«Создание сайтов»: 7 : УРОВЕНЬ 3 : ШРИФТЫ ДЛЯ САЙТА - где взять и как подключить?
От Музея: сегодня мы рассмотрим на нашем учебном примере практику подключения к сайту лицензионных шрифтов и научимся создавать стили текстов. (Кстати, лицензионные — не обязательно означает «платные»!)
Содержание лекции 7 «ШРИФТЫ ДЛЯ САЙТА — где взять и как подключить?»: коллекции шрифтов TypeType, папка fonts, тег style, директива @font-face.
Лекция: Аня Амасова
Вступление
Разумеется, создавая сайт вы сразу видите информацию, она как-то отображается — системными шрифтами.
Однако если вы хотите решить несколько задач:
- сделать свой сайт уникальным,
- подобрать красивое / интересное дизайнерское решение,
- иметь более четкую верстку текстов,
- использовать лицензионные шрифты,
- знать, что сайт отображается на всех компьютерах и гаджетах во всем мире одинаково...
...появляется необходимость использовать не «системные, автоматически подставляемые браузерами» шрифты, а те, что вы с любовью выбрали и что подходят для верстки вашего сайта.
Поэтому в 7 лекции (и мы переходим на уровень 3 в изучении создания сайтов!) мы поговорим и о том, как найти шрифты, как разместить на сайте и подключить к странице, как вообще все это получается?!
1. Где взять шрифты?
И обычно первый вопрос: где вообще можно взять красивые шрифты для новенького сайта, когда бизнес совсем маленький, в стадии стартапа, и еще неизвестно как пойдет, а денег ужасно мало или даже совсем-совсем нет?..
В нашей практической работе мы обращаемся на сайт питерской шрифтовой студии TypeType, в раздел Freefonts, где представлена коллекция бесплатных шрифтов: более 50 шрифтов, созданных одним из основателей компании и ее техническим директором Иваном Гладких и размещенная как раз для таких случаев.
Кстати, когда бизнес станет крупнее, а проект — успешным, не забудьте перечислить ребятам любую сумму, которую ТайпТайп отправит на поддерживаемые ими благотворительные проекты. Ведь только так и работает взаимоподдержка во Вселенной.
Впрочем, если какие-то средства все же есть, не стоит забывать и про возможность воспользоваться платными шрифтами — в том же ТайпТайп больше 1000 гарнитур, а также можно заказать разработку индивидуального шрифта на заказ. Обратите внимание на «триальные шрифты» самой студии TypeType — те, чьи названия начинаются с TT: их, конечно, нельзя без покупки использовать в готовых проектах, но вполне возможно скачать и использовать для экспериментов и примерки!
Но мы воспользуемся для учебы свободными шрифтами. Итак, на сайте сразу отображается их внешний вид и легко проверить, есть ли в шрифте кириллица (в основном, есть), а также самое важное — как этим шрифтом будет отражаться ваш текст (просто скопируйте в облако фрагмент текста или заголовки):
Рис 1. Проверка наличия и внешнего вида кириллицы
на сайте ТайпТайп
Рис 2 и 3. Проверка отображения текста с вашего сайта
выбранным шрифтом
Итак, вы скачали на компьютер шрифты и получили лицензию на бесплатное использование этих шрифтов (как порядочные люди, уведомив правообладателей в комментариях при скачивании для какого проекта вы собираетесь их применить). Что дальше?
2. Как вставить на сайт шрифты и подключить их к странице?
Этот процесс похож на то, как мы подключали изображения в прошлой, шестой, лекции о ссылках : выложенные на сервер изображения мы подключаем с помощью относительной ссылки в виде разметки html, и они начинают отражаться на странице. Примерно то же происходит со шрифтами.
Поэтому первое, что нам надо сделать, — это выложить выбранные шрифты на сервер, в папку нашего сайта. Создаем новую папку, допустим, с названием «fonts» и загружаем в нее выбранные шрифты (и лицензию!):
Рис. 4. Создаем новую папку для шрифтов
Рис. 5. Загружаем в нее шрифты и лицензию
________ В С Т А В К А - О Т С Т У П Л Е Н И Е_____________«А разве для веб применяются шрифты .otf, а не .ttf?» — спросит внимательный читатель.
Тема web-шрифтов и совместимости с операционных системами, браузерами, «виндоусами» и «маками» довольно сложная, чтобы объяснить ее в паре абзацев. Для лучшего ее понимания рекомендую почитать вот эту статью на хабре: «20 вопросов про веб-шрифты».
На практике я сталкивалась только с проблемой, что некоторые новые браузеры не понимают ссылку на шрифт, если название шрифта состоит из двух слов, не объединенных хотя бы нижним подчеркиванием, — однако это легко исправить, просто переназвав файл!
Мои более продвинутые коллеги осведомлены о проблемах (возникающих исключительно на «виндоус») для расширения .otf, если у шрифта автоматический хинтинг. Так что интересуйтесь этим вопросом. Но если у .otf ручной хинтинг, то совершенно без разницы, будете ли вы использовать для сайта шрифты .otf или .ttf.
