БИБЛИОТЕЧНЫЙ ШТЕМПЕЛЬ: разъяснения Минкультуры и проектирование будущего

Вопрос библиотекарей: «Библиотеки ставят штамп с названием своей библиотеки и инвентарным номером на титул и на 17-ю страницу — и каждый раз мы изощряемся, как поставить штамп в красивой детской книге так, чтоб не испортить иллюстрацию, и переживаем, что всё равно испортили, ничего не поделать, так заполнено деталями… Или на ней и вовсе не оказывается места для штампа... Книгам со сплошным текстом тоже достаётся: поля могут быть такими узкими, что штамп попадает прямо на текст и его становится трудно прочесть.

А еще — далеко не у каждой детской книги есть титул! К тому же: не всякая бумага стерпит штамп! На фото представлены титул и разворот с инвентарным номером и штампом библиотеки, как видите, всё размыто, хоть книга и пролежала в попытке высохнуть несколько часов, но, к сожалению, бумага так и не впитала. Да ещё и след на соседней странице остался. Чтобы решить этот вопрос, библиотекари вынуждены хоть что-то подклеить, появляются белые бумажки, которые, конечно, портят общий вид...»можно ли сделать так, чтобы в будущем детские книги в библиотеках оставались прекрасными, спрашивают библиотекари.

  
Примеры штемпелевания детских книг
на меловке и на иллюстрированных страницах

Вопрос показался нам актуальным для детских и публичных библиотек, а также для их руководителей. Какие нормативные документы регулируют проставление реквизитов принадлежности в изданиях, что для практики важно, а что вызвано ошибочными представлениями. И наконец: что можно сделать в современном мире, чтобы сохранить эстетический вид иллюстрированного детского издания?

Отвечают:
Аня Амасова, хозяйка Музея, 
Альбина Кузьменко, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки Сургута.

Для начала мы обратились с запросом о предоставлении разъяснений в Министерство культуры РФ, желая узнать, существует ли какое-то федеральное законодательство или нормативы, обязывающее библиотеки «делать это». 

Разъяснения Департамента региональной политики, образования
и проектного управления Министерства культуры России
в письме №9092-06-3@ от 29.11.2024
[pdf : 335 kb]

Из письма совершенно логично следует, что и библиотечные фонды, и книги такие разные, что никакого общего регламента по маркировке нет и быть не может:

«Порядок штемпелевания книжных изданий публичными библиотеками на законодательном уровне не регулируется. Внедрение подобных нормативно-правовых актов является излишним, так как унифицированное решение по данному вопросу не ориентировано на спецификацию и особенности системы библиотечных фондов, логику их формирования, наличие отдельных коллекций и многое другое».

Отдельно Департамент региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры напоминает, что решение по вопросу, как именно маркировать документ, а) принимается внутренними локальными актами библиотеки (централизованной библиотечной системы), б) может быть дифференцированным по виду и типу изданий.

«Регламентируются данные процессы внутренними документами библиотеки, в чью собственность переходит литература: технологическими инструкциями, порядком приема документов, методическими указаниями, положением о фонде и др. Эти документы предусматривают как общее типовое правило штемпелевания, так и определенные случаи его применения. Например, особый подход в отношении штемпелевания книжных памятников, ценных и редких изданий, иллюстративного материала и т.д.».

И в этом же письме дает разъяснения, что маркировкой, определяющей принадлежность книги библиотеке, может быть не только штемпель

«Каждое поступающее в библиотечно-информационные организации издание подвергается обязательной библиотечной обработке, включающей в том числе и проставление на документе реквизитов его принадлежности библиотеке: штемпель библиотеки, регистрационный номер, шифр хранения, штрих-код, иной маркер, принятый в библиотеке».

Напомним, что это действо производится на основании ГОСТ Р 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология формирования», а именно в ст. 9 «Обработка документов библиотечного фонда»:

«п. 9.3. Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
- проставление на каждом документе реквизитов его принадлжености данной библиотеке (штемпель библиотеки, регистраионный номер, шифр хранения, штрих-код, иной маркер, принятый в библиотеке)».

