КОПИРАЙТЫ: «Что хотел сказать юрист?», или Взаимосвязь договоров и копирайтов
От Музея: было очень приятно получить такой большой отклик с дополнительными вопросами читателей о заполнении в книгах блока копирайтов. Хотя общая их суть свелась к договорам: либо редакторам и создателям книг не ясны юридические тонкости договоров для верного определения, какие права охраняются и кому в итоге принадлежат, либо юристы путаются сами при составлении договоров и определении тех, у кого же по этим договорам исключительное право.
Поэтому сегодня мы разберем юридические основы, которые с некоторой вероятностью помогут вам верно определять, в каких случаях следует проставлять строки копирайта (а когда не надо) и кого именно необходимо указывать в копирайтах.
Текст: Аня Амасова
Корректор: Галя Назарова
Фотограф: Максим Егоров, СПб, 2023
К сожалению, нет возможности придумать правила на все возможные случаи из практики, особенно — если практика ошибочна и нарушает законы логики, что не редкость в условиях того хаоса, который в книгоиздании есть сейчас. Еще одна отвратительная новость: наши законы Вселенной несовершенны и не на все вопросы в принципе можно найти ответы. Поэтому расскажу об идеальной модели, действующей в современном книгоиздательском (коммерческом) мире, на которую вы все-таки можете опираться.
I. «Как по законодательству?»
При проставлении знаков охраны авторского права мы можем опираться на следующие документы:
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
2. Четвертая часть Гражданского Кодекса РФ
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса РФ»
4. 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»
5. ГОСТ Р 7.0.1-2003 «Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления»
К сожалению, эти документы не всегда согласованы между собой и предусматривают не все, а потому в иных случаях мы опираемся в большей степени на логику / здравый смысл и принятые в книгоиздательском сообществе
6. «Обычаи делового оборота».
«А может, копирайт тут вообще не нужен?»
Кстати, в большинстве случаев это действительно так: копирайт вообще не нужен. Главным образом, потому, что интеллектуальная собственность (авторское право) подлежит охране независимо от того, стоит или не стоит знак копирайта. И отчасти — потому, что далеко не все результаты интеллектуальной деятельности относятся к объектам авторского права или охраняются (а, как мы помним, копирайт — это знак именно охраны).
ПЕРВАЯ ОШИБКА, самая популярная: многие думают, что копирайт охраняет имя автора (в глобальном смысле: т. е. автора результата интеллектуальной деятельности), его право авторства. Но это не так. Право автора на имя, право авторства является неотчуждаемым и охраняется бессрочно. Само по себе. В то время как копирайт — знак охраны исключительного права, которое может как переходить из рук в руки, так и охраняется ограниченное количество времени.
Книга — объект сложносочиненный, многосоставный, то есть состоящий часто из интеллектуальной собственности многих правообладателей. Поэтому именно в книгах блок копирайтов все же необходим, но исключительно с целью доведения до сведения:
- кто именно (люди и организации) являются держателями исключительных прав на те или иные объекты, составляющие это произведение, то есть отвечает на вопрос: С КЕМ необходимо связаться для получения разрешения на публикацию фрагментов или отдельных отдельных элементов, прав на перевод и распространение за рубежом и т. д.;
- кто, в случае чего, будет выступать защитником прав в суде тех или иных элементов, входящих в Книгу.
Кроме этого, так как копирайты в профессиональном мире книгоиздания проставляются на основании действующих соглашений, именно по блоку копирайтов можно определить, является ли Книга в целом созданной с соблюдением законодательства, и понять систему договоров и взаимоотношений (о них речь пойдет чуть ниже). Не само наличие копирайтов, а именно наличие грамотной системы и логики в копирайтах позволяет сделать вывод о законности / легальности публикации и распространения на территории РФ.
Для принятия принципиального решения о необходимости проставления или непроставления знака копирайта, необходимо сначала определить три вещи:
Вопрос 1.
Относится ли произведение или какая-то его часть к объектам авторского права в принципе?
Если ответ «НЕТ»: знак копирайта не ставится.
Если ответ «ДА»:
Вопрос 2.
Подлежит ли этот объект авторского права (интеллектуальной собственности) охране?
Если ответ «НЕТ»: знак копирайта не ставится.
Если ответ «ДА»:
Вопрос 3.
Действует ли в настоящий момент на него исключительное право?
