«ТЗ на ОБЛОЖКУ»: письмо редактора - своему любимому дизайнеру

От Музея: Лекция написана для (и при участии) драгоценной Марии Воронковой, студентки 4 курса «Кафедры редактирования и книгоиздания» НИ ТГУ, и повествует о базовом навыке Редактора — умении составлять для Дизайнера «ТЗ на Обложку». А именно: грамотно писать документ — описание обложки, содержащее техническое задание.

Что важно, что интересует дизайнера? Какие материалы необходимо ему предоставить? В какой детализации и о чем вообще рассказать?.. Обо всем об этом — в свеженькой лекции Музея.

Содержание: Вступление. — Блок 1: Название. — Блок 2: Технические характеристики издания. —
Блок 3. Тексты, объекты и редакторские пожелания. — Блок 4. Сопроводительные материалы. — Другие статьи и лекции по теме.

Лекция: Аня Амасова
Научно-практическая редактура: Александр Шмаков
Иллюстрации: рисунки «Ани, Маши и Саши»

Вступление

Технически книга состоит из нескольких элементов: обложка / м.б. форзацы / книжный блок. Созданием обложки (как говорят психиатры, — «в норме») занимается дизайнер, созданием блока — дизайнер-верстальщик. У обеих специальностей есть своя специфика и свой набор профессиональных, творческих и человеческих качеств и, уж простите, обе требуют немножко по-разному устроенных мозгов. Форзацы верстают тот или другой, но чаще — дизайнер.

Современный мир стремится к экономии сил и средств, а также предполагает, что профессионализм и специализация уже не важны, поэтому вы также можете встретить идеи, когда дизайн обложки, форзацев и верстку блока заказывают, допустим, художнику, который нарисовал иллюстрации к этой книге, а может, и тексты к ней написал. Однако это «не норма» и не отменяет того факта, что ему все равно придется делать отдельные (разные) макеты.

Важно! Все, что вы печатаете на другом материале, все, что вы печатете разным количеством цветов, все, что требует разной «типографской постобработки» — это отдельные макеты.
Исключение. Допустим, вы печатаете полноцветную книгу, используя для всего издания один печатный лист в 16 долю. В итоге у вас получается лист бумаги (допустим, офсет, 120 гр.), на котором у вас разместится 32 полосы, и которые вы скрепите «на скрепку». Вполне может статься, что на этом же листе (неотличимо от других страниц книги) вы разместите и обложку — у вас будут 2 страницы обложки и 15 разворотов книги. Здесь — один макет. Однако в большинстве случаев обложка все-таки делается из более прочного материала или хотя бы предполагает какое-то дополнительное защитное покрытие.

Книжный блок — это отдельный самостоятельный макет. Вклейка (если есть) — это отдельный макет. Форзац (если есть) — это (в большинстве случаев, когда верстку книги не заказывают начинающему иллюстратору) — тоже самостоятельный макет.

Обложка — это не только отдельный макет, но иногда и два-три-четыре отдельных макета! Вот почему так важно научиться правильно ее описывать в ТЗ, кому бы вы его ни писали.

Блок 1. Название

Учитывая, что в реальной жизни вы как редактор будете делать не одну книгу в год, а шестьдесят (пять книг в месяц — план редактора в коммерческом издательстве), чтобы легко ориентироваться в документах (и вам, и дизайнеру, у которого вы тоже не единственный), необходимо научиться правильно называть свои файлы. Допустим, это может выглядеть так:

Шапка документа:

Техническое задание
на разработку обложки книги

Название: «Книга Сокровищ» (5 том) 
ISBN: 978-5-6046613-0-7

Название файла документа:

6046613-0_ТЗ_Обл_КС5.txt

Как вы помните, ISBN — уникальный номер, третья часть в нем — номер издателя (издательства), а четвертая — порядковый номер издания. Вот почему очень удобно использовать для индексации (в т.ч. — названий документов) цифры из предпоследней части, если вы и ваш дизайнер работаете с одним издательством, и цифры третьей и четвертой частей, если работаете с частным лицом или многими издательствами и издателями.