________ К О Н Е Ц В С Т А В К И_____________
А теперь делаем то, что немножко сложнее, — берем нашу первую страницу index (или любую другую, где есть максимальное разнообразие разных по стилю текстов) и:
а) подключаем шрифты,
б) создаем нужные нам СТИЛИ ТЕКСТОВ.
Это два разных действия, тесно связанных одно с другим, потому что одно без другого — не работает.
Создание стилей — это как в верстке книги: возможность задать параметры, создав единичную запись, которая будет применяться ко всем аналогичным текстам внутри документа, согласно его разметке.
Чтобы задаваемые нами стили применялись ко всей странице автоматически и браузер использовал верные шрифты к нужным абзацам, — нам понадобится открывающий и закрывающий тег style.
А вот чтобы при загрузке сайта браузер брал тот шрифт, который мы положили в папку, а не абы где его искал и заменял на первое попавшееся, мы используем директиву (то есть создаваемое нами «правило») @font-face.
Ниже вы обратите внимание, что создание правил несколько отличается синтаксисом и пунктуацией от обычной html-записи, так как они входят в CSS — подраздел HTML, отличающийся от привычной нам записи так, как в русском языке отличаются синтаксисом и пунктуацией, например, сценарии от художественной прозы. Слишком подробно на CSS останавливаться с разъяснениями не буду, так как он очень логичный и выводы о принципах записи по примерам вы вполне сможете сделать сами.
И стиль, и правила записываются, разумеется, в мозг! А значит, мы должны разместить все это в голове нашей странички, между открывающим и закрывающим тегами head.
Открываем тег style и заводим правило для шрифта с помощью директивы @font-face, где указываем название подключаемого шрифта, а также относительный путь к файлу с этим шрифтом:
Рис. 6. Запись,
позволяющая подключить шрифт
Если мы хотим подключить к странице больше шрифтов, чем один, заводим в подбор несколько аналогичных правил для каждого.
Рис. 7. Запись,
позволяющая подключить несколько шрифтов
Ну хорошо, теперь шрифты подключены (хотя этого еще и не видно)... Но как же теперь сделать так, чтобы абзацы обычного текста были одним шрифтом, заголовки — другим, ссылки-переходы на другие страницы — третьим и т.д.?..
С точки зрения пописания, все в том же открытом теге style мы продолжаем описывать правила, но уже для применения этих шрифтов к каждому конкретному стилю абзаца, которыми мы размечали текст.
Как вы помните из лекции 4 - «Создание сайтов»: 4 : УРОВЕНЬ 2 : ТЕКСТ и панель его инструментов:
- обычный текст у нас являеется параграфом и может быть отмечен тегом p;
- также у нас существуют заголовки, размеченные тегом h, - это заголовки уровней 1, 2, 3, 4, 5, 6 (от большего к меньшему).
(Это не весь возможный список, но в рамках нашего курса «основ» этого набора достаточно.)
И если мы четко разметили текст, то каждый из элементов — параграф или тексты-«заголовки разного уровня» — будут отражаться именно тем шрифтом, который мы сейчас зададим в стилях, и никак иначе.
Для этого сразу после правил подключения шрифтов мы описываем, как выглядят те или иные тексты. Например, вот так выглядит запись, что все тексты, заключенные в тег h5 будут оформлены шрифтом Romochka, а брать его браузеру надо из нашей папки...
Рис. 8. Создаем стиль (выбор шрифта)
для тега h5
Допустим, мы с вами решили, что этим стилем будут оформляться подписи со ссылками в последней графе таблицы. Размечая документ, мы заключаем эти подписи в тег h5...
Рис. 9. HTML-разметка подписей
ВНИМАНИЕ — обратите внимание на программные коды, которые вам точно понадобятся:
амперсант #169 точка с запятой — код для знака копирайта
амперсант nbsp точка с запятой — код неразрывного фиксированного пробела
И результат на странице:
Рис. 10. Результат создания стиля и разметки
И такую запись мы делаем подряд для всех стилей абзацев:
Рис. 11. Создаем стили (выбор шрифта)
для разных блоков текста
И вот только после всего этого мы наконец-то закрываем тег style!
Проверяем, что произошло:
Рис 12. Было (автомат)
Рис 13. Стало (подключено и задано)
Хм... А заголовочный шрифт Molot? А отражается ли на мобильном телефоне?..
Рис 14. Было (автомат)
Рис 15. Стало (подключено и задано)
Ура, шрифты подключены, отражаются на всех устройствах и во всех браузерах, а значит, мы можем дальше с ними работать!!!
Любознательные поинтересуются: а почему к строке «установка...» не применился никакой стиль?.. Догадаетесь? Ответ: в теле документа к этой записи нет никакой разметки, включая разметки знаком параграфа p!
Ну и раз уж мы начали на третьем уровне задавать стили, то следующий логичный вопрос: раз мы можем задать единый стиль к абзацу, то наверняка мы еще можем задавать стили к оформлению? К чему еще в голове прописываются стили, сокращающие работу по описанию вручную каждого отдельного элемента в теле документа? Об этом мы поговорим на следующей лекции!..
Следующая лекция СТИЛИ (в разработке) >>>>
[август, 2024]