Если ответ «НЕТ»: знак копирайта не ставится.
Если ответ «ДА»: значит, у нас (в издательстве или у иной издающей организации) существуют на него договора / соглашения и мы перегоходим ко второй части: проверяем наличие соглашений и вникаем в детали.
Определяем отношение произведения к объектам авторского права и объектам охраны
Относится / охраняется => копирайт возможен | Не относится / не охраняется => копирайт не ставится |
- литературные произведения; Кроме этого: по правам |
- произведения народного творчества (фольклор); Кроме этого: по целям использования
|
Фрагмент плаката
на информационном стенде в гос. учреждении
Творческое задание: определите на основе полученных знаний, нужен ли копирайт на этом плакате или это ковид головного мозга?
Итак, допустим, вы нашли, что у вас в составе книги есть несколько объектов авторского права. Следующий шаг: понять, действует или не действует на них исключительное право, другими словами: закончился или действует срок охраны авторского права?
Исключительное право на произведение в РФ ДЕЙСТВУЕТ:
1. В течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (или последнего соавтора).
* Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения
** Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.
Важно: для публикации авторов других юрисдикций, где сроки охраны авторского права иные, для публикации в России действует законодательство России. Допустим, срок охраны авторского права в зарубежном государстве — 50 лет с даты первой публикации, после чего произведение переходит в общественное достояние и исключительное право на него не действует. При публикации в России срок охраны авторского права останется по-прежнему 70 лет после смерти автора. Как, собственно, и наоборот.
2. В течение 70 лет с даты первой публикации, если произведение было опубликовано анонимно или под псевдонимом, при этом автор не сделал достоянием общественности свое имя и однозначно определить автора невозможно. (Я с трудом представляю себе эту вероятность в существующих реалиях — однако вот так.)
Исключительное право на произведение в РФ НЕ ДЕЙСТВУЕТ:
После перехода в общественное достояние. В настоящее время существует один законный (принимаемый юристами) вариант перехода: после прекращения действия исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное.
Также общественным достоянием становится произведение, в права наследования на которое не вступили наследники (по причине отсутствия наследников или отказа от наследства) — однако это чисто теоретическая информация: никакой базы неунаследованных прав не существует, никакого государственного распоряжения неунаследованными правами не существует тоже, да и законодательство о наследовании все-таки предусматривает, что наследник может объявиться по ряду причин и позже срока наследования, так что в настоящем моменте эта часть законодательства в реальной книгоиздательской практике не применяется.
Определили? Выкинули половину копирайтов? Теперь переходим к следующему этапу: определению тех лиц (физических и юридических), что указываются в копирайтах, на основании договоров.
II. Виды договоров в книгоиздании
и логика проставления копирайтов по ним
Так как определение, что именно мы пишем в блоке копирайтов, зависит большей частью от договоров (их сути), то человеку, отвечающему за оформление этого блока (например, ответственному редактору), необходим доступ ко всем документам книги как проекта. Рассмотрим типичные случаи.
Важное предисловие об оформлении
Пояснения, какие именно права есть за копирайтом, не ставятся в одном случае: если все исключительные права принадлежат одному лицу или (что чаще) одной организации. (См. п. 4.1.2 действующего ГОСТа.) Во всех остальных случаях — понадобится их расшифровка. (Из примеров далее это неочевидно, но вы должны об этом знать.)
Если одному человеку или одной организации в многосоставном блоке копирайта принадлежат несколько охраняемых исключительных прав, перечисление оформляется через запятую. Также через запятую могут указываться и правообладатели (например, текстов, из которых составлен сборник), если право одно, а правообладателей много — они указываются в алфавите «в подбор».
Некоторые положения ГОСТа очевидно неприменимы к книгоизданию, например: «допускается не приводить знак охраны авторского права, если правообладателей 4 и больше» (п. 4.2.). Это неправда и теряется весь смысл блока копирайтов.
1. Трудовой договор (штат)
Исключительное право на объекты авторского права, создаваемые штатными сотрудниками организаций в рамках своих рабочих / должностных обязанностей по рабочему заданию, принадлежат организации в полном объеме. Это называется служебным произведением.
Никакого специального договора не заключается, так как заключен Трудовой договор между Сотрудником и Работодателем. Возможно, но не обязательно, существует отдельный документ — Рабочее задание.
= > исключительное право у Работодателя.