Блок 2. Технические характеристики издания

«Эта обложка для бумажной или для электронной публикации?» — первый вопрос, который вы должны себе задать (и поделиться ответом с дизайнером). Главное отличие, что бумажная публикация — это реальный физический объект, электронная — некая визуальная имитация без объективных физических данных.

12 основных отличий 
обложек бумажной книги и электронной публикации

СВОЙСТВА БУМАЖНАЯ КНИГА ЭЛЕКТРОННАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
1. Формат Соответствует ГОСТ или ISO; + вылеты за обрез (+5 мм) или загибы (+15 мм) с каждой стороны  Любой
2. Корешок Либо есть (от 3 мм), либо нет Отсутствует
3. Цветность 4+0, 4+1, 4+4, 1+0 и т.д., т.е. краска с 1 или 2 сторон Любые цвета и только с 1 стороны
4. Способ крепления 7Б(ц), 5Б, КБС и КШС, интегральный, "на скрепку" и др. Отсутствует
5. Дополнения Возм., клапана или супер-обложка Отсутствуют
6. Разрешение 300 dpi 72 dpi
7. Цветовая палитра CMYK RGB
8. Доп. цвета / лаки Есть возможность использования: из палитры Panton * или спец. лаки с эффектами — тактильными или запахов... - векторная графика в отд. файле (или хотя бы отдельной страницей в том же файле)  Отсутствует
 9. Спецэффекты  Фольга / тиснение / выборочный уф-лак и пр. - векторная графика в отд. файле Отсутствуют
10. Материал  Бумага / картон / кожа / металлизиров. бум.... Отсутствуют
11. Покрытие  Глянцевое / матовое / без покрытия Отсутствует
12. Форзацы Либо есть (запечатанные / незапечатанные), либо нет Отсутствуют

* Кстати, пятая краска из Panton может идти и как spot-color, т.е. вмешивающийся в основные краски и не требующий отдельного прогона листа для печати. В этом случае для него не требуется отдельный файл.

И вот все это важно для дизайнера и вы должны рассказать ему в ТЗ в первую очередь. Теперь по-порядку.

1 - 5. Формат, корешок, цветность, крепление, дополнения

«Какого размера (и объема) книга?» — второй вопрос, на который должны знать ответ все участники процесса. Именно это позволяет принять важные редакторско-издательские решения и подсказывает дизайнеру, какого размера ему нужен ХОЛСТ, на котором надо написать, нарисовать и сложить все то, что вы хотите, чтобы там было написано, сложено, нарисовано.

Размер книги в случае электронной или цифровой публикации, скорее всего, задается форматами типа А4 или А5.

Мягкие обложки. В случае с бумажной книгой — это какие-то внятные единицы измерения формата в мм. Обычно (для мягких обложек) указывается обрезной формат книги (то есть, говорящий дизайнеру, что его рабочий холст будет больше — с дополнительными мм на обрез или на загиб, но вот итоговая площадь изображения на одной сторонке обложки такова).

Например:

Обрезной формат: 205×275 мм. Корешок: 15 мм.


или

Формат издания: 210х297 (А4), без корешка и без 4 стр. (электронная публикация)

Твердые обложки. Я сейчас сознательно не стану уделять много внимания 7Б(ц), 5Б и другим сложным вариантам — надеюсь, их вы всегда будете заказывать профессионалам и с предварительным запросом «раскладки обложки» в типографии. Но обратите внимание, что твердые обложки в промышленной печати крупнее обрезного формата. Кроме того, помимо корешка они содержат расставы.

В твердых обложках, если вы сразу хотите получить от дизайнера точно соответствующий файл для печати, размеры и самой обложки, и корешка, и расставов для известного вам обрезного формата всегда лучше спрашивать у типографии сразу: «Пришлите, пожалуйста, раскладку». Хотя точный размер корешка часто могут дать только после печати блока (если вам необходимо более точное попадание), но для дизайна подойдут и теоритические величины (вы можете поправить перед сдачей в печать). Типографская раскладка для 7Бц будет выглядеть примерно так:

Кстати! Обложки бывают не только ОБЫЧНЫМИ (вертикальными, открывающимися справа налево для русских изданий), но и АЛЬБОМНЫМИ (горизонтальными - и в том смысле, что горизонталь у такой книги больше вертикали, и в том, что иногда такая книжка открывается сверху вниз). Обычно «для альбомного формата» вы просто переставляете местами длину и ширину в обрезном формате.