Никаких иных регламентов верхнего уровня по сравнению с локальными документами самой библиотеки нет и не предвидится.

Теперь, когда мы разобрались, что вопрос: «Как маркировать издания, если они иллюстрированные или на мелованной бумаге?» —скорее внутренний, и библиотека может самостоятельно принять любой норматив, в том числе предусмотрев разную техническую обработку для разных книгперейдем для начала к частностям.

1. Зачем нам нужна маркировка принадлежности (штемпель)?

С точки зрения публичных библиотек, «штемпель» показывает, в какой зал книгу отнести и принадлежит ли эта книга вообще именно этой библиотеке: читатели часто «не заморачиваются», и могу принести книги из, допустим, школьной библиотеки.

С точки зрения читателя, наличие «штемпеля» показывает, что книга библиотечная и из какой именно она библиотеки.

То есть с практической точки зрения нам надо, чтобы и библиотекарь, и читатель могли «прочесть» информацию о принадлежности издания.

2. Зачем дублируется информация на 17-й странице?

Практика нанесения дополнительного штемпеля еще и на 17-ю страницу (помимо титула) возникла в связи с техническими особенностями офсетной полиграфии: сшитый из тетрадей (для крупных изданий — по 16 страниц каждая) блок при зачитанности мог потерять первую тетрадь, и 17-я страница выступала таким образом дублирующей страницей титула.

Фотография из библиотеки

Если работа с фондом детских книг не предполагает хранение и выдачу книг, потерявших свое начало, если при сборке книги используется не шитье, а склейка или сборка на скрепку, если издание сброшюровано тетрадями с иным количеством полос (например, по 32, по 8 или по 24 страницы в тетради) — никакого практического смысла дублирование штемпеля на 17-й странице под собой не имеет.

3. Могли бы издатели детских книг пойти навстречу традициям библиотек?

Иными словами: могут ли издатели отказаться от практики создания детских книг на мелованной бумаге, не впитывающей штемпель, а также просить своих художников предусмотреть в текстах и иллюстрациях пустоты для проставления штемпелей (имеющих разный размер и, как мы выяснили, применяющихся не везде) — ответ скорее «нет».

Очень много издательств, и все самостоятельные, не объединенные общей системой информации. Очень много изданий, выпускающихся вообще не издателями, а частными лицами. Очень сложно объяснить даже художникам-студентам профильных направлений какие-то технические особенности подготовки иллюстраций для печати (они про пять миллиметров за обрез запомнить не могут, а тут — такое!).

Крайне мал процент книг в наименованиях, вообще поступающих в библиотеки, и практически незаметен этот процент от общего тиража в структуре продаж.

Прогресс неизбежен: издания с развитием полиграфических мощностей становятся все более иллюстрированными, а мелованная бумага — практически сравнялась по стоимости с офсетной и идеально подходит для разглядывания иллюстраций... Поэтому теперь — о прогрессе и что можно сделать.

4. Современные методы передачи информации

В современном мире вовсю используется такой метод передачи информации, как штрих-код. Некая закодированная цифровая информация (например, ISBN или инвентарный номер). При наличии базы данных эта информация может быть декодирована — например, что такому-то ISBNу соответствует такой-то издатель, или инвентарному номеру — такая-то книга. Так как система штрих-кодов вовсю применяется в современных публичных библиотеках и есть сканеры для считывания штрих-кодов, объединенные с внутренними базами данных, велико искушение дополнить цифровую информацию кода и базу данных сведениями о принадлежности книги. Однако это потребует существенных затрат и вряд ли поможет читателю (см. п. 1).

Более простой способ — использование QR-кодов. В отличие от штрих-кода, QR-код предназначен для передачи текстовой информации. Генерация QR-кода возможна бесплатно он-лайн (некоторые из онлайн-программ также предусматривают встраивание логотипа), а дешифровка кода осуществляется любым современным телефоном с помощью одного из множества существующих сканирующих приложений. То есть его можно сканировать без специального дорогостоящего оборудования, и это может сделать как библиотекарь, так и читатель. 