© ООО Издательство "Такое-то", 2023или
© Научно-исследовательский институт книгоиздания, 2026
Имя исполнителя не указывается в копирайтах, однако указывается «в титрах» издания.
Важно: то, что человек находится в штате организации, совершенно не помеха для того, чтобы организация могла заключать с ним иные договора на создание результатов интеллектуальной деятельности — ГПХ или Лицензионные. Т.е., если человек находится в штате, это не является основанием для однозначного вывода о том, что и работа была выполнена им в рамках рабочего задания: смотрите документы к проекту.
Еще важное: работодатель должен начать использование служебного произведения в течение трех лет, иначе исключительное право вернется к создателю. Кроме того, если работодатель передает права на служебное произведение третьему лицу, законодательство считает, что автор имеет право на вознаграждение (ГК РФ Ст. 1295.)
Комм.: на сегодняшний день существует забавная загвоздка с правами в случае исчезновения организации — закрытия или банкротства. Теоретически права в этих случаях «возвращаются», и это понятно в отношении несложных вещей вроде прав автора или художника, но что происходит с правами на сложносоставные объекты интеллектуальной деятельности, созданные штатными сотрудниками? Они — кому?.. Пока науке это неизвестно.
2. Договор об образовании / стажировке
Исключительное право на объекты авторского права, создаваемые студентами в рамках студенческой работы (курсовик, диплом, проект), практики, стажировки, — принадлежат в полном объеме организации, предоставляющей обучение / стажировку / практику.
Никакого специального договора не заключается, так как либо заключен Договор об образовании, либо Договор о прохождении практики. Даже если никакого договора не заключено (существует устная договоренность), практика обмена интеллектуальной деятельности (образования на результат) существует.
= > исключительное право у Учебного заведения, или Партнера учебного заведения, предоставившего стажировку, или у Организации, предоставившей практику и материалы для нее.
© Составление, оформление. СПбГУ,
ООП «Декоративно-прикладное искууство», 2023
Имя конкретного создателя не указывается в копирайтах, однако указывается «в титрах», в идеале — вместе с руководителем работы и практики. А в копирайтах можно также уточнить название кафедры или программы.
3. Договор отчуждения
Принадлежащее Лицензиару исключительное право на созданное произведение в полном объеме передается (отчуждается) Приобретателю такого права на весь срок охраны авторского права.
=> исключительное право у Приобретателя (держателя прав).
© ООО Издательство "Такое-то", 2023 г.
Примечание 1. Право автора на имя, на признание автором произведения относится к неимущественным и является неотчуждаемым. То есть с заключением договора отчуждения автором не становится кто-то другой.
Примечание 2. Договор отчуждения также предполагает возможность передачи каких-либо прав третьим лицам, в том числе по Лицензионным договорам. В случае возникновения такой ситуации, именно Приобретатель будет считаться Лицензиаром и заключать Лицензионный договор как владелец исключительного права (см. п. Лицензионный договор).
Примечание 3. Если одно юридическое лицо отчуждает права другому юридическому лицу, такой договор не может быть безвозмездным. Что несколько затрудняет, на мой взгляд, создание верных документов, когда речь идет об объекте, созданном в рамках государственной структуры и передаваемом от нее к некоммерческой организации, которая, в отличие от гос.структуры с ограниченными видами деятельности, может этими правами распорядиться.
Примечание 4. ГК РФ на счет отчуждения довольно путаный (Ст. 1291). Законодатель предполагает, что при Договоре отчуждения исключительное право переходит к Приобретателю (и может быть оговорено сохранение исключительного права за автором), а при том же действии - отчуждения - по Договору заказа исключительное право остается у автора (и может отдельным условием переходить к приобретателю). На мой взгляд, все это пока звучит нелогично.
4. Договор ГПХ / Договор заказа
Договор, при котором нет передаваемого объекта авторского права, а создатель работает над объектом «на заказ» и получает за это вознаграждение, является обычным договором гражданско-правового характера. Создатель выступает в нем Исполнителем, приобретатель — Заказчиком.
И вот тут я хочу обратить ваше внимание, что сам по себе Договор заказа не является причиной появления у Заказчика исключительных прав на созданное произведение. Важно, какой из вариантов прописан для созданного объекта.