Примеры вариантов:

Обычная книга. 
Обрезной формат: 200 х 320 мм
Альбомная. 
Обрезной формат: 320 х 200 мм (альб.)
[Здесь же можно написать уточнения: корешок вверху или слева]

«Как обложка будет крепиться?» — очень важно для бумажной публикации. Когда вы ляпаете цифровое издание для листалки — это совершенно не нужно, нечего крепить. Но если продумываете реальный физический объект, от способа крепления зависят:

- цена книги в производстве,
- сколько мм вылетов / загибов надо добавить к обрезному формату,
- есть у макета обложки корешок или его нет,
- есть ли у книги форзацы,
- сколько у обложки сторон и «страниц».

Про стороны и страницы обложки

Традиционно то, что вы видите, например, в интернет-магазинах, называется Первая страница обложки. [Еще их иногда называют «сторонками», но я не буду так делать, иначе вы в корягу запутаетесь: под стороной мы предполагаем область печати на печатном листе]. Когда вы купили и перевернули книгу, чтобы прочесть издательский текст и узнать ISBN, — вы смотрите на Четвертую страницу обложки. Даже если никаких других «промежуточных страниц» у обложки в этом издании нет. Чаще всего, ими дело и ограничивается.

Но при определенных способах крепления блока (в мягких обложках) вполне могут появиться еще две, а иногда на них даже располагается текст, картинка или какая-то информация. В таком случае мы говорим о наличии у мягкой обложки внутренней стороны — с ее Второй и Третьей страницами. И хотя печатаются они одним разворотом, в изданной книге вы найдете вторую сразу напротив первой страницы блока, а третью — сразу после последней страницы блока. Которые, в свою очередь, могут быть как незапечатанными (красочность обложки, допустим: 4+0), так и запечатанными текстом (4+1) или даже с цветными изображениями (4+4).

Допустим, вы ваяете 7Бц. Ваша обложка состоит из одного разворота на одной, внешней, стороне (4 и 1 страниц обложки) + вылеты на загиб 15 мм + корешок + расставы ок. 8-10 мм. И еще, как правило, отдельный файл, который содержит 6 страниц форзаца (о них ниже расскажу).
Если крепление на скрепку, то у вашей обложки две стороны и, следовательно, два разворота (4 и 1 стр. обл. - внешняя сторона / 2 и 3 стр. обл. - внутренняя сторона ) + стандартные вылеты под обрез 5 мм, нет корешка, нет расставов, нет форзацев.
Если речь про клеевые скрепления, то у вашей обложки тоже две стороны (4 и 1 страницы обложки / 2 и 3 страницы обложки) + вылеты 5 мм + корешок без расставов.

Существует или отсутствует корешок, какой способ крепления — это вы выбираете, исходя из толщины макета (количество страниц * толщину бумаги), задач издательства и технологических возможностей типографии. Как правило, реальные возможности крышкоделательных машин: корешок 7Бц - от 6 или 8 мм, корешок на термоклей - от 3-4, и все, что меньше 2,75 мм — совершенно точно и абсолютно везде делается на скрепку.

То есть, представляя обложку бумажной книги, — для себя или для дизайнера, — вы должны представить себе реальный физический объект, со всеми имеющимися у вас сведениями о полиграфических процессах.

Теперь рассмотрим несколько вариантов РАЗМЕРА ХОЛСТА, который должен создать себе дизайнер для вашей обложки, для совершенно одинаковой книги формата А4 (210х297 мм), но с разными видами крепления (и цветности).