Технически, любая библиотека, оснащенная специальной лентой для печати штрих-кода или знака возрастной маркировки, может при технической обработке иллюстрированных детских изданий самостоятельно генерировать QR-код, печатать его в необходимом размере и наклеивать по своему усмотрению — например, туда же, куда наклеивает закодированный инвентарный номер и знак возрастной маркировки.

 
Примеры обработки изданий внутри библиотек
с использованием самоклеющейся бумаги

Вариант ШТЕМПЕЛЕВАНИЕ QR-КОДОМ

Таким образом, одним из наиболее перспективных и современных вариантов решения задачи по маркировке книг библиотечным штемпелем нам видится изготовление штемпеля в виде QR-кода. Большинство книгоиздателей уже оценили его удобство и маркируют свои издания qr-кодами, включают их в тексты, на страницы выходных сведений и даже обложки. Так что это тоже можно считать уже вполне современным способом передачи дополнительной информации в книгах.

В пользу именно qr-кода также говорят и его небольшой для считывания размер (при том, что можно вписать довольно много и текстовой, и цифровой информации), т.е., пожалуйста, его можно вклеить на 17-ю страницу, если очень хочется, и возможность в случае перемещения издания из одного фонда в другой приклеить на то же место новый код, содержащий также информацию о перемещениях (в отличие от штампов, которые надо ставить в новом месте и которые менее информативны, если перемещений было много).

В случае решения о применении штемпелевания с помощью qr-кода порядок действий со стороны библиотеки может быть таким:

1. Определить содержание «qr-штемпеля»: название библиотеки / филиала, адрес, инвентарный номер. Для книги выделенной категории сгенерировать qr-код на сайте генератора qr-кодов, позволяющего вбивать любой текст. Вот как это получилось у меня:

Штрих-код с закодированной информацией

2. Определить, в каком количестве он вам необходим (на внутреннюю сторону задней стороны обложки, и (или) на титул, и нужен ли на 17-ой...). Распечатать на бумаге с двойным слоем и проверить установленным на телефон сканером отражение содержания.

Результат теста по дешифровке
сканером телефона

3. При необходимости (если во внутренних документах регламент штемпелевания именно синей печатью прописан жестко) внести изменения во внутренний локальный нормативный акт — скорее всего он называется «Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», где отдельно выделить категорию «иллюстрированные издания, издания на мелованной бумаге» и описать порядок их маркирования, поставив во главу угла такие требования к обозначению принадлежности, как сохранение эстетического вида издания, сохранность текста и иллюстраций. Утвердить у директора и согласовать с Комитетом культуры администрации города.

Если у вас возникли собственные отличные идеи по решению этой задачки, — мы будем рады с ними познакомиться!
Главное, чтобы и библиотекарям, и читателям было удобно, и мы без страха шагали в будущее, зная, что на самом деле все в этом мире — только в наших руках!

[декабрь, 2024]

 

С НОВЫМ ГОДОМ!
Художник: Ирина Прокопьева
С НОВЫМ ГОДОМ!
Художник: Ирина Прокопьева

События

22.12.2024
Пятнадцатый дайджест Музея - собрание лекций, статьей и других материалов Музея за четвертый квартал 2024 года.
17.12.2024
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — иллюстратор Максим Митрофанов, поп-ап-техника Оксаны Ивановой, издательство АСТ — получила ЗОЛОТОЙ ТИТУЛ за выдающуюся детскую книгу от Hong Kong Printing Awards (Гонконгская премия печати)!
16.12.2024
Разъяснения Минцифры России о регистрации в Роскомнадзоре страниц/каналов социальных сетей с числом подписчиков свыше 10000, обзор основных изменений (с 1 января 2025 года) в законодательстве для информационной отрасли.
12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!