4.1. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ — ОРГАНИЗАЦИЯ:
Либо предусмотрена передача исключительного права заказчику (и тогда правообладатель Заказчик), либо нет (и тогда правообладатель Исполнитель).
ГПХ-заказ с передачей исключительного права заказчику
=> исключительное право у Заказчика.
© ФГУП «Комитет по культурномоу развитию региона», 2023 г.
Важное примечание: Исполнитель-организация все равно остается создателем произведения, а также может распоряжаться собственным произведением, однако лишь для нужд, не совпадающих с целями заказчика, и только на условиях неисключительной лицензии.
ГПХ-заказ без передачи исключительного права заказчику
Такой договор просто несколько экономичней.
=> исключительное право у Исполнителя.
© ИП Иванов А.А., составление, макет, 2023 г.
© Распространение. ФГУП «Комитет
по культурномоу развитию региона», 2023 г.
Важное примечание: Исполнитель может распоряжаться произведением как угодно, однако и заказчик может использовать произведение в рамках своей деятельности для достижения своих целей в пределах всего срока действия исключительного права и без дополнительных выплат.
4.2. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ — САМ АВТОР:
Предусмотрены либо отчуждение исключительного права заказчику (и тогда правообладатель Заказчик), либо предоставление права использования (и тогда правообладатель Исполнитель-Лицензиар).
ГПХ-заказ с отчуждением исключительного права заказчику
Чаще всего Договор заказа с последующей передачей результата интеллектуальной деятельности вместе с исключительным правом на него (чтобы правообладателем оказался Заказчик) заключается на простые переводы, на фотографии, на подготовку макета внештатными сотрудниками. Иногда — на иллюстрации.
=> исключительное право у Заказчика.
© ФГУП «Комитет по культурномоу развитию региона», 2023 г.
ГПХ-заказ с передачей права использования произведения заказчику
Тут наш договор после создания становится Лицензионным, и на него распространяются все условия лицензионных договоров.
=> исключительное право у Исполнителя.
© Иванов А.А., составление, макет, 2023 г.
© Распространение. ФГУП «Комитет по культурномоу развитию региона», 2023 г.
5. Лицензионный договор
Самое важное: лицензия — это право использования. При НЕИСПОЛЬЗОВАНИИ прав — неиспользуемые права возвращаются к автору, а договор может быть расторгунт без возмещения убытков издателю, какой бы ни была лицензия и на какой бы срок ни была заключена.
бывает двух видов: исключительный / неисключительный
(обычно указывается в заголовке)
ВТОРАЯ ОШИБКА: определение исключительного права по названию вида лицензии. Слово «исключительная» / «неисключительная» в заголовке лицензии не имеет ничего общего с «исключительным правом»! Здесь говорится об исключительном / неисключительном использовании (без права передачи автором аналогичных прав кому-то еще или с правом передачи) в соответствии с условиями договора. Фонетическая однотипность понятий «исключительная лицензия» и «исключительное право» создает самую частую путаницу в головах не только авторов, но и юристов. Еще раз: нет! Ислюкчительная лицензия вообще ни разу не про переход исключительного права!
2.1. Лицензиар — частное лицо, сам создатель
Лицензиар предоставляет Лицензиату право использования в некотором объеме и на ограниченный срок своего произведения.
=> исключительное право по-прежнему у Лицензиара.
Однако и Лицензиат на это время становится защитником произведения и добавляет свою интеллектуальную работу — например, редакционно-издательский процесс. Практика такова, что в этом случае указываются принадлежащие издательству право на оформление.
© Чеширский К.И., текст, предисловие, иллюстрации, 2023 г.
© Оформление. ООО Издательство «Такое-то», 2023 г.
2.2. Правообладатель — организация (реже — ИП или частное лицо, не являющееся создателем)
Если текст, иллюстрации, иные объекты охраняемых авторских прав были ранее:
- переданы по договору отчуждения в пользу какой-то организации,
- были созданы штатными сотрудниками какой-либо организации в рамках рабочих задач,
- созданы по договору заказа с каким-либо предприятием с переходом исключительного права (отчуждением) к предприятию,
- созданы по учебному договору,
то с издателем также заключается Лицензионный договор, сама организация выступает Лицензиаром, а оформление будет, например, таким:
© ФГУП «Центр складирования прав», текст, иллюстрации, 2023 г.
© ПАО «ФотоБанк», фотографии, 2023 г.