Вариант А. Крепление на скрепку, обл. запечатана с одной стороны (4+0 / 1+0 / 2+0)

ХОЛСТ дизайнера
430 мм по горизонтали
307 мм по вертикали

из них:
420 — это печатное горизонтальное поле для правой (титульной, 1-ой) и левой (4-ой) сторон
+ по 5 мм вылетов с каждой стороны, т.е. справа и слева.
297 - печатное вертикальное поле
+ по 5 мм сверху и снизу на вылеты, которые будут обрезаны.

Вариант Б. Крепление на термоклей (или КШС), запечатанная с двух стороны (4+4 / 1+1 / 2+1 и т.д.)

ДВА ХОЛСТА дизайнера
оба: 430 мм + ХX мм (размер корешка) по горизонтали
307 мм по вертикали.

Причем с внешней стороны (на одном холсте) у нас этот ХX для корешка будет представлять собой запечатанное поле, возможно даже — несущее информацию. А на холсте внутренней стороны (оборот обложки) под корешок надо делать выворотку (куда наносить клей) + оставлять участок 3 мм с каждой стороны, где «попадут биги» — т.е. в местах биговки для сложения, там тоже будет клей («боковая промазка»).

План внутренней стороны обложки на термоклей

Вариант В. Крепление КШС с клапанами, запечатано с двух сторон

ДВА ХОЛСТА дизайнера
430 мм + XX (размер корешка) + 2 * YY (размер клапана, в этом случае — знач. от 30 до 209 мм) по горизонтали
307 мм по вертикали

Когда у вашей обложки появляются клапана (это такие «загибы» внутрь, которые делают обложку устойчивей к изнашиваемости, а редактору дают дополнительные места для размещения информации), то к горизонтальным размерам добавляется их размер, и — ясно дело — размер клапана не может быть больше горизонтального формата обложки. Так же необходимо учесть, что клапан должен все-таки выходить по горизонтали за обрезной блока на 1,5 мм *2 хотя бы. Именно в этих 1,5 мм между страницей и клапаном пройдет биговочная головка.

И да, клапанов обычно все-таки два. Тут вам надо включить голову и понять, какой размер клапанов вы можете напечатать: позволит ли это сделать размер печатного листа в той типографии, где вы планируете разместить заказ. Вы ограничены в горизонтали этим реально существующим где-то печатным листом.

Вариант Г. Интегральное крепление, предполагает, что запечатана только одна сторона, и в этом случае это:

ХОЛСТ дизайнера:
450 мм + ХX мм на корешок по горизонтали
337 мм по вертикали

Тут нам (как и в 7БЦ) необходимо иметь по 15 мм дополнительных с каждой стороны на загиб, край которого уйдет под форзац.

Отсюда вывод: если вы пишете ТЗ для профессионала — дайте ему способ крепления. Если для начинающего — дайте максимальную информацию, возможно, даже в виде чертежа-раскладки в мм.

Чертеж должен описать для него то, что вы могли бы сказать такими словами: «Так и так, дорогой, у тебя будет в разработке две стороны обложки: внешняя и внутренняя. Внешняя: 445 мм по горизонтали, и это (слева направо): 5 мм под обрез, 210 мм для 4-й страницы, 15 мм корешок, 210 мм для 1-й страницы и еще 5 мм под обрез. Внутренняя: тоже самое, но 2-я и 3-я страницы.»

Нет возможности сделать чертеж, опишите хотя бы так:

Обложка на термоклей, 4+4:

1. Внешняя сторона, в мм
горизонталь: 5 (вылет) + 210 + 15 (корешок) + 210 + 5 (вылет)
вертикаль: 5 + 297 + 5
2. Внутренняя сторона, в мм:
горизонталь: 5 (вылет) + 207 + 21 (корешок) + 207 + 5 (вылет)
вертикаль та же.

6-7. Цветовая палитра и разрешение

Совершенно не помешает никому напомнить, в какой палитре и каким количеством цветов мы хотим получить обложку.

