и отправила в типографию два макета — на печать (1+0) и на блинт.
Макет в типографию: ПЕЧАТЬ
Макет в типографию: БЛИНТ
Вид в телескоп:
Cover_ISBN 978-5-6049697-0-0_print [pdf : 1,2 Mb]
Cover_ISBN 978-5-6049697-0-0_blint [pdf : 1,2 Mb]
Блинтовое и конгревное тиснение –
что тут выпуклое, а что «впуклое»?
Тут я снова передаю слово Оксане:
Давайте пробежимся по терминологии и разберем отличия двух видов отделки, которые очень часто путают заказчики.
Блинтовое тиснение |
Конгревное тиснение |
|
Выпуклое или «впуклое» |
Вдавленное изображение |
Выпуклое изображение |
Оснастка и принцип |
Тиснение штампом без краски и фольги с нагревом или под давлением без нагрева. |
Получение рельефного изображения без краски и фольги путем сжатия детали между нагретыми штампом и контрштампом (ответной частью). |
Как выглядит оборотная сторона изделия |
Гладкая либо с едва заметным контуром на тонких материалах. |
Рельефная при использовании любых материалов. |
На каких материалах смотрится эффектно |
Кожа, кожзам и другие мягкие переплетные материалы. Для плотной бумаги или картона тоже применяется, но эффект будет не таким впечатляющим. |
Дизайнерские бумаги, картонная упаковка. Изображение может быть рельефным в разных уровнях. |
7Бц + выборочный УФ-лак + блинтовое тиснение
От издательства «Повод читать»
(Non-fiction подразделение издательства RabbitsAndBooks)
Третья обложечка в нашем Шахматном Зале снова 7Бц, так как и выборочный УФ-лак, и блинтовое тиснение отлично смотрятся и на твердых переплетах. (А обложка научной книги не обязательно должна быть именно мягкой.) Тем более, что на этой книге — «Как получать от жизни больше: Современный этикет, который открывает новые возможности» — мы сможем показать, как выглядит макет в том случае, если вариантов отделки — дополнений — «больше, чем один». Итак:
1 - РАЗ - макет в типографию: ПЕЧАТЬ
2 - ДВА - макет в типографию: УФ-ЛАК
3 - ТРИ - макет в типографию: БЛИНТ
И сразу слово Оксане:
Как и в случае с тиснением фольгой, файл для блинтового тиснения и УФ-лака – это всегда векторное изображение.
Для лучшего понимания важно хорошенько представить и запомнить очередность полиграфических операций при изготовлении обложки 7БЦ с отделкой УФ-лаком и блинтовым тиснением.
1. Печать лайнера
2. Матовая ламинация лайнера
3. Глянцевый УФ-лак на лайнере
4. Изготовление переплетной крышки
5. Блинтовое тиснение крышки
На втором рисунке (2) «черное» – это выборочный УФ-лак. В данном случае «черное» будет блестеть.
На третьем рисунке (3) «черное» – то, что будет вдавлено. Следовательно: белое – то, что будет выпуклым.
МЯГКАЯ ОБЛОЖКА: цветной картон
От редакции «Музея уникальных вещиц»
С вами снова Аня. В этом месте мне захотелось добавить еще один вариант, намереваясь, вероятно, окончательно вывернуть ваш взгляд на мир!
Для начала: есть два способа сделать белое изображение на цветном фоне:
- запечатать краской белый лист, оставив в макете белые пустоты там, где краску лить не надо;
- и осуществить печать белой краской на цветном листе.
Мы в Музее для одной из книжек взяли цветной картон — черный!
Итог: печать белой краской
по черному картону
И долго веселились, как выглядит у нас макет, потому что «черное» — это белое.
Иллюстрации и обложка из них
Вид в телескоп:
Teatro_A3 [pdf : 1,1 Mb]
Разумеется, название здесь — это тоже леттеринг, нарисованный художником в векторе.
Комментарий Оксаны: «качественно сделать такую обложку средствами обычной масляной офсетной машины очень сложно. Белила даже в два слоя не дадут плотную запечатку. Для такой обложки нужна либо офсетная УФ машина, либо изображение нужно наносить трафаретной печатью». [Лекция про печатный цех и типах печатных машин по типу краски и сушки изображения — в работе.]
...Никогда не забывайте, пожалуйста, что существует цветный картон (и цветная бумага) для ваших мягких обложек! И что кроме четырех красок к вашим услугам и все краски палитры Panton, и трафаретная печать, и лаки со спецэффектами (а макеты делаются точно также — «черное» изображение, вектор)...
И может быть, люди наконец поймут, какими интересными, невероятно увлекательными вещами занимается наука!
К окончанию выставки (ДЕТСКИЙ ЗАЛ) — >>>>>
<<<<<< — В начало выставки (ЗОЛОТОЙ ЗАЛ)
____________
Музей выражает благодарность за помощь
и предоставленные материалы для Шахматного Зала
Кире Венцовой (ДПИ СПбГУ) и Антону Козлову (Rabbits and Books).
[ноябрь, 24]