© Оформление. ООО Издательство «Такое-то», 2023 г.
2.3. Правообладатель — наследник автора
Чаще всего унаследованное исключительное право подлежит передаче к использованию по лицензионному соглашению. В этом случае важно, что в договорах пишут приблизительно следующее: «Гражданин Пупкин Д. А., наследник 1/2 права на произведение автора Высокого И. П., а также Гражданка Пупкина А. Д., наследник 1/2 права на произведение автора Высокого И. П., далее именуемые — Лицензиары...», в то время как в копирайтах отражаются не семейство Пупкиных, а имя Автора:
© Высокий И. П., наследники, 2023 г.
6. Сублицензионный договор
Суб — от приставки sub — означает «под», то есть сублицензия выдается держателем Лицензии (если в его лицензионном соглашении предусмотрено право передачи третьим лицам). Здесь Лицензиат предоставляет Сублицензиату право использования в некотором объеме (входящем в состав имеющегося объема у самого Лицензиата) и на ограниченный срок произведение, правом использования которого он распоряжается (включая право передачи третьим лицам). Это те случаи, когда Лицензиату перешли права по Лицензионному договору или по некоторым видам Договоров заказа (ГПХ) — без передачи исключительного права / с предоставлением права использования.
Важно! Лицензиат по-прежнему остается всего лишь Лицензиатом! То, что он заключает Лицензионное соглашение от другой стороны, не делает его обладателем исключительного права и не дает права именоваться лицензиаром или правообладателем.
В практике таковы отношения при заключении большинства зарубежных договоров, при сотрудничестве по ко-идишнс (когда несколько издающих организаций объединяются для достижения общего результата и требуется передача прав для создания, например, производного произведения — кино, спектакля, аудиоспектакля). Также встречается передача прав от одного частного лица какому-либо частному лицу или организации, которые, в свою очередь, находят издательство для публикации, выступая Лицензиатами.
=> иключительное право остается у Лицензиара.
Однако и Лицензиат, и Сублицензиат на это время становятся участниками юридических отношений, защитниками авторского права и создателями собственных защищаемых прав.
Примечание по годам: здесь логичнее указывать срок действия Лицензионного договора (с какого по какой срок действует соглашение между Лицензиатом и Лицензиаром), но это лишь существующая международная теория, а практика не распространена в РФ. Кроме того, в зарубежных лицензиях диктуют написание строк оформления копирайтов зарубежные издательства, и тут уже не отступить: как попросили указать, так и пишем.
Text copyright © Willy Willy, 2023
Artwork copyright © Artist Daniloff, 2023
© Publishing House RANDOM, 2018
© Издание на русском языке, оформление,
перевод. ООО Издательство «Такое-то», 2023
или
© ФГУП «Подземка», 2021-2038
© Пупкин В. Т., текст, 2023
© Оформление. ИП Ганнибал А. П., 2024
Что конкретно пишется в копирайтах зарубежных правообладателей и держателей прав, обычно указывается и согласовывается в договоре и даже особо выделяется.
7. Разрешения Музея, Архива и т. д.
Выдаются Музеями и Архивами (как в письменной, так и в устной форме), могут быть Договорами или Разрешениями. Тут многие путаются, аппелируя к «общественному достоянию» и к «автору, который давно умер». Но для Музеев существует отдельный закон 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», и в соответствии с ним предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью и охраняются государством. А решения относительно разрешений на публикацию — дело Главного Хранителя (или директора Музея). Собственно, взаимоувязки в законодательстве для объектов интеллектуальной собственности граждан и объектов интеллектуальной собственности, находящихся в распоряжении государства, пока не существует, поэтому пользуемся здравым смыслом.
=> Исключительное право принадлежит Музею.
© СПбМТиМИ, фотографии, эскизы, 2023
И далее — присовокупляются все иные копирайты на другие интеллектуальные объекты.
______________
Вот мы, собственно, и рассмотрели все основные случаи, существующие в живой природе, сиречь — в реальной практике.
Во всех остальных случаях я бы рекомендовала пользоваться здравым смыслом и вот этими теоретическими сведениями.
Кстати, легко запомнить окончания Лицензиара и Лицензиата, если подставлять слово «автор». (Лицензиар - это всегда владелец исключительных прав, и чаще всего это автор.) И лицензиар, и автор оканчиваются на букву Р!
[май, 2023]