Если речь идет исключительно про электронную публикацию, допустим это:

RGB, 72 dpi

Если мы планируем печать полноцветной обложки (большинство случаев), то, например:

CMYK, 300 dpi

Но если же обложка будет отпечатана в экономном ч/б варианте, то вполне можно написать так:

Grayscale, 300 dpi

Другой вариант экономной печати обложки — в две или три краски (то есть не все краски из четырех будут использоваться), то можно так:

СМYK (2 краски!), 300 dpi

Ну или, наоборот, вы хотите сделать издание дороже и добавить что-то пятой (плашечной, не растром) краской:

СMYK, 300 dpi + один Panton, линеатура > min.150 ppi

Очень важно, чтобы вы и сами не путались: ни в нужных цветовых палитрах, ни в разрешении.

Встретила в пробной Машиной работе указание дизайнеру на цвет: «золотой - #ffd700» — по шестнадцатеричному коду! То есть этот код я могу использовать на сайте в HTML при публикации этой лекции, например, чтобы выкрасить указанным Машей цветом этот текст. Но уж точно такая шифровка ни о чем не скажет дизайнеру книги! И уж точно в полиграфии нельзя получить цвета, которые можно получить на экране!

Хотите какой-то конкретный оттенок цвета в печатной книге — дайте его в CMYK! В каких соотношениях необходимо смешать четыре краски? Это не сложно: найдите таблицу цветов Panton, которая дает указания на состав цвета в CMYK (и, кстати, в RGB). Например, здесь. И, допустим, это может быть 5 Мандженты и 98 Желтого. Но не забывайте, что экран ваш врет, потому что использует для передачи цвета RGB и подсветку, которой у бумаги не будет. Кстати, более похоже:

С - 2, М - 22, Y - 100, K - 8

Кроме того: важны уточнения — вы хотите примерно такой цвет внутри иллюстрации (в рамках печати 4+0) или нанести поверх отпечатанной обложки Panton-ом (4+0 + 1 Panton)? Второй вариант, разумеется, в полиграфии дороже. И об этом тоже надо сообщить дизайнеру.

8-9. Дополнительные лаки и спецэффекты

Когда вы планируете, что что-то на вашей обложке будет сделано тиснением, или выложено цветной фольгой, или пропечатано плашечным (пятым) цветом, или какие-то участки будут залиты УФ-лаком, или где-то вы собираетесь нанести специальный лак с каким-то эффектом — это ЕЩЕ ОДИН ХОЛСТ дизайнера для каждого из спецэффектов. Потому что каждый спецэффект — это отдельный слой (лака, краски, горячего штампа и т.д.).

Но вы должны это указать: что вы хотите получить от дизайнера или хотя бы, что он может себе позволить использовать (потому что деньги на полиграфию — не его, а ваши).

Например:

Название / первые буквы названия — золотая фольга

или:

Часть иллюстрации можно продублировать тиснением

или:

+ слой УФ-лака на изображении

И, кстати, обратите внимание, что на основном макете у вас этого просто не будет. То есть, вполне может статься, если часть заголовка или весь вы запланировали выложить фольгой, то на итоговом макете — так сказать, на основном холсте, — у вас просто-напросто не будет части названия или всего заголовка.

10-11. Материалы и покрытия

Как вы поняли из предыдущих лекций, в зависимости от материала, на котором печатается цветное издание, меняется и цветопередача. Чтобы дизайнер мог настроить свой монитор (цветопередачу) именно под ваше издание, ему просто необходимо знать, какие материалы будут использованы. Есть разница в печати на мелованной или глянцевой бумаге. И совсем другие цвета будут на офсетных бумагах. А может, вы вообще собираетесь использовать цветную бумагу или картон с оттенком? И еще: собираетесь вы использовать дополнительно глянцевое или матовое покрытие?

Потому что в каждом случае совершенно по-разному будут смотреться цвета и совершенно разный набор эффектов есть смысл применять. Как пример, глянцевое покрытие совершенно не предполагает использование глянцевого уф-лака — он просто «не будет играть», то есть его не будет видно. Ну и на одной бумаге можно сделать тиснение, на другой — совершенно нет, и т.д.

12. Форзацы

Ну и наконец — форзацы. Исходя из всего продуманного вами, если форзацы все-таки предполагаются и они не пустые / не из цветной бумаги, а «запечатанные», и если вы хотите, чтобы их вам создал дизайнер обложки, то, пожалуйста, напишите ему об этом.

Размер форзацев — обрезной формат блока, но на 2 мм меньше с каждой стороны, однако все также с вылетами за обрез по 5 мм. Форзацы (по правилам хорошего тона), сдаются отдельным файлом — разворотами. То есть в развороте они меньше на 4 мм.

Значит, для форзацев ТЗ выглядит, например, так:

Форзацы: 4+4
Обрезной формат - минус 2 мм с каждой стороны разворота + плюс по 5 мм на вылеты.

Однажды, узнав, что мой коллега попросил дизайнера уложить выходные сведения на оборот нахзаца — напротив последней страницы блока, где у него все еще был текст переводной книги (иногда с оригиналом не поспоришь), я предложила для равновесия (ну и снова — по правилам хорошего тона) положить на оборот форзаца напротив титула оригинальный титул. Идея в реализации была красивой. Вот почему я очень удивилась, что в вышедшей книге оборот форзаца оказался пуст. Оказалось, коллега отказался «из экономии», ошибочно полагая, что незапечатав оборот форзаца, он что-то выиграет по печати (вроде как для него это оказалось 4+0). Вот почему я вам обязательно объясню одну вещь.

Если вы печатаете что-то даже в 8 долю листа (довольно крупное), у вас на нее поместится форзацев и нахзацев аж на две книги! То есть ваш форзац и нахзац — это одна сторона одного печатного листа, а оба оборота — и листик перед титулом, и листик после выходных сведений — это другая сторона этого же печатного листа. Экономия возникнет, если, допустим, в цветных форзацах оба оборота пусты (печать 4+0). Но как только вы запечатываете один из них, то у вас уже на всю сторону листа печать минимум 4+1, а то и 4+4 — никакой «экономии» нет. 

Итого, содержание первого и второго блока может выглядеть, допустим, так:

________________

Техническое задание
на разработку обложки книги

Название: «Моя Прекрасная Книга»
ISBN: 978-5-хххххх-хх-х

Мягкая обложка для клеевого крепления.
Под офсетную печать на глянц. карт., 240 гр., с клапанами 60 мм, 4+0

Обрезной формат издания: 140х200 (вертикаль). Корешок: 23 мм.
Технические требования: CMYK, 300 dpi,
вылеты под обрез - 5 мм, черный текст - чистый K.

Раскладка макета обложки (внешняя сторона), мм:
5+63+140+23+140+63+5 - горизонталь
5+200+5 - вертикаль

Доп.эффекты: возм., тиснение или фольга (одно любое на выбор)

Для имитации «золотых букв»: С - 2, М - 22, Y - 100, K - 8

___________

Ну что, идем дальше?..

Блок 3. Тексты, объекты и редакторские пожелания

«Что вы хотите?» — вот на какой вопрос вы отвечаете в третьем блоке своего ТЗ.

1. ЦА (назначение), содержание, ценовая категория, концепт

Во-первых, обложки бывают серийными и внесерийными / первыми в серии. Серийная обложка предполагает наличие некого шаблона-образца, по образу и подобию которого требуется создать обложку. Внесерийная (и первая в серии) потребует ваших редакторских пояснений относительно ЦА и содержания книги, а также пожеланий относительно концепта.

«Юльчик, любовь моя, это детский путеводитель с заданиями - там внутри еще судовой журнал. Кроме Питера будут Золотое Кольцо, Северо-Запад и другое. Мне видится обложка - чемоданчик путешественника. С наклейками, нашлепками и всяким прочим. Или, может, фотоальбом? Или то и другое разом.» — мой редакторский концепт 2010 года рождения для дизайнера Юли Межовой, и ее результат тут.

Во-вторых, обложки имеют разную ценовую категорию: они могут быть массовыми-экономными, дорого исполнения, подарочными и уникальными. Разная ценовая категория не меньше чем целевая читательская аудитория определяет ее дизайн.

2. Составляющие коллажа

Любая обложка — это коллаж. Из названия (шрифтового или нарисованного вручую), текстовых блоков, иллюстраций, фотографий, логотипов, ISBN и уймы других опознавательных знаков... для нанесения на какой-то материал (возможно, цветной или фактурный).

Что именно представляет ваш набор элементов, которые дизайнеру надо сложить и связать в единое целое?

Допустим, это так:

______________

Содержание, ЦА, сегмент, концепт:
Лирика, с иллюстрациями
Слушатели концертов-выступлений - муж. 30-60, жен. - 40-55.
Экономичный сувенир.
Смесь брутальности и нежности, единство и борьба противоположностей... Может быть, фон сделать двумя цветами?

Заголовок /  Подзаголовок / Автор / Художник и проч.
Лила и Стич
Лирика. Из моего голубого периода
Поэт Поэтович
С иллюстрациями Абдурахмановой

Для иллюстрирования:
есть несколько фотографий Поэта на выбор и фото художника Абдурахмановой,
+18 иллюстраций из книги - на выбор
Может быть, заголовок - дизайнерским шрифтом? (+1500 к карме / оплате)

Дополнения:
Лого издательства
«При фанансовой поддержке»
Лого Завода реактивных двигателей
18+
 «Содержит нецензурную брань»

Текстовые блоки:

1. Слоган: Более 1 млн подписчиков на Стихи.ру! (на 1 стр. обл.)
2. Об авторе: Съешь еще этих мягких франзцузских булок.. (на клапан-1)
3. О художнике: Съешь еще этих мягких франзцузских булок.. (на клапан-4)
2. Отзыв руководителя Завода реактивных двигателей: Съешь еще этих мягких франзцузских булок..
3. Цитата из стиха: 
Съешь еще
этих мягких
франзцузских
франзцузских
булок..
_______________

3. Корешок

Вот еще интересная история: корешок. Если он есть, на нем часто указывают название и автора.  А как именно вы хотите, чтобы был расположен текст? Чтобы можно было прочесть, если книга лежит на полке «обложкой вверх»? Или «обложкой вниз» (как по ГОСТу)? Или он расположен прямо, чтобы, стоя на полке, дать возможность прочесть (тут нам нужен, правда, довольно толстенький корешок)? Или использовать «китайский метод» — сверху вниз?

Помимо этого, также на корешке мудрые издательства-бренды ставят логотип издательства. А его — надо / не надо, и если надо, то как — вверху, внизу, в середине?

Вот обо всем об этом, пожалуй, стоит обязательно упомянуть в ТЗ.

4. О детализации и разграничении зоны ответственности

Если вы детально представляете обложку — «текст справа», «лого слева», «фон серый, зеленый или сиреневый», «шрифт белый, гарнитура такая-то. кегль 12», «вот эта картинка в центре» — вам вообще не нужен дизайнер. Знаете как — делаете сами. По отношению к дизайнеру такие требования выглядят, как требования законодателей из числа руководителей заводов и других окулистов к сотрудникам издательств, как именно нам делать книжки. Нелепыми, как ГОСТ: «Штрих-код располагается прямоугольником внизу по центру»  — «Та ладно?! Вы еще напишите, что из него картинки нельзя делать!».

Дизайнер, в отличие от вас, мало что смыслящих в дизайне, поймет, где именно располагается текст или штрих-код, когда положит на холст все элементы. Он увидит, какая конкретно гарнитура, когда переберет и примерит тысячу гарнитур. Он поймет размеры, когда вечерок поизменяет масштабы того и другого. Он выберет изображение и где оно находится, когда осознает свой дизайнерский концепт целиком.

И понять, какого цвета фон, можно только тогда, когда выбрана и утверждена «та самая картинка».. И, кстати, никогда этот фон не будет у дизайнера сложносоставным серым / болотно-зеленым / сиреневым, потому что его учили (или он знает на собственном опыте), что это самые сложные цвета для полиграфической печати: никогда не знаешь, какой цвет в итоге получишь. И голубым с белым текстом не будет, потому что как бы ни было это модным, не читается на миниатюре обложки в интернет-магазине этот ваш «белый на голубом»...

Поэтому оставьте все не самые существенные детали (которые вам не слишком сильно важны, от расположения и размера которых ничего принципиально не зависит) специалисту. Максимум: вы можете себе позволить на старте  — дать Пожелания Редактора. Ваша основная задача как руководителя (нет, не придумать все за него, и не сделать все за него!) — предоставить дизайнеру все исходные материалы, с которыми он мог бы работать.

Ну и если есть какие-то собственные «эскизы», как вам там видится будут расположены элементы, нарисуйте. Но уточните, что это все-таки не часть ТЗ.

Внешняя сторона обложки, стр. 4 и 1, в эскизе редактора 

Блок 4. Сопроводительные материалы

1. Референсы

Обмен референсами — самое действенное обсуждение, когда что-то существует лишь у кого-то в голове. Так что кроме эскиза, вы можете сопроводить свою идею:

- макетом предыдущей обложки серии, если книга серийная, - обязательно!
- ссылками на обложки (или разворотными джипегами обложек) вашего издательства, если книга внесерийная, но должна вписываться в общий концепт,
- скриншотами обложек из каталогов и интернет-магазинов — что вам вообще там нравится / на что вы хотите, чтобы было похоже / где использована идея, которую вам с помощью дизайнера хотелось бы реализовать...

2. Исходники

Так как мы определили, что обложка является коллажом, все элементы, включаемые в ее состав, имеют исходники — те материалы, которые можно использовать при создании, в необходимом качестве (и с необходимыми разрешениями от правообладателей).

Итак, в общем случае вы подготавливаете и передаете дизайнеру папку исходников, содержащую:

Логотип издательства
Логотип серии (если есть)
Другие элементы серийного оформления
Другие (партнерские) логотипы
Иллюстрацию / набор иллюстраций
Фотографии (если есть)
Штрих-код
Знаки возрастной маркировки (6+, 12+ и т.д., если используются собственные)
Знак ЕАС (если книга детская)
Векторное название (если название разрабатывает другой художник)
Буквица (если для названия есть буквица)
...

Иллюстрации могут быть предоставлены также макетом для печати: вполне они вынимаются оттуда. Все это должно где-то лежать в собранном виде, чтобы дизайнер мог оттуда скачать все необходимое.

3. Шрифты

Ну и немножко про шрифты. 

В большинстве случаев издатель является законным обладателем лицензий на несколько шрифтов. О чем, конечно, не может догадаться внештатный дизайнер: каких конкретно-то? Поэтому перед работой вы должны предоставить ему также доступ к папке со шрифтами. (Или перечислить в ТЗ конкретные гарнитуры, которые можно использовать.)

Дальше. Хорошо бы убедиться, а есть ли в этих шрифтах то, что может пригодиться?

Например, компания TypeType подарила на радость студентов и преподавателей НИ ТГУ образовательную лицензию на свою коллекцию кириллических шрифтов. Вижу, Маша пишет в нашем пробном ТЗ: «Используя шрифты TypeType»... про китайские иероглифы! Ан нет, не выйдет, Машуль, ибо нет в этих наших шрифтах иероглифов-то...

Поэтому важно предоставить дизайнеру информацию, что делаем в случае если: в шрифтах нет нужного знака, нет красивого нужного знака, вообще ни одного подходящего шрифта. Какие шрифты он может использовать? Например, никакие другие (лучше уж нарисуем!) / только бесплатные для всех видов использования (со скриншотом о их бесплатности!) / бесплатные для некоммерческих проектов / платные от русских производителей (те, которые можно купить).

Другие статьи и лекции Музея по теме

«12»: Книжные обложки. Вернисаж

Шрифт с точки зрения полиграфии

Шрифт с точки зрения издательства

Волшебство в деталях, или Создание обложки для книги

Предназначение каждого, или Рождение обложки

Перевод растра в вектор: от эскиза - к названию книги

Создание и подготовка иллюстраций для печати

ISBN, штрих-код, обязательные экземпляры, или Особенности национальной библиографии

[ноябрь, 2022]
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев
«Зайчата и котята — объединяйтесь!», — ой! — «С наступающим Новым годом!» Художник: Андрей Коротаев

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.